дидактический материал по теме "Роль человека в биосфере"
учебно-методический материал (биология, 9 класс) по теме

Свирская Елена Владимировна
Карточки для индивидуальной работы по теме "Роль человека в биосфере"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_cheloveka_v_biosfere_kartochki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

В результате загрязнения водоема многие виды исчезают, а между выживающими видами конкуренция уменьшается, создаются более благоприятные условия для размножения.

Как отразится это явление на общем состоянии биоценоза водоема? Укажите причины

КАРТОЧКА № 2

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Можно ли численность одного или немногих видов (растений или животных) в определенном биоценозе использовать как биологический критерий, характеризующий условия существования (например, степень заселенности среды)?

Проиллюстрируйте свой ответ примерами

КАРТОЧКА № 3

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Ответьте на вопросы:

1. Почему условия в реке считаются нормальными только в том случае, если в ней обитают многочисленные виды, относящиеся к разным систематическим группам, однако, численность каждого вида не превышает определенного предела?

2. Почему бурное размножение отдельных видов растений в сообществе служит сигналом его постепенной гибели?

КАРТОЧКА № 4

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Подтвердите известными вам фактами правильность высказывания В.И. Вернадского:

«Жизнь не является , таким образом, внешним, случайным явлением на земной поверхности. Она теснейшим образом связана со строением земной коры, входит в ее механизм и в этом механизме исполняет величайшей важности функции, без которых не мог бы существовать»

КАРТОЧКА № 5

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Заполните таблицу

Возможные пути охраны природы

Пути решения проблем взаимоотношений между человеком  и биосферой

примеры

  1. Оптимизация существующих биоценозов (поддержание равновесия)
  2. Возобновление природных высокопродуктивных экосистем
  3. Прогнозирование всех возможных последствий каждого нововведения

КАРТОЧКА № 6

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

  1. Заполните таблицу

Влияние антропогенных факторов на биосферу

Виды деятельности человека

Возможные результаты (в биоценозе)

примеры

Меры предупреждения нежелательных последствий

  1. Акклиматизация

2.

3.

4.

  1. Перечислите возможные пути решения проблемы взаимоотношения между человеком и биосферой

КАРТОЧКА № 7

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

  1. Прочтите отрывок из книги Н.П. Дубинина и Ю.В. Пашина «Мутагены окружающей среды»:

«Генетическая адаптация всех органических форм осуществляется через отметание отбором генетических жертв и создание на базе положительных мутаций профессиональных форм. Однако, исследуя изменения генетических основ популяций человека под влиянием возрастающего загрязнения окружающей среды мутагенными факторами, ученые встречаются с принципиально новыми закономерностями»

Расскажите о новой роли естественного отбора в эволюции человека и раскройте ее основные причины

_______________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 7

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

1.Заполните таблицу

Влияние некоторых антропогенных факторов на биосферу

Виды деятельности человека

Возможные результаты (в биоценозе)

примеры

Меры предупреждения нежелательных последствий

1.Изменение круговорота веществ (промышленные отходы)

2. Повышенный фон радиации (ядерные взрывы)

  1. Как происходит накопление радиоизотопов, ДДТ и других вредных веществ по мере их продвижения по пищевым цепям?

КАРТОЧКА № 8

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

  1. Заполните таблицу

Влияние некоторых антропогенных факторов на биосферу

Виды деятельности человека

Возможные результаты (в биоценозе)

примеры

Меры предупреждения нежелательных последствий

1.Распашка почв

2. Интенсивный выпас скота

3.

4.

КАРТОЧКА № 9

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.

 ЗАДАНИЕ: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения

______________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 10

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Человек – часть живой природы Земли. Здоровье человек определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах г. Омска довольно широкий выбор и разнообразный ассортимент молочной продукции. То же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

ЗАДАНИЕ: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия влияния на здоровье человека и предложите пути решения

 _______________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 11

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы поступает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросов остатков нефтяного груза.

ЗАДАНИЕ: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения

КАРТОЧКА № 12

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Один британский эколог провел 1,5 месяца на судне, чтобы учесть количество мусора, выбрасываемого за борт. За этот срок команда из 46 человек отправила в море: 5000 консервных банок, 350 пластиковых бутылок, 320 бумажных пакетов, 5 жестяных бочек, множество полиэтиленовых пакетов и другого мусора. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.

ЗАДАНИЕ: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения

КАРТОЧКА № 13

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого химикаты. Комары действительно исчезли,  но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть»

ЗАДАНИЕ: раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой ситуации

КАРТОЧКА № 13

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В БИОСФЕРЕ»

Прочтите текст:

Влияние ДДТ на живой мир Балтийского моря будет чувствоваться долгое время, несмотря на то, что во многих странах Северной Европы применение ДДТ запрещено. Это соединение практически не подвергается биологическому разрушению морскими организмами и передаётся по всей пищевой цепочке от водорослей к человеку. Наблюдается почти полное исчезновение некоторых видов птиц, например, шведского морского орла, питающегося исключительно рыбой.

2. Изобразите схему пищевой цепи Балтийского моря, по которой может передаваться ДДТ.

3. Укажите характерные особенности его накопления у различных представителей данной цепи. Какие звенья цепи будут содержать максимальное количество ДДТ и почему?

4. Объясните причину почти полного исчезновения указанных видов птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Генетика человека"

Методы изучения генетики человека, аутосомно-рецессивные признаки, сцепленные с  Х - и -Y - хромосомами признаки....

Дидактический материал. Тест по теме "Биосфера", 5 класс.

Тест состоит из двух вариантов, включает вопросы с выбором одного правильного ответа, нескольких правильных ответов, вопросы на соответствие,  с развернутым ответом....

Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер".

Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер"....

Дидактический материал к уроку по теме "Человек как духовное существо"

Представляю дидактический материал к уроку обществозания по теме "Человек как духовное существо". Материал включает притчу Ф.М.Достоевского "О луковке", с этой притчи можно начать ...

Дидактический материал по теме "Дыхательная система человека" (8 класс)

Дидактический материал по теме "Дыхательная система человека"  (8 класс)...

Дидактический материал по теме "Опорно-двигательная система человека" (8 класс)

Дидактический материал по теме "Опорно-двигательная система человека"  (8 класс)...

Дидактический материал по теме "Биосфера. Природные зоны Земли"

Дидактический материал в виде книги, в конце материала итоговый тест для закрепления....