методическая разработка городского экологического конкурса "Тропинка" 2013г
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

методическая разработка содержит все этапы конкурса юных экологов "тропинка".Может быть использована для подготовки детей к экологическим конкурсам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropinka.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тропинка»

Городской конкурс юных экологов -2013год

 

Я живу на красивой планете

Под названием добрым Земля

Я закаты люблю и рассветы

И пригорки люблю и поля

Я люблю серебристые росы,

И туманы над светлой водой

Приглушенные краски под осень

И с небес звездопад золотой

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю,

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою

Дорогие ребята мы собрались на традиционный городской конкурс юных экологов «Тропинка» . Наш конкурс состоит из 6 этапов: К тайнам природы, Живые барометры, Грибное местечко, Заветная полянка, Войди в природу другом, Культурный ландшафт.

Жюри нашего конкурса:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Предлагаю каждой команде представиться(название, девиз команды)

Представление команды

1этап: К тайнам природы

1 задание. Работа с тестом.(1 участник)

2 задание. Млекопитающие

Задания по слайдам:(сурок-байбак, белка, бобр, бурундук, хомячок Эверсманна, большой тушканчик)  

  1. Что объединяет большинство всех представленных на слайде животных ( отряд, грызуны)
  2. Назовите  лишнего животного (выдра). Где обитает это животное и чем питается?
  3. Назовите  животных,   занесённых в Красную книгу Челябинской области.
  4. Назовите  оставшихся на слайде  животных.

Птицы

Задания по слайдам 1 слайд ( поползень, пищуха, дятел)

  1. Назовите данных птиц. Что объединяет этих птиц?

2 слайд (ласточка, синица, сова; кукушка, ворона,  сорока; голубь, грач, сойка)

  1. В каждой из трёх пар лишняя птица - улетающая, не зимующая с нами, назовите этих птиц.

 Насекомые ( майский хрущ, короед-типограф, капустная белянка; божья коровка семиточечная, жужжелица красотел, стрекоза большое коромысло ;  шмель степной, пчела медоносная, дневной павлиний глаз)

  1. Всех предложенных насекомых назовите и  разделите на три группы , исходя из того какую роль в природе они выполняют . Напротив каждой группы насекомых укажите роль в природе.

Рыбы (карась, чебак, щука, окунь, ёрш, судак)

  1.  Назовите  представленных рыб и разделите их на две группы – хищные и травоядные

Травы ( душица обыкновенная, зверобой продырявленный,  крапива двудомная, ковыль красивейший, полынь горькая, рогоз широколистный , тростник обыкновенный , осока двудомная)

  1. Напишите названия растений, укажите их местообитание – лес, степь, водоём, жилище человека.

Деревья  Предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки записать на листочек.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).

Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году. (Ель)

Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (Черемуха)

Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

Хоть не плохо я одета,
Бьет озноб меня всегда,
И весной, и жарким летом
Вся дрожу как в холода. (Осина)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (Клен).

То ли с крыши, то ли с неба,
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер –дождевик
У каких деревьев листья
Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

У маленькой елочки
Колкие иголочки

Шарики синие,
Словно бы в инее. (Можжевельник).

Есть сережки, но не девчонка.
Есть шишки, но не сосенка.
А живет в низинке
Около лощинки. (Ольха).

3 задание  Перед вами конвертик. В конвертике растения и животные , принадлежащие к двум разным биогеоценозам. Подумайте и разделите представленные организмы на два разных биогеценоза, какие это биогеоценозы?

  1. Ёж ушастый, лисица-корсак, мышь малютка,  орёл степной, ковыль , ячмень гривастый, дыбка степная(степь)
  2. Калужница , камыш, гладыш, стрекоза, дафния, черноголовый хохотун, кулик.(водоём)

2 Этап конкурса «Живые барометры» Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств. Такая способность зеленых «детей солнца» объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.

      Перед вами растения – барометры.( акация, вьюнок, кислица, клевер, одуванчик, звездчатка)

  1. Назовите  растения. Укажите, как они реагируют на изменение погоды.

3 этап конкурса «Грибное местечко»

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём…

Настоящее лесное чудо – это грибы, каких только не увидишь грибов в лесу. Грибы –это ведь целое царство и даже есть наука, занимающаяся только грибами –микология.

1 задание «Найди соседа»  Микориза –симбиотическое взаимоотношение между грибами и высшими растениями. Распределите грибы возле деревьев соответственно их взаимосвязи .( деревья- ель, сосна, берёза, дуб, осина; грибы-  груздь, белый, подберёзовик, маслёнок, подосиновик)

2 задание: на слайде ( бледная поганка, мухомор, лисички, сыроежки)

  1. Назовите гриб- самый ядовитый .
  2. Какой ядовитый гриб поедают лоси и другие копытные животные, уточните почему.
  3. Назовите съедобные грибы, представленные на слайде.          

3 задание : Вам даётся время, сформулируйте основные правила настоящего грибника, которые необходимо учитывать при сборе и консервировании грибов.

Не собирай старые грибы;

Не бери грибы вблизи промышленных предприятий и дорог;

Бери грибы, не нарушая грибницу;

Не уничтожай ядовитые и старые грибы;

Если не знаешь гриб, не бери его;

Обрабатывай грибы сразу, как придёшь из лесу

Не консервируй грибы в герметически закрытой посуде.

4 этап конкурса «Заветная полянка»

1 задание . Конкурсанты получают карточки с названием особоохраняемых территорий Челябинской области, напротив каждого названия  необходимо написать  разновидность  ООТ.

Ильменский                       заповедник

Таганай-                             национальный  парк

Луковая поляна-                ботанический памятник природы

Аркаим –                           заповедник

Зюраткуль –                      национальный парк

Карагайский бор –          ботанический памятник природы.

Озеро Уфимское –           гидрологический памятник природы

Восточно-Уральский        заповедник

2 задание
Кто-то разбросал названия растений и животных из Красной книги Челябинской области.
Кудрявый пеликан, речная выдра, медянка обыкновенная, касатик(ирис) сизоватый, росянка английская, венерин башмачок пятнистый.


Задание:   расставь названия под рисунками.








1.


2.


3.








4.


5.


6.


Подсказка


Кудрявый башмачок


Выдра английская


Венерин пеликан пятнистый


Медянка (ирис) сизоватая


Касатик обыкновенный


Росянка речная

Задание 3 Получите карточки –задания, 1 минуту вам на обдумывание, назовите основные причины снижения  численности данных видов.

Любка двулистная, дыбка степная, венерин башмачок, жук Носорог, Махаон, Ковыль перистый.

5 этап  «Войди в природу другом»

Я думаю. Что все собравшиеся здесь вы - ребята настоящие друзья природы, те , кто хорошо знает природу, хорошо знает и может объяснить поговорки и пословицы , связанные с живой природой, ведь возникли они в народе не случайно, а после долгих,  столетиями проверяемых наблюдений. Как говорится: Без угла дом не строится , без пословицы речь не молвится.

Задание: Кто быстрее и правильнее составит поговорки предварительно разрезанные пополам.

Осина и                                                   без ветра шумит.

Кто с дерева кору снимает,                   тот его убивает

Без корня и                                             полынь не растёт

Всяк кулик                                              своё болото хвалит

Всякая птица                                          свои песни поёт

Ласточка день начинает ,                      а соловей кончает

Здоровое дерево                                     дятел не долбит

6 этап «Культурный ландшафт»

Ребята, назовите искусственные экосистемы.(парк, пруд, поле)

Я вам предлагаю сейчас прочитать рассказ и найти в нём названия шести злаковых растений, которые высевают люди на полях.

Хвастун

 Витек жил на реке и управлялся с лодкой легко. Весла в его руках двигались - одно загляденье. Как-то приехал к нему из Орла двоюродный брат. Был он ершист и горяч.
- Меньше чем за две минуты переплыву я эту реку на лодке,- сразу стал хвастать он. –Давай на спор!- И с силой оттолкнулся веслом от берега.
- Не т
рожь лодку!- крикнул Витек. – На камни напорешься.
Но брата охватил азарт, как в и
гре.
-
Чихал я на них!- со смехом отвечал он.
- Давай назад! Слышишь?..
- Слышу. Только не проведешь меня на такой ла
пше. Ни царь, ни черт не остановят меня!
Тем временем быстрое течение развернуло лодку и понесло на камни. Тут же забыл хвастун
про собственные слова о двух минутах и стал звать на помощь. Выручил его Витек на другой лодке: успел подплыть и зацепить багром.

Ответы: Овес. Рожь. Ячмень. Гречиха. Пшеница. Просо.

На этом все этапы конкурса завершены. Жюри подводит итоги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка городского конкурса "Ученик года"

Данный материал содержит детальный сценарий городского конкурса "Ученик года"...

Методическая разработка "Нарушение экологического равновесия гидросферы"

Содержание:Стр.Глава I.Нарушение экологического равновесия гидросферы……………………………2ЦелиЗадачиАктуальностьИзменение состава гидросферы (водной среды)…………………………………3Заключение………………………………………………………………………......

Методическая разработка "Нарушение экологического равновесия гидросферы"

Содержание:Стр.Глава I.Нарушение экологического равновесия гидросферы……………………………2ЦелиЗадачиАктуальностьИзменение состава гидросферы (водной среды)…………………………………3Заключение………………………………………………………………………......

Методическая разработка урока "Экологические проблемы"

Презентация и конспект урока по теме "Экология". Данный  урок может быть использован для прохождения программы по УМК 10 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, а также ...

Методическая разработка "Городское ориентирование" по теме: "исторические здания города"

Данная методическая разработка составлена в рамках программы "Знай и люби свой край"...

Методическая разработка городской героико-патриотической акции "Их именами названы улицы"

Методическая разработка городской героико-патриотической акции "Их именами названы улицы" в рамках Дня единых действий 9 декабря...

Методическая разработка городского праздника «День птиц»

Вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность, расширение знаний о многообразии и значении птиц родного края, вовлечение в исследовательскую деятельность....