Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Коршунова Елена Владимировна

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

•         Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

•         Раскрыть  значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

•         Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков.

•         Дети  должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

•         Развивать у ребят  познавательный  интерес, навык  работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

•         Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в  дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.

•         Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы.

•         Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

 

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:  частично-поисковый

Формы контроля:  фронтальный опрос

Оборудование: таблицы  с изображением  моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники,   презентация  Power Point.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Коршунова Елена Владимировна

учитель биологии 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №17, г. Саров

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
  • Раскрыть  значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков.
  • Дети  должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.
  • Развивать у ребят  познавательный  интерес, навык  работы с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные:

  • Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в  дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.
  • Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы.
  • Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:  частично-поисковый

Формы контроля:  фронтальный опрос

Оборудование: таблицы  с изображением  моллюсков разных классов, иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники,   презентация  Power Point.

Время презентации Power Point.:  10 мин.

Структура урока:

  • Организационный момент           (1 мин)
  • Приветствие
  • Подготовка аудитории к работе
  • Наличие учащихся
  • Актуализация знаний                  (3 мин)
  • Проверка усвоения материала  прошлого урока (7 мин)
  • Изучение  нового материала    (23 мин)
  • Физкультминутка (1 мин)
  • Закрепление материала урока в ходе беседы, выполнение заданий  (8 мин)
  • Подведение итогов работы, сообщение домашнего задания  (3 мин) 

На доске: число, месяц.

Тема: «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

В классе:  парты и стулья расставлены так, чтобы было удобно работать по группам. Учащиеся изначально оповещены о том, кто в какой группе будет работать. При этом в группу №4 входят самые сильные учащиеся класса.

Этап

Время

Содержание речи  и деятельности учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент.

(Слайд №1,2)

1 мин.

-Здравствуйте ребята!

Я рада приветствовать вас на уроке биология.

- Кто дежурит по классу? Назовите, пожалуйста, отсутствующих учеников.

 - Здравствуйте.

-Отсутствующих нет (или называет Ф.И. отсутствующих)

2.  Объявление темы и цели  урока

 (Слайд №3,4)

  • Актуализация знаний учащихся.

  • Фронтальный опрос

3 мин

Тема сегодняшнего урока: «Многообразие моллюсков, их значение в природе».

 Цель урока:  познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.

1. С какими типами животных мы познакомились в этом году?

2. Какие виды симметрии тела есть у животных?

3. Какие из этих типов наиболее высоко организованные?

Запись в тетрадях даты и темы урока.

-Тип: кишечнополостные,  плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски.

 - Лучевая симметрия (гидры); двусторонняя симметрия (плоские черви, белая  планария)

- Тип моллюски

2.Проверка усвоения материала  прошлого урока

  • Игра

 «Ты  мне, я  - тебе»

(фронтальная работа учащихся)

(Слайд №5)

Обобщение материала, выделение главного

7 мин.

     На прошлом уроке  вам было дано Д\З придумать: min 4 вопроса на тему «Моллюски» (3 – по параграфу учебника, 1- чтобы отличался от вопросов параграфа)

(чёткая инструкция для детей)

Предлагаю игру «Ты мне, я - тебе». Для игры нам понадобится небольшой мячик (поролоновый).

         Я начинаю игру, задаю вопрос из пройденной нами темы, например: «Из чего состоит тело моллюсков?» и бросаю мячик одному из вас.

     Ученик, поймав мячик, отвечает на вопрос и  бросает мячик любому другому ученику класса, задавая  свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос  и бросает мячик следующему ученику.  За правильный ответ будут вручаться жетон. Если кто-нибудь затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик сидящий перед ним или за ним). Если ответа нет ни у кого, то отвечает автор вопроса. С места никто не должен кричать, права ответа имеет только тот, в чьих руках мяч!  

Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. Есть особая кожная складка – мантия. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, органы чувств, сюда же открываются протоки почек и половых желёз. На спинной стороне имеется раковина, образованная рогоподобным веществом (реже она редуцированна). Нервная система – узлового типа.  Кровеносная система не замкнута – представлена сердцем и одним или двумя предсердиями. Органы дыхания представлены жабрами, но у наземных представителей лёгочное дыхание. Особенности  пищеварительной системы:  орган – тёрка (для соскабливания растительной пищи), наличие пищеварительной железы. Выделение с помощью почек.

Учащиеся включаются в игру, задают вопрос и перекидывают одноклассникам мяч,  за правильные ответы они получают жетоны.

Введение нового материала 

(Слайд №6)

(Слайд №7)

(Слайд №8)

(Слайд №9)

(Слайд №10)

(Слайд №11, 12)

  • самостоятельная работа по группам. Каждой группе ребят (5-6 человек), дается задание на карточке. Работая с текстом учебника и инструктивной карточки, необходимо выписать характерные особенности животных в таблицу.

2 мин.

15 мин.

Пришло время рассмотреть многообразие животных Типа Моллюски

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски. Животные этого типа (мягкотелые) лишены скелета, как внутреннего, так и наружного. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина.

 Класс Брюхоногие самый многочисленный. Представители этого класса имеют цельную раковину (реже она редуцирована). Большая часть брюшной стороны тела занимает мускулистая нога. Глаза брюхоногих располагаются или у основания, или на концах щупалец.

Тело представителей класса Двустворчатых заключено в двустворчатую раковину. У них нет головы, глаз, языка с тёркой, слюнных желез. У моллюсков ведущих неподвижный образ жизни редуцирована и нога.

Головоногие населяют в основном тёплые и полносолёные моря. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие, другая часть образует воронку. У некоторых головоногих под кожей сохранились остатки раковины, которая исчезла в связи с переходом предков к активному образу жизни.

Дорогие друзья, сейчас вам предстоит работа в группах, каждая группа получит свою инструктивную карточку. Работаете вы вместе, а  подводить итог работы вашей группы будет только один, тот, которого я назову.

Но для начала я предлагаю перенести таблицу с слайда в ваши тетради, при этом тетрадь следует расположить вертикально.

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

признаки для сравнения

класс Брюхоногие

класс Двустворчатые

класс Головоногие

места обитания

вид пищи

деление тела на отделы

раковина

дыхание

Время работы 10 минут.

Учитель помогает детям, отвечает на вопросы.

Слушают учителя, фиксируют схему (систематику) в тетради.

Дети переносят таблицу в тетрадь:

Дети работают по инструктивным карточкам, которые подготовил  учитель.

Задание 1 группе.  1.Изучить текст учебника (стр.136-137) "Класс Брюхоногие моллюски" и заполнить в таблице одноимённую графу.                            2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Задание 2 группе.                1. Изучить текст учебника "Класс Двустворчатые моллюски" (стр.138-139)  и заполнить в таблице одноимённую графу.                            2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Задание 3 группе.  1.Изучить текст учебника (стр.140–141) "Класс Головоногие моллюски" и заполнить в таблице одноимённую графу.                    2.Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Задание 4 группе.          Изучить текст инструктивной карточки "Рекорды моллюсков" и заполнить таблицу.

Название представителя

Название класса, к которому относится

Рекорд

1.

2.

3.

 

Физкультминутка

(Слайд №13)

1 мин

Пришло время физкультминутки:

1. Встали из-за парт

2. Потянулись в верх, вперёд

3. Руки в замочек, пустили волну

покрутили замочек.

4. Потрясли кистями рук

5. Спинку выпрямили, сделали глубокий вдох, выдох (2 раза), улыбнулись друг другу.

6. Вернулись на свои рабочие места

Учащиеся повторяют движения за учителем.

  • Выступление учащихся с обработанным материалом (индивидуальная работа учащихся)

(Слайд №14, 15, 16, 17)

Обобщение материала, проверка правильного заполнения таблицы

(Слайд №18)

  • Беседа с учащимися  

(Слайд №19)

5 мин.

Комментирую и оцениваю работу ребят.

В ходе выступлений наших ребят мы познакомились с моллюсками разных классов. Я предлагаю проверить правильность заполнения таблицы,  для этого нужно ответить на вопросы, не забыв предварительно поднять руку. Но есть условие: на вопросы отвечают те команды, которые не прорабатывали  материал по данной  группе животных, т.е. 1 группа готовила материал по классу Брюхоногие, значит, про этих животных они не отвечают, но могут помочь, если у ребят других групп нет ответа. Ребята 2-группы не отвечают про Двустворчатых моллюсков, а  участники 3-группы – не отвечают про Головоногих. Понятно?

Вопросы задаются сначала  про животных класса Брюхоногие, затем про Двустворчатых моллюсков, потом про Головоногих:

  1.  места обитания
  2. вид пищи
  3. деление тела на отделы
  4. раковина
  5. дыхание

Значение моллюсков в природе. Рассмотрите внимательно слайд. 1)   Выделите и дайте пояснение тем пунктам, которые раскрывают значение моллюсков в природе.                                      

2)   Выделите и дайте пояснение тем пунктам, которые раскрывают значение моллюсков в жизни человека.                    

Выступление представителей от каждой группы (кому выступать выбирает  учитель) Оформление  таблицы  в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы, проверяют свою таблицу в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы:                                  1 .                                                             - Звено цепи питания                     - Вредители полей и огородов                                  - Разрушители                                  - Фильтраторы воды                        - Промежуточные хозяева паразитических червей                           2.                                               - Съедобные                            - Производители жемчуга                          - Укусы некоторых опасны для человека                                          

  Закрепление материала

  • Кроссворд  о моллюсках.

(соревновательный момент)

(Слайд №20)

8 мин

Мы завершаем изучение темы: «Многообразие моллюсков и их значение в природе и в жизни человека», а теперь давайте закрепим полученные знания,  ответив на вопросы кроссворда. Разгадав его мы увидим ключевое слово – это второе название моллюсков. За правильный ответ будет вручаться жетон, но не забывайте поднимать руку, кто первый поднимет руку, тот получит право первым отвечать.

Вопросы к кроссворду:

1.Хищник - захватывает и разрывает добычу «клювом», который очень напоминает клюв попугая.

2.Моллюск, приносящий вред овощным культурам.

3.Растительноядный моллюск, приносящий вред с/х культурам, но во Франции его выращивают на специальных фермах, т.к. его употребляют в пищу.

4.Головоногий моллюск.

5.Моллюск являющийся промежуточным хозяином – печеночного сосальщика.

6.Двустворчатый моллюск, имеет промысловое значение, добывали в Черном море.

7.На раковине образуется вещество, которое используется в изготовлений ювелирных изделий.

8.Раньше из их раковин изготавливали пуговицы  и их много было на р. Цивиль.

9.Позвоночное животное, имеет плавники, обтекаемую форму тела, тело покрыто чешуйками.

10.Название моллюска сочетается со словом гребень.

2

 с

3

4

5

10

1

 л

 в

 к

 п

8

 г

 о

и

 и

 а

 р

6

 п

 р

 с

 з

 н

 р

 у

 у

7

 е

9

 е

 ь

 н

 о

 а

 д

 с

 ж

 р

 р

 б

 м

 я

 г

 к

 о

 т

 е

 л

 ы

 е

 и

 к

 р

 а

 в

 р

 м

о 

 б

 ш

 н

 а

 т

 и

 и

 ч

 в

 ы

 о

 о

 д

 и

 к

 ц

 у

 и

 к

 г

 н

 ц

 а

 г

 ц

 а

 а

 а

 я

Как по другому называют моллюсков? Молодцы! Сегодня мы хорошо потрудились!

Учащиеся отвечают названия моллюсков согласно  вопросам. Совместное заполнение кроссворда. За правильный ответ дети получают жетоны.

Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Объяснение домашнего задания.

(Слайд №21)

3 мин.

Дорогие друзья, наш урок подходит к концу, скажите пожалуйста:

  1. Что из изучаемой темы стало для вас открытием?

Давайте подведём итоги нашей работы. Поднимите руку те, кто в течении урока собрал 3 или 4 жетона? (дети поднимают руки) Поставьте в дневники отметку – «4». Поднимите руку те, кто в течении урока собрал 5 и более жетонов? (дети поднимают руки) Поставьте в дневники отметку – «5». С дневниками подойдите в перемену.

Д\З

1. Р.Т. стр.46 №84

2.  Те ребята, которые материал сегодняшнего урока так поняли, что могут задание рассказать одноклассникам – им проработать таблицу, а всем остальным -  стр. учебника 136 – 141,  вопросы стр.142 – 143.

   

Учащиеся говорят, какая информация была им известна, а что стало открытием.

Литература: 

  1. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина/ авт.- сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006.- 447 с.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А. И., Шаровой И. Х.; Латющина В. В. Шапкина В. А.; Константинова В. М. И др. - М.: ВАКО, 2004. - 432 с.
  3. Птицы и звери: энциклопедия для детей / Глав. ред. В.А. Володин; вед. ред. Г.Е. Вильчек. - М.: Аванта+, 2003. - 448 с. : ил.
  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя.- М.: Издательство "Первое сентября", 2000.- 366 с.: ил.   Интернет-сайт: Фестиваль «Открытый урок»

Раздаточный материал

Задание 1 группе.

 1.Изучить текст учебника (стр.136-137) "Класс Брюхоногие моллюски" и заполнить в таблице одноимённую графу.                            

2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Задание 2 группе.              

 1. Изучить текст учебника "Класс Двустворчатые моллюски" (стр.138-139)  и заполнить в таблице одноимённую графу.                            

2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Задание 3 группе.  

1.Изучить текст учебника (стр.140–141) "Класс Головоногие моллюски" и заполнить в таблице одноимённую графу.                    2.Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Задание 4 группе.        

Изучите текст "Рекорды моллюсков" и заполните таблицу.

Название представителя

Название класса, к которому относится

Рекорд

Рекорды моллюсков.

Самой проворной сухопутной улиткой можно считать садовую улитку хеликс аспера, близкую родственницу виноградной улитки. Один из представителей этого вида смог развить скорость 2,3 мм/с!

Среди головоногих моллюсков есть такие великаны, как гигантские кальмары. Если измерить их тело вместе со щупальцами, то получится впечатляющий результат- 18 метров. Самый громадный кальмар, который был выловлен, весил около 2 тонн. Гигантский кальмар – самое «большеглазое» из всех животных Земли: диаметр его глаз достигает 50 см.

Тридакна – настоящий исполин среди двустворчатых моллюсков. Они достигают 1,5 метра в диаметре и весят более 300 кг. В старину среди ныряльщиков – ловцов жемчуга за тридакной закрепилось название «моллюск-убийца». Если нога или рука ныряльщика случайно попадёт между створок, моллюск стремительно захлопнет раковину и человек может погибнуть. В тридакнах иногда находят жемчуг, их мясо очень вкусное, а раковины местные жители используют как сосуды для пресной воды.

Самым мягкотелым сверлом можно назвать корабельного червя. Тело этого двустворчатого моллюска сильно вытянуто (почти до  двух метров), а вот раковина совсем маленькая (короче тела в 30-40 раз). Эта раковина и «работает» сверлом, проделывая дыры в древесине.

 Самая крупная в истории жемчужина весила 6,8 г и по размерам не уступала голубиному яйцу. К сожалению, жемчуг не хранится дольше 150 лет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие и значение моллюсков Елена Владимировна Коршунова учитель биологии МОУ СОШ №17, г. Саров

Слайд 2

Цель: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека. Задачи: Образовательные: Учащиеся должны знать характерные признаки брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека. Развивающие: Учащиеся должны научиться выделять характерные черты определённого класса моллюсков. Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы. Развивать у ребят познавательный интерес, навык работы с учебником и дополнительной литературой. Воспитательные: Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни. Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы, дисциплинированность – через групповую форму работы. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе. Целеполагание урока

Слайд 3

Игра «Ты мне, я - тебе»

Слайд 4

Классификация моллюсков Количество видов более 130 тысяч Тип Моллюски Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие

Слайд 5

Класс Брюхоногие моллюски Наземные улитки виноградная улитка янтарка зебрина лесная цепея Морские улитки ядовитус конус харпа мурекс тигровая цепрея

Слайд 6

Мидии Устрицы Класс Двустворчатые моллюски

Слайд 7

Класс Головоногие моллюски Осьминог Каракатица

Слайд 8

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски признаки для сравнения класс Брюхоногие моллюски класс Двустворчатые моллюски класс Головоногие моллюски места обитания вид пищи образ жизни деление тела на отделы раковина дыхание

Слайд 9

Работа в группах Задание для 1, 2, 3 группы 1. Изучить текст учебника про определённый класс моллюсков и заполнить в таблице одноимённую графу. 2. Ответить на вопрос: Почему этот класс моллюсков получил такое название?

Слайд 10

Работа в группах Задание для 4 группы Изучите текст инструктивной карточки "Рекорды моллюсков" и составьте рассказ по плану: Название представителя Название класса, к которому относится Рекорд

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Класс Брюхоногие Малый прудовик Ариатна Голый слизень Виноградная улитка Катушка Ахатиниды

Слайд 13

Класс Двустворчатые Мидии Устрица Лима Морское ушко Тридакна Перловица Морской гребешок

Слайд 14

Класс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус

Слайд 15

Рекорды моллюсков. Гигантский кальмар Тридакна

Слайд 16

Сравнительная характеристика классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски дно и поверхность водоёма, суша растения, различные органические останки малоподвижный малоподвижный голова, туловище, нога цельная, имеет форму завитка у большинства видов – жабры, у наземных - лёгкие дно пресных и солёных водоемов органические частицы, микроорганизмы туловище, нога из двух створок, соединённых связкой жабры жабры морское дно и в толще воды крабы, рыба, моллюски подвижный (50 км/ч) голова, туловище, щупальца не развита

Слайд 17

Значение моллюсков Съедобные Вредители полей и огородов Разрушители Укусы некоторых опасны для человека Фильтраторы воды Производители жемчуга Звено цепи питания Промежуточные хозяева паразитических червей

Слайд 18

2 3 4 5 10 1 8 6 7 9 о с ь м и н о г с л и з н я к в и н о г а н р д а я к а р а к а т и ц а п р у д о в и к у с т р и ц а ж е м ч у г п е р л о в и ц а р ы б ы г р е б е ш к о

Слайд 19

Домашнее задание Учебник стр. 136 – 141, вопросы стр.142 – 143. Рабочая тетрадь стр.46 №84

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."

Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"

Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

Конспект занятия "Многообразие птиц, их значение в природе и жизни человека"

Занятие для обучающихся в МОУ ДО ЦТ в возрасте 9-10 лет....

Конспект урока «Многообразие и распространение плодов. Строение и значение плода. Семя».

В разработке предсатвлен конспект урока для 6 класса (Линия УМК Н.И. Сонина)...