Урок естествознания
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бондарева Нина Анатольевна

 

Тема: Плодово – ягодные розоцветные. Садовая земляника.

Цель: Познакомить с плодово-ягодным розоцветным растением, садовой земляникой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_estestvoznaniya_v_7_klasse.doc21 КБ
Microsoft Office document icon etapy.doc45.5 КБ
Package icon plodovo_-_yagodnye_rozotsvetnye.zip2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Урок естествознания в 7 классе.         

Тема: Плодово – ягодные розоцветные. Садовая земляника.

Цель:  Познакомить с плодово-ягодным розоцветным растением, садовой земляникой.

Задачи: 

Образовательные:

 -Дать представление о плодово-ягодном розоцветном растении, садовой землянике.

 -Закрепить признаки розоцветных.

 -Продолжать формировать представление об использовании садовой земляники, человеком.

Коррекционно - развивающие:

Коррегировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических связей).

Коррегировать и развивать устойчивое внимание, долговременную и слуховую память, устную речь (за счёт пополнения и обогащения активного и пассивного словарного запаса).

Коррегировать и развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к учёбе и предмету.

-Воспитывать любовь к природе.

-Воспитывать трудолюбие.

Здоровьесберегающие:

-Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей.

-Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

-Чередовать статические и динамические упражнения.

Оборудование: раздаточный материал, рабочие тетради, иллюстрации,

карточки, цветные карандаши, призентация.

Тип урока: комбинированный.

Ученик  ________________________________________________

1. Обведи  кружком  названия  растений, относящихся  к  семейству  розоцветные.

               

Картофель, вишня, яблоня, тыква, шиповник, малина, томат.

2. Подчеркни  название  “4-го  лишнего”.                                                                            

Малина, груша, огурец, яблоня.

3. Подчеркни  выражения, которые  можно  отнести  к  малине.

Листья  сложные.                           Листья  простые.

Стебли  без  шипов.                       Стебли  с  шипами.

Ч   Л   Т   П                                                 Ч   Л   Т   П

Плод  ягода.                                    Плод  сборная  костянка.

4. Тема  урока. 

_____________________________________________________________

5. Вегетативное  размножение  земляники.

Обведи  карандашом  молодые  растения  земляники, которые  ты  оставишь  для  посадки.

План

  1. Стебель, листья, корневая система
  2. Цветок
  3. Ягода
  4. Условия  выращивания  
  5. Размножение
  6. Использование



Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

IV. Сообщение нового материала.

Физминутка

Слайд 14.

V. Закрепление полученных знаний

VI. Подведение итогов.

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, какое  семейство  растений  мы с вами изучаем?

От  названия,  какого  растения  происходит  название  семейства? (слайд 1)

Назовите  представителей  семейства  Розоцветные. (Показ слайдов 2-6)

Перед  вами  лежат  листы  заданий  к  уроку. Подпишите  их. Давайте  выполним  задание  №1.

Задание  №2  выполните  самостоятельно. 

Вспомните, что  было  задано  на  дом?  

Скажите, для  чего  выращивают  малину?

Малина – это  растение  однолетнее, двулетнее  или  многолетнее?

Опишите, как  выглядит  куст  малины, в  следующем  порядке:  стебли, листья, цветки, плоды.

  Расскажите  об  условиях  выращивания  малины  по  плану. План вывешивается на доску (слайд 7).

А) Какова  зимостойкость  малины?

Б) Как  малину  укрывают  на  зиму  в  северных  районах?

В) Требования  к  влажности  почвы.

Г) Способы  размножения  малины.

Д) Продолжительность  жизни  куста  малины.

- В  Листах  заданий  выполните  пункт  №3, самостоятельно, я  проверю  после  урока.

Ребята, мы  продолжаем  изучение  розоцветных. Название  растения, которому  посвящен  урок, вы  узнаете, выполнив  задание. Я  буду  читать  названия  растений, а  вы  из  первых  звуков  слов  составите  название  нужного  нам  растения. Кому  трудно  составлять  на  слух, тот  может  записывать  первые  буквы  на   листке.

- В  Листах  заданий  выполните  пункт  №4

Зверобой  -    з

Ежевика  -     е

Малина  -      м

Люпин  -        л

Яблоня  -        я

Нарцисс  -      н

Ирис  -            и

Картофель  -   к

Акация  -         а.

-Итак, что  же  у  вас  получилось? Сегодня  мы  будем  говорить  о  землянике, точнее  о  садовой  землянике. Садовая  земляника.

( Учитель  записывает  на  доске.)

Рассказ о землянике сопровождается показом слайдов и по ходу рассказа вывешивается на доску план.

 Землянику  знают  все. Посмотрите  на  экран. Вот  она  -  земляника. Так  и  просится  в  рот. Как  вы  думаете, почему  это  растение  назвали  земляникой?

Растет  она  и  в  лесах, и  в  садах. Только  часто  ее  неправильно  называют  клубникой. Правильное  название  -  садовая  земляника. Она  очень  вкусна  и  ароматна  и  вместе  с  тем  целебна. В  народе  говорят: « В  доме, в  котором  едят  землянику, врачу  делать  нечего». Слайд 8.

    На сладе   небольшой  текст  о  землянике.

(слайд 9) Некоторые  слова  в  тексте  пропущены. Ребята, я буду читать текст, а вы  подскажите мне какое слово пропущено.

Текст.

В  России  издавна  с  очень  большим  уважением  относились  к  землянике. Её  называли  «земляница», « берёзовые  ягоды», о  __________________  слагали  песни  и  сказки. Изображения  _____________________  часто  украшают  иллюстрации  к  русским  народным  сказкам. Славянские  народы  верили, что  в  _________________  заключён  дух  земли, поэтому  она  лечит  многие  болезни. Наши  предки  говорили: «Кто  съест  горсть  _____________________  летом, тот  не  будет  болеть  зимой».

Что  вы  узнали  из  этого  текста?

Как правильно пишется слово земляника? На доске повесить слово земляника. 

Слово, земляника, произошло от слова, земля. Слово земля, является поверочным словом.

Сюжеты  с  изображением  земляники часто  используют  при  разукрашивании  скатертей, покрывал, посуды. (Показ слайдов10,11).

1) Рассмотрим  растение. Куст  земляники. (Слайд 12)

Садовая  земляника  -  многолетнее  растение. Имеет  укороченный  стебель  и  сложные  листья  на  длинных  черешках. Корневая  система  расположена  в  слое  почвы  около  20см. Кроме  укороченных  стеблей, отрастают  длинные  стебли  с  почками  на  концах  -  усы. Из  этих  почек  развиваются  молодые  кустики  садовой  земляники. Ус  продолжает  расти  дальше, и  через  некоторое  время  на  нем  вырастает  еще  кустик. Так  за  лето  от  одного  куста  может  вырасти  3-4, а  то  и  5  молодых  кустиков. Поэтому  земляника  очень  быстро  образует  заросли.

2) Цветет  садовая  земляника  в  мае  -  июне. Цветки  белые. Цветки  богаты  нектаром, поэтому  на  них  всегда  много  пчел. Вспомним формулу цветка розоцветных.  

 3)Плод  ягода.

Вспомните, какие  растения  имеют  плод  ягоду.

В  ягодах  семена  находятся  в  мякоти. А у  земляники  на  поверхности  ягоды  находятся  беловатые  орешки. Это  и  есть  настоящие  плоды. Поэтому  ягода – ложная. (слайд 13)

На доске появляется надпись, ложная ягода.

У  разных  земляник  ягоды  отличаются  по  окраске, размерам, форме. Обычно  самыми  крупными  бывают  первые  ягоды.

Учитель зачитывает текст и выполняет движения

4)Условия  выращивания  садовой  земляники.

Земляника – растение  светолюбивое. Хорошо  растет  на  рыхлых, удобренных  почвах. Любит  влагу. Особенно  нуждается  в  воде  в  период  плодоношения. Морозостойкость  земляники  невысокая.  При  -15град. Растения  гибнут. Однако  земляника  хорошо  растет  и  в  северных  регионах  России. Как  вы  думаете, почему  же  земляника  выживает  в  такие  зимы?

(Кустики земляники, низкие. В  случае  снегопадов  они  полностью  покрываются  снегом. А  под  снегом, температура  значительно  выше, чем  над  снегом.)

(Слайд 15)

-Ребята, кто  дома  выращивает  садовую  землянику? Вспомните, как  зимует  земляника – с  листьями  или  без?

5) -А  как  же  завести  у  себя  в  саду  землянику? (Слайд 16)

Как вы  думаете, какой  кустик  надо  взять  для  посадки, считая  от  основного?

(1-й  и  2-й, из  них  образуются  более  сильные  растения). Усы  для  своего  роста  берут  много  питательных  веществ  от  основного  куста  и  ослабляют  его. Поэтому  для  получения  посадочного  материала  обычно  оставляют  2-3  уса, а  остальные  удаляют. Если  посадочный  материал  не  нужен, удаляют  все  усы  и  дают  развиваться основному кусту. Сажают,  землянику,  в  конце  лета  или  рано  весной.

6) Ребята, кто  дома  выращивает  садовую  землянику? Как  вы  ее  используете?

Землянику  надо  есть  в  свежем  виде, можно  ее  сушить, замораживать, делать  из  нее  варенье, компот, сок. (Слайд 17).

Теперь  давайте,  выполним  задание  №5  в  ваших  листах.

Учитель собирает листы, на которых работали учащиеся для проверки.

1)-Какие  стебли  имеет  садовая  земляника?

-Какие  листья  имеет  садовая  земляника?

-Почему  плод  садовой  земляники  называют  ложной  ягодой?

2) Стрелкой  обозначить  правильный  ответ.

Инд. карточки

                                   

                                    ПРОСТЫЕ

ЛИСТЬЯ

                                    СЛОЖНЫЕ

                                       КОСТЯНКА

                                       ЯГОДА

ПЛОД

                                       ЯБЛОКО

                                       ЛОЖНАЯ  ЯГОДА

                                       ПАСЛЁНОВЫЕ

СЕМЕЙСТВО              РОЗОЦВЕТНЫЕ                                  

                                   

                                       ЛИЛЕЙНЫЕ

-Почему  садовую  землянику  относят  к  сем. Розоцветные?

Выводы.

Запись  домашнего  задания:

Подготовить рассказ о землянике по плану. В рабочих тетрадях нарисовать плод земляники (слайд 18).

Оценка  работы  учащихся.

Окончание  урока. (Слайд 19).

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                     

Приветствие учителя, рапорт дежурного

Полные ответы учащихся.

Учащиеся перечисляют растения.

Выполняют письменное задание.

Полные ответы учащихся

Устный ответ учащихся

Самостоятельная работа на листах.

Учащиеся записывают слово по буквам

Учащиеся слушают

Учащиеся называют пропущенные слова

Словарная работа

Рассматривание изображение куста земляники

Ч   Л   Т   П

Ответы учащихся

Словарная работа

Учащиеся повторяют движения за учителем

Учащиеся слушают

Устные ответы учащихся

Земляника  зимует  с  зелеными  листьями.

Можно  посеять  семена, а  можно  поступить  проще. Размножают  землянику  кустиками, которые  образуются  на  усах.

Устные ответы учащихся

Выполняют задание №5

Устные ответы учащихся

Работа по карточкам

Устные ответы учащихся

Выявить  уровень  знаний  учащихся, повторить  пройденный  материал, устранить  обнаруженные  пробелы  в  знаниях

Коррекция  и  развитие   связной  устной речи  учащихся и долговременной памяти

 

Воспитывать самостоятельность

Организовать  познавательную  деятельность  учащихся, привлечь  внимание  к  изучению  новой  темы.

Коррегировать и развивать слуховое восприятие.

Дать  учащимся  конкретное  представление  об  изучаемом  предмете (садовой  землянике).

Коррегировать и развивать устойчивое внимание, кратковременную и слуховую память

Коррегировать и развивать зрительное и слуховое восприятие.

Связь с русским языком

Чередовать статические и динамические упражнения.

Коррегировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических связей).

Обобщить знания, полученные на уроке.

Коррегировать и развивать внимание, память, устную речь.

Коррегировать и развивать переключение внимания

Сделать  вывод  и  подвести  итог, как  работал  класс  на  уроке, отметить  работу  учащихся, выяснить, что  нового  узнали  они  на  уроке.



Подписи к слайдам:

Плодово – ягодные розоцветные. Шиповник
Сидит на палочке в красной рубашке, Брюшко сыто, камешками набито. Не матушка родима, А гостинцем оделила. Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. В красном тельце каменное сердце.
Вишня Эта ягода лесная Нам лекарство заменяет -Если Выбольны ангиной, пейте на ночь чай с ...(малиной)
А) Какова зимостойкость малины?Б) Как малину укрывают на зиму в северных районах?В) Требования к влажности почвы.Г) Способы размножения малины. Д) Продолжительность жизни куста малины.
На припеке у пеньковМного тонких стебельков.Каждый тонкий стебелекДержит алый огонек.Разгибаем стебельки –Собираем огоньки.Земляника
Садовая земляника. Текст.
В России издавна с очень большим уважением относились к землянике. Её называли «земляница», « берёзовые ягоды», о __________________ слагали песни и сказки. Изображения _____________________ часто украшают иллюстрации к русским народным сказкам. Славянские народы верили, что в _________________ заключён дух земли, поэтому она лечит многие болезни. Наши предки говорили: «Кто съест горсть _____________________ летом, тот не будет болеть зимой».Что вы узнали из этого текста? Сюжеты с изображением земляники Земляника У земляники на поверхности ягоды находятся беловатые орешки. Это и есть настоящие плоды. Поэтому ягода – ложная. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазкам видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.А теперь все тихо встали,Дружно руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влевоТихо сели, вновь за дело. Земляника под снегом Садовая земляника - многолетнее растение. Имеет укороченный стебель и сложные листья на длинных черешках. Корневая система расположена в слое почвы около 20см. Кроме укороченных стеблей, отрастают длинные стебли с почками на концах - усы. Из этих почек развиваются молодые кустики садовой земляники. Землянику надо есть в свежем виде, можно ее сушить, замораживать, делать из нее варенье, компот, сок. Домашнее задание Подготовить рассказ о землянике по плану. В рабочих тетрадях нарисовать плод земляники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

урок естествознания 5 класс "Когда владыками суши были драконы"

Урок " Когда владыками суши были драконы" может использоваться в курсе естествознания как в 5 классе , так и в начальной школе , в зависимости от программы. Данный урок позволит познакомиться с технол...

урок естествознания 5 класс "Когда владыками суши были драконы"

Урок " Когда владыками суши были драконы" может использоваться в курсе естествознания как в 5 классе , так и в начальной школе , в зависимости от программы. Данный урок позволит познакомиться с технол...

Урок естествознания 8 класс. Размножение рыб.

Материалы к уроку естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Размножение рыб" соответствует программе и календарному планированию.Содержание:Конспект урока.Презентаци...

Урок естествознания 8 класс. Разнообразие земноводных.

Материалы к уроку естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII  вида.Тема "Разнообразие земноводных". Обобщающий урок по теме "Земноводные".Содержание:Конспект урока.Презентац...