Конспект урока "Круглые и плоские черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglye_chervi_7_kl.rar23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Тип Плоские черви

Цели: раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей; выделить черты приспособленности к паразитизму; раскрыть отрицательную роль червей-паразитов в животноводстве, медицине; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний; дать понятие о двусторонней симметрии.

Оборудование: таблицы «Тип Плоские черви», «Класс Сосальщики», микроскоп, микропрепараты «Кошачья двуустка», «Белая планария», «Членик цепня с половыми клетками».

 

Ход урока

I. Активизация знаний.

1.        Фронтальный опрос.

  1. Какие кишечнополостные встречаются в пресных водах?
  2. Какие клетки образуют эктодерму?
  3. Расскажите о строении и значении стрекательных клеток.
  4. Охарактеризуйте строение клеток энтодермы.
  1. Дайте характеристику представителям сцифоидных; их роль в природе.

2.        Индивидуальный опрос:

Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных,

о роли кишечнополостных в природе и жизни человека;

о кораллах; о медузах; об актиниях.

II. Изучение нового материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Вспомнить типы животных, изученных в курсе 7 класса; выстроить смысловую нить, связывающую изученный материал с новым.
  2. Во время объяснения строения белой планарии необходимо выяснить, чем она сходна с кишечнополостными и чем отличается от них.
  3. В процессе беседы по строению планарии следует обратить внимание на вопрос: на сколько симметричных частей можно разделить (мысленно) тело планарии? При затруднении учащихся с ответом произвести этот процесс на рисунке планарии на доске. Так вводится понятие о двусторонней симметрии тела.
  1. Особенности строения плоского червя.

Двусторонняя симметрия тела

Тело – плоское:

Реснички  - пл. эпителий – кольцевые мышцы

                                                         кожно-мышечный мешок

полость тела – клетками – органы – системы органов:

  1. пищеварительная система: рот – глотка – слепой кишечник
  2. выделительная система: канальцы
  3. нервная система: 2 поперечных ствола – нервные узлы
  4.  половая система: гермафродиты,  развитие со сменой хозяев

                                                           промежуточный, основной

       дыхание – вся поверхность тела

тип Плоские черви : классы (9) – Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

Покровный слой и мускулатура образуют кожно-мышечный мешок, заполненный внутри клетками рыхлой ткани, в которой расположены органы, объединенные в системы: пищеварительную, выделительную, нервную, половую. Эти черви - гермафродиты.

Способ движения  обусловлен сокращением мышц и мерцанием ресничек (они малы и в лупу не видны, но хорошо видны на микропрепарате под микроскопом). Скольжению способствует ядовитая слизь (поэтому планарии несъедобны). Планарии -хищницы, нападают на личинки комаров, других беспозвоночных.

2.        Класс Сосальщики представлен видами, паразитирующими
в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека.

Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения, заражается. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки. При массовом заражении скота удои молока падают на 25-40 %, и на 15-20 % в хозяйствах, занимающихся мясным животноводством, уменьшается выход мяса; падеж скота составляет 10 %. Основной способ борьбы - смена пастбища в течение лета не менее трех раз. (С помощью таблицы рассмотреть цикл развития сосальщиков.)

3.        Ленточные черви - паразиты, утратившие практически все
органы, кроме половых. Прикрепляются с помощью присосок.

Рассмотреть таблицу с циклом развития бычьего цепня. Под микроскопом рассмотреть членик бычьего цепня. Прочитать в учебнике на с. 33 статью «Класс Ленточные черви». Обратить внимание на части тела паразита, приспособления к закреплению в кишечнике, отметить упрощение внутреннего строения в связи с паразитизмом. Акцентировать внимание учащихся на способах и источниках заражения человека, выделить стадии развития бычьего цепня и записать схему цикла развития в тетрадь.

4. Значение плоских червей. Профилактика гельминтозов

Необходимо рассказать о мерах борьбы с печеночным сосальщиком.

С промежуточными хозяевами - малым прудовиком - борьба осуществляется химическими препаратами. Лечебные препараты используются в борьбе со взрослой формой этого паразита. Важно проводить профилактическую работу по предупреждению заражений (инвазий).

III. Закрепление изученного.

  1. В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?
  2. Какой принцип лежит в основе разделения типа Плоские
    черви на классы?
  3. Какие отделы тела имеет бычий цепень?
  4. Какие приспособления к паразитизму он имеет?

Итог урока.

Задание на дом: § 7.

Тема урока:  Тип круглые черви

Цели: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею; обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; углубить понятие о филогении животного мира.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида», таблица «Тип Круглые черви».

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего
    строения круглых червей;
  • на рисунке находить и называть круглых червей;
  • знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
  • усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

  1. Расскажите о строении и образе жизни свободноживущих плоских червей.
  2. Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей?
  3. Какой вред наносят сосальщики и цепни человеку и животным?
  4. Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?

5)        Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?

  1. Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике хозяина?
  2. Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?
  1. Индивидуальный опрос

               Тест по данной теме.

II. Изучение нового материала.

Вопросы:

  • Что вы знаете об аскаридах, острицах, нематодах?
  • Какую форму имеют эти черви, как они выглядят?

Таким образом приводятся в некоторую систему те сведения и понятия учащихся о круглых червях, которые уже известны им из их жизненного опыта. Учитель демонстрирует таблицу, влажный препарат аскариды и обращает внимание учащихся на то, что тело червя не разделено на членики, вытянуто и заострено с обоих концов. Чем-то оно похоже на карандаш, заточенный с двух концов. Самец аскариды более мелкого размера, у него задний конец тела закручен. (Обратить внимание на опечатку в учебнике 2001 г. издания на с. 35, рис. 23. Под изображением самки написано «самец» и наоборот.)

Тело человеческой аскариды состоит из двух слоев. Полость тела заполнена жидкостью под давлением, что обеспечивает постоянную форму тела червя. (Выделить особенности строения червя, связанные с паразитизмом.)

Тело –

Пл. эпителий – продольные мышцы

Кожно-мышечный мешок

Полость тела – жидкость под давлением ( форма) – органы – системы:

  1. п.с. – рот ( 3 губы) – глотка – кишечник – анальное отверстие
  2. половая система: раздельнополы – самка и самец

Изучение внутреннего строения аскариды проходит без излишней детализации. Главное на уроке - вопросы санитарной профилактики. Обратить внимание учащихся на огромное количество яиц, вырабатываемых аскаридой (до 200 000 в день), на то, что яйца для дальнейшего развития должны побыть в кислородной среде, а затем попасть в кишечник человека. Рассказать о миграции личинок из кишечника в легкие, из легких - в тонкий кишечник. Учитель обращается к классу: «Каким образом происходит заражение людей аскаридами?» Обобщая высказывания учащихся по этому вопросу, акцентировать их внимание на следующих моментах: грязные руки, загрязненная пища, вода, близость сточных вод к источникам питьевой воды, нарушения в технологии приготовления и хранения пищи и пищевых продуктов.

Рассмотреть характерные особенности строения и образа жизни детской острицы, пути заражения ею и меры предосторожности, направленные на предупреждение заражения яйцами остриц.

Острица, как и аскарида, - кишечный паразит. Форма тела удлиненная, размеры мелкие (длина самки 9-12 мм, самца - 2-5 мм). Тело червя покрыто плотной беловато-розовой оболочкой. В пери од размножения самка выползает из кишечника человека и откладывает на кожу яйца (ежедневно около 1200 яиц), вызывая зуд. Расчесывая место зуда, человек заносит под ногти яйца и вторично заражается острицами.

Обратить внимание на необходимость обследований, в ходе которых выявляются инвазии, а также рассказать о лечении и соблюдении правил личной гигиены.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей».

Представители

Местообитание

Значение

Луковая нематода

Почва, на корнях и в луковицах лука

Уничтожает урожай лука при выращивании и хранении

Земляничная   нематода

В почве, в побегах, в плодах земляники

Угнетение и гибель растений

Картофельная стеблевая нематода

Почва, в побегах картофеля

Растения угнетаются, снижается урожай

Человеческая   аскарида

Тонкая кишка человека

Питается пищей хозяина, отравляет его продуктами обмена веществ, изъязвляет стенки кишечника

Свиная аскарида

Тонкая кишка свиньи

-II-

Детская острица

Задняя кишка человека

Откладывает яйца около анального отверстия хозяина, вызывает зуд кожи

III. Закрепление изученного.

  1. Чем отличаются круглые черви от плоских?
  2. В чем сходство паразитических червей?
  3. В чем заключается профилактика гельминтозов?
  1. Плоские черви или круглые имеют более сложное строение? Почему?
  2. Кто является основным и промежуточным хозяином бычьего цепня?
  3. Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
  4. Как питаются паразитические черви?
  5. Что такое финна?
  6. Как предохраниться от заражения паразитическими червями?
  7. Как плоские и круглые черви приспособлены к паразитизму?
  8. Какие организмы называют паразитами?
  9. Сравните строение аскариды и бычьего цепня.
  10. Сравните циклы развития аскариды и бычьего цепня.
  11. Как предотвратить заражение острицами детей?
  12. Какую роль играют нематоды в жизни растений? Как уберечь урожай?
  13. Как человеческая аскарида влияет на здоровье человека?

Назовите признаки, позволяющие предположить инвазию

Для повышения активности мыслительной деятельности учащихся использовать метод сравнения круглых и ленточных червей.

1)        Какие признаки круглых червей вам известны? (Круглое впоперечном сечении тело; наличие рта и анального отверстия,полости тела, заполненной полостной жидкостью, придающей упругость телу червя; раздельнополые животные; выраженный половой диморфизм).

  1. Чем отличается развитие аскариды от развития цепня?
  2. Чем отличается аскарида от цепня?

После работы по закреплению необходимо дать краткий обзор паразитических червей и охарактеризовать явление паразитизма:

  1. дать определение паразита как организма, для которого другой организм (хозяин) служит средой обитания;
  2. указать, что организму хозяина паразит всегда причиняетсущественный вред;
  3. кроме основного, назвать промежуточных хозяев (если они имеются);
  4. назвать возможные пути заражения;
  5. выделить способы предупреждения заражения паразитическими червями.

      Итог урока.

Задание на дом:  § 8. Разработать памятку мер по предупреждению заражения паразитическими червями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)

Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....

Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....

конспект и презентация урока биологии в 7 классе по теме "Плоские черви"

конспект урока в формате ФГОСраздаточный материал к урокупрезентация к уроку...

Опорный конспект по теме "Тип Плоские черви". Часть 1

Опорный конспект по свободноживущим плоским червям...

Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"

Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....

Тематическая контрольная работа по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви»

Контрольно-измерительные материалы для проведения тематической контрольной работы  по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви»,  «Тип Кольчатые черви&raqu...