Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)
тест по биологии (7 класс) по теме

Белоногова Ирина Сергеевна

Готовые тестовые задания.

По темам:

1. Простейшие

2. Кишечнополостные

3. Кольчатые черви

4. Круглые черви

5. Плоские черви

Ответы прилагаються. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosteyshie.doc791.5 КБ
Microsoft Office document icon kishechnopolostnye.doc383.5 КБ
Microsoft Office document icon kolchatye_chervi.doc459.5 КБ
Microsoft Office document icon kruglye_chervi.doc251 КБ
Microsoft Office document icon ploskie_chervi.doc994.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 2. Животные

Тема: Подцарство Простейшие (Protozoa)

Задание 1. «Характеристика простейших»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Среды обитания простейших – (_), (_), (_) и (_).
  2. Тело простейших представлено (_), но встречаются и (_).
  3. Простейших насчитывается (_) видов.
  4. К колониальным формам относятся (_), (_) и (_).
  5. Количество ядер в клетках простейших – (_), (_) или (_).
  6. Наружная мембрана может образовывать эластичную и прочную клеточную стенку – (_).
  7. Наружный слой цитоплазмы – (_), внутренний – (_).
  8. По типу питания простейшие делятся на (_) и (_).
  9. Выделение и осморегуляция простейших осуществляется с помощью (_).
  10. При неблагоприятных условиях многие простейшие образуют (_).
  11. Бесполое размножение простейших осуществляется с помощью (_) или (_).
  12. Половое размножение простейших осуществляется с помощью (_) или (_).
  13. Ответная реакция на раздражение осуществляется с помощью (_).

Задание 2. «Саркодовые»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. К какому типу, подтипу и классу относится амеба?
  2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?
  3. Какие органоиды отвечают за движение амебы.
  4. Какой органоид отвечает за пищеварение?
  5. Как дышит амеба?
  6. Какой органоид отвечает за выделение из клетки воды с растворенными в ней вредными веществами?
  7. Как амеба может переносить неблагоприятные условия?
  8. Как размножается амеба?
  9. Какие саркодовые могут иметь внешний или внутренний скелет?
  10. Какие саркодовые могут паразитировать в человеке?

Задание 3. «Растительные жгутиконосцы»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?
  2. Какими двумя способами питается эвглена?
  3. К какому типу и классу относится эвглена?
  4. Как размножается эвглена?
  5. Что представляет собой вольвокс?
  6. Какие клетки различаются в колонии вольвокса?
  7. Как осуществляется бесполое размножение вольвокса?
  8. Как осуществляется половое размножение вольвокса?

Задание 4. «Животные жгутиконосцы»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

А – сонная болезнь; Б – пендинская язва.

  1. Каково систематическое положение животных жгутиконосцев?
  2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 6?
  3. Кто является возбудителем и переносчиком сонной болезни (А)?
  4. Кто является возбудителем и переносчиком кожного лейшманиоза (Б)?
  5. Как происходит заражение лямблией и где она паразитирует (5)?
  6. Какое заболевание у человека вызывает трихомонада влагалищная (6)?
  7. Какие заболевания называются трансмиссивными?

Задание 5. «Класс Жгутиконосцы»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Какие простейшие относятся к растительным жгутиконосцам?

  1. Эвглена зеленая.                                5. Трипаносома.
  2. Амеба протей.                                6. Лейшмания.
  3. Дизентерийная амеба.                        7. Гониум.
  4. Вольвокс.                                        8. Пандорина.

**Тест 2. Какие простейшие относятся к животным жгутиконосцам?

  1. Эвглена зеленая.                                5. Трипаносома.
  2. Амеба протей.                                6. Лейшмания.
  3. Дизентерийная амеба.                        7. Гониум.
  4. Вольвокс.                                        8. Пандорина.

**Тест 3. Какие органоиды характерны для эвглены, но отсутствуют у амебы?

  1. Ядро.                                                5. Жгутик.
  2. Сократительная вакуоль.                        6. Пелликула.
  3. Стигма.                                        7. Клеточный рот.
  4. Хлоропласты.                                8. Клеточная глотка.

Тест 4. Как дышит эвглена зеленая?

  1. Клеточной глоткой.
  2. Клеточными жабрами.
  3. Клеточными легкими.
  4. Всей поверхностью тела.

Тест 5. Как размножается эвглена зеленая?

  1. Делением тела поперек.
  2. Продольным делением тела.
  3. Возможно и продольное и поперечное деление.
  4. В благоприятных условиях – бесполое размножение, в неблагоприятных – половое.

Тест 6. У какого простейшего известно половое размножение?

  1. У амебы.
  2. У вольвокса.
  3. У эвглены.
  4. У простейших животных не известно половое размножение.

Тест 7. Какой признак сближает вольвокс с многоклеточными животными?

  1. Таких признаков нет.
  2. Число клеток в колонии вольвокса может достигать 60 тыс.
  3. Наличие двух жгутиков в каждой клетке.
  4. Различные типы зооидов – вегетативные и генеративные.

Тест 8. Какие животные жгутиконосцы вызывают болезнь кожи – пендинскую язву?

  1. Мухи цеце.
  2. Трипаносомы.
  3. Москиты.
  4. Лейшмании.

Тест 9. Какие животные жгутиконосцы вызывают сонную болезнь?

  1. Мухи цеце.
  2. Трипаносомы.
  3. Москиты.
  4. Лейшмании.

Задание 6. «Инфузория туфелька»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
  2. С помощью каких органоидов движется инфузория туфелька?
  3. Через какой органоид инфузория туфелька поглощает питательные вещества?
  4. Через какой органоид инфузория туфелька выводит непереваренные вещества?
  5. Сколько сократительных вакуолей у инфузории туфельки?
  6. Сколько ядер у инфузории туфельки?
  7. Каков набор хромосом в ядрах инфузории туфельки?
  8. К какому типу относится инфузория туфелька?

Задание 7. «Размножение
инфузории туфельки»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие типы размножения инфузории туфельки изображены на рисунке?
  2. Каковы особенности размножения инфузории, изображенной на рис. А?
  3. Что происходит с инфузориями на этапах деления, обозначенных цифрами 1 – 9?

Задание 8. «Тип Апикомплекcы (Apicomplexa), класс Споровики, Малярийный плазмодий»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Сделайте подписи к рисунку.
  2. Кто является окончательным и промежуточным хозяином малярийного плазмодия?

Задание 9. «Многообразие простейших»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие простейшие обозначены на рисунке цифрами 1 – 10?
  2. Каково систематическое положение этих простейших?

Задание 10. «Зачет. Подцарство Простейшие (Protozoa)

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Каковы размеры инфузории-туфельки, амебы протея, эвглены зеленой?
  2. С помощью каких органоидов пища захватывается инфузорией туфелькой?
  3. Каков хромосомный набор макронуклеуса и микронуклеуса инфузории?
  4. Какой тип деления характерен для микро и макронуклеусов?
  5. За какие функции отвечает макронуклеус? Микронуклеус?
  6. Каким образом удаляются непереваренные остатки пищи, и регулируется осмотическое давление инфузории?
  7. Как называется процесс обмена генетическим материалом между инфузориями?
  8. Как происходит бесполое размножение инфузории?
  9. Какие органоиды передвижения и защиты имеются у инфузории?
  10. Какая инфузория может паразитировать в толстом кишечнике человека?
  11. Какие заболевания называются трансмиссивными?
  12. На какой стадии развития происходит заражение человека малярийным плазмодием?
  13. Как называется стадия развития малярийного плазмодия, происходящая в клетках печени?
  14. Как называется стадия развития малярийного плазмодия, происходящая в эритроцитах?
  15. С какой стадией жизненного цикла плазмодия связаны приступы лихорадки?
  16. На какой стадии возбудитель может попасть в организм окончательного хозяина?
  17. Где происходит спорогония?

Задание 11. ««Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Миксотрофный тип питания. 2. Таксисы. 3. Инцистирование. 4. Трансмиссивное заболевание. 5. Конъюгация. 6. Шизогония. 7. Промежуточный хозяин. 8. Окончательный хозяин.


Ответы:

Задание 1. 1. Моря, пресные воды, влажная почва, живые организмы. 2. Одной клеткой; колониальные формы. 3. Около 40 тыс. видов. 4. Вольвокс, гониум, эвдорина, пандорина. 5. Одно, два или несколько. 6. Пелликулу. 7. Эктоплазма, более светлая и плотная; эндоплазма, более зернистая. 8. Гетеротрофов и миксотрофов. 9. Сократительных вакуолей. 10. Цисту. 11. Бинарного митотического деления; шизогонии, множественного деления. 12. Образования и слияния гамет; конъюгации. 13. Таксисов, движения в ответ на раздражение.

 Задание 1. 1. Тип Простейшие, подтип Корнежгутиковые, класс Саркодовые. 2. 1 – цитоплазматическая мембрана; 2 – эктоплазма; 3 – эндоплазма; 4 – ядро; 5 – захват пищевых частиц, фагоцитоз; 6 – сократительная вакуоль; 7 – пищеварительная вакуоль. 3. Ложноножки. 4. Пищеварительная вакуоль. 5. Всей поверхностью тела. 6. Сократительная вакуоль. 7. С помощью инцистирования. 8. Бесполое размножение, бинарное деление. 9. Раковинные амебы, фораминиферы, радиолярии, некоторые солнечники. 10. Дизентерийная амеба.

Задание 2. 1. Корнежгутиковые, Саркодовые. 2. Не превышают 0,5 мм. 3. Ложноножек. 4. Поверхность тела. 5. Сократительной вакуоли. 6. Цисту. 7. Бесполое, делением пополам. 8. Раздражимостью. 9. Раковинные амебы, фораминиферы, радиолярии. 10. Толстом кишечнике.

Задание 3. 1. 1 – пелликула; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – хроматофоры; 5 – сократительная вакуоль; 6 – стигма; 7 – жгутик; 8 – колония вольвокса; 9 – дочерние колонии; 10 – отдельные особи, зооиды. 2. В темноте – готовыми органическими веществами, на свету за счет фотосинтеза. 3. Тип Корнежгутиковые, класс Жгутиковые. 4. Продольным делением пополам. 5. Колония растительных жгутиконосцев. 6. Вегетативные и генеративные зооиды. 7. Генеративные зооиды погружаются внутрь колонии и митотически делятся, образуя дочерние колонии. Материнская колония разрушается, а дочерние начинают самостоятельное существование. 8. Осенью генеративные зооиды образуют микро- и макрогаметы, которые, сливаясь, образуют зиготы. Зигота весной мейотически делится, гаплоидные зооиды образуют новую колонию.

Задание 4. 1. Подцарство Простейшие, тип Корнежгутиковые, подтип Жгутиконосцы, класс Животные жгутиконосцы. 2. 1 – трипаносома; 2 – муха цеце; 3 – лейшмании; 4 – москит; 5 лямблия кишечная; 6 – трихомонада влагалищная. 3. Возбудитель трипаносома, переносчик – муха цеце. 4. Возбудитель лейшмании, переносчик – москиты. 5. Перорально, цистами. Паразитирует в тонком кишечнике. 6. Воспаление женских и мужских половых органов. 7. Передающиеся через укус кровососущего насекомого или клеща.

Задание 5. **Тест 1: 1, 4, 7, 8. **Тест 2: 2, 3, 5, 6. **Тест 3: 3, 4, 5, 6, 7, 8. Тест 4: 4. Тест 5: 2. Тест 6: 2. Тест 7: 4. Тест 8: 4. Тест 9: 2.

Задание 6. 1 – клеточный рот. 2 – клеточная глотка. 3 – образование пищеварительной вакуоли. 4 – удаление непереваренных остатков через порошицу. 5 – макронуклеус. 6 – микронуклеус. 7 – сократительная вакуоль. 8 – приводящие канальцы. 9 – реснички. 10 – пищеварительная вакуоль. 2. С помощью ресничек. 3. Клеточный рот. 4. Через порошицу. 5. Две. 6. Два. 7. Маконуклеус полиполидный, микронуклеус – диплоидный. 8. Тип Инфузории.

Задание 7. 1. А – бесполое деление. Б – половое размножение. 2. Поперечное деление пополам, причем макронуклеус делится амитозом, микронуклеус – митотически. 3. 1 – конъюгация; 2 – разрушение макронуклеусов, мейоз микронуклеусов; 3 – разрушение трех образовавшихся гаплоидных ядер; 4 – митоз оставшегося ядра и обмен мужскими ядрами; 5 – слияние мужских и женских ядер; 6 – три митотических деления, образование четырех микронуклеусов и четырех макронуклеусов; 7 – разрушение трех микронуклеусов; 8 – деление эксконъюгантов на две особи с двумя макронуклеусами и микронуклеусом; 9 – митоз микронуклеусов и образование восьми особей.

Задание 8. 1. 1 – спорозоиты; 2 – шизогония в клетках печени; 3 – выход мерозоитов и заражение эритроцитов; 4 – эритроцитарная шизогония; 5 – образование гамонтов; 6 – образование микро- и макрогамет; 7 – копуляция гамет; 8 – превращение оокинеты в ооцисту; 8 – ооциста распадается с выходом спорозоитов (до 10 тыс.). 2. Окончательный – комар, промежуточный – человек.

Задание 9.

1. 1 – инфузория туфелька; 2 – эвглена зеленая; 3 – трипаносома; 4 – лямблия; 5 – опалина; 6 – радиолярия; 7 – амеба протей; 8 – дизентерийная амеба; 9 – трихомонада; 10 – вольвокс. 2. К типу Саркожгутиконосцы, классу Саркодовые: радиолярия, амеба протей, дизентерийная амеба. К типу Саркожгутиконосцы, классу Жгутиконосцы: эвглена зеленая, трипаносома, лямблия, вольвокс. К типу Инфузории: инфузория туфелька, опалина

Задание 10. 1. Инфузория туфелька – 0,1-0,3 мм, амеба протей до 0,5 мм, эвглена зеленая – 0,05 мм. 2. Клеточным ртом, клеточной глоткой. 3. Макронуклеус полиплоидный, микронуклеус диплоидный. 4. Микронуклеус – митоз, макронуклеус – амитоз. 5. Макронуклеус – обмен веществ, микронуклеус – размножение. 6. Непереваренные остатки выводятся через порошицу, осмотическое давление регулируется сократительными вакуолями. 7. Конъюгацией. 8. Поперечным делением пополам. 9. Органоиды передвижения – реснички, защиты – трихоцисты. 10. Инфузория балантидий. 11. Передающиеся кровососущими насекомыми или клещами. 12. На стадии спорозоитов. 13. Тканевая шизогония. 14. Эритроцитарная шизогония. 15. Во время выхода мерозоитов из разрушенных эритроцитов. 16. На стадии гамонтов. 17. В спороцистах под эпителием желудка комара.

Задание 11.

1. Смешанный тип питания – автотрофный и гетеротрофный. 2. Двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул. Свойственны свободно передвигающимся организмам. 3. Способ переживания неблагоприятных условий, простейшее округляется, покрывается защитными оболочками. В таком состоянии способен длительной время сохранять жизнеспособность даже в воздушной среде. 4. Заболевание, передающееся кровососущими животными. 5. Половой процесс, передача наследственной информации. 6. Множественное деление ядра клетки, сопровождается образованием соответствующего число мерозоитов. 7. Организм, в котором происходит питание, и только бесполое размножение паразита. 8. Организм, в котором происходит половое размножение паразита.



Предварительный просмотр:

Тема: Подцарство Многоклеточные (Metazoa).
Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Задание 1. «Кишечнополостные»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Среда обитания кишечнополостных (_).
  2. Тип Кишечнополостные объединяет более (_) видов.
  3. Кишечнополостные подразделяют на три класса- (_), (_) и (_).
  4. Кишечнополостные имеют (_) симметрию тела.
  5. Тело кишечнополостных состоит из (_) слоев клеток – (_) и (_).
  6. Кишечнополостные имеют полость тела – (_).
  7. Для кишечнополостных характерны (_) клетки.
  8. Кишечная полость имеет только одно, (_) отверстие.
  9. Дышат кишечнополостные (_).
  10. Пищеварение кишечнополостных (_) и (_).
  11. Между эктодермой и энтодермой находится (_).
  12. Для кишечнополостных характерна (_) , восстановление утраченных частей тела.
  13. Существуют в двух морфо-экологических формах – (_) и (_).
  14. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы называется (_).

Задание 2. «Строение гидры»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?
  2. К какому типу и классу относится гидра?
  3. Как называют кишечнополостных, ведущих прикрепленный образ жизни?
  4. Сколько слоев клеток образуют тело гидры? Что расположено между ними?

Задание 3. «Клетки кишечнополостных»

Зарисуйте и заполните таблицу:

Типы клеток гидры

Где находятся

Функции клеток

1. Эпителиально-мускульные

2. Нервные

3. Стрекательные

4. Промежуточные

5. Железистые

6. Пищеварительные

7. Яйцеклетки

8. Сперматозоиды

Задание 4. «Характеристика кишечнополостных»

Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

  1. Кишечнополостные относятся к подцарству Простейшие.
  2. Кишечнополостные относятся к подцарству Многоклеточные.
  3. Имеют двустороннюю симметрию тела.
  4. Имеют радиальную симметрию тела.
  5. Исключительно водные животные.
  6. Есть сухопутные виды.
  7. Двуслойные животные.
  8. Трехслойные животные.
  9. Имеют эктодерму, энтодерму и неклеточную мезоглею.
  10. Имеют эктодерму, энтодерму и мезодерму.
  11. Появляется нервная система диффузного типа.
  12. Появляется нервная система лестничного типа.
  13. Появляется дыхательная система.
  14. Появляется выделительная система.
  15. Имеют кишечную полость.
  16. В пищеварительной системе только ротовое отверстие.
  17. В пищеварительной системе ротовое и анальное отверстие.
  18. Появилось кишечнополостное пищеварение.
  19. Сохранилось внутриклеточное пищеварение.
  20. Характерно наличие стрекательных клеток.
  21. Есть колониальные формы.
  22. Для большинства характерны две основные жизненные формы: полип и медуза.

Задание 5. «Размножение сцифоидных медуз»

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 6?
  2. Какие две жизненные формы характерны для сцифоидных?
  3. Чем представлено половое поколение сцифоидных полипов?

Задание 6. «Многообразие кишечнополостных»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. У животных какого класса отсутствует стадия медузы:

  1. У гидроидных.
  2. У коралловых полипов.
  3. У сцифоидных.
  4. Стадия медузы имеется у всех классов кишечнополостных.

Тест 2. Какие организмы у сцифоидных образуют половые клетки, являются половым поколением?

  1. Медузы.
  2. Планулы.
  3. Колонии полипов.
  4. И медузы, и колонии.

Тест 3. Для каких организмов у гидроидных полипов характерно размножение почкованием?

  1. Для медуз.
  2. Для планул.
  3. Для колониальных полипов.
  4. Для медуз и колониальных полипов.

**Тест 4. Укажите признаки, характерные для гидроидных кишечнополостных:

  1. У многих происходит чередование медузоидной и полипоидной (прикрепленной) стадий.
  2. Полипы ведут, как правило, сидячий образ жизни.
  3. Медузы – раздельнополые животные.
  4. Медузы – гермафродитные животные.
  5. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка – планула.
  6. Бесполое размножение происходит с помощью почкования.
  7. Медузы гидроидных значительно мельче, чем у сцифоидных.
  8. Медузы гидроидных могут достигать 2 м в диаметре зонтика.

**Тест 5. Укажите признаки, характерные для кишечнополостных из класса Коралловые полипы:

  1. Происходит чередование медузоидной и полипоидной (прикрепленной) стадий.
  2. Ведут, как правило, сидячий образ жизни.
  3. Как правило, раздельнополые животные.
  4. Как правило, гермафродитные животные.
  5. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка – планула.
  6. Бесполое размножение происходит с помощью почкования.

**Тест 6. Укажите признаки, характерные для сцифоидных кишечнополостных:

  1. Происходит чередование медузоидной и полипоидной (прикрепленной) стадий.
  2. Половые клетки образуются у раздельнополых медуз.
  3. Половые клетки образуются у полипоидной (прикрепленной) стадии.
  4. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка – планула.
  5. Медузы сцифоидных значительно мельче, чем у гидроидных.
  6. Медузы могут достигать 2 м в диаметре зонтика.

Тест 7. Сцифоидные медузы плавают с помощью:

  1. Выбрасывания воды из кишечной полости через ротовое отверстие.
  2. За счет волнообразных движений щупалец.
  3. За счет сокращений зонтика.
  4. С помощью ресничек, покрывающих все тело медузы.

Тест 8. Медуза крестовичок, опасная для человека, относится к классу:

  1. Коралловых полипов.
  2. Гидроидных полипов.
  3. Сцифоидных полипов.

**Тест 9. Какие классы различают в типе Кишечнополостные?

  1. Пресноводные полипы.
  2. Гидроидные.
  3. Сцифоидные.
  4. Коралловые полипы.

Тест 10. К какому классу относятся актинии?

  1. К классу Гидроидные.
  2. К классу Коралловые полипы.
  3. К классу Сцифоидные.
  4. Актинии есть в классе Гидроидные и Сцифоидные.

Задание 7. «Зачет. Тип Кишечнополостные (Coelenterata)»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. К какому подцарству относятся кишечнополостные?
  2. На какие классы делится тип Кишечнополостные?
  3. Какую симметрию имеют кишечнополостные животные?
  4. В каких средах обитают кишечнополостные?
  5. Как называются наружный, внутренний слои клеток и неклеточное образование между ними?
  6. Какой тип нервной системы характерен для кишечнополостных?
  7. Какие типы пищеварения у кишечнополостных?
  8. Что характерно для пищеварительной системы кишечнополостных?
  9. Какие клетки характерны только для кишечнополостных?
  10. Особенности дыхания кишечнополостных?
  11. Какие функции выполняют промежуточные клетки?
  12. Какие функции выполняют железистые клетки?
  13. Каковы особенности строения стрекательных клеток?
  14. Какие жизненные формы встречаются у кишечнополостных?
  15. У животных какого класса кишечнополостных отсутствует стадия медузы?
  16. Представители класса Гидроидные?
  17. Представители класса Сцифоидные?
  18. Представители класса Коралловые полипы?

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Эктодерма. 2. Энтодерма. 3. Мезоглея. 4. Гастральная полость. 5. Чередование поколений. 6. Планула. 7. Сцифистома. 8. Эфира. 9. Актинии. 10. Регенерация.


Ответы:

Задание 1. 1. Моря, пресные водоемы. 2. 10 000. 3. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы. 4. Лучевую, радиальную. 5. 2; эктодермы и энтодермы. 6. Гастральную или кишечную. 7. Стрекательные. 8. Ротовое. 9. Поверхностью тела. 10. Гастральное и внутриклеточное. 11. Мезоглея. 12. Регенерация. 13. Медуз (медузоидная) и полип (полипоидная). 14. Рефлекс.

Задание 2. 1. 1 – ротовое отверстие; 2 – подошва; 3 – кишечная полость; 4 – эктодерма; 5 – энтодерма; 6 – стрекательные клетки; 7 – промежуточные клетки; 8 – эпителиально-мускульные клетки эктодермы; 9 – нервные клетки; 10 – эпителиально-мускульные клетки энтодермы; 11 – железистые клетки. 2. Тип Кишечнополостные, класс Гидроидные. 3. Полипы. 4. Два слоя клеток; мезоглея.

Задание 3.

Типы клеток гидры

Где находятся

Функции клеток

1. Эпителиально-мускульные

2. Нервные

3. Стрекательные

4. Промежуточные

5. Железистые

6. Пищеварительные

7. Яйцеклетки

8. Сперматозоиды

В эктодерме и энтодерме.

В эктодерме.

В эктодерме.

В эктодерме.

В энтодерме.

В эктодерме.

В эктодерме.

В эктодерме мышечные волокна располагаются вдоль тела. При их сокращении тело укорачивается или изгибается. В энтодерме волокна располагаются поперек, при сокращении тело становится более тонким.

Отвечают за рефлексы гидры.

Пробивают покровы и вводят яд; обвиваются вокруг добычи; прилипают к жертве.

Формирование других типов клеток, регенерация.

Выделение пищеварительного сока.

Захват пищевых частиц и внутриклеточное пищеварение.

Половое размножение.

Половое размножение.

Задание 4. 1 – нет. 2 – да. 3 – нет. 4 – да. 5 – да. 6 – нет. 7 – да. 8 – нет. 9 – да. 10 – нет. 11 – да. 12 – нет. 13 – нет. 14 – нет. 15 – да. 16 – да. 17 – нет. 18 – да. 19 – да. 20 – да. 21 – да. 22 – да.

Задание 5. 1. 1 – Раздельнополые медузы; 2 – оплодотворенное яйцо; 3 – личинка (планула); 4 – сидячий полим сцифистома; 5 – поперечное деление (стробиляция); 6 – отпочковавшаяся эфира. 2. Полипоидная и медузоидная. 3. Раздельнополыми медузами.

Задание 6. Тест 1: 2. Тест 2: 1. Тест 3: 3. **Тест 4: 1, 2, 3, 5, 6, 7. **Тест 5: 2, 3, 5, 6. **Тест 6: 1, 2, 4, 6. Тест 7: 3. Тест 8: 3. **Тест 9: 2, 3, 4. Тест 10: 2.

Задание 7. 1. Многоклеточные. 2. Класс Гидроидные, класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы. 3. Радиальную (лучевую). 4. Пресные и морские водоемы. 5. Эктодерма, энтодерма, мезоглея. 6. Диффузный. 7. Кишечнополостное (гастральное) и внутриклеточное. 8. Имеет только ротовое отверстие. 9. Стрекательные. 10. Всей поверхность тела, поверхностью экто- и энтодермы. 11. Отвечают за регенерацию. 12. Секретируют пищеварительный сок и слизь. 13. Пенетранты имеют стрекательную капсулу, стрекательную нить и книдоциль – чувствующий волосок; вольвенты выбрасывают короткую ловчую нить, закручивающуюся вокруг волосков жертвы, глютинанты выбрасывают клейкие нити. 14. Полипы и медузы. 15. У коралловых полипов. 16. Гидра, крестовичок, парусники, обелия. 17. Цианея, аурелия, корнерот. 18. Шестилучевые кораллы – актинии, мадрепоровые кораллы, коралловые рифы. Восьмилучеые – красный коралл, морские перья.

Задание 8. 1. Наружный слой клеток кишечнополостных. 2. Внутренний слой клеток кишечнополостных. 3. Студенистый неклеточный слой между экто- и энтодермой. 4. Кишечная полость. 5. Закономерная смена генераций, отличающихся способом размножения. 6. Личинка, покрытая ресничками. 7. Особь полипоидного поколения, может размножаться почкованием и поперечным делением – стробиляцией. 8. Личинка большинства сцифоидных медуз, отделяющаяся от стробилы. 9. Отряд шестилучевых одиночные (редко колониальных) кораллов, тело от нескольких мм до 1,5 м в поперечнике. 10. Восстановление организмом утраченных или поврежденных частей тела.



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Многощетинковые (Polychaeta)

Задание 1. «Тип Кольчатые черви (Annelida)»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Количество видов и среды обитания кольчатых червей?
  2. Какие классы кольчатых червей вам известны?
  3. В чем проявляется метамерия во внешнем строении кольчатых червей?
  4. Чем образован кожно-мускульный мешок кольчатых червей?
  5. Как называется полость тела кольчатых червей?
  6. Сколько пар щетинок имеется в одном сегменте тела дождевого червя?
  7. Какие отделы, отсутствовавшие у круглых червей, появляются в пищеварительной системе кольчатых?
  8. За счет чего увеличилась всасывающая поверхность кишечника?
  9. По какому сосуду кровь от переднего конца тела движется к заднему?
  10. Какие органы кровеносной системы обеспечивают движение крови? Где они расположены?
  11. Какие органы движения появились у многощетинковых червей по бокам каждого сегмента?
  12. Как называются органы выделения кольчатых червей?
  13. Чем представлена нервная система кольчатых червей?
  14. Какое развитие у малощетинковых червей?
  15. Какое развитие у многощетинковых червей?
  16. Как называется личинка многощетинковых червей?
  17. От какой группы животных произошли кольчатые черви?

Задание 2. «Схема строения полихеты»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?
  2. Чем полость тела кольчатых червей отличается от полости тела круглых червей?

Задание 3. «Схема строения метанефридия»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 2?
  2. Какова функция извитого канальца?

Задание 4. «Кольчатые черви»

Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

  1. Двусторонне-симметричные трехслойные животные.
  2. Полость тела отсутствует, пространство между внутренними органами заполнено паренхимой.
  3. Полость тела первичная (схизоцель).
  4. Полость тела вторичная (целом).
  5. Полость тела смешанная (миксоцель).
  6. Тело сегментированное.
  7. Кровеносная система отсутствует.
  8. Кровеносная система незамкнутого типа.
  9. Кровеносная система замкнутого типа.
  10. Дыхание поверхностью тела, у ряда видов появляются спинные кожные жабры.
  11. Выделительная система протонефридиального типа, представлена клетками с "мерцающим пламенем", каналами и порами.
  12. Выделительная система метанефридиального типа, представлена парными трубочками с широкой воронкой с ресничками по краям.
  13. Нервная система диффузного типа.
  14. Нервная система разбросанно-узлового типа.
  15. Нервная система представлена окологлоточными узлами и брюшной нервной цепочкой.
  16. У части видов имеются примитивные конечности – лопастевидные выросты тела с щетинками.
  17. Большинство ведут паразитический образ жизни.

Задание 5. «Поперечный и продольный разрезы дождевого червя»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?
  2. Чем образован кожно-мускульный мешок?
  3. Сколько воронок выделительной системы в одном сегменте?
  4. Сколько пар щетинок распложено на одном сегменте?

Задание 6. «Строение дождевого червя»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?
  2. Где находятся кольцевые сосуды, выполняющие функцию сердец?
  3. По какому сосуду кровь движется в переднюю часть тела?

Задание 7. «Тип Кольчатые черви»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Что характерно для кожно-мускульного мешка кольчатых червей:

  1. На поверхности тела образуется кутикула.
  2. Кутикула отсутствует.
  3. Под кутикулой располагается гиподерма.
  4. Под кутикулой – кожный однослойный эпителий.
  5. Под кутикулой – кожный многослойный эпителий.
  6. Снаружи находится слой продольных мышц, под ним – слой кольцевых мышц.
  7. Снаружи находится слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц.
  8. Полость тела выстлана собственным внутренним эпителием.
  9. Полость тела без эпителиальной выстилки.

**Тест 2. Что характерно для кровеносной системы кольчатых червей:

  1. Незамкнутая кровеносная система.
  2. Замкнутая кровеносная система.
  3. По спинному сосуду кровь движется в заднюю, по брюшному – в переднюю часть тела.
  4. По спинному сосуду кровь движется в переднюю, по брюшному – в заднюю часть тела.
  5. Движение крови осуществляется благодаря сокращениям сердца.
  6. Движение крови осуществляется благодаря сокращению кольцевых сосудов в 7 – 13 сегментах.
  7. Кровь транспортирует кислород.
  8. Кровь транспортирует питательные вещества.

Тест 3. Что характерно для нервной системы кольчатых червей:

  1. Нервная система диффузного типа.
  2. Нервная система состоит из двух окологлоточного кольца с надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочки, состоящей из сближенных попарно узлов.
  3. Нервная система разбросанно-узлового типа.
  4. Нервная система состоит из двух основных стволов – спинного и брюшного и окологлоточного кольца с надглоточным и подглоточным узлами.

Тест 4. Что характерно для выделительной системы кольчатых червей:

  1. Отсутствует, выделение происходит с помощью сократительных вакуолей в клетках.
  2. Представлена метанефридиями.
  3. Образована клетками с "мерцающим пламенем", каналами и выделительными порами.
  4. Образована почками, попарно расположенными в каждом сегменте.

Тест 5. Кольчатые черви произошли от древних:

  1. Простейших.
  2. Кишечнополостных.
  3. Круглых червей.
  4. Свободноживущих плоских червей.

Тест 6. В отличие от круглых червей у кольчатых червей появилась:

  1. Пищеварительная система.
  2. Выделительная система.
  3. Кровеносная система.
  4. Нервная система.

**Тест 7. Что характерно для половой системы и размножения дождевых червей?

  1. Дождевые черви – гермафродиты.
  2. Дождевые черви – раздельнополые организмы.
  3. Развитие с личинкой.
  4. Развитие прямое, из яйца выходит маленький червь.
  5. Оплодотворение внутреннее.
  6. Оплодотворение происходит в муфте.

**Тест 8. Что характерно для пищеварительной системы дождевого червя?

  1. Имеют рот с роговыми челюстями.
  2. Есть глотка, пищевод, зоб и желудок.
  3. В пищевод впадают протоки известковых желез.
  4. Кишечник имеет на спинной стороне тифлозоль – складку, увеличивающее всасывающую поверхность.
  5. В кишечник открываются протоки печени.

Тест 9. На каждом сегменте, кроме головного и анального находится:

  1. Одна пара щетинок.
  2. Две пары щетинок.
  3. Три пары щетинок.
  4. Четыре пары щетинок.

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Трехслойные животные. 2. Целом. 3. Целомические мешки. 4. Кожные жабры. 5. Метанефридии. 6. Параподии. 9. Тифлозоль.


Ответы:

Задание 1. 1. 12 000 видов, моря, пресные водоемы, почва. 2. Многощетинковые, малощетинковые, пиявки. 3. В сегментации тела, тело состоит из головной лопасти, сегментированного туловища и анальной лопасти. 4. Кутикулой; однослойным эпителием, кольцевыми и продольными мышцами. 5. Вторичная, целом. 6. Четыре пары. 7. Зоб, желудок. 8. За счет складки на спинной стороне кишки (тифлозоли). 9. По спинному. 10. Кольцевые сосуды в 7 – 13 сегментах. 11. Параподии с пучками щетинок. 12. Метанефридии. 13. Окологлоточное кольцо, надглоточный и подглоточный нервный узлы и брюшная нервная цепочка из попарно сближенных нервных узлов. 14. Прямое. 15. С метаморфозом. 16. Трохофора. 17. От свободноживущих плоских червей.

Задание 2. 1 – однослойный эпителий; 2 – спинной кровеносный сосуд; 3 – кольцевые мышцы; 4 – продольные мышцы; 5 – жабра; 6 – опорная щетинка; 7 – воронка нефридия; 8 – брюшной усик; 9 – канал нефридия; 10 – яичник; 11 – брюшная нервная цепочка; 12 – брюшной кровеносный сосуд; 13 – полость кишечника; 14 – вторичная полость, целом. 2. Первичная полость не имеет эпителиальной выстилки, а целом выстлан эпителием.

Задание 3. 1. 1 – метанефридиальная воронка; 2 – извитой каналец; 3 – капиллярная сеть, оплетающая каналец, 4 – мочевой пузырь; 5 – выделительная пора. 2. Реабсорбирует и возвращает в кровь нужные вещества.

Задание 4. 1 – да. 2 – нет. 3 – нет. 4 – да. 5 – нет. 6 – да. 7 – нет. 8 – нет. 9 – да. 10 – да. 11 – нет. 12 – да. 13 – нет. 14 – нет. 15 – да. 16 – да. 17 – нет.

Задание 5. 1. 1 – кутикула; 2 – кольцевой кровеносный сосуд; 3 – спинной кровеносный сосуд; 4 – эндотелиальная выстилка целома; 5 – яйцеклетки; 6 – метанефридиальная воронка; 7 – кольцевые мышцы; 8 – продольные мышцы; 9 – брюшной кровеносный сосуд; 10 – брюшная нервная цепочка; 11 – вторичная полость тела, целом; 12 – однослойный эпителий; 13 – канал метанефридия; 14 – кишка. 2. Кутикулой, однослойным эпителием, кольцевыми и продольными мышцами. 3. Две. 4. Четыре пары.

Задание 6. 1. 1 – рот; 2 – глотка; 3 – кольцевые сосуды, выполняющие функцию сердец; 4 – пищевод; 5 – зоб; 6 – желудок; 7 – спинной кровеносный сосуд; 8 – брюшной кровеносный сосуд; 9 – кишка; 10 – брюшная нервная цепочка; 11 – окологлоточное кольцо. 2. Около пищевода. 3. По спинному.

Задание 7. **Тест 1: 1, 4, 7, 8. **Тест 2: 2, 4, 6 7, 8. Тест 3: 2. Тест 4: 2. Тест 5: 4. Тест 6: 3. **Тест 7: 1, 4, 6. **Тест 8: 2, 3, 4. Тест 9: 4.

Задание 8. 1. Животные, у которых появился третий зародышевый листок – мезодерма. 2. Вторичная полость тела, имеющая собственную мезодермальную выстилку. 3. В каждом сегменте две целомические полости, выстланные эндотелием. 4. Выросты эпителия, в которых находятся большое количество капилляров. 5. Органы выделения, образованные воронкой с ресничками, каналом, мочевым пузырем и открывающиеся наружу порой. 6. Кожно-мускульные выросты по бокам тела полихет, орган движения, осязания, у многих спинной усик разрастается и становится жаброй. 9. Складка на верхней стороне кишечника, увеличивающая поверхность всасывания.



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Круглые черви (Nemathelminthes). Класс Нематоды (Nematoda)

Задание 1. «Круглые черви»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Тип Круглые черви включает около (_) видов.
  2. Среды обитания круглых червей – (_), (_), (_) и (_).
  3. Круглые черви, изучаемые в школьном курсе, относятся к классу (_).
  4. Для круглых червей характерна (_) полость тела.
  5. Снаружи тело круглых червей покрыто (_).
  6. Мускулатура круглых червей представлена (_).
  7. В пищеварительной системе впервые появляется (_).
  8. Жидкость первичной полости тела выполняет ряд функций: (_).
  9. Выделительная система представлена (_), (_) и (_).
  10. Нервная система образована (_), соединенными кольцевыми перемычками.
  11. Способность к регенерации (_).
  12. Для круглых червей характерно (_) клеточного состава.

Задание 2. «Схема поперечного среза нематоды»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?
  2. Чем заполнена первичная полость тела?
  3. Чем образован кожно-мускульный мешок

Задание 3. «Схема продольного среза нематоды»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 16?
  2. Что характерно для пищеварительной системы круглых червей?
  3. Где открывается наружу выделительная система круглых червей?
  4. Где открывается наружу половая система самок? Самцов?

Задание 4. «Системы органов круглых червей»

Зарисуйте и заполните таблицу:

Системы органов

Особенности

Кожно-мускульный мешок

Полость тела

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Нервная

Выделительная

Половая

Задание 5. «Характеристика круглых червей»

Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

  1. Относятся к радиально-симметричным двухслойным животным.
  2. Двусторонне-симметричные трехслойные животные.
  3. Тело в поперечном сечении уплощенное.
  4. Тело в поперечном сечении округлое.
  5. Имеют кутикулу и гиподерму.
  6. Имеют тегумент.
  7. Полость тела отсутствует, пространство между внутренними органами заполнено паренхимой.
  8. Есть первичная полость тела (схизоцель).
  9. Есть вторичная полость тела (целом).
  10. Кишечник имеет многочисленные слепые выросты.
  11. Анальное отверстие отсутствует.
  12. Есть анальное отверстие.
  13. Появились дыхательная и кровеносная системы.
  14. Дыхательная и кровеносная системы отсутствуют.
  15. Раздельнополые организмы.
  16. Преимущественно гермафродитные организмы.
  17. Ведут только паразитический образ жизни.
  18. Имеются как паразитические, так и свободноживущие виды.

Задание 6. «Паразитические нематоды»

  1. Женская половая система аскариды образована двумя (_), двумя (_), двумя (_) и непарным (_).
  2. Мужская половая система аскариды состоит из одного (_), одного (_), одного(_), открывающегося в конечный отдел кишечника - (_).
  3. Яйца аскариды при температуре 20-240, обязательном присутствии кислорода и достаточной влажности становятся инвазионными через (_) суток.
  4. Мигрирующие личинки аскариды с током крови сначала попадают в (_), затем по нижней полой вене - в правое (_), далее - в правый (_) и по легочным артериям в капилляры легочных (_).
  5. После (_) личинки превращаются в половозрелые формы.
  6. Миграция личинок аскариды длится (__) суток.
  7. Острица вызывает заболевание (_).
  8. Яйца остриц созревают в течение (__).
  9. Заражение аскаридозом и энтеробиозом происходит при случайном проглатывании (_) яиц этих гельминтов вместе с пищей или водой.
  10. Власоглав паразитирует в (_), питается (_).
  11. Ришта у человека обычно развивается в (_), личинки должны попасть в воду, проглатываются (_), заражение человека происходит при (_).
  12. Нитчатка Банкрофта вызывает (_) болезнь у человека. Половозрелые особи обитают в (_). Личинки, микрофилярии должны попасть в промежуточного хозяина – (_).

Задание 7. «Круглые черви – паразиты человека»

Установите соответствие между видом паразитической нематоды и ее локализацией в организме человека.

Вид

Основная локализация в организме человека

1. Аскарида человеческая (половозрелые самки и самцы)

А. Верхние отделы тонкого кишечника

2. Острица (половозрелые самки и самцы)

Б. Нижние отделы тонкого кишечника

3. Власоглав (половозрелые самки и самцы)

В. Толстый кишечник

4. Трихинелла (личинки)

Г. Подкожная жировая клетчатка

5. Ришта (половозрелые самки)

Д. Скелетная мускулатура

Задание 8. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Первичная полость тела, схизоцель, псевдоцель. 2. Шейная железа. 3. Фагоцитарные клетки. 4. Клоака. 5. Инвазионные яйца. 6. Гиподерма.


Ответы:

Задание 1. 1. 100 000 видов. 2. Моря, пресные водоемы, почва, паразиты живых организмов. 3. Нематоды. 4. Первичная, схизоцель. 5. Кутикулой и гиподермой. 6. Продольными мышцами. 7. Задняя кишка и анальное отверстие. 8. Гидроскелет, проведение питательных веществ от кишечника к клеткам и продуктов метаболизма к органам выделения. 9. Гиподермальными железами, фагоцитарными клетками и протонефридиями. 10. Ортогон, окологлоточным кольцом и нервными стволами. 11. Отсутствует. 12. Постоянство.

Задание 2. 1. 1 – спинной нервный тяж; 2 – мускульная клетка; 3 – ядро мускульной клетки; 4 – боковой валик гиподермы с выделительным каналом; 5 – гиподерма; 6 – брюшной нервный тяж; 7 – матка с яйцами; 8 – первичная полость тела, схизоцель; 9 – кишечник; 10 – кутикула. 2. Жидкостью. 3. Кутикулой, гиподермой, продольными мышцами.

Задание 3. 1. 1 – женское половое отверстие; 2 – брюшной нервный тяж; 3 – матка; 4 – анальное отверстие; 5 – окологлоточное нервное кольцо; 6 – глотка; 7 – яичник; 8 – спинной нервный тяж; 9 – ротовое отверстие; 10 – выделительное отверстие; 11 – семенник; 12 – спикулы; 13 – половая клоака самца; 14 – фагоцитарные клетки; 15 – боковые выделительные каналы; 16 – «шейные» ли гиподермальные железы. 2. Появляется анальное отверстие. 3. На брюшной стороне в передней половине тела. У самок – на брюшной стороне, в передней части тела, у самцов – в клоаку.

Задание 4.

Системы органов

Особенности

Кожно-мускульный мешок

Под кутикулой – гиподерма. Затем мускулатура из четырех продольных мышечных лент.

Полость тела

Первичная, без эпителиальной выстилки.

Пищеварительная

Рот с губами, глотка, средняя и задняя кишка с анальным отверстием на брюшной стороне тела.

Дыхательная

Отсутствует, энергию получают за счет гликолиза, или дыхание поверхностью тела.

Кровеносная

Отсутствует.

Нервная

Продольные нервные стволы, соединенные кольцевыми перемычками.

Выделительная

1 – 2 гигантские клетки гиподермы, образующие продольные выделительные каналы. Выделительная пора у переднего конца тела. Фагоцитарные клетки, связанные с выделительными каналами.

Половая

Раздельнополые животные. Половые органы трубчатые, у самок парные яичники, яйцеводы, матка и половое отверстие, у самцов один нитевидный семенник, семяпровод, впадающий в клоаку.

Задание 5. 1 – нет. 2 – да. 3 – нет. 4 – да. 5 – да. 6 – нет. 7 – нет. 8 – да. 9 – нет. 10 – нет. 11 – нет. 12 – да. 13 – нет. 14 – да. 15 – да. 16 – нет. 17 – нет. 18 – да.

Задание 6. 1. Яичниками, яйцеводами, матками, влагалищем. 2. Семенника, семяпровода, семяизвергательного канала, клоаку. 3. 21-24. 4. Печень, предсердие, желудочек, альвеол. 5. Вторичного проглатывания. 6. 9-12. 7. энтеробиоз. 8. 4-6 часов. 9. Инвазионных. 10. Слепой и толстой кишке; кровью. 11. На ногах в соединительнотканном слое кожи; циклопами; питье воды с циклопами, зараженными микрофиляриями. 12. Слоновую; лимфатических сосудах, закупоривая их; комара, который при укусе заражает человека.

Задание 7. 1 – АБ, 2 – БВ, 3 – В, 4 – Д, 5 - Г

Задание 8. 1. Полость тела, не имеющая собственной мезодермальной выстилки. 2. Одно- или двуклеточные гиподермальные железы с каналами и выделительной порой. 3. Клетки, связанные с боковыми выделительными каналами и поглощающие из жидкости первичной полости тела ненужные вещества. 4. Последний отдел кишечника, в который открывается задняя кишка и семенник у самца аскариды. 5. Яйца, в которых произошло полное развитие личинок, способные к заражению. 6. Эпителий кожно-мускульного мешка, который сливается в единую цитоплазматическую массу – синцитий. Гиподерма образует многослойную кутикулу (у человеческой аскариды до 10 слоев).



Предварительный просмотр:

Тема: Тип Плоские черви (Plathelminthes).

Задание 1. «Плоские черви»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Для плоских червей характерна (_) симметрия тела.
  2. Появляется третий зародышевый листок – (_).
  3. Полость тела у плоских червей (_).
  4. Кожа плоских червей образована (_) или (_).
  5. Под кожей залегает несколько слоев мышц (_), (_) и (_).
  6. Внутри кожно-мускульного мешка находится (_).
  7. Для пищеварительной системы характерно отсутствие (_).
  8. Выделительная система плоских червей представлена (_), наружу открывается (_).
  9. Нервная система плоских червей представлена (_).
  10. Органы дыхания представлены (_).
  11. Развитие плоских червей – (_) или (_).

Задание 2. «Строение ресничного червя»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие органы и системы органов обозначены цифрами 1 – 18?
  2. К какому типу и классу относится планария?
  3. Каковы размеры тела планарии?
  4. Где находится ротовое отверстие планарии?
  5. Какая симметрия у планарии?
  6. Как называются организмы, у которых одновременно имеются и мужские и женские органы размножения?

Задание 3. «Схема поперечного разреза
ресничного червя»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?

2. Чем образован кожно-мускульный мешок?

3. Чем заполнено пространство между внутренними органами и кожно-мускульным мешком?

4. Какие четыре вида тканей появляются у плоских червей?

Задание 4. «Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Укажите признаки, характерные, для плоских червей:

  1. Имеют радиальную симметрию.
  2. Имеют двустороннюю симметрию.
  3. Есть первичная полость тела.
  4. Полость тела отсутствует.
  5. Двухслойные животные.
  6. Трехслойные животные.
  7. Тело одето кожно-мускульным мешком.
  8. Кожно-мускульный мешок состоит из эктодермы и энтодермы.
  9. Имеют однослойный эпителий.
  10. В пищеварительной системе только одно, ротовое отверстие.
  11. В пищеварительной системе появляется анальное отверстие.
  12. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.
  13. Кровеносная система незамкнутая.
  14. Нервная система лестничного типа.
  15. Нервная система диффузного типа.
  16. Выделительная система отсутствует.
  17. Выделительная система протонефридиального типа.
  18. Большинство – гермафродиты.

**Тест 2. Укажите признаки, характерные для планарий.

  1. Свободноживущие, хищные организмы.
  2. Ведут паразитический образ жизни.
  3. Однослойный эпителий покрыт ресничками.
  4. Эпителий ресничек не имеет.
  5. Органы фиксации – присоски.
  6. Отсутствует пищеварительная система.
  7. Чрезвычайно высокая плодовитость.
  8. Усложнение цикла развития, состоящее в чередовании способов размножения и смене хозяев.
  9. Дыхание с помощью кожного эпителия.
  10. Органы чувств представлены примитивными глазками и осязательными клетками.
  11. Гермафродиты.
  12. Раздельнополые организмы.
  13. Бесполое размножение планарий возможно за счет поперечного деления червя пополам.
  14. Бесполое размножение планарий происходит путем почкования.

Задание 5. «Покровы и выделительная система»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 15?
  2. Что представляют собой протонефридии?
  3. Что такое тегумент?

Задание 6. «Схема строения
сосальщика»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 16?
  2. Для чего нужна брюшная присоска?
  3. Почему так сильно ветвится кишечник?
  4. Каковы размеры печеночного сосальщика?
  5. Чем представлены органы дыхания?
  6. К какому типу и классу относится печеночный сосальщик?

Задание 7. «Жизненный цикл
печеночного сосальщика»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?
  2. Сколько присосок у печеночного сосальщика? Как называются?
  3. Чем питается взрослый печеночный сосальщик?
  4. Кто является промежуточным, а кто окончательным хозяином печеночного сосальщика?
  5. Чем окончательный хозяин отличается от промежуточного?

Задание 8. «Развитие сосальщика»

Зарисуйте и заполните таблицу:

Стадии развития

Где происходит развитие, особенности

Яйцо

Мирацидий

Спороциста

Редии

Церкарии

Адолескарии

Взрослый червь

Задание 9. «Свиной цепень»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 9?
  2. К какому типу и классу относится свиной цепень?
  3. Какую длину имеет свиной цепень?
  4. Где располагается ротовое отверстие цепня?
  5. Чем представлена пищеварительная система цепня?

Задание 10. «Строение членика бычьего цепня»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?
  2. Чем последние членики отличаются от изображенного на рисунке?

Задание 11. «Цикл развития свиного цепня»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 6?
  2. Кто является окончательным, а кто промежуточным хозяином цепня?
  3. Как происходит заражение человека свиным цепнем?
  4. Может ли человек стать промежуточным хозяином свиного цепня?

Задание 12. «Цикл развития бычьего цепня»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?
  2. Кто является окончательным, а кто промежуточным хозяином цепня?
  3. Как происходит заражение человека бычьим цепнем?
  4. Чем головка бычьего цепня отличается от головки свиного цепня?

Задание 13. «Эхинококк»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?
  2. Кто является окончательным, а кто промежуточным хозяином цепня?
  3. Как происходит заражение человека эхинококком?

Задание 14. «Зачет. Тип Плоские черви (Plathelminthes)»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. На какие три класса делятся плоские черви?
  2. Систематическое положение молочной планарии, печеночного сосальщика, свиного цепня, бычьего цепня, эхинококка?
  3. Какая симметрия тела характерна для плоских червей?
  4. Какой зародышевый листок впервые появляется у плоских червей?
  5. Чем образован кожно-мускульный мешок плоских червей?
  6. Чем заполнены промежутки между внутренними органами?
  7. Что характерно для пищеварительной системы плоских червей?
  8. В чем сходство пищеварительной системы плоских червей и кишечнополостных?
  9. Чем представлена нервная система плоских червей?
  10. Как называются органы выделения плоских червей?
  11. Как происходит заражение человека и животных печеночным сосальщиком?
  12. Как происходит заражение человека свиным цепнем?
  13. Какие приспособления для паразитизма появились у печеночного 6осальщика?
  14. Какие приспособления для паразитизма появились у свиного цепня?


Ответы:

Задание 1. 1. Двусторонняя, билатеральная. 2. Мезодерма. 3. Отсутствует. 4. Однослойным эпителием или клеточным синцитием. 5. Кольцевые, продольные и диагональные. 6. Паренхима, в которой расположены внутренние органы. 7. Задней кишки и анального отверстия. 8. Протонефридиями со звездчатыми клетками; выделительными порами. 9. Ортогоном – парным мозговым ганглием и продольными нервными стволами, соединенными перемычками. 10. Отсутствуют. 11. Прямое; с метаморфозом.

Задание 2. 1. 1 – щупальцевидные выросты; 2 – глаза; 3 – мозговой ганглий; 4 – передняя ветвь кишечника; 5 – продольные нервные стволы; 6 – поперечные нервные стволы; 7 – глотка; 8 – глоточный карман; 9 – семяпровод; 10 – ротовое отверстие; 11 – семенники; 12 – совокупительный орган; 13 – половое отверстие; 14 – яйцевод; 15 – половая клоака; 16 – копулятивная сумка; 17 – желточники; 18 – яичник. 2. Тип Плоские черви, класс Ресничные. 3. 1 – 2 см. 4. На брюшной стороне, ближе к задней части тела. 5. Двусторонне-симметричное животное. 6. Гермафродиты.

Задание 3. 1. 1 – однослойный ресничный эпителий; 2 – кольцевые мышцы; 3 – продольные мышцы; 4 – спинно-брюшные мышцы; 5 – паренхима; 6 – просвет кишечника; 7 – протонефридии; 8 - выделительная пора; 9 – половые клетки; 10 – половое отверстие. 2. Однослойным эпителием, кольцевыми и продольными мышцами. 3. Паренхимой. 4. Эпителиальная, нервная, соединительная и мышечная.

Задание 4. **Тест 1: 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14. 17, 18. **Тест 2: 1, 3, 9, 10, 11, 13.

Задание 5. 1. 1 – однослойный эпителий; 2 – рабдиты, способные выбрасываться и образовывать слизистые комки; 3 – реснички на эпителии ресничных; 4 – базальная мембрана; 5 – кольцевые мышцы; 6 – диагональные мышцы; 7 – спинно-брюшные мышцы; 8 – продольные мышцы; 9 – цитоплазматическая пластинка тегумента; 10 – погруженные части клеток тегумента; 11 – волосковые выросты тегумента; 12 – пламенные клетки; 13 – мерцательное пламя, пучок ресничек; 14, 15 – выделительные каналы. 2. Систему ветвящихся каналов, заканчивающихся пламенными клетками. 3. Эпителий погруженного типа с цитоплазматическим поверхностным слоем без ресничек.

Задание 6. 1. 1 – рот; 2 – половое отверстие; 3 – брюшная присоска; 4 – яичник; 5 – желточный проток; 6 – желточник; 7 – протонефридий; 8 – мозговой ганглий; 9 – совокупительный орган; 10 - семяизвергательный канал; 11 – семенник; 12 – скорлуповые железки; 13 – матка; 14 – мочевой пузырь; 15 – глотка; 16 – ветви кишечника. 2. Для фиксации. 3. Отсутствует кровеносная система и ветвящийся кишечник увеличивает поверхность всасывания и доставляет питательные вещества ко всем клеткам тела. 4. До 5 см. 5. Отсутствуют. 6. Тип Плоские черви, класс Сосальщики.

Задание 7. 1. 1 – взрослый сосальщик; 2 – яички сосальщика; 3 – личинка с ресничками (мирацидий); 4 – спороциста; 5 – редии; 6 – церкарии; 7 – адолескарий. 2. Две, ротовая и брюшная. 3. Кровью и клетками печени. 4. Промежуточный хозяин – малый прудовик, окончательный – человек, овцы, козы, крупный рогатый скот, свиньи, лошади, зайцы. 5. В окончательном хозяине происходит половое размножение паразита, в промежуточном – бесполое.

Задание 8.

Стадии развития

Где происходит развитие, особенности

Яйцо

Образуются в организме окончательного хозяина, выводятся из кишечника и должны попасть в воду.

Мирацидий

В воде из яйца выходит личинка, покрытая ресничками – мирацидий. Внедряется в тело промежуточного хозяина – малого прудовика и превращается в спороцисту.

Спороциста

В спороцисте из неоплодотворенных яйцеклеток, партеногенетически происходит образование дочернего поколения – редий.

Редии

В редиях партеногенетически образуется внучатое поколение – церкарии.

Церкарии

Церкарии выходят из промежуточного хозяина и инцистируется в прибрежной траве превращаясь в адолескария.

Адолескарии

Адолескарий должен быть проглочен окончательным хозяином.

Взрослый червь

Оболочки растворяются, по кишечным венам попадает в печень, где достигает половозрелого состояния.

Задание 9.

1. 1 – головка цепня; 2 – шейка; 3 – стробила; 4 – членики, проглоттиды; 5 – венчик крючьев; 6 – присоски; 7 – онкосфера, личинка с шестью крючками; 8 – финна; 9 – вывернувшийся из финны цепень. 2. Тип Плоские черви, класс Ленточные. 3. Около 3 м. 4. Отсутствует. 5. Отсутствует.

Задание 10.

1. 1 – семенники; 2 – семенные канальцы; 3 – семяпровод; 4 – сумка совокупительного органа; 5 – половая клоака; 6 – влагалище; 7 – яичник; 8 – желточник; 9 – оотип; 10 – матка; 11 – продольный выделительный канал; 12 – поперечный выделительный канал. 2. Яичник и все органы мужской половой системы дегенерируют, а матка разрастается и занимает основной объем проглоттиды.

Задание 11.

1. 1 – окончательный хозяин, человек; 2 – головка цепня; 3 – членики (проглоттиды) цепня; 4 – яйца цепня; 5 – свинья, промежуточный хозяин; 6 – финны. 2. Окончательный – человек, промежуточный – свинья. 3. При употреблении в пищу непроваренной, непрожаренной или непросоленной свинины, содержащей финны. 4. Да, если во время рвоты зрелые членики попадут из кишечника в желудок.

Задание 12.

1. 1 – проглоттида, зрелый членик, вышедший из пищеварительной системы человека; 2 – яйцо с онкосферой; 3 –крупный рогатый скот вместе с травой проглотивший яйца цепня; 4 – головка и шейка бычьего цепня; 5 – человек, съевший финнозное мясо. 2. Окончательный – человек, промежуточный – крупный рогатый скот. 3. Финнозным мясом крупного рогатого скота, прошедшего недостаточную термическую обработку. 4. Отсутствием венчика крючьев.

Задание 13.

1. 1 – матка, заполненная яйцами; 2 – стенка финны; 3 – дочерние пузыри внутри финны; 4 –человек, пораженный эхинококком. 2. Окончательный – волк, собака, шакал; промежуточный –коровы, лошади, овцы, человек. 3. Перорально, яйца с шерсти собаки, на которой есть яйца эхинококка, могут попасть на руки человека.

Задание 14.

1. Класс Ресничные, класс Сосальщики, класс Ленточные. 2. Молочная планария – класс Ресничные, печеночный сосальщик – класс Сосальщики, свиной цепень, бычий цепень и эхинококк – класс Ленточные. 3. Двусторонняя. 4. Мезодерма. 5. Однослойным эпителием, кольцевыми и продольными мышцами. 6. Паренхимой. 7. Отсутствует анальное отверстие, у ленточных – полностью редуцируется. 8. Есть только ротовое отверстие. 9. Нервная система типа ортогон, есть парный мозговой ганглий, от которого отходит несколько пар нервных стволов, соединенных поперечными комиссурами. 10. Протонефридии. 11. При питье воды из природного водоема. 12. При употреблении финнозного мяса, не прошедшего достаточную термическую обработку. 13. Развитие со сменой хозяев, гермафродитизм, чрезвычайно высокая плодовитость, партеногенетическое размножение на личиночных стадиях, органы фиксации, устойчивость покровов к воздействию иммунной системы хозяина. 14. Развитие со сменой хозяев, гермафродитизм, чрезвычайно высокая плодовитость, органы фиксации – присоски и крючки, устойчивость покровов к воздействию ферментов пищеварительной системы хозяина, редукция пищеварительной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты - Царство Животные (Моллюски, Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, Головохордовые)

Тестовые задания по темам:1. Моллюски2. Ракообразные3. Паукообразные4. Насекомые5. Головохордовые...

Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....

Конспект урока "Круглые и плоские черви"

Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе....

Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"

Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....

Контрольная работа по биологии по теме " Тип Кишечнополостные. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви"

Контрольная работа состоит из 3 частей. В первой части работы необходимо ответить на 10 вопросов, выбрав один из четырех вариантов ответа. Вторая часть работы состоит из заданий с множественным выборо...

Тематическая контрольная работа по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви»

Контрольно-измерительные материалы для проведения тематической контрольной работы  по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви»,  «Тип Кольчатые черви&raqu...