Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Фараонова Валентина Николаевна

Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_rasprastranenie_plodov_isemyan.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

Материалы урока по биологии

6 класс

Курс  «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»

Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Урок  №14 «Распространение плодов и семян»

Фараонова В.Н. учитель биологии

1 квалификационной категории

2018 г

Технологическая  карта урока

по теме «Распространение плодов и семян»

Ф.И.О педагога

Фараонова Валентина Николаевна

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

Комбинированный

Тема

Распространение плодов и семян

Цель

Ознакомление учащихся с особенностями распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к их распространению, возникшими в процессе эволюции

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закрепить понятия плод и семя; изучить основные способы распространения плодов и семян; определить значение распространения для растений

Развивать умения учащихся работать в парах, самостоятельно с учебником; принимать активное участие в дискуссиях, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, развивать логическое мышление через нахождение причинно-следственных связей

Способствовать формированию экологического мышления через выявление отношений между организмами, развивать эстетический вкус

УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные УУД - (П):

Смыслообразование (связь между целью и мотивом)

Самоопределение (построение жизненных смыслов)

Планирование своих действий, контроль, коррекция, оценка, самооценка

Умение общаться, слушать собеседников, вступать в диалог, коллективное обсуждение, разрешение конфликтов

Самостоятельное формулирование учебной цели, решение проблем, поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание в устной речи

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Продолжить формирование умения определять основные органы растений (плод, семя);

формирование умения объяснять особенности строения плодов, определять причины их многообразия и роль в жизнедеятельности растения;

формирование умения различать плоды по способу их распространения;

формирование умения определять взаимосвязи строения и функций органов растений

Формирование коммуникативной компетентности в общении между собой в парах, и в сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности;

формирование представления о целостности научного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки;

формирование основ биологической культуры, соответствующей современному уровню развития естественной науки на глобальном уровне

Формирование умения определять понятия, делать  обобщения, устанавливать связи между различными явлениями, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умения оценивать свои действия и действия других; умения критически оценивать высказывания других и свои собственные;

умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями окружающей действительности;

умения анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, сравнивать между собой определённые факты, находить черты сходства и отличия

 

Основные понятия

Биологические

Общенаучные

Плод, семя, околоплодник, крылатка, парашютик, зацепка, саморазбрасывание

Взаимосвязь и взаимозависимость организмов и окружающей среды; отношения между частями одной системы;

Межпред-метные связи

Биология и география

Биология и литература

Связь между распространением плодов и семян в местах их обитания и климатическими особенностями различных территорий

Связь между образом жизни растений и литературными произведениями авторов, вдохновленных наблюдениями

Образовательные ресурсы

Основные  

Дополнительные

ЭОР

Учебник: В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. М., Дрофа, 2015.

Коллекции плодов и семян. Крылатки клена или ясеня, репейник, череда, одуванчик, гроздь  рябины, яблоко. Ноутбук.

Электронное приложение к учебнику.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

При актуализации знаний по пройденному материалу, мотивации и постановке учебной цели;

Индивидуальное выполнение заданий у доски, с карточками, в тетради, рефлексия

Распределение обязанностей между участниками пары при закреплении изученного

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организац момент

2 мин.

Настраиваются на плодотворную работу на уроке

Приветствует учащихся, настраивает на исследование

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Дают определение термина «плод», характеризуют строение плода, называют типы плодов по строен околоплодника и кол-ву семян

Фронтальная и индивидуальная работа

Организует проверку домашнего задания

Заполнение схемы у доски), индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями

Устная беседа по вопросам:

Что общего у всех сочных плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды?

Что общего у всех сухих плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды? Назовите все ягодовидные плоды. Что общего у боба и стручка? Чем отличаются? Чем отличаются семянка и зерновка? Чем отличаются ягода и яблоко?

Выявить уровень усвоенности учебного материала по теме «Плод»

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Изучение нового материала

Мотивация,  целеполагание

Постановка учебной задачи, ее решение

Отчет о проделанной работе

Предлагают и формулируют тему и цель урока

Работа в парах с учебником

Определяют способы распространения плодов и семян и приспособления к распространению, записывают в тетрадь понятия.

Подводит к теме урока, корректирует и озвучивает окончательную тему и цель

Ставится проблемный вопрос: «Какие функции выполняют плоды?» «Почему у разных растений они отличаются?»

Организует фронтальное обсуждение проделанной работы, корректирует ответы учащихся информирует о роли человека в распространении семян с использованием

Работа с учебником (с. 25–26).

I пара – распространение ветром

(лёгкие, мелкие, наличие выростов: парашютики, пуховки, крылатки).

II пара – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые).

III пара – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы).

IV пара – самораспространение (подсыхание и скручивание стенок околоплодника, увеличение давления внутри плода).

1.Формировать умение определять основные органы растений (плод, семя).

2.Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2.Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Познавательные УУД

Формировать умение выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ

схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Закрепление изученного материала

Учащиеся  самостоятельно заполняют таблицу, с учетом изученного материала  и  отвечают на вопросы, используя текст учебника.

Индивидуальная работа, работа в парах

Организует и корректирует заполнение таблицы учащимися, ответы на предложенные вопросы

Таблица «Способы распространения плодов и семян»

Вопросы для закрепления:   1. Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями?

2. Что могут использовать растения для расселения семян и плодов?

3. Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледовитого океана обнаружил семя тропич. растения. Семя было с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег

холодного океана?

4.Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встречается и в Америке. Как он мог попасть в Америку и на другие континенты?

5. На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это                    имеет значение для растения?

Формировать умение определять взаимосвязи строения и функций органов растений.

Коммуникативные УУД

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Подведение итогов  

 Работают в парах

Организует работу

Составьте словесное описание внешнего вида и способа распространения плода так, чтобы плод можно было узнать.  

Формировать умение определять взаимосвязи строения и функций органов растений.

Коммуникативные УУД

Формировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Рефлексия

Самоанализ деятельности на уроке

Анализ работы класса

Делают выводы, определяют, что новое узнали на уроке, над чем предстоит еще поработать.

Помогает ученикам формулировать выводы. Выставляет оценки за урок

Что тебе понравилось на уроке, а что не понравилось? Что нового ты узнал? Что бы ты изменил? Что можно было бы добавить?

Как работал класс? Кто из одноклассников сегодня постарался? Кто работал плохо?

Регулятивные УУД

Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Домашнее задание (дифференцированное)

Слушают, записывают задания в дневник, выбирают форму работы

Объясняет выполнение домашнего задания

Прием свободы выбора задания:

учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи.

Регулятивные УУД

Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучен.

Форма деятельности

Методические

приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

1.Организационный момент

Словесный мотивации учебной деятельности

Групповая

Активация знаний о плодах

2.Актуализация знаний

Наглядный словесный познавательный

Самостоятельная работа

Прием тестирования

Тетрадь

Индивидуальная

Мотивация учебной деятельности

3.Изучение нового материала

Проблемный

Самостоятельная работа с учебником, обсуждение

Наблюдение, дискуссия, беседа, самостоятельная работа с учебником

Приемы создания проблемной ситуации и ее решения

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.

Учебник, тетрадь

ФронтальнаяГрупповая

Индивидуальная

 

Целевая установка. Активация знаний о плодах, как частях растения, развившихся из цветка и содержащих семена. Формировать умение описывать строение плода и его частей.

Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа

Учащиеся отвечают на вопросы с помощью учебника предложенные учителем

Тетрадь, ручка

Групповая

Применение полученных знаний о плоде и его строении при выполнении групповой работы

Подведение итогов

Метод взаимоконтроля

словесный

рефлексивный

беседа

Учитель комментирует задания и выставляет оценки

Анализ работы учащихся

Тетрадь, ручка,

журнал, дневники

Парный

фронтальный

Активация новых знаний о плодах

Домашнее задание (дифференцированное)

Словесный, наглядный

Учитель объясняет выполнение домашнего задания

Прием свободы выбора задания:

учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи.

Дневники, ручки

Фронтальный

Активизация познавательной деятельности

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминологический диктант по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Проверочный тест по покрытосеменным (терминологический диктант)...

Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"

Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса...

Проверочная работа по биологии в 6 классе по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений"

Материал содержит тестовые задания в двух вариантах, варианты ответов, критерии оценивания ответов, проверяемые результаты, шкалу перевода баллов в традиционные оценки, к учебнику В.В. Пасечника, &quo...

Обобщение по теме:«Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»....

Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Контрольная работа по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» для 6 класс в соответствии с УМК  В.В.Пасечника составлена в 2 вариантах. Может быть использована п...