Урок: Внешнее строение листа.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Сазонова Галина Геннадьевна

. Предмет: Биология.
4. Класс: 6.  Учебник, допущенный Министерством образования Российской Федерации:                       И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники", /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г./

 

    Урок изучения нового материала, урок лабораторного практикума с использованием авторского интерактивного продукта. Предусмотрена индивидуальная работа, работа в группах, что способствует воспитанию межличностных отношений: «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания направлены на развитие абстрактного мышления и творческих способностей. Отрабатываются навыки работы с интерактивной доской. На каждом этапе урока каждый ученик является активным участником, учитель регулирует, направляет деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Внешнее строение листа».

Цель: Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.

Задачи:

 Образовательные:

  сформировать понятия, связанные с морфологией листа, изучить особенности внешнего строения листа, жилкование листьев, разнообразие листьев, положение на стебле, значение листа в жизни растений.

Дидактические:

 создать условия для усвоения нового учебного материала на уровне общих представлений по основополагающим понятиям темы, используя технологию развития критического мышления.

 Развивающие:

Развитие критического мышления, развитие мотивации к изучению нового материала, развитие навыков работы с текстом и составлением структурно- логической схемы, творческих и аналитических способностей.

 Воспитывающие:

 Ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда, умение эффективно работать совместно с другими людьми.

Тип урока: формирование знаний

Вид:  урок с использованием технологии критического мышления

Методы: 1. Основы методики критического мышления включает три  стадии:

- Стадия вызова

- Стадия осмысления

- Стадия размышления

2. Частично-поисковый, иллюстративно- объяснительный

Форма организации: фронтальная, групповая

Приемы: 

  •  сравнения
  •  обобщения
  • установления причинно-следственных связей.

 Средства обучения: 1. Информационные

  • Учебник
  • Презентация

2. Визуально-наглядные 

                натуральный раздаточный материал  «Типы корневых систем»

                 «Сложные и простые листья»

                 «Жилкование листьев»

                 «Классификация покрытосеменных растений»

                 Коллекция (в конвертах под №) «Жилкование листьев» (натуральный раздаточный материал, собранный на осенней экскурсии с учениками)

3. Технические 

  • Мультимедийная установка
  • Интерактивная доска

 Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны знать: 

      Функции листа

      Из каких частей состоит лист;

      Отличия черешковых и сидячих листьев;

      Признаки простых и сложных листьев;

      Особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования.

Учащиеся должны уметь: 

           Различать сидячие и черешковые листья;

           Находить на листе листовую пластинку и черешок;

           Определять виды сложных листьев;

           Называть и определять признаки однодольных и двудольных растений.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

слайд

I этап Организация

урока

-приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга словами:

Здравствуй, друг!

Я - пришёл,

Ты мне рад?

Хорошо!!!

Теперь повернитесь друг к другу. Пожмите руки и произнесите эти слова…

Садитесь…

приветствуют учителя и друг друга 

1 мин













Слайд №4

Слайд №5










II этап

Стадия вызова












































































III этап

Стадия «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)

 




























































































1. Сегодня нас ждёт удивительное общение с природой и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны  на уроке и вы добьётесь успеха! Вперёд, друзья!

- Впишите органы цветковых растений, заполняя кластер.

- Что такое корень?

- Какие типы корневых систем вам известны?

- Какие виды корней существуют?- Какие виды корней входят в состав стержневой корневой системы? Мочковатой?


- Что такое побег?

- Что такое стебель?

- Что такое почка?

- Какие виды почек вам известны?

- Чем отличается генеративная почка от вегетативной?



Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы:

составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.

Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.








Приложение 1.











































Ответы детей помещаем в маркировочную таблицу





Стадия осмысления даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).



















Ученики выделяют на интерактивной доске штампами верные ответы.


Ответы детей:


- по способу расположения жилок на листе;


- пучки проводящей и механической ткани;


- минеральные вещества и воду вверх, органические вещества вниз;


- образует скелет листа;


-жилкование перистое и пальчатое, параллельное и дуговое.





- Двудольных



- Однодольных


- Корневые системы: стержневая и мочковатая.


5 мин





























1 мин





5 мин











2 мин









2 мин







3 мин









2 мин







1 мин








2 мин

 





3 мин
























3 мин










2 мин

 

 





2 мин





3 мин




Слайд №6 – органы цветковых растений


























Слайд №7  Найди ошибку 



Слайд №8 Самостоятельная работа!








Слайд №9  Критерии оценок 







Слайд №8 Самостоятельная работа! (вставляются пропущенные слова)

(ШТОРКА!)


Слайд №10 Листорасположение

(ШТОРКА !) 













Слайд №11 Маркировочная таблица

 





Слайд №13

тема урока «Внешнее строение листа»


Слайд №14

Релаксация 





Слайд №15 

Работа с текстом 
















Слайд №16

Строение листа

(ШТОРКА!) 







Слайд №17

Форма листа

(картинки зависают и встают на своё место)



Слайд №18

Слайд №19





Слайд №20

Жилкование





















Вставляются в кластер слова:

Двудольных



Однодольных


Вставляются в кластер картинки: стержневой и мочковатой корневых систем.


2. – Обратим внимание на строение некоторых органов цветкового растения.

3. – А теперь маленькая самостоятельная работа по пройденному материалу. Возьмите листочки, подпишите Ф.И..

- Как вы думаете, что надо сделать?(вставить пропущенные слова).

- Приступили к работе. Кто закончит работу – руку на локоток, чтобы я видела.

- А сейчас отдайте свою работу соседу – пусть каждый из вас побудет в роли учителя – проверит работу товарища и поставит оценку! Критерии оценок перед вами.

- Внизу есть строка «Проверил»_ поставьте свою фамилию.

-Проверяем работу.






4.- А какие типы листорасположения вы знаете?

Очередное – Это как?

Супротивное – Это как?

Мутовчатое – Это как?

- Соедините названия растений с типом расположения листьев на стебле. Удостоверимся в этом на практике (показываю детям натуральные объекты яблони, розы, гвоздики, клёна, сирени)


1. - Мы говорим с вами о положении листа на стебле, а что вы знаете о самом листе?


- Я не сомневаюсь в том, что вы хотите знать больше. А  что хотите знать?


2.-Теперь запишем тему урока. Откроем тетради, сегодня 13 октября, тема урока «Внешнее строение листа»


3.Релаксация

- И прежде, чем отправиться дальше, немного отдохнём, послушаем музыку, расслабимся…


4. Работа с текстом

- Открываем учебники на странице 65, § 18 и работаем над пунктом «Внешнее строение листа» с карандашом в руках, обращая внимание на следующие смысловые блоки:

Строение листа

Форма листа

Жилкование.

- Напоминаю условные обозначения при работе с текстом.




5. – Назовите части листа, представленного на рисунке (я ставлю первоначальные буквы), добавляю цифру 4 – основание листа.

- Проверим, всё ли верно назвали.

- О чём не сказали? (лист черешковый, сидячий)


6.- А на какие группы по внешнему строению можно разделить листья? (по количеству пластинок)

- Что значит простой лист?

- Что значит сложный?


7.- А теперь закрепим наши знания. Кто выделит простые листья, кто – сидячии, а кто – сложные?


8. – А по какому ещё признаку листья можно разделить на 2 группы? (по способу расположения жилок на листе).


- А что такое жилки?




-Что проводят?





-В чём сущность механической ткани?


- Как жилки могут располагаться на листовых пластинах?




- Перистое и пальчатое жилкование характерно для листьев растений класса__________________ .


- Параллельное и дуговое для растений класса _______.


- А какие признаки класса Двудольных и класса Однодольных мы сегодня вспоминали?



IV стадия

Стадия размышления (рефлексия)

- Подведём итог всему сказанному и выстроим структурно-логическую схему (даю комментарий).


-А теперь применим свои знания на практике: лабораторная работа «Внешнее строение листа».

- У вас на столах в лоточках лежат листья известных вам  цветковых растений ( 1 вариант – земляника, роза, лилейник, смородина, дуб, клевер. 2 вариант – малина, шиповник, осока, клён, одуванчик, каштан). Рассмотрите их, определите тип жилкования и вид листьев. Занесите данные в таблицу.

- За выполненные лабораторные работы вы получите оценки.




Дети выполняют лабораторную работу самостоятельно и сдают на проверку.

Приложение 2.

2 мин.






5 мин.

Слайд №21

структурно-логическая схема


Слайд №22

Лабораторная работа «Внешнее строение листа».

Анализ и оценка итогов работы

- Кто закончил работу, думает над составлением синквейна.




- Подведём итог нашего урока. Что же нового мы узнали сегодня?


-Молодцы! Отмечаю работу на уроке следующих учащихся ……

Дети составляют короткие стишки, используя и  выделяя основные понятия данной темы.

Дети дают ответы на поставленный вопрос.

2 мин.

Слайд №23 Синквейн!


Слайд №24



Слайд №25 Маркировочная таблица

Домашнее задание

&18 ст.65 - 66,

&19 ст.69 – 71, пересказ.

Творческое задание – составить коллаж из осенних листьев.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

1 мин.

Слайд №26

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

 Ф. И. _________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Корень. Побег».

I вариант

     1. Главный корень развивается из _______________    _____________.

2. Стержневую корневую систему имеют растения

    Класса _______________________.

3.У моркови, свёклы, редиса видоизменённые корни называют     ______________________.

 4.Снаружи почка покрыта видоизменёнными листьями - ____________ ___________________.

5.Почки, имеющие зачатки цветка называются __________________ .

Ф. И. _________________________________________

Самостоятельная работа по теме «Корень. Побег».

II вариант

  1. Придаточные корни образуются на __________________.

     2. Мочковатую корневую систему имеют растения

         Класса _______________________.

3.У георгина, батата видоизменённые корни называют  __________

    ___________________ .

4.Почка – это ______________   __________________.

5.Почки, имеющие только зачаточные побеги (стебель, лист и почки) называют _______________________ .



Предварительный просмотр:

I вариант

Лабораторная работа
Тема. Внешнее строение листа.

Цель: изучить внешнее строение простых и сложных    листьев.

Ход работы:

  1.Рассмотрите предложенные вам образцы листьев.

  2.Заполните таблицу:

Название растения

Форма листьев: простой или сложный

Типы жилкования листьев

1.


2.


3.


4.


5.

II вариант

Лабораторная работа
Тема. Внешнее строение листа.

Цель: изучить внешнее строение простых и сложных    листьев.

Ход работы:

  1.Рассмотрите предложенные вам образцы листьев.

  2.Заполните таблицу:

Название растения

Форма листьев: простой или сложный

Типы жилкования листьев

1.


2.


3.


4.


5.
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Разработка урока "Внешнее строение листа"

Открытый урок на районном семинаре по ботанике, в 6 классе....

Урок "Внешнее строение листа"

Разработка урока по биологии в 6 классе "Внешнее строение листа"...

Конспект урока "Внешнее строение листа"

Нешнее строение листа. 6 класс....

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Урок "Внешнее строение листа"

Урок изучения нового материала, комбинированный с лабораторной работой...

презентация к уроку "Внешнее строение листа"

Презентация к вводному уроку по теме "Лист"...