Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
календарно-тематическое планирование (7 класс)
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_sotsialno-bytovaya_orientirovka_7_klass.docx | 255.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
Пояснительная записка.
Статус документа
Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида, учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 Купинского района Новосибирской области рассчитанному на пятидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 23.07.2012 года № 1602
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид (издательство М. ВЛАДОС, 2014 год под редакцией В.В. Воронковой).
Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.
Нормативные документы
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
7. Учебный план МБОУ Купинской школы-интерната № 1 на 2021/2022 учебный год.
Адресат.
Программа по СБО адаптирована и модифицирована для учащихся МБОУ Купинской школы-интерната № 1 (5-7 классов) Новосибирской области
Структура документа.
Рабочая программа к дисциплине СБО включает следующие разделы:
пояснительную записку, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, тематический план, учебно-методическое обеспечение, список используемой литературы
Общая характеристика предмета
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.
Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания»*1.
Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Цель курса:
Формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации; : развивать разнообразие качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи курса:
-формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
-повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
-Воспитание позитивных качеств личности
Курс СБО изучается с 5 по 7 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов и др. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по СБО знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПАНЕНТЫ
Основные содержательные линии программы в V-IX классах специальной (коррекционной) школы-интерната № 1 Купинского района Новосибирской области реализуются в рамках двух курсов – СБО/Кулинария
Общая характеристика учебного процесса
.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение предмета СБО согласно базисному плану предусмотрено на три года обучения.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в 5,6,7 классах.
Количество часов отводимых на изучение данной программы, предусматривается в соответствии с базисным планом, рассчитана, на 34 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Количество часов может быть увеличено или уменьшено с учетом увеличения или уменьшения числа учебных недель.
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Из раздела программы «Одежда и обувь» взяты темы, которые не рассматриваются на уроках трудовой подготовки, обувного дела.
Тематика раздела программы «Питания» составлена исходя из наличия оборудования, возможностей и количества часов.
7класс.
СБО ( 34 ч.)
Темы | Количество часов |
Личная гигиена | 2 ч. |
Культура поведения. | 2 ч. |
Одежда и обувь. | 4 ч. |
Медицинская помощь. | 4 ч. |
Транспорт. | 4 ч. |
Средства связи | 4 ч. |
Бюджет семьи | 4 ч. |
Торговля. | 2 ч. |
Жилище | 4 ч. |
Питание. | 4 ч. |
Итого: 34 ч. |
Практические работы:
Разучивание тихих и подвижных игр. Ремонт разорванных мест одежды штопка, утюжка. Уборка помещений, чистка мягкой мебели, мытье окон. Изготовление несложных поделок, используемых в качестве подарка, сувениров. Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд, сервировка стола к обеду. Заваривание травяного настоя. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка, стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины. Заполнение бланков на бандероль, упаковка бандеролей.
Учащиеся должны знать:
Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья, санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Некоторые тихие и подвижные игры.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, способы утепления окон, правила ухода за мебелью, правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме, правила содержания домашних животных и птиц.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила вручения и приема подарков.
Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами.
Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средства, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки ран и наложение повязки меры по предупреждению осложнений, правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении и вывихах.
Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа.
Особенности стирки цветного и белого белья. Правила пользования моющими средствами, устройство и правила пользования стиральной машиной. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки белья и одежды. Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды и виды оказываемых услуг, правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов, стоимость отдельных товаров, приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
Перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки бандеролей.
Составные части бюджета семьи и их размер. Основные статьи расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
Названия видов столбиков. Названия материала, используемого на занятиях и тех изделий, которые сами вяжут.
Учащиеся должны уметь:
Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Убирать жилые помещения, чистить мебель, мыть зеркала и стекла, утеплять окна.
Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить белье и одежду.
Приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
Заполнять бланки на отправку бандеролей, составлять опись посылаемых предметов, упаковывать бандероли.
Подсчитывать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.
Результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
-Результативность занятий по СБО обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями и воспитателями.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Основной формой образовательного процесса являются:
- уроки изучения нового материала,
-комбинированные,
-обобщающие уроки,
-практические работы,
-экскурсии.
Реализация практической части рабочей программы по СБО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)
- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище»,
- демонстрации видеофильмов, презентации.
Коррекционная работа
класс | Разделы программы | Коррекционная работа |
7 | «Питание» | Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления 1х и 2х блюд. |
7 | «Личная гигиена» | Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. |
7 | «Одежда » | Развивать мелкую моторику рук и глазомер при практическом выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. |
7 | «Семья» | Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью |
7 | «Культура поведения» | Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки. |
7 | «Жилище» | Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний. |
7 | «Транспорт» | Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного. |
7 | «Торговля» | Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью. |
7 | «Средства связи» | Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие при оформлении квитанций на денежный перевод. Активизировать математическое, логическое мышление в процессе практического применения полученных знаний. |
7 | « Медицинская помощь» | Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. документы, подтверждающие нетрудоспособность. |
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
в сфере ухода за телом:
– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
– мыть тело;
– мыть и расчёсывать волосы;
– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
– пользоваться дезодорантом;
– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
в сфере ухода за одеждой и обувью:
– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
– складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
– чистить одежду щёткой;
– стирать одежду вручную и в стиральной машине;
– гладить одежду;
– выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
– зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
– чистить обувь;
– сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
– наводить порядок в помещении;
– застилать постель;
– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
– подметать и мыть, пол;
– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
– пользоваться пылесосом;
– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;
Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
– правильно вести себя в учреждениях культуры;
– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.
Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Критерии оценки достижения учащихся
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационные материалы (плакаты, таблицы)
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, перфокарты,
технологические карты)
Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа,
Список использованной литературы
1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС – 2011 год.
2. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
4. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
6. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.
7. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
8. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
9. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.
1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.
2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.
3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.
4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.
5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.
7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.
9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.
10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.
11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.
12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.
13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.
14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.
15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.
16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.
17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.
18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.
19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.
21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.
Раздел | № урока | Класс | Содержание | Основные требования к знаниям и умениям | Кол-во часов | Дата проведения | Элементы дополнительного содержания | |||||
7 -а | 7-б | 7-в | ||||||||||
Личная гигиена | 1 урок | 7 класс | Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств. | Уч-ся должны знать: -правила ухода за кожей лица; -виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими; -виды дезинфицирующих средств. Уч-ся должны уметь: -выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года; -правильно пользоваться косметическими средствами. | 1 ч. | Личная гигиена, лосьон, дезодорант, гель, пенка для умывания, типы кожи: нормальная, жирная, сухая. Косметические средства, аннотация. | ||||||
2 урок | 7 класс | Косметические дезинфицирующие средства /профилактика появление прыщей/ Практические работы: упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесение крема. | 1 ч. Всего: 2 ч. | |||||||||
3 урок | 7 класс | Культура общения юноши и девушки. | Уч-ся должны знать: -правила поведения юношей и девушек при знакомстве, в общественных местах, дома; -требования к внешнему виду молодых людей. Уч-ся должны уметь: Вести себя при знакомстве, в общественных местах /кино, на танцах и т.д./ -выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также танцы, турпоход и т.д. | 1 ч. | ||||||||
Культура поведения | ||||||||||||
4 урок | 7 класс | Внешний вид молодых людей /одежда, косметика, парфюмерия с учетом места нахождения/ Сюжетно-ролевые игры | 1 ч. Всего: 2 ч. | |||||||||
Одежда и обувь | 5 урок | 7 класс | Выбор одежды и обуви при покупке. | Уч-ся должны иметь представление: -о стиле одежды, моде на одежду; -о воздействии средств, для выведения пятен на различные виды тканей. Уч-ся должны знать: -размеры одежды, обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата; -средства для выведения пятен в домашней условиях; -правила пользования прачечной, химчисткой; -виды услуг; -правила подготовки и сдачи белья в прачечную, химчистку; -правила пользования прачечной самообслуживания. Уч-ся должны уметь: -подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями; -выводить пятна различными способами и средствами; -заполнять бланки сдачи одежды, белья в прачечную, химчистку. | 1 ч. | Размер одежды, этикетка, ярлык, прачечная, химчистка, виды ткани, стиль | ||||||
6 урок | 7 класс | Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. | 1 ч. | |||||||||
7 урок | 7 класс | Виды услуг химчистки, прачечной, правила пользования /метки, заполнение бланков/ | 1 ч. | |||||||||
8 урок | 7 класс | Обобщение. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||
Медицинская помощь | 9 урок | 7 класс | Инфекционные заболевания, меры по их предупреждению. | Уч-ся должны иметь представление: -о кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространении инфекций. Уч-ся должны знать: -меры по их предупреждению инфекционных заболеваний; - правила ухода за больными; -условия освобождения от работы, учёбы /по болезни, для ухода за больным/. Уч-ся должны уметь: -одевать, умывать, измерять температуру, кормить | 1 ч. | Листок нетрудоспособности, стационар, госпитализация, амбулаторное лечение, карантин, дезинфекция. | ||||||
10 урок | 7 класс | Листок нетрудоспособности. | 1 ч. | |||||||||
11 урок | 7 класс | Уход за больным. | 1 ч. | |||||||||
12 урок | 7 класс | Обобщение. Практические работы: /упражнения в одевании, умывании, кормлении больного (взрослого, ребёнка), измерении температуры, наложении горчичников (на куклу), перестилании постели лежачего постели. |
1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||
Транспорт | 13 урок | 7 класс | Междугородный железнодорожный транспорт, вокзал, справочная служба, расписание поездов. | Уч-ся должны иметь представление: -о назначении вокзала и основных служб вокзала; -о порядке приобретения железнодорожных билетов /покупка в кассе, заказ по телефону/ -о порядке сдачи и получения багажа в камеру хранения. Уч-ся должны знать: -функции железнодорожного транспорта; -виды пассажирских вагонов /общий, купейный, плацкартный, мягкий/; -примерную стоимость билета, в зависимости от расстояния; -виды камеры хранения, сроки хранения багажа. Уч-ся должны уметь: -ориентироваться в расписании; -приобретать билеты в железнодорожной кассе; -обращаться за справкой в справочную вокзала. | 1 ч. | Междугородный транспорт, виды вагонов: купейный, общий, плацкартный, категории поездов: скорый, пассажирский, камера хранения, стоянка, сообщения, справочное бюро, машинист, проводник, санитарная зона, время прибытия, отправления. | ||||||
14 урок | 7 класс | Виды пассажирских вагонов, типы поездов /пассажирский, скорый ит.д./ | 1 ч. | |||||||||
15 урок | 7 класс | Приобретение железнодорожных билетов, камера хранения багажа. | 1 ч. | |||||||||
16 урок | 7 класс | Экскурсия. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||
Средства связи | 17 урок | 7 класс | Правила пользования городским телефоном /таксофоном, квартирным телефоном/ | Уч-ся должны знать: -правила пользования городским телефоном, таксофоном, квартирным телефоном и т.д. -правила пользования справочником; -№ телефонов срочного вызова; -функции и виды междугородней телефонной связи; -порядок заказа междугороднего разговора. Уч-ся должны уметь: -объяснить причину вызова, звонка по телефону, справки, узнавать время; -культурно разговаривать по телефону | 1 ч. | Междугородная, международная телефонная связь, городской телефон-автомат, сотовая связь, телефонный справочник. Телефонная карта, домашний телефон, служебный телефон, почтовый бланки: почтовый перевод, телеграфный перевод. | ||||||
18 урок | 7 класс | Междугородная и международная телефонная связь, порядок пользования автоматической телефонной связью. Заказ междугороднего звонка. | 1 ч. | |||||||||
29 урок | 7 класс | Виды денежных переводов, Заполнение бланков. | 1ч. | |||||||||
20 урок | 7 класс | Экскурсия. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||
Бюджет семьи | 21 урок | 7 класс | Бюджет семьи, источники дохода. | Уч-ся должны иметь представление: -о порядке и условиях получения заработной платы, пенсии. Уч-ся должны знать -составные части бюджета семьи; -заработную плату членов семьи. Уч-ся должны уметь: -подсчитывать бюджет семьи; -составлять доверенность на получение заработной платы. | 1 ч. | Бюджет, источники дохода, пенсии, стипендия, пособие, личные нужды, расход, доход, гонорар, прибыль, бартер, купля- продажа, номинал. | ||||||
22 урок | 7 класс | Бюджет семьи, источники дохода | 1 ч. | |||||||||
23 урок | 7 класс | Заработная плата семьи, пенсия. | 1 ч. | |||||||||
24 урок | 7 класс | Обобщение. Практические работы: /упражнения по определению доходов семьи, составление доверенности на получение зарплаты/. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||
Торговля | 25 урок | 7 класс | Продуктовый рынок, отделы рынка, стоимость некоторых продуктов. Особенности приобретения продуктов на рынке. | Уч-ся должны иметь представление: -о назначении рынка его отличии от магазина, комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли. Уч-ся должны знать: -отделы рынка; -цены на отдельные товары; -правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин. Уч-ся должны уметь: -выбирать покупку в соответствии со своими потребностями и возможностями; -вежливо обращаться к продавцу; - подсчитывать стоимость покупок. | 1 ч. | Комиссионный магазин, скупка, уценённый товар, рынок: вещевой, продуктовый, отделы | ||||||
26 урок | 7 класс | Комиссионный магазин, его особенности /торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения/ | 1 ч. Всего: 2 ч. | |||||||||
Жилище | 27 урок | 7 класс | Сезонная уборка жилого помещения, подготовка квартиры к зиме, лету. | Уч-ся должны знать: правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия; -способы утепления окон; -виды моющих средств используемых при уборке и мытье окон; -правила топки печей; Заготовка дров, угля; -правила расстановки мебели в квартире / с учетом размера комнаты, наличия мебели, назначения комнат/ Уч-ся должны уметь: -убирать жилые помещения; -мыть зеркала, стёкла; -утеплять окна; -расставлять мебель в квартире /на макете/ | 1 ч. | |||||||
Сезонная уборка, индивидуальный дом, квартира, интерьер, спальня, зал, детская, кухня. Столовая, санузел, прихожая, мебель: корпусная, покрытие: мягкая ткань, кожа, полировка, пластик. | ||||||||||||
28 урок | 7 класс | Рациональная расстановка мебели в квартире. | 1 ч. | |||||||||
29 урок | 7 класс | Способы ухода за мебелью, средства и приспособления по уходу. | 1 ч. | |||||||||
30 урок | 7 класс | Обобщение. Практические работы: /уборка помещения, уход за полированной мебелью, мытьё зеркал, утепление окон/. | 1 ч. Всего: 4 ч. | |||||||||
Питание | 31 урок | 7 класс | Сервировка стола к обеду. | Уч-ся должны знать: -способы обработки мясных, рыбных продуктов; -последовательность приготовления блюд; -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи; -правила пользования столовыми приборами. Уч-ся должны уметь: -готовить обед/первые, вторые блюда из рыбных, мясных полуфабрикатов/ -готовить третьи блюда; -оформлять готовые блюда; -сервировать стол к обеду. | 1 ч. | Сервировка стола, меню, первые, вторые , третьи блюда, полуфабрикаты, первичная. тепловая обработка. | ||||||
32 урок | 7 класс | Приготовление первых блюд | 1 ч. | |||||||||
33 урок | 7 класс | Приготовление вторых блюд | 1 ч. | |||||||||
34 урок | 7 класс | Приготовление третьих блюд /кисель, компот из сухофруктов/ | 1 ч. | |||||||||
Всего: 5 ч | ||||||||||||
Итого 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Животные" 8 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Пояснительная записка, тематическое планирование курса, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология. Неживая природа." 6 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе предоставлено календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа педагога по изобразительному искусству для 1-7 классов для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Школьный курс по изобразительному искусству с 1– 7 классы направлен на продолжение решения следующих основных задач:Коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающихся путем с...
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....