Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Линийчук Ирина Ивановна

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". 

Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа.
Межпредметные связи: информатика.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и формы контроля: тестирование, контрольные вопросы, самоанализ.
Методы и методические приёмы: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые, практические.
К уроку прилагается мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_plesnevye_griby_i_drozhzhi.zip590.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему

Плесневые грибы и дрожжи.

учитель биологии и химии МОБУ «СОШ № 4»

Линийчук Ирина Ивановна.

Цели урока:


Образовательная:

  • Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.
  • Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

Развивающие:

  • Формировать умения анализировать, обобщать,  сравнивать, оформлять отчёты о проделанной работе.
  • Развивать и совершенствовать умения навыки в приготовлении микропрепаратов и работы с микроскопом.
  • Совершенствовать умение работать с текстом: бегло читать, выделять главное, отвечать на вопросы.

Воспитывающая:

  • Продолжить работу по формированию умения учащихся  проявлять самостоятельность, ответственность, а также умения объективно оценивать свою работу и работу других  учащихся на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Межпредметные связи: информатика.

Методы и формы контроля: тестирование, контрольные вопросы, самоанализ, рефлексия.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, слайдовая презентация, дидактический раздаточный материал (карточки индивидуального опроса, листы самооценки и технологические карты для проведения лабораторной работы), культуры белой и голубой плесени, пробирки с дрожжами в питательном растворе, лупа, микроскоп, препаровальный набор, предметные и покровные стёкла, вода, пипетки.

Методы и методические приёмы:

  • словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы);
  • наглядные (демонстрация слайдов презентации);
  • репродуктивные (беседа);
  • поисковые (эвристическая беседа);
  • практические (выполнение лабораторной работы).

Предварительная подготовка к уроку (выращивание культуры дрожжей и мукора).

  1. Для получения культуры дрожжей в сосуд объемом 100-200 мл налить нагретого до 40-50 °С молока, добавить кусочек сахара и примерно 10 г дрожжей. Все перемешать и поставить на 15 мин в теплое место.
  2. Для того, чтобы вырастить культуру мукора, кусочек белого хлеба поместить в полиэтиленовый пакет и поместить в тёплое место на несколько дней.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения плесневых грибов;
  • процессы жизнедеятельности плесневых грибов;
  • условия и особенности среды обитания плесневых грибов;
  • историю получения пенициллина;
  • использование плесневых грибов человеком.

Учащиеся должны уметь:

  • различать грибы мукор и пеницилл;
  • закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов.

Литература: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник – 10 издание- М. : Дрофа;

Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии», книга для учителя- М. Дрофа.

Ход урока.

Этапы урока.

Вре-мя

I. Организационный момент.

Приветствие.

  • Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Настройтесь на рабочий лад. А теперь начнём наш урок.

        Проблемная ситуация.

На прошлом уроке мы познакомились со шляпочными грибами. А есть грибы, которые не образуют плодовых тел? Попробуйте привести примеры таких грибов. Правильно, ребята! Это плесневые грибы, дрожжи. Многие из них живут рядом с нами,  в наших домах. Часто мы их не замечаем. Пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идёт речь? Правильно, речь идёт о плесневых грибах. А какие грибы человек использует в хлебопечении? Правильно, при печении хлеба человек использует дрожжи.

  • Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. Учитель сообщает учащимся эпиграф к уроку. Учитель проговаривает этапы урока. Слайд 1.

2 мин

1 мин

1 мин

II.  Актуализация опорных знаний.

1.Беседа по вопросам. Слайд 2.

Цель:

  • актуализировать знания учащихся, полученные ими на прошлом уроке;
  • подготовить учеников к тестовому контролю знаний.

1.Беседа по пройденному материалу:

  1. Какое строение имеют шляпочные грибы?
  2. Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?
  3. Какие ядовитые грибы вам известны?
  4. Каковы признаки отравления ядовитыми  грибами?

Как выдумаете, помогут ли вам знания, полученные на прошлом уроке?

Да, помогут.  Учащиеся изучили общую характеристику царства Грибов, имеют понятие о строении, размножении, роли грибов в природе и жизни человека.

Чтобы наша сегодняшняя работа стала продуктивнее, проверим ваши знания. Проведём небольшую проверочную работу.

Учитель инструктирует учеников по выполнению проверочной работы «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».

  1. Тестовый контроль.

 Работа с раздаточными карточками.

Цель проверочной работы закрепить и проверить знания учащихся по теме: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».

Учитель раздаёт учащимся раздаточный материал с тестовой работой. Для экономии времени учащиеся выполняют работу на листочках, которые раздаются им до урока. Приложение 1.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель: А теперь проверим правильность выполнения работы. Поменяйтесь листочками со своим товарищем по парте. Проверьте правильность выполнения работы.

Слайд 3.

Ответы:

Вариант 1.  1-b; 2-a, b; 3-b; 4-b; 5-c.

Вариант 2. 1-a; 2- a, b; 3- b; 4 – a, b; 5-c,d.

Поменяйтесь с товарищем по парте работой и оцените правильность выполненной работы, поставьте  отметку в лист самооценки. Приложение 2.

В результате проверочной работы учащиеся должны закрепить и проверить свои знания по предыдущей теме, подготовиться к изучению нового материала.

8 мин

1 мин

1 мин

III. Изучение нового материала.

1).Учитель ещё раз проговаривает тему урока. Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

Слайд 4.

Сейчас переходим к изучению новой темы. Посмотрите на слайд . Здесь зашифровано название одноклеточного гриба, который играет огромную роль в жизни человека. О каком грибе идёт речь? Правильно, это дрожжи. Слайд 5.

1. Изучение строения и жизнедеятельности дрожжей.

Перед выполнением лабораторной работы кратко повторяем строение микроскопа, правила работы с микроскопом и методику приготовления микропрепарата.

 Слайд 6.

Парная работа.

Лабораторная работа 1.    «Наблюдение за дрожжевыми клетками».

Цель: изучить строение и размножение дрожжевых клеток.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

  1. Из полученной культуры взять 1 мл раствора и развести его в кипяченой дистиллированной воде в соотношении 1:10.
  2. Каплю раствора помесить на предметное стекло, накрыть покровным стеклом и удалить излишки жидкости фильтровальной бумагой.
  3. Рассмотреть препарат под микроскопом, найти дрожжевую клетку, зарисовать ее в тетради.
  4. Наблюдать за размножением дрожжей - образованием почки на материнской клетке. Слайд 7.

Результат: учащиеся развили и закрепили навыки в приготовлении микропрепаратов и в работе с микроскопом; познакомились со строением дрожжевой клетки и особенностями размножения дрожжей.

А теперь, чтобы закрепить наши знания о дрожжах, выполним задание 1. Для этого воспользуемся учебником. Слайд 8.

Задание 1.

Работа с текстом учебника.

Цель: закрепить и проверить знания учащихся об особенностях размножения, жизнедеятельности и строении дрожжей.

Изучите § 9 на стр. 44 и продолжите предложения:

  1. Дрожжи размножаются…
  2. Необходимые условия для размножения дрожжей…
  3. В процессе жизнедеятельности дрожжей выделяется газ…

Дайте ответ в рабочей тетради, и поставьте отметку в лист самооценки.

Результат: учащиеся закрепили полученные на уроке знания о дрожжах.

Слайд 9

26 мин

1

мин

1 мин

9 мин

6 мин

2 мин

1 мин

 2). Изучение плесневого гриба мукора.

 Поисковая беседа с помощью слайдовой презентации. Слайд 10.

Цель: актуализировать знания учеников о плесневых грибах, полученные ими ранее в быту, познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневого гриба мукора.

Рассказ учителя.

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы.
Как вы думаете, откуда на хлебе взялись споры плесени? (разносятся ветром).
Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб - мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. Но в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку, имеющую много ядер. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит благоприятные условия на продуктах питания. 

А теперь выполним лабораторную работу и познакомимся с грибом мукором.

Парная работа.

 Лабораторная работа 2.

«Плесневый гриб мукор».

Цель: Изучить особенности строения плесневых грибов на примере мукора.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

  1. Рассмотреть мукор под микроскопом. Почему его называют белой плесенью?
  2. Найти грибницу и «головки» - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение?
  3. На препарат мукора пипеткой нанести каплю воды и наблюдать, как увеличиваются размеры грибниц и плодовых тел. Почему это происходит?
  4. Зарисовать мицелий мукора и подписать названия составных частей гриба (1- гифы; 2- спорангий).

Слайд 11.

Результат: учащиеся знакомятся с внешним видом и строением плесневых грибов на примере мукора.

Задание 2. Слайд 12.

Цель: развивать способность учащихся наблюдать, сравнивать и делать выводы; закрепить знания учащихся о строении плесневых грибов на примере мукора.

Задание:

Посмотрите на изображение шляпочного гриба и мукора. Отметьте сходство и различия в их строении.

Оцените работу и занесите отметку в лист самооценки. Слайд 13.

Результат: учащиеся закрепили знания о плесневых и шляпочных грибах.

10 мин

1 мин

6 мин

3 мин

3). Изучение плесневого гриба пеницилла.

Сообщение - проект учащегося об истории открытия пенициллина. Ученик приготовил дома слайд об открытии пенициллина.

Цель: Познакомить учащихся с историей открытия пенициллина и со значением плесневых грибов в медицине и медицинской промышленности.

Слайд 14.

 Результат: учащийся выполнил творческую работу, выполнение которой повысило познавательный интерес учащихся и разнообразило деятельность учащихся на уроке. Ученик – докладчик познакомил одноклассников с историей открытия пенициллина.

А теперь, ребята, поработаем с учебником и найдём черты отличия мукора и пеницилла.

Задание 3. Слайд 15.

Работа с текстом учебника.

Цель: Закрепить знания учащихся о плесневых грибах. Развивать умения учащихся работать с текстом учебника; умения сравнивать и делать выводы.

 Задание:

Изучите рисунок 26 на странице № 43 учебника и дайте ответ на вопрос:

Чем отличается мицелий мукора от пеницилла?

После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу отметки в лист самооценки.

Оцените работу своих товарищей и занесите отметку в лист самооценки.

Слайд 16.

Результат: учащиеся закрепили знания о плесневых грибах на примере мукора и пеницилла.

5 мин

2 мин

2 мин

1 мин

IV. Закрепление изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.

Слайд 19.

1.Вопросы классу.

  • С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке?
  • Какое строение имеет мукор?
  • Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами?
  • Что получают из пеницилла?
  • Как человек использует антибиотики?
  • Как размножаются дрожжи?

V. Подведение итогов урока.

Цель: подвести итоги урока и дать установку на следующий урок.

Учащиеся сдают тетради и листы самооценки. Учитель даёт педагогическую оценку работе отдельных учащихся и класса в целом.

Мотивация следующего урока.

Какой способ питания был характерен для описанных нами ранее грибов? (Дети отвечают.) И плесневые грибы, и дрожжи являются сапротрофами. 

Что это значит? (Дети отвечают.) Это значит, что эти грибы питаются останками живых организмов или их выделениями. Но среди грибов встречаются и грибы-паразиты.    Вспомните, какие организмы называют паразитами? (Дети отвечают.) Паразитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред.

На следующем уроке мы познакомимся с грибами-паразитами.

VI. Рефлексия.   Слайд 20.

Цель: Проанализировать деятельность учащихся на уроке.

  • Как вы думаете, пригодятся ли вам на следующем уроке знания, полученные на сегодняшнем уроке?
  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Какое задание оказалось для вас самым сложным?
  • С каким заданием вы справились легко?
  • Как вы считаете, объективно ли вы оценили вашу деятельность на сегодняшнем уроке?

VII. Домашнее задание (дифференцированное): 

Цель: повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Плесневые грибы и дрожжи».

Обязательный уровень:

§ 9, ответить на вопросы в конце параграфа;

Задание на «4»: подготовить не менее 3 вопросов к параграфу;

Задание на «5»: подготовить слайд – проект о грибах-паразитах растений и животных.

Слайд 21.

2 мин

3 мин

2 мин

2 мин

Приложение к уроку.

Приложение 1.

Самостоятельная работа по теме: «Грибы».

Вариант № 1.

Задание : Выбрать один или два правильных ответа по каждому вопросу.

1). Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

a) они живут в почве;    

b) не имеют хлоропластов;

c) паразитируют на других живых организмах

2). По способу питания грибы делятся на

  1. Паразиты
  2. Сапрофиты
  3. Автотрофы.

3). Тонкие нити, из которых состоит тело гриба, называются

  1. Хитин
  2. Мицелий
  3. Симбиоз.

4). В трубочках или пластинках шляпок грибов образуются особые клетки

  1. Семена
  2. Споры
  3. Заростки.

5) Какой из перечисленных грибов  относится к ядовитым?

а) Опенок;  

b) сыроежка;

c) бледная поганка

Вариант № 2.

  1. Оболочки клеток грибов содержат вещество
  1. Хитин
  2. Мицелий
  3. Целлюлоза.

  1. Бесполое размножение грибов - это
  1. Образование спор
  2. Частями грибницы
  3. Почкованием.

  1. Связь между грибницей и корнями деревьев называют
  1. Спорообразование
  2. Симбиоз
  3. Паразитизм.

  1. Съедобный гриб
  1. Сыроежка
  2. Маслёнок
  3. Мухомор.

  1. Грибы-сапрофиты:

a) образуют на свету органические вещества;

b) поселяются на других живых организмах;

c) поселяются на продуктах питания;

d) питаются выделениями живых организмов или мёртвыми организмами.

Приложение 2. Лист самооценки учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"

Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Урок биологии по теме «Грибы»

Урок биологии по теме «Грибы»  (ФГОС)...

Презентация к уроку биологии на тему "Грибы"

Презентация к уроку биологии на тему "Шляпочные грибы" по программе В.Пасечника. 6 класс. В презентации представлено строение шляпочного гриба, характеристика пластинчатых и трубчатых грибов, отличите...

Презентация по биологии на тему: Обобщающий урок по темам: "Прокариоты. Грибы. Растения". 7 класс.

Урок проводится в игровой форме: 2 команды проходят несколько этапов. Команды  (по названиям систематических групп) готовят выступления, вопросы, ответы, возражения; наглядность. Набирают общее к...

Конспект урока по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок в 5 классе по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"   УМК Пасечник В.В...