рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочая программа по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b_6.doc192 КБ
Microsoft Office document icon b_7.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вязовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

   руководитель  МО учителей – предметников естественно – научного цикла

_________ Василенко Т. В.

Протокол №__    от

«___»______2013 г                                                              

               

                                   

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ   «Вязовская СОШ»  

___________ Шмигидина Е.М.  

 

«___»________2013 г                

                               

«Утверждаю»

Директор МОУ «Вязовская  СОШ»

___________Таранова В.А.

Приказ №______от

«___»__________2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Василенко Татьяны Викторовны

1 квалификационная категория

по учебному предмету «Биология»

  6  класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного   стандарта основного общего образования, примерной программы  основного общего образования,по  биологии   , программы основного общего образования по биологии 6-9 классы   Авторы программы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова   / М.: Дрофа, 2010. – 92 с , согласно требованиям инструктивно-методического  письма Департамента образования Белгородской области  «О преподавании предмета «Биология»    в образовательных учреждениях Белгородской области  в 2013-2014 учебном году»

  Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В. В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс,  М.,»Дрофа» 2010г.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде,  

        В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • в связи с тем,  что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа  2010,  нет темы  «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования  содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),  была введена тема «Классификация растений»  ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам:   «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 2  часа, а также за счет 2 часов резервного времени тема «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.
  • Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа  2010,  этого вопроса нет, а в государственном  стандарте  основного общего образования от выпускника  требуется  сравнивать биологические объекты

( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).

Учебно – тематический план

Тема

По программе  В. В. Пасечника

По рабочей

 программе

Кол – во лабораторных работ

Плановые сроки прохождения

1.  Введение

2

 2

сентябрь

2.  Клеточное строение организмов

4

3

2

октябрь

3.  Царства Бактерии и Грибы

4

4

ноябрь

4.  Царство Растения

5

5

декабрь - январь

5.  Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

8

3

январь - февраль

6.  Жизнь растений

7

7

март - апрель

7.  Классификация растений

-

4

мпрель - май

8.  Природные сообщества

3

2

1

май

9   Резервное время.  

2

-

Итого

 35

 35

6

Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока

Дата  

(план)

Дата  

(факт)

Название раздела, темы урока,  

 

 Лабораторные работы, демонстрации

Подготовка к   ГИА

Домашние задания

Введение  (2 ч)

1.

1

3.09

Биология – наука о живой природе. Царства растений, грибов,  бактерий

 и животных.  

ГИА 1.1

Стр. 9 – 12

Р. Т №2

2

2

10.09

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Запись в тетради

Клеточное строение организмов (3ч)

3

1

17.09

Устройство увеличительных приборов.

 

Лабораторная. работа №1: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы».

§. 1

4

2

24.09

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды

 

Лабораторная работа №2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

ГИА 2.1

§ 2  

5

3

1.10

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных тканей

ГИА 2.3

§. 3, 4 Р. Т. №20

Царства Бактерии и Грибы (4 ч)

6

1

8.10

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение  бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.  

ГИА 3.2

. §5,6

7

2

15.10

 Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана.  Профилактика отравления грибами.  

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи)

ГИА 3.3

§. 7,8

 Р. Т № 27-29

8

3

22.10

 Дрожжи, плесневые грибы. Грибы  - паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

ГИА 3.3

§ 9, 10

Р. Т. №34

9

4

29.10

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. 

ГИА 3.3

. §13

Царство    Растения (5 ч)

10

1

12.11

 Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

§. 11 Р. Т 336

11

2

19.11

 Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые)

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей 

ГИА 3.4

 § 12 Р. Т № 42,43

12.

3

26.11

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. 

ГИА 3.4

 § 14,15

13

4

3.12

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Размножение голосеменных. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. 

ГИА 3.4

 § 16, 42

Р. Т 351

14.

5

10.12

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. 

ГИА 3.4

§. 17 Р. Т. №56

Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

15

1

17.12

Строение семян однодольных и двудольных растений.

. § 18

Р. Т №60

16.

2

24.12

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.

ГИА 2.3

 §19, 20, 21

Р. Т №62, 65

17

3

31.12

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. 

ГИА 2.3

§ 22 Р. Т №71, 74

18

4

14.01

Внешнее  строение листа. Видоизменение листьев 

ГИА 2.3

 § 23, 24, 25 Р. Т №77

19

5

21.01

  Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. 

ГИА 2.3

 §26, 27

Р. Т №87

20

6

28.01

Цветок и его строение

 

  Лабораторная работа №3 «Изучение строения цветка»

ГИА 2.3

§. 28 Р. Т №83

21

7

4.02

Соцветия

 

  Лабораторная работа №4. «Ознакомление с различными видами соцветий»

ГИА 2.3

 § 29 Р. Т №97, 98

22

8

11.02

Плоды и их классификация.

 

  Лабораторная работа №5«Ознакомление с сухими и сочными плодами»

ГИА 2.3

 § 30, 31 Р. Т №103

Жизнь  растений (7 ч)

23

1

18.02

 Основные процессы жизнедеятельности. Минеральное  и воздушное питание растений.   

 § 32,33. 37

Р. Т №109

24

2

25.02

Фотосинтез.

 

Демонстрации опытов: доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, получение вытяжки хлорофилла, образование крахмала , дыхание растений.

. § 34, 35

Р. Т № 122

25

3

4.03

Испарение воды.

 

Демонстрация опыта: испарение воды листьями

§ 36 Р. Т №131

26

4

11.03

Рост растений.  

 

 § 38, 39

Р. Т №144

27

5

18.03

  Размножение   растений.

 

ГИА 2.3

§40,41

Р. Т №146

28

6

1.04

Вегетативное размножение   растений.  

ГИА 2.3

.§43

29

7

8.04

Половое размножение   растений

ГИА 2.3

§. 44 Р. Т №149

Классификация растений (4 ч)

30

1

15.04

Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений.

ГИА 3.1

§. 45, 46

Р. Т №167

31

2

22.04

Класс Двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.

Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

ГИА 3.1

 § 47, 48, 49

32

3

29.04

Морфологическая характеристика бобовых, сложноцветных

 

Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

ГИА 3.1

 § 50,51

33

4

6.05

Класс Однодольные. Морфологическая характеристика лилейных и злаков

 

Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

ГИА 3.1

§ 52,53

Природные сообщества  (2 ч)

34.

1

20.05

 Основные экологические факторы и их влияние на растения. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

§.54, 59

35

2

27.05

Характеристика основных экологических групп растений. Развитие и смена растительных сообществ.

  Лабораторная работа №6. «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

§55, 56,57

Содержание программы

Введение (2 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных.   Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Клеточное строение организмов (3 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Строение клетки:  оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.  Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с  ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука,  рассматривание  его  под микроскопом.

Царства Бактерии и Грибы    (4 часа)

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий,  их распространение в природе.

 

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы -  паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.

(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

        

Царства Растения. (5ч)

Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.  

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение.  .

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.  

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка.

  1. Ознакомление с различными видами соцветий. 3.  Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Жизнь растений ( 7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов,  доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Классификация растений (4 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика  крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

Класс Однодольные растения.  Морфологическая характеристика  злаков и лилейных.

Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.

Природные сообщества (2 часа)

Основные экологические факторы и  их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Формы и  методы контроля.

Методы контроля:

 

  • По способу оценивания: 

 - «отметочная» технология (традиционная);

 - «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).

  • По способу организации контроля:

 -  автоматический (машинный);

 -  взаимоконтроль;

 -  контроль учителя;

  - самоконтроль.

  • По ведущим функциям: 

 - диагностический;

 - стимулирующий;

 - констатирующий.

  • По способу получения информации в ходе контроля: 

 - устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты)

 - письменный метод (различные проверочные работы);

 -  практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ).

Формы контроля :

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Примерная тестовая   работа

Корень.

Часть 1

Задания с выбором одного верного ответа.

А 1. Корень – это

1) видоизмененный побег  2) зачаточное растение  3) подземный орган растения 4) часть побега

А 2. Какую из перечисленных функций корни не выполняют

1) закрепление растений в почве  2) всасывание воды и минеральных солей из почвы

3) запасание питательных веществ  4) образование питательных веществ в растении

А 3. Корни одного растения называют корневой системой потому, что

1) у растения много корней    2) все корни растения связаны общей функцией

3) у корней разные названия    4) все корни отрастают от одного

А 4. Как называются корни, отрастающие от стебля?

1) воздушными   2) главными   3) придаточными   4) боковыми

А 5. Как называются корни, отрастающие от главного корня?

1) боковые    2) воздушные   3) придаточные   4) дыхательные

А 6. Мочковатой называют такую корневую систему, у которой

1) главный корень не отличается от многочисленных придаточных   2) главный корень сильно развит и похож на стержень

3) от главного корня отходят боковые корни 4) главный корень развивается из корешка зародыша

А 7. На луковице тюльпана образуются

1) стержневые корни  2) придаточные корни  3) боковые корни  4) все виды корней

А 8. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни

1) боковые    2) придаточные    3) воздушные  4) главные

А 9. Мочковатую корневую систему имеет

1) пшеница    2) редис    3) капуста  4) томаты

А 10. Стержневую корневую систему имеет

1) овес    2) тюльпан    3) земляника   4) тимофеевка

А 11. У лука мочковатая корневая система. Сколько семядолей в зародыше семени лука?

1) одна    2) две    3) три    4) четыре

А 12. Сосуды корня расположены в зоне                                                        

1) всасывания     2) проведения            3) роста     4) деления                  

А 13. Зона деления корня образована тканью    

1) покровной       2) проводящей      3) образовательной     4) основной    

А 14. Корневые волоски располагаются в зоне

1) всасывания  2) проведения    3) роста    4) деления  

А 15. Рост корня в длину происходит благодаря ткани

1) покровной   2) проводящей   3) образовательной    4) основной

А 16. В зоне проведения происходит

1) поглощение воды     2) деление клеток     3) передвижение воды и минеральных веществ  4) рост корня в длину

А 17. Корневой чехлик образуется из клеток зоны

1) всасывания    2) деления    3) проведения     4) роста

А 18. Корневой чехлик

1) обеспечивает передвижение веществ по растению  2) выполняет защитную функцию

3) придаёт корням прочность     4) участвует в делении клетки

А 19. Прочность и упругость корню обеспечивает ткань

1) покровная    2) основная   3) проводящая   4) механическая

А 20. Корневой волосок – это

1) часть корня, состоящая из одного ряда клеток    2) небольшие боковые корешки    3) вытянутая клетка на поверхности корня, приспособленная к поглощению веществ

4) группа клеток, поглощающих воду и минеральные соли

А 21. Корневые волоски обеспечивают

1) защиту корня от соприкосновения с почвой     2) рост корня в длину    3) рост корня в толщину    4) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей

А 22. Корневые волоски растения живут

1) около суток    2) несколько дней    3) примерно месяц    4) больше года

А 23. Сосуды, проводящие воду и минеральные соли, проходят через

1) кору корня    2) кору и центральную часть    3) центральную часть корня     4) между корой и центральной частью

А 24. Отщипывание кончика корня при пересадке молодых растений называется

1) прививка    2) окучивание    3) черенкование   4) пикировка

А 25. Если удалить верхушку корня растения, то

1) увеличивается количество боковых корней     2) корень будет продолжать рост в длину  3) образуются корневые шишки

4) растение погибнет

А 26. Образованию придаточных корней способствует

1) пасынкование    2) обрезка стебля    3) пикировка    4) окучивание  

А 27. Поглощению воды из почвы способствует

1) процесс дыхания  2) корневое давление   3) деление клеток  4) движение цитоплазмы

А 28. Температура воды, при которой всасывающая сила корней будет наименьшей

1) + 25º С  2) + 20º С  3) + 18º С  4) + 12º С

А 29. В процессе дыхания корни, как  и другие органы растения

1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ     2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

3) поглощают воду и выделяют кислород    4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ

А 30. На заболоченной почве культурные растения плохо растут, так как в ней мало

1) минеральных веществ    2) воздуха    3) органических веществ    4) влаги

А 31. Величина корневого давления уменьшается при

1) повышении температуры    2) уменьшении содержания кислорода в почве

3) понижении температуры    4) смене вида удобрений

А 32. Весной культурные растения подкармливают азотными удобрениями. Это необходимо для

1) уничтожения вредителей    2) роста растений    3) защиты растений от болезней   4) для размножения растений

А 33. Холодостойкость растений повышают удобрения

1) азотные и фосфорные     2) азотные    3) фосфорные и калийные    4) любые виды удобрений 

А 34. Видоизменением корня является

1) корнеплод моркови     2) корневище ландыша    3) клубень картофеля    4) луковица тюльпана 

А 35. Видоизмененные корни служат для

1) запасания питательных веществ    2) воздушного питания    3) запасания воды    4) все перечисленное

А 36. При прополке культурных растений необходимо удалять многие сорняки, например осот, с корнями, так как

1) они занимают место в почве    2) с помощью корней эти растения размножаются

3) корни сорняков выделяют вредные для культурных      растений    вещества

4) они поглощают много воды и минеральных солей

Часть 2

В 1. Установите последовательность расположения зон корня, начиная с корневого чехлика

1) зона проведения   2) зона всасывания 3) зона деления   4) зона растяжения   5) корневой чехлик

В 2. Выберите из перечня особенности строения и функции, характерные для корня.

1) не образует листьев и растет вглубь почвы   2) осуществляет газообмен через устьичные клетки

3) выполняет функцию фотосинтеза    4) закрепляет растение в почве

5) поглощает воду и минеральные вещества    6) регулирует испарение воды листьями

В 3. Соотнесите

Признаки корневых систем

Тип корневой системы

1) хорошо развитые придаточные корни, среди которых главный корень не выделяется

2) хорошо развитый главный корень, от которого отходят боковые корни

3) корни отрастают от нижней части стебля или от листьев              

4) характерна для однодольных растений

5) характерна для двудольных растений

А) Стержневая корневая система

Б) Мочковатая корневая система

Часть 3

Задания со свободным ответом

С 1. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

С 2. В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

С 3. Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например орхидей, могут зеленеть на свету?

С 4.Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?

С 5. Почему корневой волосок нельзя считать тканью?

С 6. Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?

Ответы.

Часть 1.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

3

4

2

3

1

1

2

2

1

3

1

2

А 13

А 14

А 15

А 16

А 17

А 18

А 19

А 20

А 21

А 22

А 23

А 24

3

1

3

3

2

2

4

3

1

2

3

4

А 25

А 26

А 27

А 28

А 29

А 30

А 31

А 32

А 33

А 34

А 35

А 36

1

3

2

4

1

2

3

2

3

1

4

2

Часть 2.

В 1.

5

3

4

2

1

В 2.

1

4

5

В 3.

1

2

3

4

5

Б

А

Б

Б

А

Перечень  учебно-методических  средств:

Учебно – методические средства обучения.

 Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2011. – 372с.

 Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.  Рабочая тетрадь.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
  2. Муртазин  Активные формы обучения биологии -  М., Просвещение, 1991
  3.  Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007
  4.  Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс). -  М., Экзамен, 2004
  5.  Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). -  М., Экзамен, 3005
  6. Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). -  М., Экзамен, 2008
  7. Журнал «Биология в школе»
  8. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1.  Энциклопедия для детей  Аванта +  Биология том 2 – М., Аванта +, 1997
  2. Журнал «Биология для школьников».
  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.  
  4.  Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

 «Оборудование и приборы»

Дидактическое описание

Технические характеристики

Состав комплекта

1.

Лупа

Служит для увеличения биологических объектов в полевых условиях

Увеличение 10 крат, диаметр не менее 16 мм, материал – стекло

 

2.

Микроскоп лабораторный (световой)

Микроскоп предназначен для наблюдения и морфологических исследований препаратов в проходящем свете по методу светлого поля.

 

 

3.

Комплект посуды и принадлежностей для опытов по биологии

Служит для обеспечения демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ

 

Воронка лабораторная (3 шт.); зажим пробирочный (1 шт.); колба коническая, 500 мл (3 шт.);  колпак стеклянный с кнопкой и рантом  (2 шт.); ложка для сжигания веществ (1 шт.); цилиндр измерительный, 250 мл  (1 шт.); чаша выпарительная (2 шт.); чаша коническая с обручем,  190 мм; шпатель фарфоровый (3 шт.); штатив лабораторный биологический  (2 шт.); колбы конические (30 шт.); пипетки (30 шт.); стаканы химические (30 шт.); стекла препаровальные и предметные (100 шт.); воронки (30 шт.); штатив для пробирок (15 шт.)

4.

Комплект приспособлений для проведения исследований

Служит для обеспечения демонстрационных опытов и лабораторных работ

 

Лоток для раздаточного материала  (15 шт.). Препаровальные инструменты: скальпель (15 шт.); препаровальные иглы (45 шт.); пинцет (15 шт.); ножницы (15 шт.); пипетка в футляре (15 шт.); рулетка, 10 м  (1 шт.)

5.

Гербарии

Служат для организации самостоятельной работы учащихся, а также для наглядной демонстрации

В виде натуральных объектов (в заламинированном виде, пригодном для непосредственной работы учащихся и демонстрации с помощью документ-камеры (визуалайзера))

Деревья и кустарники; основные группы растений; растительные сообщества; сельскохозяйственные растения; дикорастущие растения; культурные растения; лекарственные растения; морфология растений

6

Набор микропрепаратов по ботанике (базовый)

Используется как раздаточный материал для проведения лабораторных работ

 

1. Завязь и семяпочка
2. Сорус папоротника
3. Пыльник
4. Кожица лука
5. Ветка липы
6. Корневой чехлик
7. Спирогира
8. Пыльца сосны

7

Таблицы по ботанике



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Вязовская средняя общеобразовательная школа»

         «Согласовано»

 руководитель   МО учителей – предметников естественно – научного цикла ___________Василенко Т. В.

Протокол №__    от

«___»________2013  г                                                                            

                 

             

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ   «Вязовская СОШ»  

 

___________ ____Шмигидина Е. М.  

«___»_____________2013 г.                  

                               

«Утверждаю»

Директор МОУ «Вязовская СОШ»

______________  Таранова В.А.

                                                                                                                                                           

Приказ №_____ от

«__»__________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Василенко Татьяны Викторовны

1 квалификационная категория

 по  учебному предмету « Биология»

7 класс

Базовый уровень

 

2013-2014  учебный  год   

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного   стандарта основного общего образования, примерной программы  основного общего образования,по  биологии   , программы основного общего образования по биологии 6-9 классы   Авторы программы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова   / М.: Дрофа, 2010. – 92 с , согласно требованиям инструктивно-методического  письма Департамента образования Белгородской области

 «О преподавании предмета «Биология»    в образовательных учреждениях Белгородской области  в 2013-2014 учебном году»

   Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии 2 часа  в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В. В. Латюшина, В. А. Шапкина  «Биология. Животные»   7  класс,  М.,»Дрофа» 2012г.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

 За счет резервного времени увеличено количество часов на темы «Многообразие животных »  (на 3 ч) т. к вопросы, изучаемые в данной  теме  требуют более полной систематизации  знаний для успешной сдачи ГИА; , «Биоценозы» ( на  2 ч)  на экскурсии, предусмотренные программой.  

Учебно – тематический план

 №п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени по рабочей программе

Часы учебного времени по программе

Лабораторные работы

Экскурсии

Плановые сроки

прохождения

Введение. Общие сведения  о животном мире

2ч.

2 ч.

сентябрь

1

Многообразие животных.

37ч.

34 ч

5

1

сентябрь - январь

2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и  функций органов и их систем у животных

14ч.

14 ч.

1

февраль - март

3

Индивидуальное развитие животных

3ч.

3 ч.

1

апрель

4

Развитие животного мира на Земле

3ч.

3 ч.

апрель

5

Биоценозы

6 ч.

4 ч.

2

май

6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5ч.

5 ч.

1

май

итого

70 ч

65 ч.

4

Резервное время

 -

5 ч.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока

Дата  

(план)

Дата  

(факт)

Название раздела, темы урока

 

 Лабораторные работы, демонстрации

Подготовка к   ГИА

Домашние задания

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

1

1

3.09

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений.

§1, инструкция «Как работать с учебником»

2

2

7.09

Систематика животных.

§ 2

Многообразие животных (37 ч)

1

3

10.09

Простейшие (корненожки, радиолярии, солнечники, споровики). Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности .

2.2

§3 Сообщение о морских корненожках и споровиках

2

4

14.09

Простейшие (жгутиконосцы, инфузории). Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

§ 4.  Обобщающая таблица

3

5

17.09

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§ 5

4

6

21.09

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

3.4

§6. Сведения о роли кишечнополостных

5

7

24.09

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

3.4

§ 7

6

8

28.09

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§8. Разработать памятку мер по предупреждению заражения паразитическими червями

7

9

1.10

Тип кольчатые черви. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§ 9 Сообщение «Роль дождевых червей в природе»

8

10

5.10

Многообразие кольчатых червей

Лабораторная работа№ 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

§ 10.

9

11

8.10

Тип моллюски. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§11

10

12

12.10

Многообразие моллюсков

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

§12

11

13

15.10

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

§13 №3 стр. 56

12

14

19.10

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие.  Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием ракообразных»

3.4

§14 (1-2 пункты)

13

15

22.10

 Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§14

14

16

26.10

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

§15

15

17

29.10

 Многообразие насекомых (таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки)

§16. Подготовить сообщение «Кто они: друзья или враги?»

16

18

2.11

Многообразие насекомых (стрекозы, вши, жуки, клопы)

§ 17, кроссворд составить

17

19

12.11

Многообразие насекомых (чешуекрылые или бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.)

§18. Нарисовать любого изученного представителя. Рассказать о нем.

18

20

16.11

   Многообразие насекомых (перепончатокрылые).

Лабораторная работа №3 «Изучение представителей  отрядов насекомых»

§19. Определить методы биологической борьбы с вредными насекомыми

19

21

19.11

Тип хордовые. Подтип Бесчерепные.  Класс ланцетники.

§20

20

22

23.11

Надкласс рыбы.   Среда обитания, образ жизни, поведение круглоротых рыб. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.  

§21

21

23

26.11

Среда обитания, образ жизни, поведение хрящевых и костных рыб.

§21

22

24

30.11

Среда обитания, образ жизни, поведение хрящевых рыб. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

§22

23

25

3.12

 Среда обитания, образ жизни, поведение костных рыб. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

§23 Индивидуальные задания

24

26

7.12

Класс земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

§ 24

25

27

10.12

Класс пресмыкающиеся..Многообразие Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.

§25

26

28

14.12

Многообразие пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

§26

27

29

17.12

Класс птицы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5

«Изучение внешнего строения птиц в связм с образом жизни»

§27

28

30

21.12

 Многообразие птиц. Отряды страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

§28. Сообщение об изученных представителях класса птиц

29

31

24.12

Многообразие птиц. Отряды  дневные хищные, совы, куриные.

§29 №3

30

32

28.12

Многообразие птиц. Отряды воробьинообразные, голенастые.

§30

31

33

31.12

Экскурсия « Изучение многообразия птиц»

Отчет об экскурсии

32

34

4.01

Класс млекопитающие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

§31.  (1 пункт)

33

35

7.01

Важнейшие представители отрядов: однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые

§31

34

36

11.01

Важнейшие представители отрядов:  грызуны, зайцеобразные.

§32

35

37

14.01

Важнейшие представители отрядов: китообразные, ластоногие, хоботные, хищные

§33

36

38

18.01

Важнейшие представители отрядов:  парнокопытные, непарнокопытные.

§34

37

39

21.01

Важнейшие представители отряда приматы.

§35

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и  функций органов и их систем у животных (14 ч)

1

40

25.01

Покровы тела.

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

3.5

§36

2

41

28.01

Опорно-двигательная система и способы передвижения.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей

§37. Обобщающая таблица «характеристика скелетов животных»

3

42

1.02

Полости тела.

§38

4

43

4.02

Органы дыхания.

§39

5

44

8.02

Органы пищеварения.

§40 (1)

6

45

11.02

. Обмен веществ и энергии.

§40 (2)

7

46

14.02

Органы  кровообращения.

§41 (1 пункт)

8

47

18.02

Кровь.

§41

9

48

25.02

Органы  выделения.

§42

10

49

1.03

Нервная система.

§43 стр. 224-226

11

50

4.03

Инстинкт, рефлекс.

§43

12

51

11.03

Органы чувств.

§ 44 стр 230-232

13

52

15.03

Регуляция деятельности организма.

§ 44

14

53

18.03

Органы размножения, продления рода.

§45

3.  Индивидуальное развитие животных      (3 ч)

1

54

  22.03

 Способы размножения животных. Оплодотворение

§ 46

2

55

Развитие  с превращением и без превращения

§47

3

56

5.04

Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

§48

4.  Развитие животного мира на Земле (3 ч)

1

57

 8.04

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

§ 49

2

58

12.04

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

§ 50

3

59

15.04

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

§51,52

5. Биоценозы (6 ч)

1

60

 19.04

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт).

§ 53

2

61

22.04

Факторы среды и их влияние на биоценоз.  

§ 54

3

62

 26.04

 Цепи питания, поток энергии.

§ 55 составить цепи питания

4

63

29.04

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§ 56

5

64

6.05

Экскурсия. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

отчет

6

65

13.05

Экскурсия. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

отчет

6.  Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч)

1

66

 17.05

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

§ 57

2

67

20.05

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

§ 58

3

68

 24.05

Законы об охране животного мира. Система мониторинга.

§ 59. Животные Красной Книги Белгородской области

4

69

27.05

Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

§ 60

5

70

31.05

Экскурсия. Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных

Содержание программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (37 ч)

Простейшие

        Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

        Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

        Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

        Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

        Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

        Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

        Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

        Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

        Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием ракообразных»

        Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

        Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3 «Изучение представителей  отрядов насекомых»

Тип хордовые. Подтип Бесчерепные.  Класс ланцетники.

        Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

        Класс земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

        Класс пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

        Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

        Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов  и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

3.  Индивидуальное развитие животных      (3 ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

4.  Развитие животного мира на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5. Биоценозы (6ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии:

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

6.  Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия .Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных

Формы и  методы контроля.

Методы контроля:

 

  • По способу оценивания: 

 - «отметочная» технология (традиционная);

 - «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).

  • По способу организации контроля:

 -  автоматический (машинный);

 -  взаимоконтроль;

 -  контроль учителя;

  - самоконтроль.

  • По ведущим функциям: 

 - диагностический;

 - стимулирующий;

 - констатирующий.

  • По способу получения информации в ходе контроля: 

 - устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты)

 - письменный метод (различные проверочные работы);

 -  практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ).

Формы контроля :

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

        Тестовое задание по теме: «Тип Плоские черви».        

Выберите один правильный ответ

А1.  Половое размножение у червей-паразитов со сменой хозяев происходит

  1. в организме основного хозяина в организме промежуточного хозяина
  2. в наземно-воздушной среде   3)почве и водной среде

А2.  Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика

  1. собака    2) корова   3)малый прудовик

А3.  Лучевую симметрию тела не имеет

  1. медуза-корнерот   2)белая планария   3)пресноводная гидра  4)красный коралл

А4.  Заражение человека бычьим цепнем может произойти при

  1. употреблении в пищу мяса, которое не проверено ветеринарным врачом
  2. употреблении в пищу плохо промытых овощей, на которых находятся яйца паразита
  3. купании в стоячем водоёме, в воде которого обитают личинки паразита
  4. использовании плохо вымытой посуды, из которой ел человек, заражённый паразитом

А5.  У паразитических червей покровы тела

  1. снабжены ресничками    2) покрыты чешуёй    3)состоят из хитина   4)не растворяются пищеварительными соками

А6.  Взаимодействие человека и бычьего цепня называется

  1. симбиозом    2)хищничеством  3)паразитизмом    4)протокооперацией

А7.  К какому типу относятся животные, у которых отсутствует полость тела, а промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью

  1. круглые черви    2)кольчатые черви    3)членистоногие 4)плоские черви

А8.  Стенка тела плоских червей представлена

  1. только кожей  2)наружным хитиновым скелетом 3)раковиной 4)кожно-мускульным мешком

А9.  Свободноживущим видом является

  1. планария   2)широкий лентец   3)эхинококк 4)двуустка

А10.  Внутренние органы белой планарии помещаются

  1. в первичной полости тела   2)во вторичной полости тела   3)в рыхлой паренхиме 4)в кишечной полости

В1.Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся

                А)  эхинококк

                 Б)  свиной цепень

                 В)  широкий лентец

                 Г)  кошачья двуустка

                 Д)  печёночный сосальщик

                 Е)  молочно-белая планария

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

3

1

1

1

3

2

4

1

2

Перечень  учебно-методических  средств:

1. Учебник: В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» М., «Дрофа», 2012г.

2. В.В. Шапкин, Е.А.Ламехова. Рабочая тетрадь к учебнику. М., «Дрофа», 2011 г.

3. В.З.Резникова «Животные. Карточки-задания для сам.раб.  уч-ся». М.: Школа-пресс. 2003г.

Методическая литература:

1. В.В. Латюшин, Т.А. Уфимцева «Тематическое и поурочное планирование к учебнику». М.,

«Дрофа», 2008 г.

2. И.Ф. Ишкина «Биология. 7 класс. Поурочные планы». Волгогад. « Учитель-АСТ», 2005 г.

3. Л.Д. Парфилова «Тематческое и поурочное планирование по биологии 7 кл. » М, «Экзамен»,2006г.

4. Т.С. Сухова «Тесты. Биология. 6-11 кл». М., « Дрофа», 1997 г.

5. В.З. Резникова и др. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии», М., «Просвещение», 2003г.

6. В.З. Резникова «Зачёты по биологии. Животные». М., «Лист», 2000г.

Электронные пособия (ЦОР):

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

 

 

«Оборудование и приборы»

Дидактическое описание

Технические характеристики

Состав комплекта

1.

Лупа

Служит для увеличения биологических объектов в полевых условиях

Увеличение 10 крат, диаметр не менее 16 мм, материал – стекло

 

2.

Микроскоп лабораторный (световой)

Микроскоп предназначен для наблюдения и морфологических исследований препаратов в проходящем свете по методу светлого поля.

 

 

3.

Комплект посуды и принадлежностей для опытов по биологии

Служит для обеспечения демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ

 

Воронка лабораторная (3 шт.); зажим пробирочный (1 шт.); колба коническая, 500 мл (3 шт.);  колпак стеклянный с кнопкой и рантом  (2 шт.); ложка для сжигания веществ (1 шт.); цилиндр измерительный, 250 мл  (1 шт.); чаша выпарительная (2 шт.); чаша коническая с обручем,  190 мм; шпатель фарфоровый (3 шт.); штатив лабораторный биологический  (2 шт.); колбы конические (30 шт.); пипетки (30 шт.); стаканы химические (30 шт.); стекла препаровальные и предметные (100 шт.); воронки (30 шт.); штатив для пробирок (15 шт.)

4.

Комплект приспособлений для проведения исследований

Служит для обеспечения демонстрационных опытов и лабораторных работ

 

Лоток для раздаточного материала  (15 шт.). Препаровальные инструменты: скальпель (15 шт.); препаровальные иглы (45 шт.); пинцет (15 шт.); ножницы (15 шт.); пипетка в футляре (15 шт.); рулетка, 10 м  (1 шт.)

6.

Коллекция "Виды защитных окрасок у насекомых"

Энтомологическая коллекция. Используется при проведении самостоятельных работ

Экземпляры насекомых, составляющие коллекцию,  должны иметь определительную этикетку с полным и правильным названием вида по латыни и русским названием для тех видов, у которых оно есть. Перед засушкой и наколкой они должны быть расправлены так, чтобы были видны детали их строения

Членистоногие с покровительственной и предостерегающей окраской, а также иллюстрирующие явление мимикрии

7.

Коллекция "Формы сохранности ископаемых растений и животных"

Используется при проведении самостоятельных работ

 

Морской еж (слепок); раковина моллюска (натуральный объект); морская лилия (слепок); коралл (натуральный объект); отпечаток листьев папоротника (натуральный объект); окаменелое дерево (натуральный объект)

8.

Набор микропрепаратов по зоологии (базовый)

Используется как раздаточный материал для проведения лабораторных работ

 

1. Ротовой препарат комара
2. Конечность пчелы
3. Циклоп
4. Вольвокс
5. Эвглена
6. Инфузория-туфелька
7. Дождевой червь
8. Дафния
9. Гидра. Поперечный срез
10. Ресничный червь

10.

Муляжи ископаемых форм животных

Для наглядной иллюстрации закономерностей эволюции

Модели изготовляют из легкой пластмассы

В набор входят модели: белемнит, аммонит, бронтозавр, тиранозавр, ихтиозавр, птеродактиль, игуанодон

11

Таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...