Конспект урока по биологии в 9 классе по теме:"Вирусы".
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Данный конспект можно использовать только с соответствующей презентацией, которую можно найти на этом же сайте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 9 классе

(линия В.В. Пасечника, учебник  А.А. Каменского, Е.А. Криксунова  и В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»)

                                                                    Учитель: Олейникова Алла Витальевна.

Тема урока: « Вирусы».

Цель урока: Сформировать начальные знания о вирусах как особых формах жизни на Земле.

Задачи: 1. Дать учащимся начальные знания об особенностях строения, жизнедеятельности, происхождения и значения вирусов.

2.Развитие навыков анализа, оценки и систематизации информации.

3.Развитие критического мышления при обсуждении проблемного биологического материала.

4. Закрепить полученные на уроке знания в форме тестовых заданий ( аналогичных заданиям ГИА).

5. Отработать умения применять биологические знания на практике (обоснование мер профилактики вирусных заболеваний на примере гриппа).

6. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на сдачу ГИА.

7. Формирование элементов коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер и мультимедийный проектор, экран, таблица «Вирусы», раздаточные материалы – распечатки с тестами на закрепление материала.

Тип урока:  Комбинированный урок с использованием презентации и тестирования  при закреплении изученного материала.

Технологии:  - компьютерные (создание и использование презентации);

                        - информационно-коммуникативные;

                        - проблемное обучение;

                        - подготовка к итоговой аттестации.

Ход урока:

Домашнее задание:  § 1.9, записи в тетради, письменно ответ на вопрос:                        « Назовите не менее трех мер профилактики гриппа. Дайте их обоснование».

Объяснение нового материала:

  Прежде, чем я назову вам тему сегодняшнего урока, хочу задать вам следующие вопросы:

Сколько царств живой природы вам известно?

Сколько царств живых организмов выделяют в биологии?

Почему же ответы на эти вопросы оказались разными?

Потому, что, согласно клеточной теории, все живые организмы состоят из клеток, а вирусы не имеют клеточного строения. Это так называемая «форма жизни».    

    Сегодня на уроке речь пойдёт о вирусах. Запишем тему:

Вирусы    -         живые организмы – не имеют клеточного строения

                            -         формы жизни – существуют на молекулярном уровне.

  В конце XIX века бактериология достигла больших успехов: были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулёза и многих других заболеваний.  Однако, возбудителей таких опасных заболеваний как оспа, гепатит, корь и бешенство никак не удавалось обнаружить.

 В 1892 году русский учёный Дмитрий Иосифович Ивановский (кстати, работавший в Санкт- Петербургском университете) занимался поиском  возбудителя табачной мозаики – заболевания растений. Им было установлено, что этот возбудитель не виден в микроскоп, проходит через самые тонкие фильтры. Д.И. Ивановский предположил, что это особый яд – токсин, который выделяют какие-то очень мелкие бактерии. Позже Луи Пастер назвал этого рода возбудителей – вирусами (от лат.  «virus» - яд). Так было положено начало новому направлению в биологии – вирусологии.

 1892 год открытие вирусов Д.И. Ивановским. Вирусология – наука о вирусах. 

  И лишь спустя 50 лет, в середине ХХ века удалось с помощью электронного микроскопа рассмотреть их строение.

 

 Вирусные частицы состоят из молекулы нуклеиновой кислоты ДНК или РНК – это носители наследственной информации, сверху расположена белковая оболочка – капсид, которая служит для защиты.

  Формы белковых оболочек могут быть различными, и они специфичны для каждого вида вирусов.

 На слайде представлены  вирусы, вызывающие заболевания растений, животных и человека и даже  бактерий – бактериофаги.

  Как же можно существовать, имея такое простое строение? Самостоятельно – нельзя,  во внешней среде вирусная частица – вирион находится в состоянии покоя, даже иногда кристалла  и признаков жизни не проявляет! А размножаться и изменяться может, только поселяясь в живой клетке и подстраивая работу её органоидов и обмен веществ для образования новых вирусных частиц.                                      

   Итак, подведём итог сказанному…  Запишите со слайда в тетрадь особенности вирусов.

    Процесс размножения вирусов идёт с огромной скоростью: за один цикл размножения вирус воспроизводит в клетке от 10 000 (чума птиц) до 200 000 (ящур) вирусных частиц. Рассмотрим, как происходит взаимодействие вируса с клеткой хозяином.

Как видим, в данном случае, когда вирус выступает как внутриклеточный паразит, паразитизм это не только способ питания, образ жизни, это - сама жизнь!

Запишите в тетрадь  со слайда этапы жизнедеятельности вируса.

Вы прослушали объяснение, а дома к сегодняшнему уроку я просила вас заранее прочитать материал по этой теме (§ 1.9) дома и сделать задания в Рабочей тетради №№ 35-38. Проверим, правильно ли вы их выполнили (фронтально с места).

 В тексте параграфа прозвучала очень важная мысль о том, что вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой.

  Какими же чертами сходства с живыми организмами обладают вирусы?

  А чем они отличаются от них?

       

Проверим, что у нас получилось…

Такое положение вирусов натолкнуло некоторых учёных на предположение, что, возможно, вирусы были первой формой жизни, появившейся на Земле. Однако, в настоящее время эту гипотезу считают ошибочной. Почему?

Закрепление:

1. На доске записаны новые термины. Объясните их.

Вирусология,  вирус, капсид, вирион, внутриклеточный паразит.

2. На партах у вас лежат распечатки с тестами по новой теме. Они составлены  аналогично типам заданий ГИА. Проработайте  их в парах в течение нескольких минут.

 Прослушаем  и проверим  ответы (фронтальный опрос).

Выставление оценок активным участникам урока.

Приложение.            Закрепление материала по теме: «Вирусы»

Задание №1.    Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

Вирусы состоят из

  1. Целлюлозной оболочки и цитоплазмы;
  2. Белковой оболочки и цитоплазмы;
  3. Нуклеиновой кислоты и белковой оболочки;
  4. Нескольких микроскопических клеток.

Задание №2.    Выберите три правильных ответа из шести.

Какие черты являются характерными для вирусов?

  1. Внеклеточный паразит;
  2. Обладает наследственностью;
  3. Обмен веществ;
  4. Микроорганизм;
  5. Высокая скорость размножения;
  6. Капсид.

Задание №3.     Установите соответствие между заболеванием и его возбудителем. Для этого каждому элементу второго столбца подберите позицию из первого.

Заболевание                                                                                           Возбудитель

1.оспа                                                                                                     А. бактерия

2.корь                                                                                                     Б.  вирус

3.туберкулёз

4.чума

5.СПИД

6.дизентерия

Задание №4.      Укажите правильную последовательность взаимодействия вирусной частицы с клеткой-хозяином.

А. Самосборка вирусных частиц.

Б. Блокировка наследственного материала клетки-хозяина.

В. Проникновение вируса в клетку-хозяина.

Г. Выход вирусных частиц из погибшей клетки.

Д. Перестройка обмена веществ клетки-хозяина  на синтез белков и нуклеиновой кислоты вируса.

Задание №5.       Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Происхождение вирусов.

    Большинство учёных предполагает, что вирусы представляют собой клетки или их фрагменты, которые в ходе приспособления к паразитизму, утратили всё, без чего « можно обойтись», за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты и защитной белковой оболочки. Имея крайне мелкие размеры,  вирусам удалось стать внутриклеточными паразитами. А отсутствие собственного обмена веществ – сохраняться во внешней среде, кристаллизуясь.

Как могли возникнуть вирусы?

Чем вызвано упрощение их строение?

Какие особенности вирусов оказались полезными при паразитизме?  

Источники:

  1. « Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М. «Дрофа» ,2009.
  2. «Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс». О.А. Пепеляева, Сунцова И.В. М. ВАКО, 2006.
  3. « Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь». В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, М. «Дрофа», 2011.
  4. «Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА: учебно-методическое пособие». А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Ростов н/Д: Легион, 2011.
  5. «Общая биология: учебное пособие». В.В. Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская, М. «Дрофа», 2008.

Интегрированный урок  (биология и химия) в 8 классе.

(линия В.В. Пасечника, учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс».)

                   Учителя: Олейникова Алла Витальевна,  Анацко Ольга Эдуардовна.

Тема урока: «Обмен веществ и процессы его обеспечивающие»

                                                         (продолжительность: 2 урока)

Цель урока: Формирование и развитие межпредметных знаний и умений.

Задачи урока:  1. Систематизировать, проверить, обобщить и закрепить знания учащихся по темам: биология –  «Строение организма», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии»; химия – «Типы химических реакций», «Признаки и условия протекания химических реакций», « Строение и свойства воды».

2. Дать обоснование биохимических процессов, протекающих в живом организме, за счёт разбора химических реакций, их определяющих.

3. Развить умения и навыки использования таблиц и схем, помогающих пониманию интеграции химической и биологической сторон обмена веществ.

4. Развить умения и навыки использования таблиц и схем, помогающих пониманию интеграции химической и биологической сторон обмена веществ.

5.Формирование интереса к естественно научным дисциплинам через глубокое и разностороннее рассмотрение материала в ходе урока.

6. Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование: таблицы «Строение животной клетки», «Пищеварение», «Обмен веществ»; раздаточный материал – схемы «Ассимиляция», «Диссимиляция», «Обмен веществ», Строение и свойства воды», «Обмен органических веществ», «Выводы».

Тип урока: Обобщающий урок с интеграцией знаний по курсам биологии и химии.

Технологии:  - интерактивное обучение;

                         - интеграция знаний;

                         - генерация информации;

                         - проблемное обучение.

Источники:

  1. «Биология. Человек. 8 класс». Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, -          

 М. «Дрофа», 2008.

  1. «Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 (9) класс», О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова – М. ВАКО, 2005.
  2.  «Организм человека: просто о сложном: Материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы», А.А. Каменский – М. «Дрофа», 2007.
  3. «Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»,   Габриелян О.С., М, «Дрофа», 2003.
  4. «Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы»,                            Г.И. Шелинский, В.А. Рабинович, В.В. Шелинская , СПб. Спецлит, 1997.
  5. «Химия жизни. Пособие для учителей», Николаев Л.А.,  - М. Просвещение, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"  МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме:Ткани растений...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"

Класс Птицы. Общая характеристика класса....

Конспект урока по биологии 10 класс на тему Введение"

Тип урока изучение новой темы с первичным закреплением с использованием имеющих знаний по данной темеЦель урока: сформировать представления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, рол...