Урок биологии в 8 классе по теме "Обменные процессы в организме"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Самойлова Ольга Васильевна

Разработка урока биологии в 8 классе по программе И.Н.Пономаревой "Биология. 8 класс". На уроке проводится практическая работа. Проверка домашнего задания в форме тестирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmennye_protsessy_v_organizme_8_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Урок биологии в 8 классе

Тема «Обменные процессы в организме»

Учитель Самойлова Ольга Васильевна,

первая квалификационная категория

С.Журавлевка

Нормы питания

Урок биологии в 8 классе

  1. Проверка домашнего задания
  1. Заполните таблицу

Расщепление органических веществ

Органические вещества

Промежуточные продукты расщепления

Сложные углеводы (крахмал, клетчатка)

Простые углеводы: глюкоза

Жиры

Жирные кислоты + глицерин

Белки

Аминокислоты

  1. Распределите продукты в таблице согласно содержащимся в них веществам

Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы (выполняется на доске по карточкам)

Углеводы

Жиры

Белки

Хлеб

Сахар

Фрукты

Овощи

Крупа

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Шоколад

Орехи

Яйца

Сыр

Рыба

Горох

Фасоль

Мясо

Грибы

  1. Тест

1. Какое органическое вещество является исходным строительным в экологической системе?

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

2. Какие органические соединения откладываются в запас в организме человека?

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

3. Какая железа в организме человека функционирует как внутрисекреторная и внешнесекреторная?

а) печень                         б) поджелудочная             в) надпочечники

4. Катаболизм или диссимиляцию называют энергетическим обменом. Почему?

а) идет с поглощением энергии

б) идет с выделением энергии 

в) происходит образование новых веществ

5. При пластическом обмене происходит ….

а) образование органических веществ

б) расщепление органических веществ

в) образование большого количества энергии

6. При расщеплении какого органического вещества образуется наибольшее количество энергии?

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

  1. Изучение нового материала

Учитель: Вспомните основные признаки живых организмов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности, рост, развитие, размножение, подвижность, раздражимость)

- Вспомните определение «обмена веществ», которое мы давали в 6-7 классах (обмен веществ – это поступление из внешней среды в организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду других)

- Как вы думаете, какие процессы жизнедеятельности организма являются компонентами обмена веществ (питание, дыхание, выделение)

- Что такое питание (это процесс получения организмом из внешней среды веществ и энергии)

- Что такое дыхание (это газообмен между организмом и внешней средой: из внешней среды в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ)

- Что называется выделением у живых организмов (это процесс удаления из организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ)

- А теперь задумаемся над вопросом: остаются ли неизменными вещества и энергия, поступившие из внешней среды в организм? Что же с ними происходит в организме? (вещества, поступившие из внешней среды в организм, подвергаются различным превращениям)

- Таким образом, обобщив и упорядочив все вышесказанное, сформулируйте определение «обмена веществ»

Обмен веществ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление веществ и энергии из внешней среды в организм, их преобразование внутри организма, использование полезных компонентов этого преобразования на нужды организма и выделение из организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.

- из этого определения можно сделать вывод, что обмен веществ в организме происходит в три стадии:

1) подготовительная стадия – поступление питательных веществ и кислорода в ткани организма через пищеварительную и дыхательную системы и из них в кровь;

2) основная стадия – внутриклеточные изменения – ассимиляция в единстве с диссимиляцией, роль рибосом и митохондрий, связь между пластическим и энергетическим обменами, роль АТФ в обмене веществ;

3) заключительная стадия – выведение из организма продуктов обмена.

- что непонятное из записанного текста (что такое пластический и энергетический обмен)

Пластический обмен – это совокупность процессов синтеза, создания сложных органических соединений из менее сложных, идущих с поглощением и накоплением энергии. Пластический обмен – совокупность процессов, приводящих к усвоению веществ и накоплению энергии. За счет пластического обмена происходит рост, развитие и деление каждой клетки.

Энергетический обмен – это совокупность процессов расщепления сложных органических веществ до менее сложных, идущих с выделением энергии.

Хотя пластический и энергетический обмен противоположны по своей сути процессы, они могут существовать в неразрывной связи, так как- пластический обмен нуждается в энергии, которую поставляет энергетический обмен;

- энергетический обмен дает пластическому обмену материал, из которого создаются сложные органические соединения.

Обмен веществ в той его части, которая касается преобразования веществ, - это совокупность процессов энергетического и пластического обмена. Пока существует пластический и энергетический обмен, организм существует. Нарушение  одного из них ведет к неминуемой гибели организма. Прекращение обмена веществ означает смерть организма.

Энергетический обмен – процесс, в ходе которого происходит распад части поступающих в клетки органических веществ с выделением энергии.

Если идет преобладание энергетического обмена над пластическим, у человека наблюдается истощение, если преобладает пластический обмен над энергетическим – ожирение. При соблюдении норм питания, здоровом образе жизни у человека должно быть уравновешивание пластического и энергетического обменов, или процессов катаболизма и анаболизма.

  1. Закрепление изученного. Самостоятельная работа

Практическая работа «Соотношение массы тела к росту»

Какая масса тела считается нормальной и как можно рассчитать свой нормальный вес? Нормальная масса тела весьма индивидуальна и определяется, прежде всего, ростом. В некоторых случаях учитываются половые, возрастные различия и уровень физической активности (увеличение объема мышечной массы у атлетов).
Наиболее часто пользуются формулой Брока (1879):

Вес (кг) = рост (см) - 100

Спустя почти полстолетия Брюгш внес определенные коррективы в формулу Брока, рекомендовав, в зависимости от роста (165-175 см и 175-185 см) вычитать не 100, а, соответственно, 105 и 110.

Весьма популярным является расчет индекса массы тела - соотношения массы тела человека (кг) к его росту, возведенному в квадрат (м2). Нормальным считается индекс массы тела в диапазоне 19-24,9 кг/м2.

 Еще одним, очень простым критерием оценки нормальности массы тела человека является определение окружности талии (см). У женщин и мужчин за норму принята окружность талии до 88 см и 102 см, соответственно.

Иногда дополнительно измеряют окружность нижней конечности в области верхней трети бедра с последующим определением показателя <талия/бедро>, отражающего степень накопления жира в жировых клетках. Нормальными значениями показателя <тали/бедро> для мужчин и женщин является, соответственно, менее 0,9 и 0,8.

Индексом BMI определяют соотношение массы тела и роста
человека. Вес тела делят на величину его роста в квадрате. Индекс до 20 говорит
о том, что у человека дистрофия, индекс 20-24 показывает на то, что мужчина или
женщина находятся в нормальной весовой категории. А вот если у Вас индекс 25-26
– надо бить тревогу, у Вас ожирение первой степени, индекс 27-29 присваивают
тем, у кого обнаружено ожирение второй степени, индекс 30-35 –ожирение перешло
в полную патологию. Ну а при индексе 36 и больше, человеку угрожает смерть от
избыточного веса.

- Предложенный ниже тест поможет вам определить количество потребляемого вами жира.

Не слишком ли много жира вы едите?

  1. Как часто вы едите жареную пищу?

а) почти никогда

б) один-два раза в неделю

в) изредка или никогда

  1. Что вы любите заказывать в кафе или пиццерии?

а) пиццу с сыром и колбасой

б) мясо или курицу с жирной подливкой

в) макароны с томатным соусом и салатом

  1. Какое молоко вы пьете?

а) цельное молоко (домашнее)

б) полужирное молоко (из магазина 2,5% жирности)

в) обезжиренное или соевое молоко

  1. Часто ли вы едите мясо, включая мясо на бутербродах?

а) примерно раз в день или чаще

б) несколько раз в неделю

в) редко или никогда

  1. Какой десерт вы предпочитаете?

а) яблочный торт с двойной порцией взбитых сливок

б) фруктовый салат и мороженное

в) свежие фрукты

  1. Какие бутерброды вы предпочитаете?

а) жирный сыр, сосиски, майонез

б) холодное мясо, курицу, тунца, лосося

в) салат, творог

  1. Чем бы вы, скорее всего, заправили готовый картофель?

а) сливочным маслом

б) сметаной

в) творогом, йогуртом или сливочным сыром.

  1. Какой из приведенных ниже вариантов больше всего соответствует вашему обычному завтраку?

а) яичница с ветчиной

б) тосты со сливочным маслом или маргарином

в) сухой завтрак и фрукты

  1. Как вы готовите ветчину, отбивные, сосиски или другое жирное мясо?

а) поджариваю

б) поджариваю на гриле

в) не ем жирного мяса

  1.  В каком виде вы любите овощи?

а) запеченные и подаваемые со сливочным маслом или с густым сырным соусом

б) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару, приправленные небольшим количеством сливочного или оливкового масла

в) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару, и ничем не приправленные.

Подсчет баллов

А

Б

В

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

                     Всего баллов

  1. Домашнее задание: параграф 37, 38, сообщения о витаминах, их пользе для человек

Тест

1. Какое органическое вещество является исходным строительным в экологической системе?

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

2. Какие органические соединения откладываются в запас в организме человека?

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

3. Какая железа в организме человека функционирует как внутрисекреторная и внешнесекреторная?

а) печень                         б) поджелудочная             в) надпочечники

4. Катаболизм или диссимиляцию называют энергетическим обменом. Почему?

а) идет с поглощением энергии

б) идет с выделением энергии

в) происходит образование новых веществ

5. При пластическом обмене происходит ….

а) образование органических веществ

б) расщепление органических веществ

в) образование большого количества энергии

6. При расщеплении какого органического вещества образуется наибольшее количество энергии?

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

а) белки                                б) жиры                           в) углеводы

Практическая работа «Соотношение массы тела к росту»

Какая масса тела считается нормальной и как можно рассчитать свой нормальный вес? Нормальная масса тела весьма индивидуальна и определяется, прежде всего, ростом. В некоторых случаях учитываются половые, возрастные различия и уровень физической активности (увеличение объема мышечной массы у атлетов).
Наиболее часто пользуются формулой Брока (1879):

Вес (кг) = рост (см) - 100

Спустя почти полстолетия Брюгш внес определенные коррективы в формулу Брока, рекомендовав, в зависимости от роста (165-175 см и 175-185 см) вычитать не 100, а, соответственно, 105 и 110.

Весьма популярным является расчет индекса массы тела - соотношения массы тела человека (кг) к его росту, возведенному в квадрат (м2). Нормальным считается индекс массы тела в диапазоне 19-24,9 кг/м2.

 Еще одним, очень простым критерием оценки нормальности массы тела человека является определение окружности талии (см). У женщин и мужчин за норму принята окружность талии до 88 см и 102 см, соответственно.

Иногда дополнительно измеряют окружность нижней конечности в области верхней трети бедра с последующим определением показателя <талия/бедро>, отражающего степень накопления жира в жировых клетках. Нормальными значениями показателя <тали/бедро> для мужчин и женщин является, соответственно, менее 0,9 и 0,8.

Индексом BMI определяют соотношение массы тела и роста
человека. Вес тела делят на величину его роста в квадрате. Индекс до 20 говорит
о том, что у человека дистрофия, индекс 20-24 показывает на то, что мужчина или
женщина находятся в нормальной весовой категории. А вот если у Вас индекс 25-26
– надо бить тревогу, у Вас ожирение первой степени, индекс 27-29 присваивают
тем, у кого обнаружено ожирение второй степени, индекс 30-35 –ожирение перешло
в полную патологию. Ну а при индексе 36 и больше, человеку угрожает смерть от
избыточного веса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".

Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...

План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...

Открытый урок биологии 5 класс по теме "Сообщество живых организмов"

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать ...