ЗООЛОГИЯ: "Характеристика простейших"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Шиян Наталья Федеровна

В  данной работе информация о амебе, эвглене зеленой и инфузории-туфельке представлена в виде татаблицы.  При таком изложении материала, учащимся легче сравнивать этих животных и находить черты сходства и отличия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakteristika_prosteyshikh.docx843.64 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ

СИСТЕМА

АМЕБА

ЭВГЛЕНА- ЗЕЛЕНАЯ

ИНФУЗОРИЯ-ТУФЕЛЬКА

СТРОЕНИЕ

0,2-0,5 мм, тонкая оболочка, нет постоянной формы тела.  Имеет выпячивание тела – ложноножки. Внутри находятся – ядро, цитоплазма, пищеварительная и сократительная вакуоль

Тело  эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплён, а задний заострен. Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг ее тела оболочку. Форма  тела эвглены мало изменяется при движении. На переднем конце тела находится тонкий нитевидный вырост цитоплазмы — жгутик.  В теле на переднем конце находится красный светочувствительный глазок, 20 хлоропоастов, ядро, сократительная вакуоль и зерна запаса питательных веществ.

Тело ее вытянуто и внешне напоминает туфельку-лодочку: передний конец более узкий. Все тело инфузории покрыто ресничками, их примерно 10—15 тысяч. У инфузории-туфельки имеются два ядра: большое и малое.Большое ядро регулирует все жизненные процессы, маленькое — играет важную роль в размножении туфельки. Две сокоатительные вакуоли, множество пищеварительных вакуолей, на внутренней стороне расположен рот. На переднем конце, отверстие – порошица.

ДВИЖЕНИЕ

Передвигается за счет перетекания цитоплазмы

Эвглена вращает жгутиком, как бы ввинчиваясь в воду, и благодаря этому плывет тупым концом вперед.

Совершая ресничками волнообразные движения, туфелька передвигается (плывёт тупым концом вперёд

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Ложноножками обхватывает пищевой комок и образуется пищеварительная вакуоль. Происходит переваривание и всасывание питательных веществ, а затем во время перетекания все непереваренные остатки выбрасывается во внешнюю среду

В хлоропластах находится хлорофилл. Питается эвглена на свету, как зеленые растения, строя свое тело из органических веществ, образующихся на свету путем фотосинтеза. В цитоплазме скапливаются мелкие зернышки запасного питательного вещества.  Если поместить эвглену на длительное время в темноту, хлорофилл у нее исчезает, она становится бесцветной. Вследствие этого фотосинтез прекращается, и эвглена начинает усваивать растворенные органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.  Эвглена может питаться двумя различными способами: на свету - как зеленые растения, в темноте - как животные, усваивая готовые органические вещества.

Питается инфузория бактериями, водорослями и некоторыми простейшими. С помощью колебаний ресничек пища попадает в ротовое отверстие, затем — в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли, они движутся по всему телу , происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки удаляются через особый орган — порошицу.

ДЫХАНИЕ

Через всю оболочку тела в клетку поступает кислорода, а из организма в среду- углекислый газ (газообмен)

ВЫДЕЛЕНИЕ

Вредные, ядовитые вещества растворенные в воде удаляются через сократительную вакуоль

РАЗМНОЖЕНИЕ

Делением клетки пополам

Продольное деление клетки пополам

Размножается и бесполым путем (поперечным делением надвое) и половым (путем конъюгации).

РАЗДРАЖЕНИЕ

Раздражимость – свойство всех живых организмов отвечать на действия раздражителей – света, тепла, влаги, химических веществ, механических воздействий. Благодаря раздражимости одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий, находят пищу, особей своего года.

Если в каплю воды, где находятся амеба, поместить кристалл соли, то амеба сжимается.

        

У  эвглены имеется ярко-красный чувствительный к свету глазок. Эвглена всегда плывет к освещенной части водоема, где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны.

Инфузории-туфельки собираются к скоплениями бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ, но уплывают от такого раздражителя, как поваренная соль.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ

Осенью при наступлении холодов амёба, эвглена зеленая  и инфузория туфелька перестают питаться, тело их становится округлым, на его поверхности выделяется плотная защитная оболочка - образуется циста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...

Стихотворение "Просто девочки, просто мальчики"

Год 2002. Мой первый выпуск. Мой замечательный 11 «Б»! Я взяла их в 5 классе и все десять лет школьной жизни старалась быть им не только хорошим учителем, но и другом. На выпускном прочитала сти...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена

УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка  к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...

«Простые числа. Разложение числа на простые множители»

Разработка урока математики в 6 классе с использованием ЦИОР, соответствут требованиям ФГОС второго поколения....

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...