рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

рабочая программа по биологии для учебника Колесов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Биология 8 класс

 Пояснительная записка

1.Рабочая программа по биологии в 8классе Человек. Составлена на основании примерной программы В.В. Пасечника, Е.А.. Крискунова, опубликованной в сборнике программ по биологии в 6-11 классах изд-во Дрофа 2001г.

Рассчитана на 72 часа ( 65 часов и 7часов РК) 2 часа  в неделю ,

 для учебника Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, « Человек» изд-во Дрофа 2005г.

2.Цели программы:

-определять систематическое положение  человека в ряду живых существ;

- знать биологические законы на всех уровнях организации живого;

-понять взаимосвязь строения и функции живых систем4

- выбрать сценарий поведения, свои методы самоконтроля;

- выявлять возможные нарушения здоровья,своевременное обращение к врачу;

-уметь оказать при необходимости доврачебную помощь;

- уделять особое внимание личной гигиене, природной среде;

- рационально организовывать учебную, трудовую, спортивную деятельность, отдых;

-влиться в коллектив сверстников и стать личностью.

Программа построена на основе концентрической концепции, раскрывает содержание обучения биологи в 6-9 классах.

3. Содержание основного минимума

-раскрытие биосоциальной  природы человека,

- методы анатомии, физиологии, гигиены человека;

- изучение разноуровнего принципа жизни;

-изучение основных систем органов;

-изучение психики, индивидуального развития человека.

4. Структура программы:

-Организм человека и науки, изучающие его-

-Происхождение человека -

-Строение организма-

-Опорно-двигательная система

Внутренняя среда организма

Кровеносная и лимфатическая система

-Дыхание -

-Пищеварение -

Обмен веществ-

Покровные органы-

-Нервная система и анализаторы-

-ВНД. Психика-

-Эндокринная система-

-Индивидуальное развитие -

5.УМК:

Программа Мин.Обр. РФ 2001г.

Учебник Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, Человек 8 класс изд-во Дрофа 2005г.

Поурочное и тематическое планирование к учебнику Дрофа 2004г.

Оценка качества знаний по биологии Дрофа 2006г.

6. Содержание программы:

Раздел

Тема кол-во часов

Формы и методы организации занятий

Основные понятия

Формы и методы контроля

 и оценки ОЗУН

ЗУН

дата

1

1.Науки, изучающие организм человека

1.Введение

беседа

Организм, работоспособность, алкоголь, наркотики

Отличительные признаки человека и животных

Анатомия, Физиология, психология, гигиена человека.

Самостоятельная работа по учебнику, составление схемы.

Стр. 8 задание в учебнике

2

Происхождение человека-2часа

1.Систематическое положение человека

Рассказ с элементами беседы и использованием рис 5-9 стр.17

Рудименты, атавизмы,таксоны, австралопитек. Питекантроп, неандерталец.

Стр.21 вопросы письменно

 №3-5

2.Расы человека

Сообщения учащихся, работа с рис. 10-11

Европеоидная, негроидная, раса, нация, народность, монголоидная

Знать основные расы чел.

3

Строение организма  -5часов

1.Общий обзор организма

Беседа с выполнением задания стр. 27 уч-ка

Уровни организации, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.

Стр 27 устно вопросы.

2. Клеточное строение организма

Составление таблицы, стр. 33 задания в уч-ке, работа с таблицей.

ДНК, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома. Ферменты,

Подготовка к диктанту.

Основные структуры и органоиды клетки.

3. Ткани их строение.

Рассказ с использование таблиц и рисунков, составление таблицы, стр.39 задание письм.

Нейроглия, все ткани, синапс,

Тест со свободным ответом.

Фукциии различных тканей в организме.

4.рефлекторная регуляция.

Рассказ с использованиемсхемы 17, чертеж простого мигательного рефлекса

Рефлекс, рефлекторная дуга, нейроны, периферическая Н.С. ЦНС.

Игра» подбери пару».

Уметь чертить простую схему рефлекса

5.Итоговый урок

Контрольная работа

4

Опорно- двигательная система-8 часов

1.Значение опорно- двигательной системы, еесостав, строение кости.

Лаб.раб.№1 беседа с использованием таблиц.

Скелет, надкостница, трубчатая кость, губчатое вещество, костный мозг.

Стр.49 устно задания

Знать строение кости.

2.Скелет человека. Осевой скелет.

Поисковая беседа с использованием рис 20-26

Мозговой и лицевой отделы черепа, ребра, позвонок. Грудина,

Стр 56 задание 1-2 с объяснением.

3.Скелет поясов свободных конечностей

Самостоятельная работа, стр. 57-60, задание стр. 62-№2

Лопатки. Стопа, кости таза ключицы, сустав.

Диктант.

4. Строение мышц.

Лаб.раб №2  по группам.

Брюшко, сухожилие, фасция, мышечное волокно.

Стр. 68 №1-3 письменно.

Называть группы мышц плечевого пояса.

5. Работа скелетных мышц.

Лаб.раб№3-5стр. 72-73.

Биологическое окисление, гиподинамия.

6.Осанка. Предупрежденин плоскостопия.

Лаб. Раб. Высказывания древних ученых Аристотель. сообщения учащихся.

Остеохондроз, сутулость, гимнастика, сколиоз.

Решение ситуаций ( из пособия)

Стр. 148-149.

Меры профилактики при предупреждении нарушения осанки

7Первая помощь при ушибах, вывихах,переломах.

Сообщения учащихся с демонстрацией.

Перелом, синяк, гематома. Вывих , ушиб.

Стр 79 задание, решение ситуаций из пособия стр.151-152.

Уметь накладывать шины, определять виды травм,комплекс необходимых упражненийпредупреждающих растяжение и ушиб.

8. Итоговый урок

Контрольная работа.

5

Внутренняя среда организма.- 4 часа.

1-2 Кровь и остальные компоненты крови.

Рассказ с элементами беседы, микропрепарат крови.,  рисунки № 42-46.составление таблицы.

Гемоглобин, капилляр, вена. Сосуд. Фагоцитоз, антигены. Фибриноген.

Подготовка к диктанту.

Основные форменные элементы крови.

3Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Составление опорного конспекта., стр.93 выполнить задание.

Интерферон, воспаление, паразитарные болезни.

Самостоятельно дополнить схему « Кровь»

Основные группы крови.Болезни, правила переливания крови.

4. Иммунология на службе здоровья

Сообщения учащихся с использованием рис 48, схемы стр.96, задание стр 99.

Лечебная сыворотка, аллерген, донор, реципиент.

Самостоятельное составление схемы» Переливание крови».

Изготовление лечебных сывороток.

6

Кровеносная и лимфатическая системы – 6 часов.

1.Транспортные системы организма.

Рассказ с элементами беседы, табл. Рис 49-50. Стр. 105 задан.1-2

Артерии, аорта, капилляры, кармановидные клапаны.

Стр 105 вопросы письменно.

2.Круги кровообращения

Рассказ с использованием схемы в таблице.,работа с муляжем сердца, Лаб.раб работа венозных клапанов.

Кровь артериальная, венозная, полые вены, желудочки сердца, альвеолы, сердечный цикл.

Подготовка к диктанту.

Знать строение сердца, основные кровеносные сосуды, сердечный цикл.

3.Строение и работа сердца.

Рассказ с элементами беседы, с комментариями фактов    стр 114.рис №53-54

Околосердечная сумка, автоматизм, адреналин, кальций, калий.

Стр114 ответить на вопросы.

Какое влияние оказывают ионы на работу сердца.

4.Движение крови по сосудам.

Лаб раб.рс=ис. 55-56.

АД, тонометр ,,инсульт, некроз, гипертония, гипотония, фонедоскоп, пульс

Стр 118 лаб раб самостоятельно запись выводов.

Уметь измерять свое давление, регулировать  физические нагрузки.

5.Гигиена ССС. Первая помощь при заболевании сердца

Лаб раб.сообщения учащихся.

Гангрена, ЭКГ, стенокардия, спазм,функциональная проба.

Стр125 уч-к задание.

6Первая помощь при кровотечениях

Сообщения учащихся с демонстрацией,с использованием рис 58.

Антисептик, жгут, бинт, закрутка, шина.

Стр.129 письменное задание.

7

Дыхание-5часов

1.Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Беседа эвристическая с использованием табл. Рис 59-63.уч-к.

Носовая полость, гортань. гайморит, фронтит, тонзиллит, лирингит, трахея, ЛОР-врач.

Стр 220 в пособии выбор правильных ответов письменно.

Основные болезни и пути их преодоления.

2Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Беседа по плану учебника. Запись процессов дыхания.

Легочная плевра, диффузия, газы, окисление.

Стр 227 в пособии решение задач.

3.Механизм вдоха и выдоха.

Составление схемы этапного механизмов вдох-выдох.

Диафрагма, смог, дыхательный центр, респиратор, наркогенные вещества,

Стр 404 в пособии тест « Дыхание».

Знать правила, предупреждающие удушье человека.

4.Функциональные возможности дыхательной системы.

Лаб раб.с использованием текста уч-ка

ЖЕЛ, палочка КОХА, непрямо ймассаж сердца, биологическая смерть. ФЛГ обследование.

Выпустиь санбюллютень Инфекционные болезни органов дыхания.

Болезни органов дыхания и  их предупреждение.

5. Итоговый урок по темам: Кровь и Дыхание

Контрольная работа

8

Пищеварение-6 часов

1.Питание и пищеварение.

Поисковая беседа по рис 71 составить список продуктов питания

Пластический и энергетический обмен веществ, глицерин, балластные вещества.

Стр 244 в пособии провести опыт и записать вывод.

Знать на какие вещества распадаются БЖУ, их энергоемкость и калории.

2.Пищеварение в ротовой полости.

Лаб раб.записи в тетради.

Слюнная железа, зубная эмаль, дентин, кариес.

Конкурс » наиди соответствие».

Стр 245-246 в пособии.

3.Пищеварение в желудке.

Лаб раб.

Дисбактериоз, печень, трипсин, пепсин, желчь.

Поговорки.стр 253 в пособии, их физиологическое обоснование.

4.Функции толстого и тонкого кишечника.

Самостоятельная работа стр 172-173 уч-ка с использованием рис. 77-79 стр 174 выполнить задание устно.

Аппендицит, гликоген, перитонит, глюкоза, всасывание.

Разгадывание кроссворда стр. 259 в пособии.

Основные правила питания, првила ЗОЖ

5.Регуляция пищеварения

Сообщения уч-ся, рис 80-81 уч-к,

Фистула, сокоотделение, мнимое кормление.

6.Гигиена органов пищеварения

ТОК- ШОУ « Есть или не есть»

В пособии

9

Обмен веществ и энергии-3 часа

1.Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ.

Самостоятельная работа стр 184-187 в уч-ке, составление таблицы стр 272 в пособии

Амилаза, аминокислоты, макроэлементы, микроэлементы,

В парах по карточкам. Стр 272 в пособиии

2.Витамины

Сообщения учащихся

Авитаминоз, рахит, родопсин, каротин, цинга, бери-бери, витамины групп:- жиро и водорастворимых

Основные витамины для нормального обмена веществ.

3.Энерготраты организма и пищевой рацион.

Лаб. Раб.работа на стр. 196-197 в уч-ке.

Норма питания, калорийность, энергоемкость продуктов питания.

Составление меню.

Уметь составлять простое меню для любого возраста и профессии человека.

10

Покровные органы. Терморегуляция.Выделение.-4часа

1.Кожа- наружный покровный орган

Рассказ с элементами беседы, стр 200-204 уч-ка работа с рисунками 83-85.

Дерма, сальные и потовые железы, ногти, эпидермис,

Стр297 в пособии задание.

Основные правила гигиены кожи, волос, ногтей.

2.Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Сообщения уч-ся игра лото. Создание памятки по гигиене.

Чесотка, сыпь, ожог, обморожение, лишаи, угревая сыпь.

Создание рекламы « Модные идеи»,

3.Терморегуляция.

Беседа по схеме стр 300 в уч-ке, стр 212 в пособии задание.№2

Теплообразование, закаливание, терморегуляция,

4 Выделение.

Рассказ с элементами беседы и использован. Рис87-89 в уч-ке и натуральных объектов.

Мочеточник. Моча, почка, мочекаменная болезнь.

Комментарий стихотворения в пособии стр. 288.

Меры профилактики почечных заболеваний.

11

Нервная система.-5 часов.

1.Значение нервной системы

Поисковая беседа, стр 222 в уч-ке задание.

Потребность, активность, субъективное отражение,

Выбор правильного суждения в пособии стр.256.

Знать основные функции ЦНС.

2Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга.

Лаб. Раб. Составление таблицы.

Мозжечок, продолговатый мозг, полушарии мозга.

Тестовая работа.

3Функции переднего мозга

Продолжение заполнения таблицы в тетради, рис в уч-ке 95-97.

Борозды, извилины, гипоталамус, временные связи, симпатический и парасимпатический отдел

Подбор антонимов по теме

4Соматический и автономный отделы НС.

Рассказ с использованием таблиц.стр 237.уч-к

5 Итоговый урок по темам (раздел10-11)

Контрольный диктант.

12

Анализаторы. 5 часов.

1-2.Строение анализаторов.

Зрительный анализатор.

Поисковая беседа задание в уч-ке стр 242 самостоят. Работа.Лаб раб.задание стр 248 в уч-ке.

Рецептор, глазное яблоко, склера, радужка., иллюзии

Задан стр. 314 в пособии.

Составление памятки для сохранности глаз

Выполнять простые правила для снятия усталости с глаз.

3.Гигиена зрения

Сообщения учащихся задание стр 252 письменно из уч-ка.

Близорукость , диоптрии, дальнозоркость,

Тестовая работа

4.Слуховой анализатор.

Работа с муляжом уха человека, задан стр 257 в уч-ке.

Улитка. Тугоухость, молоток, наковальня, стремечко. внутреннее  и наружное ухо.

5 Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности,

Лаб .раб. сообщения уч-ся

Вкусовые сосочки, вестибулярный аппарат, вибрация, рецепторы.

Отгадывание кроссворда в пособии стр 299.

13

ВНД.Поведение.

Психика. 5 часов.

1Вклад ученых в разработку учения о ВНД.

Сообщения учащихся о знаменитых трудах ученых Павлов. Сеченов.

2Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лаб. Раб. Стр 278 в уч-ке.задание.

Этология, эмоции, навык, привычка.

Выбор правильного суждения в пособии стр. 302.

3 Сон и сновидения.

Рассказ с элементами беседы, создание рисунка, зад стр. 287.в уч-ке.

Биологический ритм, объект, фон,

4.Речь и сознание.

Сообщения уч-ся.

Интуиция, сознание , виды речи.

Анализ собственной речи.

5.Воля, эмоции, внимание.

Лаб раб.

Стресс, аффект, негативизм.

Анкеты-тесты. для учащихся по волевому усилию. По внимательности  из пособия по валеологии.стр201.

14

Эндокринная система 2часа

1.Роль эндокринной регуляции

Рассказ с элементами беседы, выполнение задания стр.301-306 в уч-ке, составление таблицы, сообщения учащихся.

Гипофиз эпифиз,акромегалия, микседема, базедова болезнь, надпочечники,

2 Итоговый урок по темам разделов

(12-14)

Контрольная работа

15

Индивидуальное развитие 5 часов

1.Жизненные циклы. Размножение.

Рассказ с элементами беседы, составление схемы из беседы с примерами, задание стр.312 в уч-ке , самостоят. работа по группам и индивидуально.

Яички, ХУ хромосомы, графов пузырек, поллюции. Менструальный цикл.

Личная гигиена органов.

Виды размножения и биологическое значение размножения.

2Развитие зародыша и плода

Сообщения уч-ся стр. 317 в уч-ке.

Онтогенез, филогенез, плод. Беременность, плодные оболочки.

Основные периоды развития плода правила гигиены.

3.Развитие ребенка после рождения.

Сообщения уч-ся, рассказ фельдшера-акушера.

Гепатит-В, СПИД, венерические болезни.

Решение педагогических задач из пособия стр. 309

Психологические аспекты каждого периода в развитии ребенка.

4.Наследственные и врожденные заболевания

Сообщения учащихся

Пуберат, интроверт, индивид,

Интересы, склонности, способности Человека.

Мини-конференция

Знать свои личностные характеристики, уметь себя оценивать.

5. Итоговый урок

 Годовая контрольная работа по курсу Человек

Требования к уровню подготовки учащихся

      знать  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

уметь

· объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости

· изучать биологические объекты и процессы:ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;· определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);· анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...