Главные вкладки

    Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
    рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

    Телегина Наталья Ивановна

    Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass.docx62.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения, грибы, бактерии»  разработана на основе:

    • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
    • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
    • Учебного плана Образовательного учреждения.

    Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

    Цели:

    Освоение знаний:

    программа раскрывает:

    • элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий;
    • сведения о строении и значении органов цветкового растения;
    • сведения об основных группах растений;
    • сведения о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
    • кратко сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

    развивает: 

    • познавательный интерес;
    •  творческие способности в процессе наблюдения;
    • навыки самостоятельного приобретения новых знаний.

    воспитывает:

    • любовь к своей местности, своей стране;
    • толерантность;
    •  экологическую культуру;
    •  бережное отношение к окружающей среде.

    Преподавание биологии в коррекционной школе 8 -го вида направлено:

    • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
    • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
    • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
    • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

    Основные виды организации учебного процесса.

    Формы работы:

    • урок;
    • фронтальная работа;
    • индивидуальная работа;
    •  работа в парах и группах;
    • коллективная работа.

    Методы обучения.

    1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

    - словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

    - практический метод;

    - наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

    - работа с учебником.

    2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

    - методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

    - методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

    3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

    - устные или письменные методы контроля;

    - фронтальные, групповые или индивидуальные;

    - итоговые и текущие.

    Используемые технологии:

    • разноуровневого и дифференцированного подхода;
    • здоровьесберегающие;
    • игровые;
    • личностно-ориентированные;
    • информационно-коммуникативные.

         Рабочая программа составлена на основе государственной программы и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

         Преподавание естествознания должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи с человеком.

         Основными задачами изучения естествознания в 7 классе являются: сообщение учащимся знаний о многообразии растений, грибов и бактерий, о строении и значении органов цветкового растения, об основных группах растений, о биологических особенностях выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растениях.

         Программа 7 класса состоит из 5  разделов: « Растения вокруг нас», « Общее знакомство с цветковыми растениями», « Многообразие растительного мира», «Бактерии» и «Грибы».

         В разделе «Растения вокруг нас» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений.

         Раздел « Общее знакомство с цветковыми растениями» охватывает сведения о внешнем строении органов цветкового растения и их роли в жизни растения. Рассматривается взаимосвязь строения органа и выполняемой им функции; растительный организм как единое целое, в котором все органы взаимосвязаны. В этом разделе предусматривается проведение 6 лабораторных работ с демонстрацией опытов.

         Большое место в программе уделено цветковым растениям, изучение которых начинается с формирования понятий об однодольных и двудольных растениях, на основании знаний полученных при изучении раздела « Общее знакомство с цветковыми растениями».

         При изучении раздела «Многообразие растительного мира» учащиеся знакомятся с постепенным развитием органического мира и связями, существующими между живой и неживой природой. При характеристике мхов, папоротников необходимо конкретизировать их значение в образование торфа, каменного угля, связав эти сведения со знаниями, полученными по разделу «Неживая природа».

         Этот раздел предусматривает  2 лабораторные работы и 5 практических работ.

         В разделе «Бактерии» особое внимание уделяется положительной для хозяйственной деятельности человека роли одних (разложение органических остатков, квашение капусты, получение кисломолочных продуктов и т.д.) и отрицательной в жизни человека роли других (инфекционные заболевания, порча продуктов питания).

         Раздел «Грибы» включает в себя сведения о строении гриба, рассматриваются понятия шляпочный гриб, пластинчатый гриб, споры, грибница, плодовое тело. Особое внимание уделяется ядовитым грибам и правилам сбора грибов, а также отличительным признакам грибов-двойников.

             Учебные занятия проводятся в  специально оборудованном кабинете естествознания.

    Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю).

        ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

    Учащиеся должны знать:

    • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
    • строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
    • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
    • разницу ядовитых и съедобных грибов;
    • знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

    Учащиеся должны уметь:

    • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
    • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
    • различать органы у цветкового растения;
    • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений;
    • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
    • различать грибы и растения;

    Группы учащихся:

    Базовый стандарт.

    • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

    Достаточный уровень.

    • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

    Результаты индивидуальных достижений

    • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

      Способы и формы оценки образовательных результатов

    Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Естествознание. Растения. Бактерии. Грибы» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

    Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

    Ошибки:

    •  неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
    • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
    • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
    • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
    • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
    • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
    • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
    • неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
    • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
    • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
    • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.

    1. Оценка устных ответов.

         Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

         Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи, которые исправляет с помощью учителя.

         Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

         Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

         Оценка «1» за устные ответы не ставится.

    Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

    • За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
    • При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
    • Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

             Практические и лабораторные работы. Экскурсии.

              Тема

        Практические работы.

    (как часть урока)

      Лабораторные и демонстрации (демонстрация опытов и презентаций), как часть урока

    Экскурсии

    1.Растения вокруг нас.

    1          

    -

    2. Общее знакомство с цветковыми растениями.

    7          

    6

    -

    3.Многообразие растительного мира.

    6

    2

    -

    4. Бактерии.

     -                          

    -

    -

    5. Грибы

    2      

    -

    -

                Учебный план по биологии 7 класс (68 часов)

    № урока

    № по теме

    Тема урока

    1.Введение

    1

    1.1

    Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы.

    2

    1.2

    Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

    2.Общее знакомство с цветковыми растениями (16 часов).

    3

    2.1

    Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень).

    4

    2.2

    Строение цветка (на примере цветка вишни).

    5

    2.3

    Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

    6

    2.4

    Опыление цветков. Оплодотворение.

    7

    2.5

    Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.

    8

    2.6

    Распространение плодов и семян.

    9

    2.7

    Строение семени (на примере фасоли и пшеницы).

    10

    2.8

    Условия прорастания семян. Распространение семян.

    11

    2.9

    Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая)..

    12

    2.10

    Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

    13

    2.11

    Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.

    14

    2.12

    Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету..

    15

    2.13

    Испарение воды листьями, значение этого явления.

    16

    2.14

    Дыхание растений. Листопад и его значение.

    17

    2.15

    Строение стебля.

    18

    2.16

    Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм

    3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа).

    19

    3.1

    Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

    20

    3.2

    Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза).

    21

    3.3

    Особенности внешнего строения.

    22

    3.4

    Выращивание зерновых :посев, уход, уборка.

    23

    3.5

    Использование злаков в народном хозяйстве.

    24

    3.6

    Лилейные. Общая характеристика.

    25

    3.7

    Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта..

    26

    3.8

    Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка.

    27

    3.9

    Ландыш – общая характеристика.

    28

    3.10

    Обобщающий урок «Однодольные растения».

    29

    3.11

    Двудольные покрытосеменные растения.

    30

    3.12

    Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

    31

    3.13

    Паслен. Дикорастущие пасленовые.

    32

    3.14

    Картофель. Овощные и технические пасленовые.

    33

    3.15

    Томат. Овощные пасленовые.

    34

    3.16

    Баклажан и перец. Овощные пасленовые.

    35

    3.17

    Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые.

    36

    3.18

    Бобовые. Общие признаки бобовых.

    37

    3.19

    Горох. Пищевые бобовые растения.

    38

    3.20

    Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

    39

    3.21

    Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения.

    40

    3.22

    Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

    41

    3.23

    Шиповник- растение группы розоцветных.

    42

    3.24

    Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

    43

    3.25

    Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

    44

    3.26

    Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

    45

    3.27

    Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

    46

    3.28

    Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

    47

    3.29

    Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос.

    48

    3.30

    Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

    49

    3.31

    Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

    50

    3.32

    Маргаритка – двулетнее растение.

    51

    3.33

    Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение.

    52

    3.34

    Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)».

    4.Многообразие бесцветковых растений.

    53

    4.1

    Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов.

    54

    4.2

    Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

    55

    4.3

    Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев.

    56

    4.4

    Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

    5.Бактерии.

    57

    5.1

    Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов.

    58

    5.2

    Значение бактерий в природе и жизни человека.

    6.Грибы.

    59

    6.1

    Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

    60

    6.2

    Грибы съедобные и ядовитые.

    7.Практические работы.

    61

    7.1

    Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ.

    62

    7.2

    Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

    63

    7.3

    Уборка прошлогодней листвы.

    8.Экскурсия

    64

    8.1

    Весенняя работа в саду.

    9.Повторение.

    65

    9.1

    Растения, занесенные в Красную книгу Алтая.

    66

    9.2

    Лекарственные растения Алтая.

    67

    9.3

    Летние задания

    68

    9.4

    Летние задание

    Календарно-тематическое планирование 7а класс

    № урока

    № урока по теме

    Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

    Дата

    Коррекционная работа

    ФП-формируемые понятия

    ЗП - закрепляемые понятия

    Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

    Словарь

    1.Введение

    1

    1.1

    Инструктаж по технике безопасности. Многообразие живой природы.

    Выявить степень подготовленности каждого ученика к изучению предмета.

    ФП – культурные растения, дикорастущие растения.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    1.Выписать отличия культурных растений от дикорастущих;

    2. Выполнить задание № 2, 5, 6 раб.т. с. 3-4.

    • Дикорастущие
    • Культурные;
    • Деревянистые;
    • Травянистые;
    • Цветковые

    2

    1.2

    Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

    Формировать навыки связной речи, развивать умения составлять рассказ по плану.

    ЗП - культурные растения, дикорастущие растения.

    ФП – охрана растений.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание № 7 раб.т. с 5.

    • Дикорастущие
    • Культурные;
    • Деревянистые;
    • Травянистые;
    • Цветковые

    2.Общее знакомство с цветковыми растениями.

    3

    2.1

    Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень).

    Формировать навыки самостоятельной работы с текстом и натуральными образцами.

    ФП – органы растений; надземные и подземные органы; функция (работа).

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Задания № 8, 9, с.7

    Дома: № 10, 11.

    • Надземные органы;
    • Подземные органы;
    • Функция.

    4

    2.2

    Строение цветка (на примере цветка вишни).

    Формировать навыки заполнения таблиц, умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения.

    ЗП - органы растений; надземные и подземные органы; функция

    ФП – цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №13, с.9

    Сравнить строение цветков и заполнить таблицу.

    • цветоножка,
    • чашелистик,
    • венчик,

    5

    2.3

    Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).

    Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать зрительное восприятие объекта..

    ЗП - цветоножка, чашечка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинка, пестик.

    ФП – соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    1.Зарисовать в тетради виды соцветий;

    2. Заполнить таблицу «Соцветия»

    Дома: Задание №16 с.11

    • Соцветие;
    • Початок.

    6

    2.4

    Опыление цветков. Оплодотворение.

    Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать навыки связной речи.

    ЗП - соцветие, зонтик, корзинка, колос, кисть, початок.

    ФП – опыление, перекрестное, самоопыление.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №17, с.11

    Дома: Задание № 18,с.12.

    • перекрестное,
    • самоопыление.

    7

    2.5

    Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.

    Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения.

    ФП – сочные плоды, сухие плоды.

    Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №21, 21, с.12

    Дома: Задание № 22, 23.

    • Семянка;
    • Зерновка;
    • Костянка;
    • Коробочка.

    8

    2.6

    Распространение плодов и семян.

    Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, развивать память путем заучивания основных понятий темы.

    ЗП – сочные плоды, сухие плоды.

    Семянка, коробочка, боб, зерновка, орех, костянка, ягода.

    Текущий

    Выучить основные понятия темы

    • Семянка;
    • Зерновка;
    • Костянка;
    • Коробочка

    9

    2.7

    Строение семени (на примере фасоли и пшеницы).

    Корректировать навыки рисования, перенесения рисунка и умения делать подписи к рисунку.

    ФП – кожура, рубчик, зародыш, семядоли, корешок, стебелек, почечка, двудольные

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Зарисовать в тетради строение семени фасоли и подписать части семени фасоли

    • Зародыш;
    • Семядоли;
    • Двудольные

    10

    2.8

    Условия прорастания семян. Распространение семян.

    Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью.

    ЗП – запас питательных веществ; семядоли.

    ФП – всхожие семена, невсхожие семена.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №35,с18.

    Дома: ответы на вопросы в конце параграфа. На вопрос №1 – письменно.

    • Всхожесть.

    11

    2.9

    Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая).

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – главный корень, боковые корни, придаточные корни, черенки.

    Стержневая корневая система;

    Мочковатая корневая система. Корневые волоски.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №39,40,с.19-20.

    Дома: ответы на вопросы в конце параграфа.

    • Придаточные корни.
    • Мочковатая.
    • Стержневая.

    12

    2.10

    Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

    Развивать умение, делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП - Стержневая корневая система;

    Мочковатая корневая система. Корневые волоски.

    ФП – Корнеплод,

    Корневые клубни.

    Текущий

    Самостоятельная работа Задание №45, с.22

    Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Дома:  Вопрос №4 письменно.

    • Мочковатая.
    • Стержневая
    • Корнеплод.

    13

    2.11

    Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.

    Формировать умение сравнивать, работать с учебником и тетрадью.

    ФП – Черешок. Листовая пластина. Жилки, простой лист, сложный лист. Жилкование.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №50,с.23

    Задание №51,с.24

    Дома: Задание №52,53,с.24.

    • Листовая пластина,
    • Жилкование
    • Сетчатое
    • Параллельное
    • Дуговое

    14

    2.12

    Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету..

    Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

    ФП – Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт,

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №54,55,с.25.

    Дома: Задание № 56,с.25

    • Органические вещества;
    • Хлорофилл;
    • Хлоропласт.

    15

    2.13

    Испарение воды листьями, значение этого явления.

    Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

    ЗП - Сахар, жир, крахмал, витамины, белки, органические вещества, хлорофилл, хлоропласт.

    ФП – испарение, охлаждение, перегрев.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание № 58,с.26.

    Дома: Задание №59,с.26.

    • Испарение;
    • Охлаждение.

    16

    2.14

    Дыхание растений. Листопад и его значение.

    Корректировать навыки практической работы, оформления выводов в тетради.

    ФП – дыхание растений.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание № 60,61,с.27

    Дома: Составить по плану рассказ «Листопад»;

    Заполнить схему №67,с.30.

    17

    2.15

    Строение стебля.

    Формировать навыки работы с натуральными объектами.

    ФП – Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №68,69,70,с.30-31

    Дома: задание № 71,с.31.

    • Камбий;
    • Сердцевина;
    • Кожевица.

    18

    2.16

    Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм

    Формировать умение сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения и письма.

    ЗП - Стебель, ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожевица.

    ФП – стеблевые черенки.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание № 73,с.31

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 5 письменно.

    • Камбий;
    • Сердцевина;
    • Кожевица

    3.Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа).

    19

    3.1

    Особенности строения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные.

    Формировать навыки работы с натуральными объектами.

    ФП – покрытосеменные.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Задание №88, с.38.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Выполнить задание № 90, с.39.

    • покрытосеменные

    20

    3.2

    Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза).

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП – покрытосеменные.

    ФП – зерновка, початок.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание № 92,с.39.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос № 5 письменно.

    • Мочковатая;
    • Параллельное жилкование;
    • початок

    21

    3.3

    Особенности внешнего строения.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ЗП - покрытосеменные. зерновка, початок.

    ФП – яровые, озимые.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание № 93,с.39.

    Дома: Задание №94.

    • Яровые;
    • Озимые.

    22

    3.4

    Выращивание зерновых :посев, уход, уборка.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ЗП - яровые, озимые.

    ФП – подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №95,с.40.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос № 1 письменно.

    • Яровые;
    • Озимые.

    23

    3.5

    Использование злаков в народном хозяйстве.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – Хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №99, с.41.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос № 4 письменно. (рассказ)

    • Хлебные злаки;
    • Кормовые злаки;

    24

    3.6

    Лилейные. Общая характеристика.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – лилейные.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №102,с.42.

    Дома: Выучить признаки лилейных.

    • лилия

    25

    3.7

    Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта..

    Формировать умения анализировать, сравнивать, навыки составления связного рассказа.

    ЗП – лилейные.

    ФП – цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Зарисовать в тетрадь цветочно-декоративные лилейные.

    Дома: Рассказ по плану о цветочно-декоративном лилейном.

    • Цветочно-декоративные;
    • Хлорофитум;

    26

    3.8

    Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание № 105, 106.

    Дома: Задание 109.

    • Мульчирование;

    27

    3.9

    Ландыш – общая характеристика.

    Развивать зрительное восприятие, эстетический вкус.

    ЗП – зубки, донце, стрелка, мульчирование, севок, репка.

    Текущий

    Индивидуальные задания

    • Мульчирование;

    28

    3.10

    Обобщающий урок «Однодольные растения».

    Корректировать навыки составления рассказа, используя шаблон и план рассказа.

    ЗП-цветочно-декоративные растения, открытый грунт, закрытый грунт, хлорофитум, тюльпан, лилия.

    Итоговый

    Тестовый контроль знаний

    • Цветочно-декоративные;

    29

    3.11

    Двудольные покрытосеменные растения.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП-двудольные

    Текущий

    Рассказ по теме урока

    • Семядоля
    • Жилкование
    • Корневая система

    30

    3.12

    Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – паслен.

    Текущий

    Таблица стр. 123, заполнить

    • Паслен
    • Томат
    • картофель

    31

    3.13

    Паслен. Дикорастущие пасленовые.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП – паслен.

    Итоговый

    Проверочная работа:

    Работа по карточкам.

    • Паслен

    32

    3.14

    Картофель. Овощные и технические пасленовые.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – глазки, клубни, ботва, окучивание.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    № 112,113,114,с. 47.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос № 2 на пересказ. Рефераты о картофеле.

    • Окучивание.

    33

    3.15

    Томат. Овощные пасленовые.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – пасынки, пасынкование.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    № 121,122,с. 49.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос №2 письменно. Рефераты о томатах.

    • Пасынкование;

    34

    3.16

    Баклажан и перец. Овощные пасленовые.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП - пасынки, пасынкование.

    ФП – пустотелая ягода.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    № 124,125,с.50.

    Дома: Задание №126,с.50.

    • Пасынкование;
    • Пустотелая.

    35

    3.17

    Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – петуния, душистый табак, белена.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №128, 133,с.51,53.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос №3 письменно.

    • Пасынкование;
    • Пустотелая.

    36

    3.18

    Бобовые. Общие признаки бобовых.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – клубеньковые бактерии.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №134,135,с.53.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    вопрос №3 письменно.

    • Клубеньковые бактерии.

    37

    3.19

    Горох. Пищевые бобовые растения.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – клубеньки, бобы, усики, бобовые, горох.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №136,137,с.54.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Рефераты: Горох и бобы.

    • Клубеньки;
    • Бобовые.

    38

    3.20

    Фасоль и соя - южные бобовые культуры.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ЗП – бобовые.

    ФП – Фасоль, соя,

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Сравнительная характеристика пасленовых и бобовых (таблица).

    Дома: Рассказ по плану о бобовых.

    • Клубеньки;
    • Бобовые.

    39

    3.21

    Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – клевер, люпин

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание №141,с.55.

    Дома: Рассказ по плану о кормовых бобовых.

    • Люпин;

    40

    3.22

    Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП – розоцветные.

    ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №143,с. 56.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Вопрос №4 письменно.

    • Корневая шейка;
    • Крона;
    • Штамб;
    • Прививка;

    41

    3.23

    Шиповник- растение группы розоцветных.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП  - розоцветные, шиповник.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №142,с. 56.

    Дома: Выучить общие признаки розоцветных.

    Рассказ по плану о шиповнике.

    • Розоцветные.

    42

    3.24

    Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ЗП – розоцветные.

    ФП – стелющиеся, корневая шейка, крона, штамб, прививка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №143,с. 56.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Вопрос №4 письменно.

    • Корневая шейка;
    • Крона;
    • Штамб;
    • Прививка;

    43

    3.25

    Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ЗП - корневая шейка, крона, штамб, прививка.

    ФП – грушевидное яблоко.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №146,147,с.57-58.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Вопрос №4 письменно.

    Реферат: Груша.

    • Грушевидное яблоко.

    44

    3.26

    Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – шаровидная костянка, корневая поросль.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопрос: «Каковы биологические особенности вишни? Почему эти растения не выращивают на сильно увлажненных почвах».

    Дома: Рассказ по плану.

    • Шаровидная костянка;
    • Корневая поросль.

    45

    3.27

    Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – шарик-костянка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №148,с.58

    Дома: Рассказ по плану.

    46

    3.28

    Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – земляника. Усы, ложная ягода.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №149,с.58

    Дома: Рассказ по плану.

    Реферат: Земляника.

    • Ложная ягода.

    47

    3.29

    Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос.

    Формировать умения анализировать, сравнивать и применять полученные знания на практике.

    ФП – персик, абрикос, костянка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Сравнительная характеристика бобовых и розоцветных.

    (таблица).

    Дома: : Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Вопрос №3 письменно.

    • Абрикос;

    48

    3.30

    Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП – соцветие.

    ФП – сложноцветные, корзинка, обертка, семянка.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №152,153,с.59-60.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Вопрос №2 письменно.

    Рассказ по плану.

    • Сложноцветные;
    • Обертка;
    • Корзинка;
    • Семянка;

    49

    3.31

    Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

    Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника.

    ФП – соцветие-корзинка, ноготки, бархатцы.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание

    №154,с.60

    Дома:  Рассказ о растении по плану.

    • Календула;
    • Бархатцы.

    50

    3.32

    Маргаритка – двулетнее растение.

    Формировать навыки связной речи, умение работать с текстом учебника.

    ФП – маргаритка

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание № 157,с.62

    Дома: Рассказ о растении по плану.

    • Маргаритка.

    51

    3.33

    Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение.

    Формировать навыки практической работы, умения переносить теоретические знания на практику.

    ФП – георгин

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Ответить на вопросы в конце параграфа ( 1,3,5)

    Дома: чем отличается пересадка от перевалки?

    • Перевалка;
    • Пересадка.

    52

    3.34

    Повторительно - обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)».

    Формировать умения работать по шаблону, с учебной литературой.

    Итоговый

    Тестовый контроль.

    4.Многообразие бесцветковых растений.

    53

    4.1

    Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП - однолетние растения, двулетние растения, многолетние растения, холодостойкие, теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые.

    ФП – кукушкин лен, сфагнум, торф.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Задание № 80,с.35.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа, вопрос № 4,5, письменно.

    • Кукушкин лен;
    • Сфагнум;
    • Торф.

    54

    4.2

    Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ЗП - сфагнум, торф.

    ФП – корневища, папоротник, споры.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание № 82,с.35

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    Выполнить задание № 83, с.36.

    • Папоротник.

    55

    4.3

    Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения, тайга.

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Задание №84, 85, с. 36 – 37.

    • Голосеменные;

    56

    4.4

    Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

    Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

    ЗП – голосеменные растения, хвоя, хвойные растения

    Текущий

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа.

    • Шишка
    • Хвоя

    5.Бактерии.

    57

    5.1

    Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – бактерии, бактерии брожения, бактерии гниения. Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание №163, 164,с.64.

    Дома: Выполнить задание№165, с.65.

    • Бактерии;
    • Брожение;

    58

    5.2

    Значение бактерий в природе и жизни человека.

    Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

    ФП - Клубеньковые бактерии. Болезнетворные бактерии.

    Текущий

    Материал стр.207, выучить.

    Болезнетворные

    бактерии

    6.Грибы.

    59

    6.1

    Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

    Развивать умение делать выводы, используя рисунок и шаблон, формировать навыки связной речи.

    ФП – трубчатые грибы, пластинчатые грибы, плодовое тело, споры, грибница.

    Вводный

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание №166, 167,с.65-66.

    Дома: Реферат «Ядовитые грибы»

    • Трубчатые грибы;
    • Пластинчатые грибы;

    Грибница.

    60

    6.2

    Грибы съедобные и ядовитые.

    Развивать навыки работы с учебником, связной речи.

    ФП – съедобные несъедобные грибы

    Текущий

    Самостоятельная работа

    Выполнить задание №168,с.66.

    Дома: Ответы на вопросы в конце параграфа. Вопрос №5 письменно.

    • Съедобные;
    • Несъедобные

    7.Практические работы.

    61

    7.1

    Вскапывание приствольных кругов на школьном УОУ.

    Формировать навыки практической работы.

    ФП - приствольный круг

    Практическая работа

    приствольный круг

    62

    7.2

    Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

    Формировать навыки практической работы.

    ФП - междурядия

    Практическая работа

    • междурядия

    63

    7.3

    Уборка прошлогодней листвы.

    Формировать навыки практической работы.

    Практическая работа

    8.Экскурсия

    64

    8.1

    Весенняя работа в саду.

    Формировать навыки практической работы.

    Текущий

    Оформить в тетради результаты

    9.Повторение.

    65

    9.1

    Растения, занесенные в Красную книгу Алтая.

    Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

    Текущий

    Сообщения учащихся по теме

    • Красная Книга
    • Красная книга Алтая

    66

    9.2

    Лекарственные растения Алтая.

    Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

    Текущий

    Сообщения учащихся по теме

    • Лекарственные растения

    67

    9.3

    Летние задание

    Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

    Индивидуальные задания

    68

    9.4

    Летние задание

    Развивать познавательный интерес к предмету, формировать умения излагать услышанный материал.

    Индивидуальные задания

    Основная литература:

    1.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.

    2.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.

    4.Клепинина З.А. Естествознание. Растения, бактерии, грибы. 7  класс/ З.А. Клепинина,– М: Просвещение 2005

    Дополнительная литература:

    1.Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.

    2.Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006 г.

    3. Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

    Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных  задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...

    Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...

    Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...

    Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

    рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...