Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mnogoobrazie_nasekomyh.odt16.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа № 1

Конспект урока

Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека

Выполнила:

Береснева Татьяна Михайловна,

учитель биологии

Велиж

2013


Урок: Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека;
  2. проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование:

  1. таблицы с изображением отрядов насекомых;
  2. коллекции насекомых;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация о многообразии и значении насекомых.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока, определение цели и задач.

Ребята! Мы с вами изучили животных, относящихся к типу Членистоногих. Давайте вспомним, какие классы включает этот тип (Ракообразных, Паукообразных и Насекомых).

А какой из этих класов самый разнообразный? (насекомые)

Как показала практика

 Обширнее класса нету:

 От полюса и до полюса

 Они заселили планету.

Именно про эту огромную группу животных идет речь в этом четверостишьи, ведь численность насекомых по разным данным насчитывается от 1,5 до 2,5 млн. видов.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все, что знаем про насекомых, поговорим об их многообразии и той огромной роли, которую они играют в поддержании экологического равновесия в природе. А также узнаем о практическом значении насекомых в жизни человека.

  1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная письменная работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?»).
  1. Насекомые – исключительно водные животные.
  2. Все насекомые способны к полету.
  3. Насекомые – раздельнополые животные.
  4. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.
  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.
  6. Все насекомые растительноядные животные.
  7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.
  8. Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.
  9. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.
  10. Грудной отдел несет три пары конечностей.

Ответ: 4, 5, 7, 8, 10.

  1. Изучение нового материала (беседа с рассматриванием коллекций насекомых разных отрядов).

Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых? Каковы общие черты строения всех насекомых? Какие классы животных сходны по строению с насекомыми? В чем преимущество насекомых перед другими беспозвоночными? Почему именно этот класс занял господствующее положение на Земле?

Вспомните, на какие отряды делится класс Насекомых. Кратко охарактеризуйте эти отряды по плану:

  1. Название отряда;
  2. Число видов;
  3. Особенности внешнего строения;
  4. Местообитание;
  5. Типичные представители.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 3 — 4 ученика, каждая группа получает коллекции или картинки насекомых без названия. Затем группы представляют свои отряды, а другие учащиеся исправляют и дополняют.

  1. Самостоятельная работа с учебником (анализ рисунков и текста по § 16 — 19 с заполнением таблицы в тетради «Значение насекомых»).

Значение в природе

Практическое значение для человека

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

Ребята! В каких столбцах таблицы получилось больше всего строк с записями? Какой столбец оказался не заполнен? Почему? Представьте себе, что этот класс исчезнет. Отразится ли это на жизни природы или окажется незаметным? Почему вы так думаете? Что должен сделать человек, чтобы эти удивительные создания природы как можно дольше радовали нас своим соседством?  На основании анализа данных в таблице и ответов на вопросы, сформулируйте вывод о значении насекомых на Земле и запишите его в тетрадь.

  1. Разгадывание загадок о насекомых с показом презентации (фронтальная работа  с классом). Необходимо не только отгадать насекомое, но и определить его принадлежность к отряду.

От простуды лечит мед,

Он здоровье нам дает.

Мед цветочный принесла

Медоносная ..................(пчела).

Слайд

Всегда готов к прыжку

Зеленый чудный конь!

Поймать его попробуй

В открытую ладонь!............(кузнечик).

Слайд

В куче мусора живет

Многочисленный народ.

Посмотрите, как хлопочет

Рыжий маленький рабочий!

Вот хвоинку тащит в дом,

Чтоб теплее было в нем.

Очень дружная семья у

У лесного...................(муравья).

Слайд

 Две белых, две желтых – четыре салфетки

 Сорвались с цветка и уселись на ветке.

 Салфеточки белые в черный горошек –

 Чудесные крылья порхающих мошек........... (бабочка).

Слайд

Лапками-лопатками работая как крот,

 Злое насекомое в земле прорыло ход.

 Погибла картошка, нарцисс пожелтел.

 Кто у растений корни объел?.............(медведка).

Слайд

 Из болота прилетел,

 Позвонил и на нос сел.

 Надоедливый вампир

 На носу устроил пир.............. (комар).

Слайд

 Этот жук в воде живет,

 Лихо лапками гребет

 Замечательный пловец,

 Он зовется................. (плавунец).

 Плоский, зеленый, похожий на щит

 Жук на тоненьком стебле сидит.

 Пусть его в руки взять не опасно,

 Я не возьму: он ведь пахнет ужасно............. (клоп).

Слайд

Быстрокрылый вертолетик

К нам уселся на цветочек............(стрекоза).

Слайд

Ребята, давайте еще раз вспомним отряды насекомых, которые мы изучили.

Слайд

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторите § 16 — 19, ответьте на вопросы к этим параграфам. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Подготовьте сообщение или презентацию о значении насекомых (по желанию).

Береснева Т.М., учитель биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"

Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока литературы по теме: "Роль книги в жизни человека" для 5 класса

Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мысл...

конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."

конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."...

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека"

Конспект урока - экскурсии "Значение грибов в природе и жизни человека" может быть использован при организауии трансформированных уроков биологии....

Урок "Значение живых организмов в природе и жизни человека"

формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека...