рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень),  авторская программа для 9 класса «Основы общей биологии» (автор И.Н.Пономарёва, Н.М. Чернова). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 г. Кимовска Тульской области

Согласовано                                                                                 Утверждено

Заместитель директора по УВР                                                  решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н.                                                                            ____ августа  2013   года

___ июня   2013   года

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

9 класс, базовый уровень

Разработана

Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013  год

Биология.

9 класс

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень),  авторская программа для 9 класса «Основы общей биологии» (автор И.Н.Пономарёва, Н.М. Чернова).

     В авторской программе Пономаревой И.Н.  распределение часов на изучение тем указано ориентировочно, поэтому при составлении  рабочей программы темы «Происхождение человека (антропогенез)»  и  «Основы экологии» были сокращены на 1 час,  для вынесения этих часов в резервное время. 

Изучение биологии в 9 - м классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;  человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;  работать с биологическими объектами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами,  биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений и экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного  ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

       Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,  О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.

       Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает  9 лабораторных работ,  3 экскурсии.

Содержание курса

1. Введение в основы общей биологии (4 часа)

Биология – наука о живом мире. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов (эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов).

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация, их проявление у  растений, животных, грибов, бактерий.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенности  региональной флоры и фауны.

Экскурсия:  

  • Биологическое разнообразие вокруг нас (Разнообразие живых организмов нашего города).

2. Основы учения о клетке (10 часов)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Гены и хромосомы. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные  работы:

  • Сравнение животной и растительной клеток. Многообразие клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.  Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторные работы:

  • Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО).

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы:

  • Решение генетических задач.
  • Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (сорта), произрастающих в разных условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)

Генетические основы селекции организмов. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.  Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

       Достижения селекции растений. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)

      Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни  А.И. Опарина  и её развитие в дальнейших исследованиях. Современные  гипотезы  возникновения жизни на Земле.

      Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот  - к  эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

     Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

      Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

7. Учение об эволюции (11часов)

Идея развития органического мира в биологии.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Результаты эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.   Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе -  видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания  и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Редкие виды растений и животных Тульской области.

Лабораторные работы:

  • Выявление изменчивости у организмов. Статистические закономерности изменчивости.

8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Экологические проблемы Тульской области.

9. Основы экологии (11 часов)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.  Пищевые связи в экосистеме.  Продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Особенности агроэкосистем.   Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере.   Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. 

       Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы:

  • Выявление приспособлений у растений и животных  к среде обитания.
  • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
  • Выявление типов взаимодействия разных видов в местной экосистеме.
  • Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье (оценка запыленности воздуха на рабочем месте).  

Экскурсии:

  • Весна в жизни природы. Лес (водоем) как природная экосистема.
  • Парк как пример искусственного сообщества.

Заключение (1час)

       Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

      Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ  Тульской области.

Календарно - тематическое планирование по биологии в 9 классе

( 70 часов, 2 часа в неделю)

 № п/п

Да-

та

  Тема раздела и урока

     Региональный

         компонент

Содержание стандарта

     биол.образования

   д/з

1. Введение в основы общей    биологии

(4 часа)

1

Биология- наука о живом мире. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов (эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов).

Разнообразие и общие свойства живых организмов.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов (эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов).

П.1

2

 Признаки живых организмов:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Признаки живых организмов, их проявление у  растений, животных, грибов, бактерий.

П.2

3

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

 

П.3

4

Экскурсия № 1. Биологическое разнообразие вокруг нас (Разнообразие живых организмов города Кимовска)

(ИОТ 010)




Разнообразие живых организмов города Кимовска.

Отчет

 об      экск.

2. Основы учения о клетке

(10 часов)

5

(1)

История изучения клетки. Цитология- наука о клетке. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории. Разнообразие клеток.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

П.4

6

(2)

Химический состав клетки, его постоянство. Органические и неорганические вещества. Углеводы, жиры, липиды. Роль воды в клетках.

П.5

7

(3)

Органические вещества клетки: белки, аминокислоты, нуклеиновые кислоты; их структура и функции.

Белки-ферменты.

П.6

8

(4)

Строение клетки.

Строение и функции ядра; гены и хромосомы.

Вирусы - неклеточные формы жизни, профилактика вирусных заболеваний.

Гены и хромосомы. Вирусы - неклеточные формы.

П.7

9

(5)

Цитоплазма и основные органоиды клетки, их функция.

Л/р № 1. Сравнение животной и растительной клеток. Многообразие клеток. (ИОТ 009)

П.8

10

(6)

Обмен веществ и энергии- основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

П.9

11

(7)

Биосинтез белка в живой клетке.

П.10

12

(8)

Биосинтез углеводов- фотосинтез. Роль хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

П.11

13

(9)

Обеспечение клетки энергией. Процесс дыхания. Влияние внешней среды на процессы в клетке.

П.12

14

(10)

Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке».

Повт.п.4-12

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

(онтогенез)

(5 часов)

15

(1)

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Типы размножения организмов: половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

П.13

16

(2)

Деление клетки – основа размножения, роста,  развития организмов. Митоз, его фазы. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов

Л/р № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. (ИОТ 009)

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

П.14

17

(3)

Особенности половых клеток. Мейоз, его сущность. Оплодотворение. Сущность зиготы.

Биологическая роль полового и бесполого

размножения.

П.15

18

(4)

Онтогенез и его  этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения, наркотиков на онтогенез человека.

П.16

19

(5)

Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов

(онтогенез)».

Повт.п.13-16


4. Основы учения о наследственности и изменчивости

(11 часов)

20

(1)

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики.

П.17

21

(2)

Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип.

Наследственность, изменчивость – свойства организмов.

П.18

22

(3)

Закономерности наследования признаков. Генетические опыты Г. Менделя. Первый и второй законы Менделя. Доминантные и рецессивные признаки, гомо- и гетерозиготы.

П.19

23

(4)

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Л/р № 3. Решение генетических задач.

П.20

24

(5)

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

П.21

25

(6)

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов, их множественное действие

П.22

26

(7)

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

П.23

27

(8)

Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

П.26

28

(9)

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости:

наследственная и ненаследственная. Комбинативная и мутационная изменчивость. Использование мутаций в селекции. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Основные источники химического загрязнения в Тульской области.

Основные источники химического загрязнения в Тульской области.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

П.24

29

(10)

Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости.

Л/р № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (сорта), произрастающих в разных условиях.

П.25

30

(11)

Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».

Повт. п.17-26

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов     (5 ч)

31

(1)

Генетические основы селекции организмов.  Задачи и методы селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

П.27, инд. задан.

32

(2)

Особенности селекции растений, ее достижения. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области.

Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области.

П.28, зап. в тетр.

33

(3)

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

П.29, инд. задан.

34

(4)

Методы селекции животных, достижения селекции животных.

Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.

П.30, зап. в тетр.

35

(5)

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия, ее значение. Понятие о биотехнологии.

П.31

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

36

(1)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

П.32

37

(2)

Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина. Современная теория возникновения жизни на Земле.

П.33

38

(3)

Развитие жизни на Земле

Появление первичных живых организмов-гетеротрофов,

зарождение обмена веществ. Возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Происхождение многоклеточных, появление аэробов и эукариот.

П.34

39

(4)

Этапы развития жизни на Земле. Эволюция

 растений, освоение суши животными. Основные приспособительные черты растений и животных к наземному образу жизни.

П.35.

Инд.   зад.

40

(5)

Появление человека, влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира»

Повт. п. 32-35

7. Учение об эволюции

(11 часов)

41

(1)

Идея развития органического мира в биологии. Учение об эволюции.

Учение об эволюции органического мира.

П.36

42

(2)

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

П.37, зап. в тетр.

43

(3)

Движущие силы  эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.







Движущие силы  эволюции.

П.37

44

(4)

Результаты эволюции: биологическое разнообразие  видов и     приспособленность организмов к среде обитания.

Результаты эволюции.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

П.37,

зап. в тетр.

45

(5)

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

П.38

46

(6)

Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

П.39

47

(7)

Видообразование- процессы образования новых видов в природе.

П.40

48

(8)

Понятие о микро- и макроэволюции, их закономерностях.

П.41

49

(9)

Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

П.42

40

(10)

Основные закономерности эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Л/р № 5. Выявление изменчивости у организмов. Статистические закономерности изменчивости.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

П.43.

Инд. задан.

51

(11)

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы.

Редкие виды растений и животных Тульской области.

Редкие виды растений и животных Тульской области.

зап. в тетр.

8. Происхождение человека (антропогенез)

(5 часов)

52

(1)

Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов.

П.44

53

(2)

Доказательства  эволюционного происхождения человека от животных. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них: морфологические и физиологические отличия, речь.











П.45

54

(3)

Человек как единый биологический  вид. Движущие силы и этапы эволюции вида Человек разумный.







П.46, п.47

55

(4)

Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.










П.47,

зап. в тетр., инд. задан.

56

(5)

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человек как житель биосферы, его влияние на природу Земли.

Экологические

проблемы Тульской обл.

Экологические проблемы Тульской области.






П.48, п.49,

зап. в тетр.

9. Основы экологии

         (11 часов)

57

(1)

Среда – источник веществ, энергии, информации. Экология как наука. Среды обитания организмов на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические; антропогенный фактор.

Среда – источник веществ, энергии, информации. Экология как наука.

П.50

58

(2)

Влияние экологических факторов на организмы.

Влияние экологических факторов на организмы.

П.51

59

(3)

Приспособления организмов к различным экологическим факторам: экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные и сезонные ритмы. Л/р № 6. Выявление приспособлений у растений и животных  к среде обитания.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

П.52

60

(4)

Взаимодействия разных видов:  конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.  Цепи питания.  

Л.р.№ 7, 8. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Выявление типов взаимодействия разных видов в местной экосистеме.

Р.к.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

П.53

61

(5)

Основные понятия экологии популяций.

Популяция как форма существования видов в природе. Основные характеристики популяций. Структура популяций.

Популяция.

П.54

62

(6)

Функционирование популяции и  динамика ее численности в природе. Биотические связи в регуляции численности.    

П.55

63

(7)

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Экскурсия № 2. Весна в жизни природы. Лес (водоем) как природная экосистема. (ИОТ 010)

Р.к.

П.56

Отчет

 об      экск.

64

(8)

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

Биосфера - глобальная экосисистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

П.57

65

(9)

Формирование,   развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Сукцессия. Разнообразие наземных и водных экосистем. Особенности агроэкосистем.

Экскурсия № 3. Парк как пример искусственного сообщества. (ИОТ 010)

Р.к.

Особенности агроэкосистем.

П.58,

Отчет

 об      экск.

66

(10)

Основные законы устойчивости живой природы. Круговорот веществ, поток энергии,

саморегуляция, биоразнообразие  как основы устойчивости экосистемы и биосферы.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

П.59, инд. задан.

67

(11)

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Л/р № 9. Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье (оценка запыленности воздуха на рабочем месте).  (ИОТ 009)

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

П.60, зап. в тетр.

10. Заключение

          (1 час)

68

Значение биоразнообразия в жизни планеты.

Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ  Тульской области.

Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ  Тульской области.

69-70

Резервное время

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

    В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
  • сущность биологических процессов:  обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,

  • изучать  биологические объекты и процессы:  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные

растения  и домашних животных,

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • соблюдения мер профилактики  ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
  2. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996  (тесты)
  3. Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Эволюция»
  4. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
  5. Презентации по биологии по курсу «Основы общей биологии»
  6. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
  7. Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.проф. И.Н. Пономарёвой.  – М.: Вентана-Граф, 2009.

Список литературы

  1. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
  2. Журналы «Биология в школе».
  3. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.  – М.: ВАКО, 2006.
  5. Пономарёва И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  6. Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  8. Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.проф. И.Н. Пономарёвой.  – М.: Вентана-Граф, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...