Общая характеристика прокариот
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Открытый урок по биологии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument7_microsoft_word_3.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок биологии в 7 классе.

           Тема « Общая характеристика прокариот».

Цель: Определить уровень представлений учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических организмов, их мно- гообразии и месте в системе органического мира; продолжить формиро- вание навыков построения логико- смысловой модели.

Оборудование: Учебник, таблицы, культура бактерий.

                 Ход урока:

  1. Введение в тему.

Определить о каких организмах идет речь?

- эти организмы состоят из одной клетки

- клетки имеют стенку

- клетки не имеют ядер

- генетическая информация сосредоточена в единственной хромосоме

- появились 3,8 млрд. лет назад.

Это характеристика пркариотических организмов.

  1. Построение логико- смысловой модели.

Приступаем более подробному изучению темы для этого строим на доске, а вы на тетрадях логика смысловую схему. В центре пишем тему « Прока- риоты» от него отходят лучи. Эту схему дети назвали «солнышко».

1 луч – характерные признаки царства: строение клетки -1 узел, питание – 2 узел, дыхание – 3узел, размножение -4 узел, формы бактерий – 5 узел.

Л 2- строение клетки. 1 узел – оболочка. Клеточная стенка обычно покрыта упругим, как автомобильная шина, веществом муреином. 2 узел– ядерное вещество. Прокариоты не имеют обособленного ядра, генети -ческая информация сосредоточена в единственной хромосоме. 3 узел – вакуоли. 4 –цитоплазма. В цитоплазме мембран мало.В ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. 5 узел – поры.

Л3 – питание бактерий. Большинство бактерий гетеротрофы – 1 узел.

2 узел – автотрофы, часть из них способна к хемосинтезу, часть к фото -синтезу. Очень важную роль в формировании биосферы сыграли фото -автотрофные и хемоавтотрофные бактерии. Два миллиарда лет, пока не появились растения, они были единственными производителями органи- ческих веществ и свободного кислорода на нашей планете, а также участвовали в формировании многих горных пород.

Л4 – дыхание бактерий. По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов – 1 узел, и анаэробов – 2 узел.

Л 5 – размножение. Обычно бактерии размножаются делением надвое – 1 узел. После редупликации кольцевой хромосомы и удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся или остаются связанными в характерные группы – цепочки, пакеты и т.д. В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры – 2 узел. Споры бактерий в сухом состоянии очень устойчивы. В таком сос -тоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры.

Л 6 – роль в природе. Они выполняют роль разрушителей органических веществ – 1 узел. Бактерии тем самым  очищают поверхность планеты от гниющих остатков. В жизни человека роль бактерий огромна – получение пищевых и технических продуктов – 2 узел.  Симбионты живут в организ- мах растений и животных принося им пользу – 3 узел. Велика и отрица -тельная роль бактерий ( порча пищевых продуктов). Наиболее опасны патогенные бактерии – источник различных заболеваний – 4 узел.

Л 7 – формы бактериальных клеток. 1 узел – кокки, имеющие шарообразную форму. 2 узел – диплококки, состоящие из попарно сближенных кокков, 3 узел – стрептококки, кокки сближенные в виде цепочки. 4 узел –сарцины – кокки, имеющие вид плотных пачек. 5 узел – стафилококки, кокки в виде виноградной грозди, поражает дыхательные пути у детей. 6 узел – бациллы, вытянутые в длину бактерии. 7 узел – спириллы, извитой формы.

8 луч - движение бактерий. 1 узел – жгутики, вращаясь как пропеллер, со скоростью 3000 оборотов в минуту, они тянут за собой клетку. За это время, например, холерный вибрион может переместиться на 3 тысячи длин своего тела. 2 узел – ворсинки. Некоторые бактерии перемещаются « реактивным» способом, выбрасывая слизь – 3 узел.

  1. Закрепление изученного материала.

Выбрать и записать в тетради верные утверждения.

  1. Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
  2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
  3. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
  4. Все бактерии – гетеротрофы.
  5. Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
  6. Бактерии относятся к царству прокариот.
  7. Все бактерии размножаются половым путем.
  8. Процесс квашения пищевых продуктов связан с бактериальной деятельностью.

  1. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунок на с.17 и назовите основные органоиды бактериальной клетки.

  1. Работа с тестами.
  1. К прокариотам относятся организмы:

а) клетки которых не имеют оформленного ядра

б) одноклеточные организмы

в) клетки которых имеют одно или несколько ядер

     2) Выберите прокариотические организмы:

         а) грибы

         б) бактерии и цианобактерии

         в) вирусы

    3) Колонии шаровидных бактерий в форме гроздей называются:

        а) стрептококки

        б) диплококки

        в) стафилококки

        г) сарцины

    4) Патогенными называются бактерии:

        а) вызывающие заболевания живых организмов

        б) живущие на теле других организмов или внутри их

        в) вызывающие гниение пищевых продуктов

  1. Вопросы для обсуждения.

Могут ли дежурные по классу уменьшить процент заболевших одноклассников?

Достаточно ли информации в учебнике о роле бактерий в вашей повседневной жизни?

Домашнее задание: Ответить на вопросы с.16  1- 11. обсудить с родителями, в какой части вашей квартиры вероятность нахождения бактерий наиболее велика? Построить ЛСМ по теме «Грибы», «Значение грибов в жизни человека».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая характеристика металлов (проверочная работа)

Проверочная работа состоит из 2-х частей.  Часть А- химический диктант. Часть В- нужно написать уравнения реакций....

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

Конспект урока биологии для 10 класса, включающего в свой состав исследовательскую работу, выполненную  классным коллективом....

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс

Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...

Конспект урока по биологии _6кл._на тему "ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТ"

Тема урока:  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТЗадачи урока:– раскрыть особенности организации прокариот на примере бактерий;– объяснить функциональные особенности прокариот;– продо...