рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

рабочая программа по биологии для учебника А.А. Каменский 9класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Биология  9 класс

                                                                                                          Пояснительная записка

1.Рабочая программа по биологии в 9 классе Введение в общую биологию и экологию Составлена на основании примерной программы В.В. Пасечника, Е.А.. Крискунова, опубликованной в сборнике программ по биологии в 6-11 классах изд-во Дрофа 2001г.

Рассчитана на 68часов  ( 63 часа и 5 часов РК) 2 часа в неделю  для учебника А.А. Каменский, Е.А. Крискунов» Введение в общую биологию и экологию» 9 класс,  изд-во Дрофа 2006г.

Цели программы :- освоение знаний о биологических системах( клетка, организм, вид, экосистема. )

-изучение истории развития современных представлений о живой природе,

-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,

-развитие познавательных интересов сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, гипотез;

-воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.

Задачи:

-изучить становление науки биологии;

- уяснить роль биологических знаний в современном мире;

-понять чем живое отличается от неживого;

-познакомиться с методами, применямыми в биологии;

-изучить уровни организации живой природы;

-изучить основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

-изучить основные проблемы современной экологии;

-формировать основы  рационального природопользования.

2. Содержание основного минимума:

Понимать основные положения биологических теорий;

-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, влияние мутагенов на организм человека

-описывать особей видов по морфологическим признакам;

-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- выяснять приспособления организмов к среде обитания.

3.Структура программы:

-Введение

-Уровни организации живой природы

Клеточный уровень-

-Организменный уровень-

-Экосистемный уровень-

-Популяционно- видовой

-Биосферный -

-Основы эволюции

Возникновение и развитие  жизни-

Организм и среда-

Биосфера и человек.-

4. УМК:

-Программа Мин.Обр  РФ 2001г.

Учебник А.А. Каменский, Введение в общую биологию и экологию.изд-во Дрофа 2006г.

 Поурочные разработки по биологии изд-во Дрофа 2004г.

Биология  ГИА, автор  Лернер   изд –во 20009-2012г.

Оценка качества знаний по биологии Дрофа 2006г.

5. Содержание программы.

Раздел

Тема и кол-во часов

Формы и методы организации занятий

Основные понятия

Формы контроля и

оценки ОЗУН

ЗУН

дата

1

Введение1час

Биология –наука о жизни

Рассказ с элементами беседы. Стр. 13 задан № 5 в уч-ке

Биофизика, радиобиология, микробиология, биохимия, свойства живого.

Знать свойства живого приводить примеры.

2

Уровни организации живой природы 7 часов

1.Молекулярный уровень

Характеристика уровня, беседа  составление схемы стр. 16-17 в уч-ке

Биополимеры, мономеры, молекула

Графическая работа

Знать характеристику молекулярного уровня

2Углеводы и Жиры

Сообщения учащихся самост работа с текстом уч-ка стр. 24-26, запись определений

Галактоза, хитин, рибоза, дисахариды, липиды,

Знать строение углеводов и жиров их основные функции.

3-4Состав и строение белков

Рассказ с объяснением, демонстрация куриного белка и опыты с ним.составление таблицы

Протеины, аминокислоты, полипептиды.

Составить кроссворд

Знать функции белковых молекул

5-6Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Постоение молекул нуклеотидов, составление опорного конспекта, работа устно по тексту учебника, работа с таблицами.

ДНК, РНК, витамины, капсид, АДФ, нуклеотид, т- РНК, и_РНК.

Функции нуклеиновых кислот.

7Вирусы

Составление опорного конспекта

Заболевания, вызванные вирусами.

Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами.

3

Клеточный уровень-10 часов

1.Клеточная теория. Общие сведения о клетке.

Лекция « история создания клеточной теории. Современные положения клет. Теории.современные методы исследования клеток.

Фагоцитоз, пиноцитоз,органоиды, мембрана,цитоплазматичес-

кая сеть.

Основные этапы развития клеточной теории

2Ядро, ЭПС, рибосомы,комплекс Гольджи,

Составление таблицы стр.49-51, анализ рисунков №20-24

ЭПС, прокариоты, эукариоты, кариотип, хромосомы.

диктант

Органоиды клетки и их функции

3.Лизосомы. Митохондрии, Пластиды, Клеточный центр. Клеточные включения.

Рассказ с использованием рис. Уч-ка.заполнение таблицы в тетради.

Кристы, граны, лизосомы,

Работа по карточкам.

4.Прокариоты.Эукариоты. Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.

Самосотятельное  составление плана-ответа по тексту уч-ка, по дополнительной лит-ре.

Анаэробы, аэробы, синтез белка, метаболизм,

Стр 61 вопросы 1-3 письменно.

5.Энергетический обмен в клетке. Питание клетки.

 Составление схемы стр. 62-65 в уч-ке.

АТФ, макроэргические связи, клеточное дыхание, хемотрофы, автотрофы, фототрофы.

Решение задач в пособии стр.51.

диктант по органоидам клетки.

Виды питания, значение питания для организмов,

6-7 Фотосинтез. Хемосинтез.

Составление плана-схемы, просмотр диафильма, анализ опыта,

Световая и темновая фазы,

Стр 69 вопросы 1-3устно уч-к.

Знать продуктивность и значение фотосинтеза.

8Синтез белков в клетке

Рассказ с использованием рис и табл., составление триплетов.

Ген, генетический код, полисома, транскрипция, трансляция.

Понятийный диктант

Этапы синтеза белка.

9Митоз. Деление клетки.

Составление схемы митотического цикла рис 38-40

Митоз, профаза, анафаза, телофаза, хромотиды,веретено деления, центромера.

 Решение задач стр. 72 в пособии.

Значение митоза.

10 Итоговый урок по теме раздела(3)

Контрольная работа

По карточкам.

4

Организменный уровень 10 часов

1.Половое и бесполое размножение организмов.

Рассказ с использованием таблиц, самостоятельноприве-сти примеры из жизни.

Почка, спора, гермафродит, гамета, яичник, сперматозоид.

Экспресс- тест Вопрос- ответ стр77 в пособии, задание стр. 88 в пособии

Значение полового и бесполого видов размножения

2.Индивидуальное развитие организмов

Самостоятельная работа по уч-ку с использованием

таблицы

Оплодотворение, зигота. Онтогенез, филогенез. Биогенетический закон, эмбриогенез

Понятийный диктант.

Биогенетический закон, уметь объяснять.

3.Моногибридное скрещивание.

Рассказ с элементами беседы, автобиография менделя из поисковых систем Яндекса.,изображение схемы скрещивания с устным объяснением.

Гомозигота, гетерозигота, аллельные гены.расщепление.

Решение задач из пособиястр. 99.

Законы Менделя.

4.Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

Рассказ с использованием рис 51, составление схемы наследования признаков.

Неполное доминирование, закон независимого наследования, анализирующее скрещивание.

Решение задач стр.101 в пособии.

5.Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование признаков.

Беседа по тексту уч-ка. Стр. 53, решение задач.

Локус, перекрест хромосом.

7 Генетика пола

Беседа, работа со схемой-рис. №55 в уч-ке.

Индивидуальная работа по карточкам в пособии стр.362

Болезни, передающиеся по генам.

6.Взаимодействие генов.

Самостоятельная работа по группам.с текстом уч-ка

Эпистаз, кодоминирование, комплементарное взаимодействие.

Работа с инструктивной картой стр.359 в пособии.

8 Закономерности изменчивости

Сообщения уч-ся стр. 118-119. В уч-ке.

Норма реакции, модификации, изменчивость.

Выполнение задания стр.127-128 в пособии.

Генетическое соотношение полов у человека.

9Основные методы селекции

Сообщения уч-ся, составление таблицы.

Гибридизация. Массовый отбор, гетерозис,мутагенез. Биотехнология.

Вопросы –суждения.

Значение науки селекции.

10 Итоговый урок по теме раздела( 4)

Проверочная работа по вопросам.

5

Популяционно-видовой уровень. 2 часа

1.Вид. Популяции.

Рассказ с элементами беседы, анализ таблиц и рис № 58-59 в уч-ке.

Популяция, группа, Экология, биотические сообщества, вид,  критерии вида.

Понятийный диктант

Знать основные критерии вида. Свойства популяции.

2.Биологическая классификация.

Составление классификации, растения или животного на выбор.

Систематика, естественная классификация, двойное название вида.

Выбор правильного суждения.

Основные причины неравномерного распределения видов в природе.

6

Экосистемный уровень-4 часа.

1-2 Биогеоценоз, экосистема и структура

1. Лекция, составление пищевой цепочки, пространственной структуры по рис и самост.-но.

Биотическое сообщество, экосистема, биосфера, пищевая сеть, ярусность, продуценты, консументы, редуценты.

Игра» Горящий стул».

Знать в чем различие экосистемы и биоценоза

3.Продуктивность сообщества.

Рассказ с использованием рисунков64стр.160-163.

Пирамида биомассы и численности, дыхание, продуктивность.

Построение пирамиды на примерах в пособии стр 187.

4.Саморазвитие экосистем.

Рассказ с использованием рис 65 стр. 168-170.

равновесие, сукцессия, продукция первичная и вторичная.

Решение задач на выбор, характеристика для экосистемы.

Причины саморазвития экосистем.

7

Биосферный уровень 4 часа.

1-2 Среды жизни. Биосфера.

Составление характеристики основных сред жизни стр. 173-177

Биосфера, механическое воздействие, гумус, фильтрация, физико-химическое воздействие.

Решение задач в пособии стр.198.

3-4 Круговорот веществ в биосфере.

Изучение циклов азота, фосфора, углерода, составление схем с использованием рис 68-70.

Биогеохимический цикл, биогенные вещества. Макротрофные  вещества, микроэлементы.

Решение задач стр. 205 в пособии.

Цикл круговорота азота и углерода.

8

Основы учения об эволюции. 9 часов

1-2. Эволюционное учение Дарвина

Автобиография. Составление опорного конспекта

Изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, передовые свойства.

Выбор верного суждения стр. 232-233 в пособии.

 Мировое Значение трудов Ч. Дарвина для науки

3. Изменчивость организмов.

Рассказ с элементами беседы, запись примеров изменчивости организмов стр. 195-196.

Генофонд, генотип, фенотип, наследственная изменчивость.

Составление схемы.

4Борьба за существование и естественный отбор

Составление опорного конспекта.

приспособленность

5.Формы естественного отбора, изолирующие механизмы.

Самостоятельная работа, составление таблицы

Изоляция, стабилизирующий отбор, движущий отбор.

Найти примеры, иллюстрирующие формы изоляции, составить презентацию.

Примеры приспособленности животных.

6.Видообразование

Рассказ с элементами беседы, с демонстрацией рис№ 78-79.

Микроэволюция, географическое видообразование, барьеры, полиплоидия.

Привести примеры адаптации стр 255 из пособия.

7Макроэволюция

Рассказ с использованием таблицы

Филогенетические ряды, макро и микро эволюция.

Составление родословного древа.

8. Основные закономерности эволюции.

Рассказ с ипользованием схемы стр. 269 в пособии, рим 81-82 в уч-ке

Параллелизм, конвергенция, гомологи, ароморфоз, дегенерация, аналогия.

Понятийный диктант.

9 Итоговый урок по разделу 8.

Контрольная работа.

9

Возникновение и развитие жизни на Земле. 6 часов

1-2.Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Урок-семинар

Креационизм, гипотеза панспермии, биохимическая эволюция, стационарное состояние.

Основные гипотезы возникновения жизни на Земле.

3.ГипотезаОпарина –Холдейна.Современные гипотезы происхождения жизни.

Сообщения уч-ся.

Коацерваты, пробионты, работа со словарями.

4.Эра древней жизни.

Самостоятельная работа с помощью рис 91

Эра, период, эпоха, палеонтология.

Тестовая работа.

Время появления основных видов животных.

5 Эра средней жизни.( палео протерозой)

Самостоятельная работа с текстом уч-ка работа с приложением №3 стр. 445 в пособии. Рис. 92-96 в учебнике.

Ихтиостеги,терапсиды, риниофиты, трилобиты.

Заполнение таблицы развитие органического мира на Земле.

.Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Сообщения уч-ся.

Палеоген, неоген, антропоген.

Работа по индивидуальным карточкам.

6.Итоговый урок по разделу ( 9)

10

Организм и среда 6 часов.

1.Экологические факторы

Лекция, составление таблицы по средам жизни самостоятельно.

Абиотические. Биотические, загрязняющие вещества.

Приспособленность живых организмов к факторам среды.

2.Влияние экологических факторов на организм.

Рассказ с элементами беседы. Рис. 104.

Толерантность, экотипы, лимитирующий фактор.

Графический диктант.

3.Экологические ресурсы

Самостоятельная работа стр 270-271

Экологические, энергетические и пищевые ресурсы.

Примеры животных со сходными видами пищевых ресурсов

4. Адаптация организмов к условиям существования.

Беседа с использованием рис.105, гербарии растений.

Жизненные формы, морфологические приспособлении. Ритмы жизни.

Составить кроссворд по теме “ Организм и среда».

Знать основные жизненные формы растений и животных

5.Межвидовые отношения организмов

Составление плана по уч-ку стр.277-279.

Симбиоз , конкуренция, нейтрализм, мутуализм,

Графическая работа.

Знать к чему приводят взаимоотношения организмов в природе.

6.Динамика популяций.Экологи-ческая регуляция.

Рассказ с использованием рисунков  на стр.280, построение графиков.

Смертность, рождаемость, циклические колебания численности.

Выбор правильного утверждения

11

Биосфера и человек.-4 часов

1.Эволюция биосферы

Рассказ с использованием рисунков стр.107-111, изучение основных этапов развития биосферы с примерами.

Биогенное, биокосное вещество, биосфера

диктант

Знать, что происходило важного в развитии биосферы, главные ароморфозы.

2Антропогенное воздействие на биосферу.

Урок- конференция

Природные ресурсы, водные запасы, солнечная энергия, статистика.

Глобальные проблемы в биосфере, пути рационального использования ресурсов, самообразование гражданина.

3 Основы рационального природопользова-ния.

Сообщения уч-ся.

Мониторинг, гуманизм, нравственность, сотрудничество, заповедники, экологическое образование.

Составление плана –по улучшению и пути решения сложившихся проблем( н-р очистка водоемов от загрязнений) экологии в своей местности.

4 Итоговый урок

Годовая контрольная работа.

Требования к подготовке выпускников основной школы:

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

      уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...