Интерактивный урок-исследование «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Бубенцова Татьяна Николаевна

Конспект обобщающего урока биологии «Клетка – структурная и функциональная  единица жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_10.doc_kletka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Староюрьевская СОШ

Урок-исследование

в 10 «А» классе   на тему:

«Клетка – структурная и

 функциональная  единица жизни».

                                                 Автор: учитель биологии

                                                         Бубенцова Т. Н.

с. Староюрьево - 2012г.

Урок- исследование  в 10 «А» классе    на тему:

«Клетка – структурная и функциональная  единица жизни».

Задачи урока:

1.Повторить и закрепить базовые знания по темам:

       -признаки живого, свойства живого;

       -основные положения клеточной теории;

       -химический состав клетки;

       -строение и функции клеток;

       -генетический код;

2. Проверить владение системой понятий, умение устанавливать связи между понятиями; объяснять биологические явления; моделировать биологические объекты – растительную и животную клетки; биологические процессы -  митоз, мейоз; практические навыки работы с биологическими объектами; единство и противоположность биологических процессов.

3.Формирование устойчивого навыка применения знаний и умений на практике при отработке заданий «А,В,С».

Тип урока: комбинированный,  комплексное применение знаний и    

                     способов деятельности.

Вид урока: урок – упражнение.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

План урока:

1. Оргмомент урока.

2. Постановка целей урока.

3. Информация по кодограмме урока и шкале оценок.

4. Работа с кодограммой урока по повторению и закреплению базовых знаний и умений по темам:

       -признаки живого, свойства живого;

       -основные положения клеточной теории;

       -химический состав клетки;

       -строение и функции клеток;

       -генетический код;

 и применение их на практике при отработке заданий «А, В, С » по плану:  

I Клеточная теория.

II  Клетка – структурная единица    жизни.

III  Единство химического состава.

IY  Наследственность и изменчивость.

Y  Обмен веществ – метаболизм.

YI  Рост и развитие  

YII  Самовоспроизведение

YIII  Дискретность.

IX  Раздражительность.

5. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, кодограмма урока , модель растительной и животной клеток, набор цифр и букв на каждого ученика; на доске модель биологического процесса «Синтез белка» и шкала оценок.

План – конспект урока.

I Клеточная теория.

Положения современной клеточной теории:

  • - клетка является универсальной структурой и функциональной  

        единицей живого;

  • - все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие  

       принципы жизнедеятельности;

  • - клетка образуется только при делении предшествующих им клеток;
  • - клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в

        многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм  

        представляет собой целостную структуру.

Задание № 1.

Какая теория доказывает сходство строения клеток организмов разных царств?

   1. эволюционная

   2. хромосомная

   3. клеточная

   4. генетическая                                                                                                   1 балл

Задание №2.

«Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:

     1. хромосомной

     2. клеточной

     3. эволюционной

      4.происхождения жизни                                                                                 1 балл

Задание №3.

Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?

1.клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки

2.клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности

3.клетки прокариот и эукариот сходны по строению

4.клетки всех тканей выполняют сходные функции                                             1 балл

II  Клетка – структурная единица    жизни.

Растительные ткани:

- Покровная:

   кожица (эпидерма).

 - Проводящая:

    древесина (ксилема),

    луб (флоэма).

 - Механическая: волокна.

 - Основная: фотосинтезирующая,

    запасающая.

Животные ткани:

 Нервная;

 Мышечная: поперечнополосатая – скелетная, поперечнополосатая – сердечная, гладкая.

 Соединительная: кровь, хрящевая, костная, жировая.

 Эпителиальная: эпителий плоский, железистый, кубический, мерцательный.

Клеточное строение: эукариоты и прокариоты (растения, животные,                                                               грибы, бактерии).      Неклеточная форма жизни – вирусы.

Задание №4.

Клеточное строение – важный признак живого, характерен для:

    1)  вирусов

    2)  бактерий

    3)  животных

     4)  кристаллов

     5)  грибов                                                                                       4 балла

     6)  растений

Задание №5.

Установите соответствие между тканью и её наличием у организма животного или растения.

     Ткань                                                     Организм

А) покровная                                           1. Животное

Б) эпителиальная                                   2. Растение

В) соединительная

Г) механическая

Д) мышечная

Е) образовательная                                                                                                         6 баллов

                Ассимиляция                                Диссимиляция

                  Анаболизм                  ↔                Катаболизм                    

          Пластический обмен                       Энергетический обмен 

Пластический обмен:  - фотосинтез (образование АТФ и органических веществ);

                                      - синтез белка;

      Обменные процессы обеспечивают постоянство внутренней среды организма  гомеостаз – в непрерывно меняющихся условиях существования.

Моделирование процесса: «Синтез белка».

YI  Рост и развитие

  • Рост – увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения.
  • В основе роста лежит митоз.
  • В основе развития лежат два процесса:

     филогенез – историческое развитие организма;

      онтогенез  – процесс индивидуального развития организма.

Задание А № 15
Укажите последовательность изменений от самой молодой до самой старой клетки.                                      1 балл                                    

Задание № 18 (Дополнительное.)

Найди ошибки в приведенном тексте, исправь их. Укажи номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запиши эти предложения без ошибок.

       1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

       2.  Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

 3.  Белки входят в состав плазматической мембраны.

4.  Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

5.  В молекулах белка зашифрована наследственная информация.

6.  Молекулы белка и т –РНК входят в состав рибосом.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная разработка урока:"Решение задач на ПРУД".7 класс.

Это урок с использованием интерактивной доски по учебнику Грачёва А.В. и др.И мои первые шаги в работе с интерактивной доской....

Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....

Родительская конференция «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»

Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культу...

Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города

Задачи конференции: познакомить родителей с понятием «социализация»; познакомить родителей с основными этапами успешной социализации глухих школьников; сплотить родительский коллектив; повысить имидж ...

Электронный интерактивный дидактический материал к уроку химии в 8 классе по теме Классы неорганических соединений

Цель данного разработки : актуализация изученного материала по теме «Классы неорганических соединений».Предназначено для учеников 8 класса.Данная  работа содержит следующий материал д...