урок биологии
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Худоярова Марина Усмановна

вводный урок биологии5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii5.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биология

5-й класс

Урок 1.

Тема: Живой организм и его свойства.

Предметные результаты:

  1. Создать условия для: знакомства учеников с учебником, формирования умения перечислять отличительные свойства живого,

формирования  умения понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
  3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Оргмомент.

Знакомство с учебником и его условными знаками.

– Как называется учебник? («Обо всём живом».)

– Чему он посвящён? (Живым организмам.)

– Похож ли учебник на учебник начальной школы? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1

Учебник, Рабочая тетрадь.

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и Биолога на с. 8.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (Какими свойствами обладает любой живой организм?) 1

2. – Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете из начальной школы.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1

– Какие черты живого есть у герани, гриба, кошки? (3-й класс.)

– Все ли живые организмы дышат? Что они поглощают и выделяют? (3-й класс.)

– Все ли живые организмы питаются? (3-й класс.)

– Что такое фотосинтез? (3-й класс.)

– Какими тремя «профессиями» владеют живые организмы? (3-й класс.)

– Какие вещества мы называем минеральными?

(3–4-й классы.)

Учебник, рисунки животных, растений, грибов.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа в паре. 2 

С помощью рисунка 1.1 предположите, что такое обмен веществ. 2 

– Прочтите текст (1-й и 2-й абзац, с. 9) и оцените правильность своего предположения. 3

– Из чего состоит обмен веществ?

– Найди отличия обмена веществ у коровы и растения.

2.  Работа в паре. 2 

– Рассмотрев и обсудив рисунок 1.2, объясните, чем отличается дыхание у потребителя, производителя и разрушителя. Где они на рисунке? 2

3. Работа в паре. 2

– Рассмотрите рисунок 1.3, объясните, что поглощают и выделяют растение, корова и гриб. 2

Работа с текстом. 3   

Прочтите последний абзац текста на с. 9. Объясните, какие два типа питания выделяют у растений?

4. – Рассмотрев рисунки 1.4–1.6, объясните, что происходит с дубом, гусеницей, человеком. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику

(с. 11, первое предложение).  2

5. – Сравните изменения, происходящие с человеком и гусеницей на рисунке 1.6. В чём разница?

– Предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту (с. 11).   2

6. Работа в паре. 2

– Ответьте на вопрос: почему ни один вид живых организмов не обходится без размножения?

7. – Что такое раздражимость? Рассмотрите рисунки 1.8–1.11 и ответьте на вопрос: как реагируют на окружающие условия растения, животные и человек?  2

8. Работа в паре. 2 

– С помощью текста и рисунков 1.12 и 1.13 ответьте на вопрос: как растения и животные приспособились к среде своего обитания? В чём причина этой приспособленности?  2

9. – Можно ли отличить живой организм от неживого объекта только по одному из признаков?    1   2

– Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. Сравните свой вывод с авторским.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Вопросы на с. 14 (выборочно).

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. Одно-два задания на необходимом и одно-два задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму.

V. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.

ТОУУ

Худоярова Марина Усмановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...