рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень),  на основе примерной программы по биологии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень)   (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_10.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 г. Кимовска Тульской области

Согласовано                                                                                 Утверждено

Заместитель директора по УВР                                                  решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н.                                                                            ____ августа  2013   года

___ июня   2013   года

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

10 класс, базовый уровень

Разработана

Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013 год

Биология.

10  класс

Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень),  на основе примерной программы по биологии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень)   (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.)

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования  на  изучение  курса биологии в 10 классе  отводится 35 часов (1 час в неделю).   В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2  из  школьного компонента на изучение курса биологии добавлен 1 час. Согласно данной рабочей программе  изучение материала рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).  Добавленные З5 часов из школьного компонента использованы на углубленное изучение вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся, особенно при подготовке к ЕГЭ, а также на изучение особенностей состояния окружающей среды  Тульской области.

   В курсе общей биологии 10 класса  рассматриваются особенности свойств живой природы на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях организации жизни.

   На изучение темы «Биосферный уровень организации жизни» добавлено 10 часов (всего 19, вместо 9, предложенных в авторской программе И.Н. Пономарёвой). Большее внимание уделяется вопросам возникновения жизни на Земле, физико-химической, биологической эволюции в развитии биосферы;  в программу включены уроки, отражающие состояние природной среды нашего края.

  На изучение темы «Биогеоценотический уровень организации жизни» также добавлены 10 часов (всего 18, вместо 8 авторских). Это время затрачено на более подробное рассмотрение структуры биогеоценозов, совместной жизни видов в биогеоценозе и приспособленности видов к совместной жизни. В данную тему также  включены уроки, отражающие региональный компонент: естественные и искусственные экосистемы города Кимовска;  охрана редких видов растений и животных в Тульской области и  ООТ  Тульской области; выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

   Материал, раскрывающий особенности популяционно-видового уровня организации жизни, распределён на 23 часа. Большое внимание уделяется рассмотрению популяции как  формы существования вида, как особой генетической системы и основной единицы эволюции. Более детально изучаются темы « Происхождение и эволюция человека», а также «Эволюционное учение».

Изучение биологии в 10-м классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах разного уровня сложности; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез  в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А, Лощилина Т.Е. Биология: 10  класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / Под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010.

       Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает  8 лабораторных работ, 6 практических работ,  2 экскурсии.

Содержание курса

1. Введение в курс общебиологических явлений (7 часов)

Объект изучения  биологии – живая природа.

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция.

         Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.     

          Современная естественно-научная картина мира, роль биологических теорий, идей, гипотез в ее формировании.

Значение практической биологии. Отрасли биологии, её связи с другими науками.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура.  Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсия:

  • Многообразие видов родного края. Сезонные изменения в природе.

  1. Биосферный уровень организации жизни (19 часов)

        Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

        Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая  эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Механизмы устойчивости биосферы.  Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

        Человек как житель биосферы.  Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде.  Осуществление экологического образования в Тульской области.

Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

        Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на земле.

        Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов. Экологическая ситуация в Тульской области, последствия чернобыльской аварии.

Лабораторные работы:

  • Определение пылевого загрязнения воздуха.

Практические работы:

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
  • Определение химического загрязнения атмосферного воздуха своей местности  с помощью биоиндикаторов (лишайников).
  • Решение экологических задач.

3. Биогеоценотический уровень организации жизни (18 часов)

     Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

     Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозах.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.  Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

    Устойчивость и динамика экосистем. Причины устойчивости биогеоценозов. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

 Многообразие экосистем.  Многообразие водных биогеоценозов.  Многообразие биогеоценозов суши.

Агроэкосистема. Естественные и искусственные экосистемы города Кимовска. Сохранение разнообразия экосистем. Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ  Тульской области.

  Природопользование в истории человечества.  Экологические законы природопользования.

Лабораторные работы:

  • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
  • Выявление приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
  •  Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Практические работы:

  • Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем  своей местности.  
  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Экскурсии:

  • Естественные и искусственные экосистемы города Кимовска.

4. Популяционно-видовой уровень организации жизни  (23 часа)

      Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида.  Популяция как основная единица эволюции.

      История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.  Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

       Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на земле.

Сохранение биоразнообразия – насущная проблема человечества. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.  Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

       Человек как уникальный вид живой природы. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы происхождения и эволюции человека.    Происхождение человеческих рас.

      История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.  Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия.

         Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

       Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Редкие виды растений и животных Тульской области, их охрана.  

       Особенности популяционно-видового уровня жизни. Значение изучения популяций и видов.

Генофонд и причины гибели видов. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Лабораторные работы:

  • Описание особей вида по морфологическому критерию ( по гербариям и и коллекциям животных).
  • Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных.
  • Выявление идиоадаптаций у насекомых или растений.
  • Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.

Практические работы:

  • Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

 

Календарно- тематическое планирование по биологии в 10 классе

( 70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

да-та

      Тема  урока

   Региональный

      компонент

Содержание стандарта

     биол.образования

   Д / з

Тема 1. Введение в курс общей биологии

 (7 часов)

1

Объект изучения  биологии – живая природа. Содержание и структура курса общей биологии.

Объект изучения  биологии – живая природа.

П.1

2

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Биологическая система как структурная единица живой материи.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция.

П.2

3

Основные уровни организации живой природы.

Основные уровни организации живой природы.

П.3

4

Современная естественно-научная картина мира, роль биологических теорий, идей, гипотез в ее формировании.

Значение практической биологии. Отрасли биологии, её связи с другими науками.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

П.4, записи

5

Методы познания живой природы (наблюдение, измерение, описание, эксперимент).

Методы познания живой природы.

П.5, инд. задания

6

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

П.6

7

Экскурсия № 1. Многообразие видов родного края. Сезонные изменения в природе.

(ИОТ 010)

Многообразие видов родного края. Сезонные изменения в природе.

отчет

Тема 2. Биосферный уровень жизни

(19 часов)

8

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

П.7

9

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Роль живых организмов в биосфере.

С. 29

10

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

П.8

11

Пр.р. № 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

отчет

12

Физико-химическая  эволюция в развитии биосферы.

Эволюция биосферы.

С.37

13

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

Эволюция биосферы.

П.9

14

Хронология развития жизни на Земле.

С.47

15

Биосфера как глобальная экосистема. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода)

П.10

16

Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере.

П.11

17

Механизмы устойчивости биосферы.

С.58

18

Человек как житель биосферы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Осуществление экологического образования в Тульской области.

Л.р.№1. Определение пылевого загрязнения воздуха. (ИОТ 009)

Осуществление экологического образования в Тульской области

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Правила поведения в природной среде.

П.12, записи

19

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

записи

20

Пр.р. № 2. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха своей местности  с помощью биоиндикаторов (лишайников).

Р.к.

Отчет

21

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на земле.

П.13

22

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

П.14

23

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

П.15, инд. зад.

24

Экологическая ситуация в Тульской области, последствия чернобыльской аварии.

Экологическая ситуация в Тульской области, последствия чернобыльской аварии.

записи

25

Пр.р. № 3. Решение экологических задач.

Отчет, повт. П. 7-15

26

Обобщающий  урок по теме «Биосферный уровень жизни»

Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни

(18 часов)

27

Биогеоценоз  как особый уровень организации жизни.

П.16

28

Биогеоценоз как био- и экосистема.

П.17

29

Строение и свойства биогеоценоза. Видовая,  трофическая структуры, пищевые связи.

Л.р. № 2.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Видовая структура экосистем.

Пищевые связи.

П.18

30

Пространственная структура биогеоценозов.

Л.р. № 3. Выявление приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

Пространственная структура экосистем.

П.18, с. 82

31

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

П.19

32

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозах.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция , симбиоз.

С.91

33

Причины устойчивости биогеоценозов.

Причины устойчивости экосистем.

П.20

34

Зарождение и смена биогеоценозов.

Смена экосистем

П.21

35

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

Л.р. №  4 . Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

С.103

36

Многообразие водных биогеоценозов.

С.107

37

Многообразие биогеоценозов суши. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Естественные и искусственные экосистемы города Кимовска.

С.111

38

Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы города Кимовска.

(ИОТ 010)

отчет

39

Пр .р. №  4. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем  своей местности.  

(ИОТ 009)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем  своей местности.  

отчет

40

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ  Тульской области.

Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ  Тульской области.

П.22, записи

41

Пр.р. № 5. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. (ИОТ 009)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

отчет

42

Природопользование в

истории человечества.

С.118

43

Экологические законы природопользования

П.23, повт. П.16-22

44

Обобщающий урок по теме «Биогеоценотический уровень жизни».

Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни

(23 часов)

45

Вид,  критерии  вида.

Вид,  критерии  вида.

П.24

46

Структура вида.

Л. Р. № 5. Описание особей вида по морфологическому критерию ( по гербариям и и коллекциям животных).

записи

47

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

П.25

48

Популяция – структурная единица вида.

Популяция – структурная единица вида.

С.136

49

Популяция как основная единица эволюции.

Популяция как основная единица эволюции.

П.26

50

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.

П.27

51

Система живых организмов на земле.

С.148

52

Сохранение биоразнообразия – насущная проблема человечества.

С.152

53

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека.

П.28

54

Пр.р. № 6. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

отчет

55

Эволюция человека. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение человеческих рас.

Эволюция человека.

П.29

56

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.

П.30

57

Естественный отбор и его формы.

С.169

58

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия.

Л.р. №  6. Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных.

С.172

59

Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

П.31

60

Результаты эволюции и ее основные закономерности.

Результаты эволюции.

П.32

61

Основные направления эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс.

Л.р № 7, 8.  Выявление идиоадаптаций у насекомых или растений. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.

П.33

62

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

П.34

63

Значение изучения популяций и видов.

С.189

64

Генофонд и причины гибели видов. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

С.192

65

Проблема сохранения многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы.

сохранение многообразия видов как основа  устойчивого развития биосферы.

С.197

66

Всемирная стратегия охраны природных видов.

Редкие виды растений и животных Тульской области, их охрана.  

Редкие виды растений и животных Тульской области, их охрана.  

П.35, повт. П.24-34

67

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень жизни».

Инд.зад.

68

Итоговый урок по курсу биологии 10 класса

69-70

Резервное время

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

    В результате изучения биологии в 10  классе на базовом уровне  ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов:  вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,  устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать представителей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
   соблюдения  правил поведения в природной среде;


Учебно-методическое обеспечение

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.– М.:Просвещение, 1989
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996  (тесты)
  4. Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Эволюция».
  5. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984
  6. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
  7. Презентации по биологии по курсу «Основы общей биологии».
  8. «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия» (электронное издание).
  9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
  10. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А, Лощилина Т.Е. Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / под ред.проф. И.Н. Пономарёвой.  – М.: Вентана-Граф, 2010.

Список литературы

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.– М.:Просвещение, 1989
  2. Богданова Т.Н. Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
  4. Журналы «Биология в школе».
  5. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984
  6. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008.
  7. Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  9. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А, Лощилина Т.Е. Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / под ред.проф. И.Н. Пономарёвой.  – М.: Вентана-Граф, 2010.

             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...