Экскурсия "Сорные растения и борьба сними".
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Воронина Лариса Африкановна

Экскурсия проводится в 6 классе при изучение темы по Покрытосеменным растениям. Место проведения -  пришкольный УОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия: «Сорные растения и борьба с ними».

Место проведения: Пришкольный УОУ

Время проведения: Весна

Длительность экскурсии: 45 минут

Возраст экскурсантов: Учащиеся 6 класса

Цель: Развитие у учащихся понятия о сорных растениях, их биологических особенностях, обеспечивающих их процветание.

Задачи:

  1. Продолжить формирование общеучебного умения по оформлению письменного отчета об экскурсии;
  2. Отработать приемы фиксации наблюдений;
  3. Ознакомить учащихся с основными методами борьбы с сорными растениями;
  4. Показать приспособительный характер изменчивости сорняков.

Оборудование: блокноты, карандаши, лопаточки, папка для сбора гербария.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выход на пришкольный участок

Разбивка на группы по 5-6 человек

Рассказ о сорных растениях                                 (с демонстрацией сорняков)

  • Основные группы сорняков, встречающихся в посевах, их биологические особенности, обеспечивающие их процветание;
  • Высокая энергия вегетативного и семенного размножения (пырей ползучий, вьюн, лебеда, пастушья сумка, редька дикая);
  • Способность развиваться в одном ритме с культурными растениями;
  • Растянуто прорастание семян (лебеда);
  • Сходство семян сорняков с семенами культурных растений;
  • Вред, причиняемый культурным растениям сорняками.

Беседа по вопросам

  1. Какие растения называются сорными?
  2. Почему необходима борьба с сорными растениями?
  3. Какой вред они причиняют?
  4. Какие приспособления обеспечивают процветание сорняков?

Демонстрация заложенного на участке опыта по влиянию приема прополки на урожай овощной культуры.

Вопросы:

  1. Почему необходима борьба с сорняками? Как они вредят культурным растениям?
  2. Какие методы борьбы можно применить по мере изучения их вредного действия?

Знакомство с отдельными представителями сорных растений

  • Высота растений в см.
  • Окраска стебля
  • Облиственность
  • Форма листьев
  • Продолжительность жизни
  • Срок созревания плодов
  • Форма и окраска плодов
  • Размер семян
  • Окраска и внешний вид семян

Самостоятельная работа учащихся по карточкам (см приложение)

Анализ проведенных работ по карточкам

Заключительная беседа

 Ознакомление с методами борьбы с сорняками:

  - высокая агротехника;

  -  очистка семенного материала от семян                             сорняков.

Выводы по экскурсии

Выводы по экскурсии

Задание на дом

  1. С какими видами сорняков вы познакомились?
  2. Почему сорные растения хорошо процветают?
  3. Какой вред причиняют сорные растения посевам культурных растений?
  4. Какие виды борьбы с сорняками вы знаете?

Обработать собранный материал, сделать гербарий, описания, рисунки, фотографии и.т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1 Карточка: Найдите какое-либо сорное растение. Опишите это  растение, зарисуйте.        

2 Карточка: Найдите сорные растения со стержневой и мочковатой корневой системой.   Засушите их и сделайте наглядное пособие.

3 Карточка: Отыщите стручок дикой редьки и стручок пастушьей сумки. Сосчитайте количество семян в каждом плоде и сравните.

4 Карточка: Отыщите сорные растения с различными формами листовой пластинки. Найденные листья засушите, и сделайте наглядное пособие.

5 Карточка: При помощи учителя сделайте список видов сорных растений,  встречающихся на участке.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Биологические экскурсии. Кн. Для учителя (Измайлов И.А., Михлин В.Е.)-М.: Просвещение, 1983.
  2. Широких Д.П., Нога Г.С. Биологические экскурсии в с-х производство. - М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сорные растения"

Работа выполнена в 2010 г. к уроку по спецдисциплине специальности "Агрономия". Презентация состоит из 45 слайдов....

Экскурсия "Жизнь растений и кустарников зимой"

Экскурсия имеет слудующую цельпознакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) Задачи:- актуализация прежн...

Экскурсия "Жизнь растений и кустарников зимой"

Экскурсия имеет слудующую цельпознакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) Задачи:- актуализация прежн...

разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."

Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....

Наиболее эффективные способы борьбы с сорными растениями в окрестностях п. Октябрьского Северского района

Человек засоряет окружающую среду такими компонентами своей деятельности, какие не могли бы возникнуть естественным путем, и если одну часть этих отходов (в основном органических) экосистема почвы спо...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе "Сорные растения и меры борьбы с ними"

В данной методической разработке представлен план урока биологии в 6 классе по теме «Сорные растения». Данный урок является первым в цикле из двух уроков, посвященной этой теме.  В ра...