Главные вкладки

    Викторина по однодольным и двудольным растениям
    учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

    Гирфанова Лилия Ильдаровна

    Викторина

     

    Конкурс 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»

    На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:

    1) сетчатое;

    2) мочковатая;

    3) крестоцветные, розоцветные, пасленовые;

    4) одна семядоля;

    5) злаковые, лилейные;

    6) две семядоли;

    7) параллельное или дуговое;

    8) стержневая.

            Каждая группа имеют набор цифр от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

    Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных — .... У двудольных зародыш семени имеет ... , а у однодольных — .... У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных — ... . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных —...».
    Ответ: 2. 8. 6. 4. 7. 1. 3. 5.

    За каждое правильно вставленное слово жюри присуждает группе 1 балл (максимальное количество баллов за этот конкурс – 8)

            Конкурс 2. «Найди ошибку»

    Перед каждым участником лежит пронумерованный конверт, в котором находятся карточки со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако схемы эти содержат ошибки. Задача ребят — найти ошибки и нарисовать схему правильно. Приведем для примера одну такую схему и правильный ответ.

     

    Схема:

    Царство: Растения

    Тип: Покрытосеменные
    Класс: Однодольные
    Род: Шиповник
    Семейство: Розоцветные
    Вид: Шиповник коричный

    Ответ:

    Царство: Растения

    Тип: Покрытосеменные
    Класс: Двудольные
    Семейство: Розоцветные

    Род: Шиповник

    Вид: Шиповник коричный

     

            Данная работа выполняется каждым учащимся самостоятельно, затем учитель собирает карточки и сдаёт в жюри. На карточке помимо фамилии учащийся указывает номер своей группы. За правильно выполненное задание каждому учащемуся присуждается по 1 баллу, затем баллы суммируются и добавляются к баллам, заработанным командой в первом конкурсе. После подведения итогов жюри озвучивает предварительный результат.

     

            Конкурс 3. «Знаете ли вы признаки семейств растений?»

            Каждая группа учащихся получает карточку, расчерченную на 6 клеток, в каждой из них написано название одного из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, злаковые, бобовые, лилейные.

            Учитель называет цифру и зачитывает признаки, а ребята совещаются и вписывают соответствующую цифру в прямоугольник с соответствующим названием семейства.

    1. Плод — зерновка.- злаковые

    2. Цветок   имеет   один   пестик   и   шесть   тычинок   одинаковой
    величины.- лилейные

    3. В цветке — один пестик и шесть тычинок,  из которых две короткие и четыре длинные - крестоцветные

    4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.- лилейные

    5. Плод—ягода или коробочка.- пасленовые

    6.Листья  длинные   с  параллельным  жилкованием   и  длинным влагалищем.- злаковые

    7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок (бобовые).

    8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.- пасленовые

    9. Плод — стручок или стручочек.- крестоцветные

    10. Стебель—соломина с узлами.- злаковые

    11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.- злаковые

    12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.- розоцветные

    13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.- пасленовые

    14. Соцветие—кисть.- крестоцветные

    15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.- розоцветные

    16. Мелкие цветки собраны в соцветия—колоски, которые, в свою
    очередь, соединяются в более сложные соцветия.-злаковые

    17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех
    лепестков.- крестоцветные

    18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные
    с прилистниками (бобовые).

    19. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.- лилейные

    20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.- пасленовые

     

     

    Ответ:

    крестоцветные

    розоцветные

    пасленовые

    злаковые

    бобовые

    лилейные

    3, 9, 14, 17

    12, 15

    5, 8, 13, 20

    1, 6, 10, 11, 16

    7, 18

    2, 4, 19

            

    Карточки сдаются членам жюри для подведения итогов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (максимум – 20 баллов)

            

    Конкурс 4. «Четвертый лишний»

            Каждая группа получает по 4 гербарных листа, прикрепленных скрепками к листкам бумаги. Необходимо сравнить растения и выделить среди них одно, которое по признакам отличается от трех остальных.

     

    Конкурс 5. «Кто больше?»

    По одному ученику из каждой группы становятся в круг. Им объявляется название семейства. Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Начинаем мы играть!

    Ну-ка, думай, вспоминай

    И растенья называй!

    Затем останавливаются и называют растения предложенного семейства. Кто промолчит более 3 секунд или допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется один участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений нельзя.

    Конкурс 6. «Аи, болит!»

            Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о растениях на практике. Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен.  Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

            Возможные ответы:

            1 группа — хорошее средство от кашля — редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть   и плотной бумагой и оставить на 3- 4 ч.Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3- 4 раза в день до еды.

            2 группа  -  при простудных  заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 мин, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

            3 группа - рекомендуем вдыхание пара,  получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

            4 группа - в качестве потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем  использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 г корневищ, заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают    10-12 ч.

            5 группа - если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 10 мин 3- 4 раза в день.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon viktorina.ppt761 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ВИКТОРИНА

    Слайд 2

    Конкурс1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?» СЕТЧАТОЕ МОЧКОВАТАЯ КРЕСТОЦВЕТНЫЕ, РОЗОЦВЕТНЫЕ, ПАСЛЁНОВЫЕ ОДНА СЕМЯДОЛЯ ЗЛАКОВЫЕ, ЛИЛЕЙНЫЕ ДВЕ СЕМЯДОЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ИЛИ ДУГОВОЕ СТЕРЖНЕВАЯ

    Слайд 3

    Конкурс 2. «НАЙДИ ОШИБКУ»

    Слайд 4

    Конкурс 3. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИЗНАКИ СЕМЕЙСТВ РАСТЕНИЙ?» Плод — зерновка 2.Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой величины 3. В цветке — один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные 4. Многолетние растения с луковицами или корневищами

    Слайд 5

    5. Плод—ягода или коробочка 6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок 7. Цветок имеет один пестик и пять тычинок 8. Плод — стручок или стручочек

    Слайд 6

    9. Стебель—соломина с узлами 10. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик 11. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков 12. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков 13. Соцветие—кисть 14. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков .

    Слайд 7

    15. Мелкие цветки собраны в соцветия—колоски, которые, в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия 16. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков 17. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками 18. Околоцветник простой, состоит из шести листочков 19. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков

    Слайд 8

    Конкурс 4. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Слайд 12

    Конкурс 5. «КТО БОЛЬШЕ?»

    Слайд 13

    Конкурс 6. «АЙ,БОЛИТ!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок строение семян однодольных и двудольных.

    Цель данного урокаПознакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;Сформировать представления о значении семян в жизни растений;Продолжить формирование навыков ...

    Семя однодольных и двудольных растений

    «Семя однодольных и двудольных растений».При работе с детьми моего класса я заметила, что школьники из всего школьного меню прежде всего заказывают ту еду, которая является сладкой: булочки, йогурты, ...

    Проверочная работа по теме "Однодольные и Двудольные растения"

    Проверочная работа проводится после изучения  §16 по учебнику Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Р...

    Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

    Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

    Лабораторная работа: Признаки Однодольных и Двудольных растений

    Материал для проведения Лабораторной работы № 8 по теме: "Признаки Однодольных и двудольных растений" в 7 классе по линии УМК СФЕРЫ...

    Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

    Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...