Бинарный урок "Будущее, которого мы достойны"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Беляева Ирина Ильинична

Открытый бинарный урок (биология, география)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_budushchee_kotorogo.odt14.94 КБ
Файл prezentatsiya_budushchee.pptx570.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Каждый человек имеет право на достойное качество жизни»

    Урок проведён учителями ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

      учителем географии Ермолаевой Ольгой Львовной и учителем биологии Беляевой                Ириной Ильиничной с учениками 10 класса.

      Дата проведения: 21 октября 2013 года

  Цели урока: Подвести учащихся к выводу о том, что устойчивое поступательное развитие общества зависит от качества жизни каждого отдельно взятого человека.

  Задачи:1Показать, как оценивается в международной практике качество жизни.

               2Научить объективно оценивать свой образ жизни, уметь делать выводы и сравнения

  1. Продолжать формировать умения работать с картой ,учебником.
  2. Развивать творческий потенциал учащихся. Умение прогнозировать и формировать цели своего будущего и гражданскую ответственность.

 

  Организационный момент: Объявление темы и целей урока, эпиграфа урока

                                                    Два мира есть у человека:

                                                    Один, который нас творил.

                                                    Другой, который мы от века

                                                     Творим, по мере наших сил.

      Н. Заболоцкий.

Вступительное слово учителя

В настоящее время проблемы окружающей среды в мировом сообществе рассматриваются в единстве с проблемами социальными, экономическими, технологическими, духовно-нравственными. Только комплексный подход может обеспечить становление устойчивого развития общества и природы.

На Всемирном саммите по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 году «Рио+20» было отмечено, что семимиллиардная семья людей, вероятно, увеличится к 2050 году до 9 млрд. Растет спрос на истощающиеся природные ресурсы. Увеличивается разрыв в уровне доходов. Устойчивое развитие требует достойного уровня жизни для всех сегодня без ущерба для потребностей будущих поколений.

                                                                           

  Актуализация знаний:

  Вопросы к учащимся: Как вы думаете, о чём эти стихи?

                                        Что вы понимаете под этими словами-Уровень жизни?

                                         Чем определяется уровень жизни?

                                          ВВП-? Что это такое?

 Работа с учебником географии, стр.11 Найдите определение

 В презентации анализируем слад- карту: «Страны с разным уровнем развития». Делаем вывод: чем богаче страна по ВВП, тем выше уровень жизни.Но можно ли только этот показатель учитывать? В последнее время страны ООН стали использовать другой показатель.  Вопрос ученикам-Какой?  Ответ: ИЧР. Найдите это определение в учебнике

географии на стр.11

Качество жизни человека – это «совокупность важнейших жизненных ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью». Так просто и образно определил данное понятие академик И.В. Бестужев-Лада.

Качество жизни в международной практике оценивается индексом человеческого развития (ИЧР), включающим три показателя:

здоровья (средняя ожидаемая продолжительность жизни, СОПЖ);

 образования (охват всех ступеней образования);

 внутреннего валового дохода на душу населения (ВНД).

При определении качества жизни также «имеются в виду такие ценности человеческого существования, как чувство уверенности людей в завтрашнем дне, сознание своей необходимости обществу и возможность самим определять его развитие, способность и готовность общества откликаться на нужды и запросы личности» – так отметил академик И.В. Толстых.

Именно по показателю ИЧР выстраиваются рейтинги стран по качеству жизни.

По данным ООН в 2012 году Россия по качеству жизни занимает 55 место, а в 2010 году наша страна занимала 60 место.

 Вопрос к классу: А кто же является лидером по этому показателю?

  Найдите на карте: Норвегия

                                  Австралия

                                   США

                                   Нидерланды

                                   Германия

 Самые низкие показатели:

                                   ЧАД, Мозамбик, Буркина-Фассо, Конго,Нигер.

 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала новый показатель, который. Образно говоря, был назван ИНДЕКСОМ СЧАСТЬЯ.

 Вопрос учащимся: Какие индикаторы, или показатели вы, ребята, включили бы в Индекс счастья? (Предложения учащихся записываются на доске)

 -А теперь давайте сравним ваши индикаторы с индикаторами ОЭСР

 Слайд презентации:1)Жилищные условия.

  1. Доходы,
  2. Занятость
  3. Образование
  4. Здоровье
  5. Эффективность управления
  6. Экология
  7. Общественная жизнь
  8. Безопасность
  9. Удовлетворённость условиями жизни
  10. Баланс между рабочим временем и досугом.

 При сравнении мы видим, что большинство из этих индикаторов указали учащиеся.

Некоторые индикаторы зависят лично от каждого. Например, экология. Возьмём и проанализируем итоги анкетирования

Итоги анкетирования:



Анкета для школьников

Оцените свое отношение к предлагаемым положениям по 5-балльной системе

Положение

1

2

3

4

5

1

Я согласен, что ресурсы надо потреблять так, чтобы их хватило для жизни будущих поколений

0

1

1

6

12

2

Я готов сократить свои потребности, чтобы ресурсы остались и будущим поколения

0

0

3

7

10

3

Я готов принимать участие в различных экологических акциях, общественном экологическом контроле

6

5

4

5

0

4

Если бы в регионе была создана молодежная общественная экологическая организация, я стал бы ее членом

1

2

8

2

5

5

Я оцениваю свой образ жизни по экологическим правилам на оценку

0

5

10

4

1

Результаты анкетирования родителей:

1

2

3

4

5

Вопрос: Как Вы оцениваете качество жизни своей  семьи?

0

5

8

5

2

  Вывод: от каждого из нас зависит состояние экологии, от правильного экологического поведения в природе, Соблюдения простых правил по  сбору отработанных батареек и т. д.

 Следующий показатель, который зависит от каждого - это правильное распределение времени труда и отдыха. И вот какую закономерность обнаружили ученики вашего класса: Франгу Маша и Бесчастная Маша. Исследовали причины утомляемости у учащихся старших классов и выявили прямую зависимость: Чем позже школьники ложатся спать, тем выше утомляемость. ( Демонстрация слайдов с диаграммами)

 А теперь ещё одно творческое задание: Если рассматривать школу, как маленькую модель общества, то можно определить некоторые показатели, характеризующие качество жизни школьников, педагогов, родителей в школьной среде.

 Ученики называют свои показатели, которые определят индекс счастья в школе.

 В заключение урока учащимся предлагается обдумать вопрос: А что для вас  будущее, которого вы ждёте?

  Заканчивая урок, ученики составляют свои синквейны по предложенной схеме.

Природа!

Живая, удивительная.

Увядает, засыпает, оживает.

Я очень люблю природу!

Мир!

Карева Е.

Будущее!

Неизбежное, непредсказуемое…

Создаем, изменяем, улучшаем.

Наше будущее за нами!

Только вперед!

Бесчастная М.

Окружающий мир!

Добрый, опасный,

Рождающий, дающий, дарящий.

Счастливая жизнь – в его руках…

Человек!

Ермолаева О.Л

Человек!

Умный, добрый.

Создает, творит, озаряет.

Будущее за хорошими людьми!

Счастье!

Беляева О.Л.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будущее, которого мы достойны.

Слайд 2

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим, по мере наших сил. (Николай Заболоцкий)

Слайд 5

Данные ООН. Страны с высоким ИЧР: Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. Страны с низким ИЧР: Чад, Мозамбик, Буркина- Фассо , Конго, Нигер. Россия в 2010 году занимала 60 место. В 2013 году - 55.

Слайд 6

Индекс счастья: Жилищные условия Доходы Занятость Образование Экология Здоровье Эффективность управления Общественная жизнь Безопасность Удовлетворённость условиями жизни Баланс между рабочим временем и досугом

Слайд 7

Анкета для школьников. Оцените свое отношение к вопросу окружающей среды и устойчивого развития общества Что для вас будущее, которого вы ждете?

Слайд 10

Составляем синквейн 1 Существительное 2 Прилагательных или причастий 3 Глагола или 3 деепричастия 4 Фраза из четырёх слов, выражаю 5 Ваше резюме из одного слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Бинарный урок "Будущее, которого мы достойны"

Урок географии и биологии по теме "Уровень экономического развития стран мира. Показатели уровня жизни"...

Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...

Валентность атомов химических элементов. Номенклатура бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений.

Валентность атомов химических элементов.Номенклатура бинарных соединений.Составление формул бинарных соединений....