Программа основного общего образования по биологии
рабочая программа (биология, 5 класс) по теме

Харькова Галина Михайловна

Данная программа составлена к предметной линии учебников"Линия жизни"под редакцией В. В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_fgos.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

456040 г.Усть-Катав                   тел./факс (835167) 3-01-03

                                            МКР-2, д.18                   E-mail:burenkova-5@mail.ru  

                      Программа по биологии

                основного общего образования

                                 учитель 1 категории

                           Харькова Галина Михайловна

                       

                     

                                 

                                     г. Усть-Катав

                                            2013г

              

Пояснительная записка

Целями реализации образовательной программы по биологии основного общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

 Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

 Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных пере-грузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

 Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

 С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

 • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

 • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

 Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

 • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

 • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

 • овладение ключевыми компетентностями: учебно-по-знавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

 • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

 

   Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

 • многообразие и эволюция органического мира;

 • биологическая природа и социальная сущность человека;

 • уровневая организация живой природы.

 Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

 Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных пред-ставителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

 В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

 Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, зна-комству школьников с некоторыми доступными для их вос-приятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.

            Место курса биологии в учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Содержание курса 5и 6 классов нацелено наформирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности, присущих всем живым организмам, взаимосвязи строение и функций,разных форм регуляции процессов жизнедеятельности.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.

   

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты

  освоения курса биологии

Освоение куса биологии заканчиваются результатами:

Личностные:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

 2) реализация установок здорового образа жизни;

 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

 

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

 • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

 • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

 • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

 • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

 • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 5. В эстетической сфере:

 • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы         

                   Содержание курса биологии

Живые организмы

    Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие      организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

     Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

     Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

     Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

     Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

    Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

    Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

   Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

     Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

 Изучение органов цветкового растения.

 Изучение строения позвоночного животного.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

 Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

 Вегетативное размножение комнатных растений.

 Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

 Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Человек и его здоровье

      Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

      Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

      Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

      Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет.       Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

       Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

      Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

     Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

       Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

      Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

        Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.  Наследственные заболевания. Медикогенетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

         Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

       Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.

Строение и работа органа зрения.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

                   

     

                         

 Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Класс

Виды деятельности учащихся( в форме УУД)

РАЗДЕЛ 1.ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ- 140 часов

1.Биология- как наука

5

5

Л(5-7)1.2; 1.4; 1.7; 5; 6.1.

П(5-7) 1.1; 1.3; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5.

Р(5-7)

1.1; 1.2; 1.3; 2.1.

К(5-7) 1.1; 1.2.

2.Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов

10

5

Л(5-7) 2.1

П(5-7) 1.1; 1.2; 2.1; 2.4; 2.6; 2.7; 3.1; 3.2; 3.3;

Р(5-7)1.1; 1.2; 1.3; 2.1; 2.2; 6 

К(5-7) 1.1; 1.2; 2; 4; 5; 6.1; 6.2. 

3.Многообразие организмов

22

5,7

 Л(5-7) 2.2; 1.4

П(5-7) 1.2; 1.3; 2.2; 2.3; 2.5; 2.6; 2.7; 3.1-3.5

Р(5-7) 1.2; 2.1; 2.2; 5; 6;  7;

К(5-7)

1.1; 4; 5; 6.1; 6.2.

4.Жизнедеятельность организмов

15

6

Л(5-7) 1.4;1.7;2.1;2.2; .

П(5-7)

1.2;2.3; 2.7;3.1-3.6

 Р(5-7) 1.2; 1.3;5;7

К(5-7)

1.1;2.3;3; 4;5;6.1;6.2

5.Размножение, рост и развитие организмов

6

6

Л(5-7) 3.2. 

П(5-7)  2.7;3.1:3.2;3.3;3.6

 Р(5-7) 1.1;1.2;1.3;2.1;2.2;3;4;5;6;7

К(5-7) 3.        

6.Регуляция жизнедеятельности организмов

14

6

Л(5-7) 1.4;2.2;3.2;3.3

П(5-7) 1.2;2.7;3.3;3.4;3.5

 Р(5-7) 1.2; 1.3;2;3;4;6

К(5-7)2;6.1;6.2

7.Бактерии, грибы, лишайники

6

7

Л(5-7) 1.7; 2.2.

П(5-7) 1.2 ;1.3;2.5

 Р(5-7) 1.3

К(5-7) 1.1;5; 6.2.

8.Многообразие растительного мира

27

7

Л(5-7) 1.4; 2.2;3.5

П(5-7)

1.2;2.3;2.5;2.7;3.1-3.6;

 Р(5-7) 1.2;1.3; 5;7.

К(5-7) 1.1;1.2;2;3;4;5;6.1;6.2

9.Многообразие животного мира

28

7

Л(5-7)  2.1;2.2.

П(5-7) 1.2; 2.3;2.5;2.7;3.1-3.6

 Р(5-7) 1.2;1.3

К(5-7) 1.1;1.2;2;5;6.1;6.2

10. Эволюция растений,животных, их охрана

3

7

Л(5-7) 1.4;1.7;2.2

П(5-7) 2.1; 2.3;2.7

 Р(5-7) 2.2;3

К(5-7) 2,5;3;4;5

11.Экосистемы

4

7

Л(5-7) 1.7;2.2.

П(5-7) 1.2;2.3;2.4;2.7

 Р(5-7) 1.3;3

К(5-7) 2,3,4,5;6.1.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ-70 часов

12.Наука о человеке

3

8

Л(8-9) 1.7;1.10

П(8-9) 1.2;1.3;2.3;2.6

Р(8-9) 1.1;1.2;1.3;2.1;2.2

К(8-9) 5

13.Общий обзор организма человека

4

8

Л(8-9) 1.7;1.9;1.10;2.1 

П(8-9) 1.2;1.3;2.1-2.7;

Р(8-9) 1.1; 1.2;1.3;2.1;2.3

К(8-9) 1.1;2.1;4;5; 6.2

14.Опора и движение

8

8

Л(8-9) 1.7;1.9;2.1;3.2

П(8-9) 1.1;2.1-2.7

Р(8-9) 1.2;1.3;3,4,5,6,7

К(8-9) 1.1;2.2;2.3;4;5;6.1

15.Внутренняя среда организма

5

8

Л(8-9)1.7;2.1;3.2

П(8-9) 2.1-2.7;

Р(8-9) 1.2;1.3;4;5

К(8-9) 1.1;1.2;2.3;4;5

16.Кровообращение и лимфообращение

4

8

Л(8-9) 1.6;1.7;1.10;2.1;3.2

П(8-9)

1.2;1.3;2.1-2.7;3.3;3.4;3.5

Р(8-9) 1.2;1.3;2.1;2.2;3;4;5;6;7

К(8-9) 1.1;2;4;5;6.1

17.Дыхание

4

8

Л(8-9) 1.6;1.7;1.9;1.10

П(8-9) 2.1-2.7;3.1;3.5;3.6

Р(8-9) 1.2;1.3;2.2;4;5;6;7

К(8-9) 3.1;4;5;6.2

18.Питание

5

8

Л(8-9) 1.6;2.1

П(8-9) 2.1;2.2;2.4;2.5

Р(8-9)  1.2;2.1;2.2;3;4        

К(8-9) 1.1;2.1

19.Обмен вещесв и энергии

5

8

Л(8-9) 1.7;1.9;1.10

П(8-9) 2.1;2.2

Р(8-9) 1.1;1.2;3;6;7        

К(8-9) 6.1; 6.2

20.Выделение продуктов обмена

2

8

Л(8-9) 1.9;2.1

П(8-9) 2.1;2.2;2.7

Р(8-9) 1.1;1.2;3

К(8-9) 5

21.Покровы тела

3

8

Л(8-9) 1.10;2.1

П(8-9) 2.1;2.2;2.7

Р(8-9) 1.1;1.2;3;7

К(8-9) 2;3.1;3.2

22.Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

9

8

Л(8-9) 1.6;1.7;1.8;1.9;2.1

П(8-9) 2.1;2.2;2.3;2.6;2.7

Р(8-9)1.2;1.3;3, 4,5, 6,7

К(8-9)1.1;3;4;5;6.1;6.2

23.Органы чувств

4

8

Л(8-9) 1.7;2.1

П(8-9) 2.1;2.2;2.3;2.6;2.7

Р(8-9) 1.2;1.3;3;4;5;6;7

К(8-9) 2;3;4;5;6.2

24.Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

6

8

Л(8-9) 2.1

П(8-9) 2.1;2.2;2.5;2.6;2.7

Р(8-9) 1.1;1.2;2.1;2.2;2.7;3

К(8-9) 5

25.Размножение и развитие человека

4

8

Л(8-9) 1.9;1.10

П(8-9) 1.2;2.1;2.5;2.6;2.7

Р(8-9) 2.1;2.2;2.6;4,6        

К(8-9)  2,3

26.Человек и окружающая среда

4

8

Л(8-9) 1.7

П(8-9) 1.2;2.5;2.6;2.7;3.3;3.4;3.6

Р(8-9) 1.1;1.2;3;4;5;6

К(8-9) 1.1;4;5;6.2        

РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ-70 часов

27.Билогия в системе наук

2

9

Л(8-9) 1.4;1.6

П(8-9) 2.1;2.2;2.3

Р(8-9) 3,6

К(8-9)  1.1;2.1;2.2

28.Основы цитологии- науки о клетке.

13

9

Л(8-9) 1.4;1.6;2.1;

П(8-9) 2.1-2.7

Р(8-9) 1.1;1.2;1.3

К(8-9)  2,3,4,5

29.Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

9

Л(8-9) 1.4;1.6;2.1

П(8-9) 2.3-2.7

Р(8-9) 1.1;3,6

К(8-9) 5;6.1;6.2

30.Основы генетики

10

9

Л(8-9) 1.7;1.9;3.1

П(8-9)2.1-2.7

Р(8-9) 1.1;1.2;1.3;4;5

К(8-9) 2,3,4,5

31.Генетика человека

2

9

Л(8-9) 1.4;1.6;1.9

П(8-9)2.5 -2.7

Р(8-9) 1.1;1.2;1.3

К(8-9) 3;6.1;6.2

32.Основы селекции и биотехнологии

3

9

Л(8-9) 3.1

П(8-9) 1.1;1.2;1.3

Р(8-9) 1.1;1.2;1.3

К(8-9) 3;6.1;6.2

33.Эволюционное учение

8

9

Л(8-9) 1.6;2.1;2.2;3.1

П(8-9) 1.2;2.3;2.7

Р(8-9) 2,3,4,5,6

К(8-9) 3;4;5;6.1;6.2

34. Возникновение и развитие жизни на земле

5

9

Л(8-9) 1.6

П(8-9) 1.1;1.2;1.3

Р(8-9) 2,3,4,5,6

К(8-9) 2;5;6.1;6.2

35.Взаимосвязи организмов и окружающей среды

22

9

Л(8-9) 1.10;2.2;3.2

П(8-9)

1.1-1.3; 2.1-2.7;3.1-3.6

Р(8-9) 1.2;1.3;2,3,4,5,6

К(8-9)2;5; 6.1;6.2

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Класс

Литература для учителя

Литература для учащихся

5

1.В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы М.:Просвещение,2012г


2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс М.: Просвещение,2012г


3. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя) М.: Просвещение,2012г


4. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы.5—9 классы М.: Просвещение,2011г



  • В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник) М.: Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс М.: Просвещение,2012г

6

  • В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапо- нюк. Биология. 5—6 классы (учебник) М.: Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник к др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс М.: Просвещение,2011г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя) М.: Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г

  • В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапо- нюк. Биология. 5—6 классы (учебник) М.: Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник к др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс М.: Просвещение,2011г

7

  • В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г
  •  В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс В. В. Пасечник и др. М.: Просвещение,2011г 
  • Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.
  1. класс (пособие для учителя)

  • В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г
  •  В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс В. В. Пасечник и др. М.: Просвещение,2011г

8

  • В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя) М.: Просвещение,2010г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2010г

  • В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс М.: Просвещение,2011г


9


  • В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс В. В. Пасечник и др. М.:Просвещение,2012г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.8 класс (пособие для учителя) М.: Просвещение,2011г
  •  В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г


  • В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы М.: Просвещение,2011г
  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс М.: Просвещение,2012г


                                               Предметные результаты

К

Л

А

С

С

Примерная ООП ООО

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

5-7

                                          Живые организмы

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

8

                                Человек и его здоровье

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

9

                       Общие биологические закономерности

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.


• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

Критерии, показатели диагностический инструментарий

                      оценивания УУД обучающихся

Критерии

сформированности УУД

                   Показатели сформированности УУД

     обучающихся 5—7 классов

обучающихся 8-9 классов

                                                                                       Личностные

Л1. Самоопределение (личностное, профессиональноежизненное)

Л(5-7)1.1.Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;


Л(5-7) 1.2. Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;


Л(5-7) 1.3. Сформированность гуманистических, демократических ценностных ориентаций.

Л(8-9) 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;


Л(8-9) 1.3 Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;


Л(8-9)1.4. Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;


Л(8-9) 1.5. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной.


Л(5-7) 1.4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.


Л(8-9) 1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Л(5-7) 1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников;

 

Л(5-7) 1.6. Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.


Л(8-9) 1.7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;


Л(8-9) 1.8. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в преде&'ах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Л(5-7) 1.7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Л(8-9) 1.9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правдл индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Л(5-7) 1.8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.


Л(8-9)1.10 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Л2 Смыслообразова-ние

Л(5-7) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.


Л(8-9) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Л(5-7) 2.2. Сформированность основ современной экологической культуры соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.


Л(8-9) 2.2. Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Л3 Нравственно- этическая ориентация

Л(5-7) 3.1. Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира;


Л(5-7) 3.2. Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Л(8-9) 3.1 Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради: пиям, языкам, ценностям народов России и народов мира;


Л(8-9) 3.2. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Л(5-7) 3.3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Л(8-9) 3.3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


Л(5-7) 3.4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Л(8-9) 3.4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Л(5-7) 3.5. Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Л(8-9) 3.5. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятель ности.

                                                                 

                                               ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

П 1. Смыслового чтения и работы с информацией

П(5-7) 1.1 Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения;


П(5-7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий;


П(5-7) 1.3. Сформированность умения структурировать тексты.

П(8-9) 1.1 Сформированность умения усваиваг щего и поискового чтения;


П(8-9) 1.2 Сформированность умения осуществлять поиск информации с использование разли ных источников для решения учебных и жизне ных задач;


П(8-9) 1.3. Сформированность умения самостс тельно создавать структурированные тексты.

П 2. Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций


П(5-7) 2.1. Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач;


П(5-7) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач;


П(5-7) 2.3. Сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа;


П(5-7) 2.4. Сформированность умения строить классификацию на основе дихотомического деления;


П(5-7) 2.5. Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя


П(5-7) 2.6. Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач;


П(5-7) 2.7. Сформированность умения осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; строить логическое рассуждение.

П(8-9) 2.1. Сформированность умения преобразовывать модели и схемы для решения задач;


П(8-9)2.2. Сформированность умения осущес лять выбор способов решения задач в зависю ста от конкретных условий;


П(8-9) 2.3. Сформированность умения осущес лять анализ на основе самостоятельного выде ния существенных и несущественных признаю


П(8-9) 2.4. Сформированность умения самост тельно давать определение понятиям;


П(8-9) 2.5. Сформированность умения самост тельно осуществлять сравнение, сериацию классификацию, выбирая основания и критер установливать причинно-следственные связи;


П(8-9) 2.6. Сформированность умения самост тельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследова проблемы;


 П(8-9) 2.7. формировать умения обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя.

П.З. Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности


П(5-7) 3.1. Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;


П(5-7) 3.2. Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;


П(5-7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями;


П(5-7) 3.4. Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности;


П(5-7) 3.5. Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме;


П(5-7) 3.6. Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта

П(8-9) 3.1 Сформированность умения самое тельно планировать учебный проект (уче( исследование), используя оборудование, мод методы и приемы адекватные исследуемой блеме;


(8-9) 3.2. Сформированность умения самос тельно выполнять учебный проект (учебное иследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;


П(8-9) 3.3. Сформированность умения самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями;


П(8-9) 3.4. Сформированность умения представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы;


П(8-9) 3.5. Сформированность умения при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию;


П(8-9) 3.6. Сформированность умения проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования).

                                                                            РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Р 1. Целеполагание

Р(5-7)1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;


Р(5-7)1.2. Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;


Р(5-7)1.3. Сформированность умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Р(8-9)1.1. Сформированность умения самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности;


Р(8-9)1.2. Сформированность умения самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;


Р(8-9)1.3 Сформированность умения самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи.

Р 2. Планирование


Р(5-7)2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;


Р(5-7)2.2. Сформированность умения самостоятельно составлять планы.

Р(8-9)2.1. Сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач;


Р(8-9)2.2. Сформированность умения самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные.

РЗ.Прогнозирование


Р(5-7)3. Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий.

Р(8-9)3. Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Р4. Контроль


Р(5-7)4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р(8-9)4 Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия.

Р 5. Оценка


Р(5-7)5. Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

Р(8-9) 5. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем

оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность.

Р б.Коррекция


Р(5-7)6. Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Р(8-9) б. Сформированность умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Р 7. Волевая саморегуляция


Р(5-7)7. Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Р(8-9)7. Владение основами волевой саморегуляции


                                                                     КОММУНИКАТИВНЫЕ

К 1. Планирование

совместной

деятельности

К(5-7) 1.1. Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;


К(5-7) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

К(8-9) 1.1. Сформированность умения совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя;


К(8-9) 2.1. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя).

К 2. Постановка вопросов


К(5-7) 2. Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности.

К(8-9) 2. Сформированность умений задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером.

К З.Разрешение конфликтов


К(5-7) 3.Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений).

К(8-9) 3.1. Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать рдагения и делать выборы;


К(8-9) 3.2. Сформированность умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально- приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов.

К 4 правление поведением партнера


К(5-7) 4. Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимою помощь партнеру в процессе сотрудничества

К(8-9) 4. Сформированность умения управлять поведением партнера, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнера и осознавать способы коррекции данного поведения

К 5.Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли)


К(5-7) 5. Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.


К(8-9) 5. Сформированность умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми спосо-


К6.Владение монологической и диалогической формами речи

К(5-7). 6.1. Сформированность,уме ний в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;


К(5-7) 6.2. Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи.

К(8-9) 6.1. Владение мс дологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи,


К(8-9) 6.2. Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 6 класса

Рабочая программа по биологии 6  класса на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 7 класса

Рабочая программа по биологии 7  класса  на 2012 -2013 учебный год   составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8  класса на 2012-2013 учебный год составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего образования по био...

Рабочая учебная программа основного общего образования по биологии 9 класса

Рабочая программа по биологии 9  класса  на 2012 -2013 учебный год  составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г), Примерной программы основного общего ...

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ» 6—9 классы

Рабочая программа по биологии 6-9 класс линия Пасечника В.В...