Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
    рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

    Телегина Наталья Ивановна

    В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6_klass.docx68.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

      Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» разработана на основе:

    • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
    • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
    • Учебного плана Образовательного учреждения.

    Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

    Цель:

    В 6 классе программа призвана дать учащимся:

    • основные знания по неживой природе;
    • сформировать представления о мире, который окружает человека.
    • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
    • развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний;
    • воспитание любви к своей местности, своей стране, взаимопонимание с другими народами; толерантности; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
    • применение биологических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории;  самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:

    • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
    • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
    • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой,
    • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

    Основные виды организации учебного процесса.

    Формы работы:

    • урок,
    • фронтальная работа;
    • индивидуальная работа;
    •  работа в парах и группах;
    •  коллективная работа.

    Методы обучения.

    1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

    - словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

    - практический метод;

    - наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

    - работа с учебником.

    2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

    - методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

    - методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

    3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

    - устные или письменные методы контроля;

    - фронтальные, групповые или индивидуальные;

    - итоговые и текущие.

    Используемые технологии:

    • разноуровневого и дифференцированного подхода;
    • здоровьесберегающие;
    • игровые;
    • Личностно-ориентированные;
    • информационно-коммуникативные.

         Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

         Основными задачами изучения естествознания в 6 классе являются: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздуха, воде, полезных ископаемых, почве), формирования правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман.

         В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся устанавливают простейшие причинно-следственные отношения.

         Учащиеся получают знания по неживой природе; у них формируется представление о мире, который окружает человека.

         В 6 классе учащиеся узнают: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

         Программа 6 класса состоит из 5-ти разделов: «Природа»,«Вода»,«Воздух»,«Полезные ископаемые» и «Почва».

         В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.

         Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащихся с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

         Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а так же применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.

         Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв.

    Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

      ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

    Учащиеся должны знать:

    • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
    • отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
    • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
    • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

    Учащиеся должны уметь:

    • Обращаться с простым лабораторным оборудованием;
    • определять температуру воздуха, воды;
    • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

    Группы учащихся:

            Базовый стандарт.

    • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

       Достаточный уровень.

    • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

    Результаты индивидуальных достижений

    • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

           Способы и формы оценки образовательных результатов

    Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Естествознание. Неживая природа.", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

    Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

    Ошибки:

    • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
    • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
    • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
    • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
    • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
    • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
    • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
    • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
    • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
    • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
    • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

    1. Оценка устных ответов.

         Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

         Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

         Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

         Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

         Оценка «1» за устные ответы не ставится.

    Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

    • За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
    • При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
    • Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

                        Практические и лабораторные работы. Экскурсии.

              Тема

        Практические

    (как часть урока)

      Лабораторные (демонстрация опытов), как часть урока

    Экскурсии

    1.Природа.

    2.Вода  

    1

    10

    3.Воздух

    1

    6

    4.Полезные ископаемые

    3

    2

    5.Почва

    1

    4

    1

    Учебный план по естествознанию 6 класс (68 часов)

    № урока

    № урока по теме

    Тема урока

    Количество часов

    1.Введение: общее знакомство с природой

    4

    1

    1.1

    Инструктаж по технике безопасности. Живая и неживая природа.

    2

    1,2

    Предметы и явления неживой природы, их изменения.

    3

    1,3

    Твердые тела, жидкости и газы.

    4

    1,4

    Превращения твердых тел в жидкости, жидкостей в газы.

    2.Вода

    15

    5

    2.1

    Вода в природе.

    6

    2.2

    Непостоянство формы и текучесть воды.

    7

    2.3

    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

    8

    2.4

    Температура воды и ее измерение.

    9

    2.5

    Практическая работа «Измерение температуры воды»

    10

    2.6

    Свойство воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар).

    11

    2.7

    Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

    12

    2.8

    Прозрачная и мутная вода.

    13

    2.9

    Растворы в быту (стиральные, питьевые).

    14

    2.10

    Растворы в природе: минеральная и морская вода.

    15

    2.11

    Прозрачная и мутная вода. Питьевая вода.

    16

    2.12

    Три состояния воды.

    17

    2.13

    Круговорот воды в природе.

    18

    2.14

    Значение воды в природе.

    19

    2.15

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

    3.Воздух

    15

    20

    3.1

    Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Опыт «Упругость воздуха».

    21

    3.2

    Учет и использование свойств воздуха человеком.

    22

    3.3

    Теплопроводность воздуха.

    23

    3.4

    Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

    24

    3.5

    Движение воздуха в природе.

    25

    3.6

    Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую».

    26

    3.7

    Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

    27

    3.8

    Кислород и его свойство поддерживать горение.

    28

    3.9

    Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека.

    29

    3.10

    Применение кислорода в медицине.

    30

    3.11

    Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

    31

    3.12

    Применение углекислого газа при тушении пожаров.

    32

    3.13

    Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

    33

    3.14

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения.

    34

    3.15

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Воздух».

    4.Полезные ископаемые

    20

    35

    4.1

    Полезные ископаемые и их значение.

    36

    4.2

    Гранит. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

    37

    4.3

    Известняки. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

    38

    4.4

    Песок и глина. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

    39

    4.5

    Горючие полезные ископаемые.

    40

    4.6

    Торф, внешний вид и свойства.

    41

    4.7

    Каменный уголь, внешний вид и свойства.

    42

    4.8

    Нефть внешний вид и свойства.

    43

    4.9

    Природный газ, свойства и использование.

    44

    4.10

    Полезные ископаемые, используемые, для получения минеральных удобрений.

    45

    4.11

    Калийная соль, внешний вид и свойства.

    46

    4.12

    Практическая работа «Полезные ископаемые, распознавание отдельных образцов».

    47

    4.13

    Фосфориты, внешний вид и свойства.

    48

    4.14

    Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

    49

    4.15

    Железная руда, внешний вид и свойства.

    50

    4.16

    Медная руда, внешний вид и свойства.

    51

    4.17

    Практическая работа «Определение отдельных образцов металлов»

    52

    4.18

    Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди).

    53

    4.19

    Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения.

    54

    4.20

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые».

    5.Почва

    10

    55

    5.1

    Почва – верхний и плодородный слой земли. Состав почвы.

    56

    5.2

    Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

    57

    5.3

    Минеральная и органическая часть почвы.

    58

    5.4

    Перегной – органическая часть почвы.

    59

    5.5

    Виды почв. Песчаные и глинистые почвы.

    60

    5.6

    Водные свойства песчаных и глинистых почв.

    61

    5.7

    Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

    62

    5.8

    Основное свойство почвы – плодородие.

    63

    5.9

    Значение почвы в народном хозяйстве.

    64

    5.10

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

    6.Повторение

    4

    65

    6.1

    Охрана окружающей среды.

    66

    6.2

    Особо охраняемые территории АК.

    67

    6.3

    Практическая работа «Определение типа почвы на УОУ школы».

    68

    6.4

    Летние задания.

    69.

    6.5

    Экскурсия на станцию юннатов.

    Календарно-тематическое планирование.

    № урока

    № урока по теме

    Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов).Экскурсии.

    Дата

    Коррекционная работа

    Формируемые понятия ФП,

    Закрепляемые понятия ЗП.

    Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

    Словарь

    1.Введение (4 часа)

    1

    1.1

    Инструктаж по технике безопасности. Живая и неживая природа.

    Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению естествознания. Учить вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре.

    живая природа,

    неживая природа

    2

    1,2

    Предметы и явления неживой природы, их изменения.

    Формирование умения определять явления природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью.

    ФП - природа, тела природы живые, тела природы неживые.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Распределить по группам тела живой, неживой природы и тела, сделанные руками человека.

    тела природы живые,

    тела природы неживые.

    3

    1,3

    Твердые тела, жидкости и газы.

    Формирование умения определять тела живой и неживой природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью.

    ЗП – тела природы живые и неживые;

    ФП - твердые, жидкие, газообразные;

    Текущий

    Ответы на вопросы по теме.

    твердые, жидкие, газообразные тела

    4

    1,4

    Превращения твердых тел в жидкости, жидкостей в газы.

    Коррекция навыков чтения, составления связного рассказа на основе рисунка учебника, умения выражать свои мысли.

    ЗП – тела природы живые и неживые; твердые, жидкие, газообразные;

    Текущий

    Ответы на вопросы по теме.

    превращения

    2.ВОДА (15 часов)

    5

    2.1

    Вода в природе.

    Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ФП – колба, соленая вода, пресная вода, айсберг.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Дополнить текст: « Вода в природе находится в…..».

    айсберг

    6

    2.2

    Непостоянство формы и текучесть воды.

    Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ЗП – колба, жидкое тело природы.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выведение свойств воды по результатам проведенных опытов.

    Непостоянство

    текучесть

    7

    2.3

    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать навыки письма и формулирования мысли.

    ЗП – термометр, температура.

    ФП – Расширение, сжатие.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Запись выводов в тетрадь по результатам проведенных опытов.

    расширение, сжатие

    8

    2.4

    Температура воды и ее измерение.

    Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать навык связного изложения материала, организации индивидуальной работы.

    ФП – температура, термометр водный, термометр уличный, медицинский, комнатный. 

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответы на вопросы;

    Индивидуальная работа по карточкам.

    термометр, температура, шкала

    9

    2.5

    Практическая работа «Измерение температуры воды»

    Формировать умение выполнения практической работы, применять теоретический материал при выполнении практических заданий.

    ФП – айсберг, ледники, твердое тело.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам. Решение задачи.

    айсберг, ледники, твердое тело

    10

    2.6

    Свойство воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар).

    Формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать навык связного изложения материала в письменном виде, организации индивидуальной работы.

    ФП – растворимость веществ

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Запись выводов в тетрадь.

    Работа по карточкам.

    расширение,

    сжатие

    11

    2.7

    Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

    Развивать навык связного изложения материала, умение составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт.

    ЗП – жидкое тело, газообразное тело, твердое тело.

    ФП – растворимые вещества, фильтр, марганцовка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №24 и 25 с.12.

    Рассказ о круговороте воды в природе.

    испарение, паровой двигатель

    12

    2.8

    Прозрачная и мутная вода.

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради. Формировать навыки работы с таблицами.

    ФП – нерастворимые вещества, фильтрование,

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Запись выводов в тетрадь.

    Заполнить таблицу №30 с.15

    фильтр

    13

    2.9

    Растворы в быту (стиральные, питьевые).

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

    ФП – чистая вода, мутная вода, пресная вода.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задания №33 и 34 с.16.

    нерастворимые

    14

    2.10

    Растворы в природе: минеральная и морская вода.

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

    ФП – питьевая вода, водоочистительная станция;

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопросы в конце параграфа.

    Работа по карточкам.

    вода прозрачная, мутная, минеральная, чистая

    15

    2.11

    Прозрачная и мутная вода. Питьевая вода.

    Формировать навыки индивидуальной работы, взаимопомощи, взаимопроверки.

    ФП – питьевая вода, водоочистительная станция;

    Текущий

    Работа по карточкам.

    водные растворы

    16

    2.12

    Три состояния воды.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы.

    ФП – жидкое тело, газообразное тело, твердое тело.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопросы в конце параграфа.

    Работа по карточкам.

    17

    2.13

    Круговорот воды в природе.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы

    ФП – круговорот, экология

    Текущий

    Работа по карточкам.

    круговорот, экология

    18

    2.14

    Значение воды в природе.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала.

    ЗП – чистая вода, мутная вода, пресная вода.

    Текущий

    Ответить на вопросы в конце параграфа.

    опреснение,

    очистные сооружения

    19

    2.15

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

    Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

    ЗП – чистая вода, мутная вода, пресная вода.

     Итоговый

    Самостоятельная работа

    Тестированные опрос по теме «Вода».

    3.ВОЗДУХ (15 часов)

    20

    3.1

    Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Опыт «Упругость воздуха».

    Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, формирование умения работы с тетрадью, навыков письма и письменного изложения материала.

    ЗП - воздух, газообразное тело.

    ФП – воздух занимает место.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Задание №37 с.18, рисунок в тетради;

    Запись выводов в тетрадь.

    21

    3.2

    Учет и использование свойств воздуха человеком.

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

    ЗП - воздух, газообразное тело.

    .

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №39 и 40 с.19

    воздух, газообразное тело,

     ветер

    22

    3.3

    Теплопроводность воздуха.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы

    ЗП – сжатый воздух, сжимаемость, упругость.

     ФП –

    теплопроводность

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам;

    Запись выводов в тетрадь.

    Задания № 41-44 с. 20-21.

    теплопроводность

    23

    3.4

    Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы

    ЗП – теплопроводность.

    ФП – расширение воздуха, сжатие воздуха.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам;

    Рассказ: «Как люди используют плохую теплопроводность воздуха для сохранения тепла в доме».

    Задание №45 с.21.

    расширение воздуха, сжатие воздуха

    24

    3.5

    Движение воздуха в природе.

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

    ЗП – расширение воздуха, сжатие воздуха.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Дописать предложение: «Воздух при нагревании_____, а при охлаждении_______.

    Теплый воздух_____холодного.

    упругость

    ветер

    25

    3.6

    Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую».

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

    ФП – ветер – явление природы, циркуляция.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Восстановить деформированный текст: «Движение холодного и теплого воздуха» №51 с.24 рабочей тетради.

    ветер – явление природы, циркуляция

    26

    3.7

    Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ЗП – воздух, газ.

    ФП – смесь газов, углекислый газ, азот, водяной пар.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам;

    Задание № 61,62, 63 с.29.

    смесь газов, примеси

    27

    3.8

    Кислород и его свойство поддерживать горение.

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ЗП – воздух, газ.

    ФП – смесь газов, углекислый газ, азот, водяной пар.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам.

    горение, бесцветный, прозрачный

    28

    3.9

    Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека.

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ФП – кислородная подушка, жидкий кислород.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Задание №54,55 с.26.

    кислородная подушка, жидкий кислород.

    29

    3.10

    Применение кислорода в медицине.

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Коррекция связной устной речи.

    ЗП – кислородная подушка, жидкий кислород.

    ФП – фотосинтез

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопрос: «Где применяют кислород?»

    фотосинтез

    30

    3.11

    Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Развивать умения работы с таблицами.

    ЗП – загрязненный воздух, чистый воздух.

    Текущий

    Заполнить таблицу: « Свойства углекислого газа».

    Сжимаемость, упругость

    31

    3.12

    Применение углекислого газа при тушении пожаров.

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ЗП – загрязненный воздух, чистый воздух.

    ФП - пожар, огнетушитель

    Текущий

    Ответить на вопрос: «Почему углекислый газ применяют при тушении пожаров?»

    Работа по карточкам.

    пожар, огнетушитель

    32

    3.13

    Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

    Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

    ЗП – загрязненный воздух, чистый воздух

    Текущий

    Работа по карточкам.

    примеси

    33

    3.14

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения.

    Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия.

    ЗП – загрязненный воздух, чистый воздух

    ФП - воздушное загрязнение

    Текущий

    Используя рисунки составить рассказ по теме урока.

    воздушное загрязнение

    34

    3.15

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Воздух».

    Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

    Итоговый.

    Тестированный опрос по теме: «Воздух».

     4.Полезные ископаемые (20 часов)

    35

    4.1

    Полезные ископаемые и их значение.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ФП – полезные ископаемые, месторождения, геолог.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Задание №68 с.33

    полезные ископаемые

    36

    4.2

    Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – полезное ископаемое

    ФП – гранит.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Схема из чего состоит гранит.

    Задание №70,71 с 33-34.

    глина,

    песок,

    37

    4.3

    Гранит. Известняки. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – лабораторное оборудование;

    ФП – известняки, мел, мрамор.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Заполнить таб.№73 с. 35

    Таблица №74 с. 35.

    известняки, мел,

    мрамор

    38

    4.4

    Песок и глина. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ФП – песок и глина – полезные ископаемые.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задания № 75, 76 с. 36 рабочей тетради.

    полезные ископаемые

    39

    4.5

    Горючие полезные ископаемые.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – песок и глина – полезные ископаемые.

    ФП - горючие полезные ископаемые.

    Текущий

    Индивидуальные задания.

    горючие полезные ископаемые

    40

    4.6

    Торф, внешний вид и свойства.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – горючие полезные ископаемые.

    ФП – торф, торфяные болота, жидкий торф, сухой торф.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание № 78, 79 с. 37 рабочей тетради.

    торф, торфяные болота, жидкий торф,

    сухой торф

    41

    4.7

    Каменный уголь, внешний вид и свойства.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Развивать умение заполнять схемы.

    ЗП – горючие полезные ископаемые;

    ФП – каменный уголь.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам: Дополнить текст №80 с.82

    Заполнить схему: «Виды каменного угля»№81.

    каменный уголь

    42

    4.8

    Нефть внешний вид и свойства.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Развивать умение заполнять схемы.

    ФП – нефть – полезное ископаемое, виды, свойства, применение.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам:

    Задание № 85, 86 с. 40 рабочей тетради.

    Дома: таблица «Нефть и каменный уголь»

    нефть

    43

    4.9

    Природный газ, свойства и использование.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Формировать умение работать с текстом.

    ФП – природный газ, виды, свойства, применение.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Дополнить текст №88 с.42.

    природный газ

    44

    4.10

    Полезные ископаемые, используемые, для получения минеральных удобрений.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ФП – фосфориты, калийная соль.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание № 89.

    минеральные удобрения

    45

    4.11

    Калийная соль, внешний вид и свойства.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – калийная соль

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Табл. №20 (колонка о значении для растений калийных солей).

    калийная соль

    46

    4.12

    Практическая работа «Полезные ископаемые, распознавание отдельных образцов».

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

    ФП – магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Заполнить таблицу №90, с.43.

    47

    4.13

    Фосфориты, внешний вид и свойства.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ФП  – черные металлы, домна, сталевар, сплав.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Свойства чугуна.

    домна, сталевар, сплав

    48

    4.14

    Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ФП – цветные металлы, бокситы, медь, олово.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание № 94, 95 с.45.

    бокситы

    49

    4.15

    Железная руда, внешний вид и свойства..

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – цветные металлы;

    ФП – медь, олово, лужение.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам.

    Ответы на вопросы в конце параграфа.

    лужение

    50

    4.16

    Медная руда, внешний вид и свойства.

    Формирование умения сравнивать, делать анализ образца ,используя зрительное восприятие объекта.

    ЗП – цветные металлы;

    ФП – медь, олово, лужение.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам.

    Ответы на вопросы в конце параграфа.

    цветные металлы

    51

    4.17

    Практическая работа «Определение отдельных образцов металлов»

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

    ЗП – черные металлы, цветные металлы.

    ФП – образец

    Текущий

    Работа по карточкам.

    образец

    52

    4.18

    Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди).

    Развивать практические навыки, формировать умение переносить полученные теоретические знания на практику.

    ЗП – черные металлы, цветные металлы

    Текущий

    Работа по карточкам.

    черные металлы, цветные металлы

    53

    4.19

    Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения.

    Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

    ЗП – черные металлы, цветные металлы

    Текущий

    Составить рассказ по теме урока.

    экология

    54

    4.20

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые».

    Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

    Итоговый.

    Тестированный опрос по теме «Полезные ископаемые».

    5.ПОЧВА (10 часов)

    55

    5.1

    Почва – верхний и плодородный слой земли. Состав почвы.

    Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

     ФП – почва, плодородие.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    1.Допишите предложение № 98 с. 47.

    почва, плодородие

    56

    5.2

    Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

    Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

    ЗП – почва, плодородие.

    ФП – перегной, песок, глина, минеральные соли.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Заполнить таблицу №99 на с.47.

    Ответить на вопросы в конце параграфа с.176

    перегной

    57

    5.3

    Минеральная и органическая часть почвы.

    Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

    ЗП – лабораторное оборудование;

    ФП – зола, органические в-ва; неорганические в-ва.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам;

    Запись выводов в тетрадь.

    органические, минеральные вещества

    58

    5.4

    Перегной – органическая часть почвы.

    Развитие зрительного восприятия, умения переносить образ объекта в тетрадь.

    ФП – неорганическая часть (минеральная),

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить зарисовку опыта в тетрадь.

    Выполнить задание №100 с. 47.

    минеральные

    59

    5.5

    Виды почв. Песчаные и глинистые почвы.

    Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

    ЗП – лабораторное оборудование, состав почвы;

    ФП – минеральные соли

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответы на вопросы.

    минеральные соли

    60

    5.6

    Водные свойства песчаных и глинистых почв.

    Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

    ЗП – песок, глина, почва.

    ФП – проводимость воды

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Заполнить сравнительную таблицу:

    песок

    глина

    проводимость воды

    61

    5.7

    Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала

    ФП – намокание, верхний слой, уплотненный слой, рыхлая почва, рыхление.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Работа по карточкам.

    62

    5.8

    Основное свойство почвы – плодородие.

    Формирование навыков практического применения полученных знаний.

    ЗП – рыхление;

    ФП – перекопка почвы: весенняя, осенняя.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Записать в тетрадь:

    Как обрабатывают почву весной?

    63

    5.9

    Значение почвы в народном хозяйстве.

    Формирование навыков практического применения полученных знаний.

    ФП – с/х техника, культивация, лущение, вспашка, боронование.

     Текущий

    Самостоятельная работа

    Сбор слоев для составления среза

    64

    5.10

    Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

    Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

    ЗП – почва, плодородие

    Итоговый

    Тестовый опрос по теме.

    6.Повторение (5 часов).

    12. 05

    65

    6.1

    Охрана окружающей среды.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала

    Текущий

    Сообщения учащихся.

    охрана природы

    66

    6.2

    Особо охраняемые территории АК.

    Формирование навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала.

    Текущий

    Сообщения учащихся.

    заказник, заповедник

    67

    6.3

    Практическая работа «Определение типа почвы на УОУ школы».

    Формирование навыков практического применения полученных знаний.

    68

    6.4

    Летние задания.

    Формирование навыков практического применения полученных знаний.

    69.

    6.5

    Экскурсия на станцию юннатов.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    образовательного процесса:

    Основная литература:

    1. Бгажнокова И.М. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 162-165с.
    2. Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 51-54с.
    3. Королева Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М: Владос 2005.
    4. И.В.Романов, Р.А.Петросова Биология. Неживая природа. – М. Дрофа 2011.

    Дополнительная литература:

    1.Лавров  Д.Д. География Кировской области/ Д.Д. Лавров, Г.М. Алалыкина, В.И. Колчанов. – Киров: Волго-Вятское книжное издательство 1990.

    2.Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа. 6 класс/ А.И. Никишов, Н.И. Арсиневич. – М: Просвещение, 1990.

    3.Мансуров В.М. Родной край/ В.М. Мансуров, А.И. Лахман, -  Киров: Волго-Вятское книжное издательство 1988.

    4.Нестеров И.И. Тайны рождения нефти. – М: Знание 1969.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

    Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

    Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

    Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

    Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

    Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

    Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

    АДАПТИРОВАНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта)

    Пояснительная запискаТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие это...