рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

 

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень),  на основе примерной программы по биологии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень)   (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_11.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 г. Кимовска Тульской области

Согласовано                                                                                 Утверждено

Заместитель директора по УВР                                                  решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н.                                                                            ____ августа  2013   года

___ июня   2013   года

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

11 класс, базовый уровень

Разработана

Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013 год

    Биология

11 класс

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень),  на основе примерной программы по биологии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень)   (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.)

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования  на  изучение  курса биологии в 11 классе  отводится 35 часов (1 час в неделю).   В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2  из  школьного компонента на изучение курса биологии добавлен 1 час. Согласно данной рабочей программе  изучение материала рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).  Добавленные З5 часов из школьного компонента использованы на углубленное изучение вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся, особенно при подготовке к ЕГЭ, а также на уроки, реализующие региональный компонент.

   В курсе общей биологии 11 класса  рассматриваются особенности свойств живой природы на организменном, клеточном, молекулярном  уровнях организации жизни.

   На изучение темы «Организменный уровень организации жизни» добавлено 15 часов (всего 32, вместо 17, предложенных в авторской программе И.Н. Пономарёвой). Большое внимание уделяется генетическим закономерностям наследования, решению разных типов генетических задач, т.к. замечено, что эти вопросы часто вызывают затруднения при подготовке выпускников к ЕГЭ.

  На изучение темы «Клеточный уровень организации жизни» добавлены 13 часов (всего 22, вместо 9 авторских). Это время затрачено на более подробное рассмотрение строения клетки (предусмотрены 3 лабораторные работы), изучение особенностей строения клеточных органоидов, особенностей процессов деления клетки (митоза и мейоза). Учащиеся более детально изучают особенности строения и многообразие бактерий как представителей прокариот, рассматривают современные проблемы микробиологии и гистологии.

  Материал, раскрывающий особенности молекулярного  уровня проявления жизни, распределён на 13  часов. Дополнительные часы отведены для изучения таких сложных вопросов, как особенности строения ДНК и РНК, механизмов фотосинтеза, биосинтеза белков в клетке, клеточного дыхания.

Изучение биологии в 11 - м классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах разного уровня сложности (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез  в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.

       Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает  9 лабораторных работ, 1 практическую работу.

Содержание курса

1. Организменный уровень организации живой материи (32 часа)

        Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ и процессы   жизнедеятельности одноклеточных организмов. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.  Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

        Размножение организмов – половое и бесполое.  Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

        Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Неблагоприятные факторы окружающей среды в Тульской области. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

        Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика  - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

        Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Состояние окружающей среды в Тульской области.

        Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

         Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

        Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели здоровья населения Тульской области. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

         Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

         Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

       

      Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. Вирусология – наука о вирусах, её достижения, значение.

    Лабораторные работы:

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
  • Составление простейших схем скрещивания.
  • Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияний на организм.
  • Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
  • Изучение признаков вирусных заболеваний (по справочной литературе).

     Практические работы:

  • Решение элементарных генетических задач.

2. Клеточный уровень организации жизни (22 часа)

       Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

        Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

        Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

        Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

         Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

         Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

         Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

         Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

        Многообразие бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот: водоросли. Многообразие одноклеточных эукариот: простейшие

Микробиология как наука, её значение, достижения. Дискуссионные проблемы цитологии.

       Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Лабораторные работы:

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание
  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
  • Сравнение строения клеток растений и животных.
  • Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

  1. Молекулярный уровень проявления жизни (13 часов)

       Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

        Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

         Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

         Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

         Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза.  Роль фотосинтеза в природе.

        Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

        Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

        Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

       Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Опасность химического загрязнения окружающей среды. Источники химического загрязнения среды в нашем регионе. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология  и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества. Осуществление экологического образования в Тульской области.

  1. Заключение (1час)

      Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых. Охрана природы в Тульской области.

Календарно- тематическое планирование по биологии в 11 классе

( 70 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

да-та

      Тема  урока

   Региональный

      компонент

Содержание стандарта

     биол.образования

   Д / з

Тема 1. Организменный уровень организации живой материи

(32 часа)

1.

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

П.1

2.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

П.2

3

Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов.

С.10

4

Обмен веществ и

процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности.

П.3

5

Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

С.17

6

Размножение организмов - половое и бесполое.

Половое и бесполое размножение.

П.4

7

Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Оплодотворение и его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

П.5

8

Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Периоды онтогенеза.

Л.р.№ 1. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

П.6

9

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

Неблагоприятные факторы окружающей среды в Тульской области.

Неблагоприятные факторы окружающей среды в Тульской области.

Записи, доклады

10

Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

Записи, доклады

11

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

П.7

12

Изменчивость признаков организмов и её типы. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

П.8

13

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

П.9

14

Дигибридное скрещивание; III закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

П.10

15

Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.

Л.р. № 2. Составление простейших схем скрещивания.

Хромосомная теория наследственности.

П.10, записи

16

Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.

Инд. Задания

17

Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе, геноме.

Современные представления о гене и геноме.

С.48

18

Генетические основы селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Важнейшие урожайные сорта культурных растений и породы животных  в Тульской области.

Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

Значение генетики для селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

П.11, записи

19

Учение Н.И. Вавилова о центрах  многообразия и происхождения культурных растений.

Учение Н.И. Вавилова о центрах  многообразия и происхождения культурных растений.

С.52

20

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

П.12

21

Пр.работа №1. Решение элементарных генетических задач.

Инд. Задания

22

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

П.13

23

Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Л.р.№ 3 . Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияний на организм.

Влияние мутагенов на организм человека.

С.63, записи, отчет

24

Состояние окружающей среды в Тульской области.

Состояние окружающей среды в Тульской области.

Записи, доклады

25

Этические аспекты медицинской генетики.

Значение генетики для медицины.

П.14

26

Биотехнология, её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Л.р.№ 4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Биотехнология, её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

П.15

27

Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели здоровья населения Тульской области.

Показатели здоровья населения Тульской области

С.73, записи

28

Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

П.16

29

Вирусы – неклеточная форма существования организмов.

Вирусы – неклеточные  формы

С.83

30

Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Л.р.№ 5. Изучение признаков вирусных заболеваний (по справочной литературе)

П.17

31

Вирусология – наука о вирусах, её достижения, значение.

С.92

32

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живой материи».

Инд. задания

Тема 2. Клеточный уровень организации жизни

(22 часа)

331

Клеточный уровень организации жизни, его роль в природе.

Л.р.№ 6. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание (ИОТ 009)

П.18

34 2

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов).

П. 25

35 3

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

П.19

364

Многообразие клеток и тканей.

Л.р.№ 7, 8. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных. (ИОТ 009)

С.103

375

Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

П. 25

386

Основные части в строении клетки. Биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

П.20

397

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные органоиды, их функции в клетке.

П.21, записи

408

Немембранные органоиды клетки, их функции.

П.21, записи

419

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Доядерные и ядерные клетки.

С.116

4210

Клеточный цикл жизни клетки.

П.22

4311

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.

Л.р. № 9 . Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

(ИОТ 009)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

П.23, записи

4412

Деление клетки – мейоз. Соматические и половые клетки.

П.23, записи

4513

Особенности образования половых клеток.

С.128

4614

Структура и функции хромосом. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Структура и функции хромосом. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

П.24

4715

Многообразие бактерий как представителей прокариот.

С.135

4816

Роль бактерий в природе.

С.140

4917

Многообразие одноклеточных эукариот: водоросли.

С.144

5018

Многообразие одноклеточных эукариот: простейшие.

С.148

5119

Микробиология как наука, её значение, достижения.

С.155

5220

Дискуссионные проблемы цитологии.

С.162

5321

Гармония и целесообразность в живой природе. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность».

П.26

5422

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации жизни».

Инд. задания

Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни

(13 часов)

551

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

П.27

562

Основные химические соединения живой материи. Макро – и микроэлементы, неорганические вещества клетки, их роль. Мономерные и полимерные соединения.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

П.28, с 176, записи

573

Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки, их значение. Ферменты.

Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

П.28 до конца, записи

584

Структура и функции ДНК.  ДНК – носитель наследственной информации. Ген, генетический код.

ДНК – носитель наследственной информации. Ген, генетический код.

П.29 до с. 183

595

Строение и функции РНК.

П.29 до конца

606

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез; световые и темновые реакции фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе.

П.30

617

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизведение белков в клетке.

П.31

628

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Клеточное дыхание, его этапы.

П.32

639

Регуляторы биомолекулярных процессов.

С.197

6410

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

С.201

6511

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Источники химического загрязнения среды в нашем регионе. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Источники химического загрязнения среды в нашем регионе.

П.33, записи

6612

Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Экологическая культура – важная задача человечества. Осуществление экологического образования в Тульской области.

Осуществление экологического образования в Тульской области.

П.34, записи

6713

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень проявления жизни».

Инд. задания

Заключение

(1 час)

681

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

Охрана природы в Тульской области.

Охрана природы в Тульской области.

П.35, записи

69-70

Резервное время

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

    В результате изучения биологии в 11  классе на базовом уровне  ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов:  клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное воздействие алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;  влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины  изменяемости видов, нарушений развития организмов,  наследственных заболеваний, мутаций,  необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • описывать представителей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  

  • жизни для:
    соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.– М.:Просвещение, 1989
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996  (тесты)
  4. Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Эволюция».
  5. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984
  6. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
  7. Презентации по биологии по курсу «Основы общей биологии».
  8. «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия» (электронное издание).
  9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
  10.  Учебник: Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Список литературы

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.– М.:Просвещение, 1989
  2. Богданова Т.Н. Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
  4. Журналы «Биология в школе».
  5. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984
  6. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008.
  7. Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  9.  Учебник: Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...