Урок: Заболевание органов дыхания
учебно-методический материал по биологии по теме

Шамараева Ольга Васильевна

Формирование у учащихся представления о заболеваниях  дыхательной системы  и  способах профилактики этих заболеваний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zabolevanie_organov_dykhaniya.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс «Заболевание органов дыхания и их профилактика»

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы;  

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), пословицы и поговорки»оборудование для демонстрации опыта: шприц, сигареты, вата.

Ход урока

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Васильевна, мне очень приятно с вами познакомиться,  очень хочу, чтобы мы с вами сегодня подружились  и на уроке помогали  друг другу.
2. Мотивация
Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он так здоровается? Может и так. Но этот крик имеет и другое, очень важное значение. ( слайд 1)

  А какое?( выслушать ответы детей)

С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика.  

Ребята сделайте глубокий вдох и не дышите насколько это возможно.

Можно ли прожить без воздуха?

Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни».

 Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь немногие люди могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания.

Такое чудо - воздух  (слайд 2 чистый воздух)
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух –(слайд 3 загрязнение воздуха)
И сразу меркнет свет:

3.Проблемный вопрос:

 Когда человек  вдруг     жалуется на затруднённое дыхание?  

Когда он ….заболел.

                                                                    ( слайд 4 название темы болезни органов дыхания)

Давайте поиграем в ролевую игру  

«На приём к доктору Айболиту» (выбрать кто желает быть доктором )  посадить за отдельный стол, одежда. фонендоскоп, рецепты лечения болезни»табличка « Врач терапевт»

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни. У кабинета врача занять очередь.

Уважаемые пациенты, слушайте назначения доктора внимательно, по его рекомендациям вы должны определить причины заболевания заполнить карточки

Доктор : Кто на приём входите.

Больной 1;  Температуры тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в мышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке.   сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной.  

Доктор; Уважаемый больной, да у вас грипп. : Вам необходимо принимать  жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим  покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать   курения и спиртных напитков.

Следующий.

На что жалуетесь  

Больной 2. Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль.

Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина).  Назначим лечение; постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами.
 для борьбы с чрезмерно высокой  температурой тела, головной болью,  и для смягчения болевых  ощущений.
В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!

Следующий.

Какие жалобы

Больной3: приступообразный кашель, затруднение вдоха, одышка с отхождением небольшого количества мокроты.

Доктор :Бронхиальная астма сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое .. Астма – типично аллергическая болезнь на пыль, на шерсть животных.

Лечение: занятия лечебной физкультурой , дыхательная гимнастика  укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют  восстановлению нормального механизма дыхания  

Физминутка.

Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции.

 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
^ Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
 

 Назовите причины, вызывающие заболевания органов дыхания(  Слайд №

 какие болезни ими вызваны

 Оборудование: шприц,вата, сигарета, спички, пинцет

Описание опыта. В медицинский шприц вставляется вата.. Сигарета зажигается и с помощью шприца выкуривается (  Обращается внимание учащихся на цвет ваты, которая поглощает табачный дёготь и становится тёмно жёлтой. Примерно то же самое происходит и в органах дыхания, когда человек курит.

   (Слайд болезни курильщиков)

Как вы думаете почему подростки курят? (слайд причины побуждающие подростков курить)

Работают три творческие группы: 

1. Составить памятку курильщику (Слайд памятка курильщику) На столах разрезанные строчки, расположить в соответствии с картинкой

 2.. Нарисуйте на образце пачки сигарет, что , по-вашему мнению, должно быть изображено на ней:   чтобы подростки их не покупали, чтобы люди помнили о вреде курения для их здоровья выбрать лучший проект от группы

3.Составить правила профилактики заболеваний органов дыхания, заполнить таблицу

8. Рефлексия

1. Что я узнал важное для себя…

2. Знания полученные на уроке мне...

3. Теперь я буду…

9.Домашнее задание написать памятку(буклет) «Правила гигиены дыхания

10. Итог урока Великий римский поэт Овидий сказал: «Пока дышу, надеюсь». Действительно, человек надеемся на лучшую жизнь, на удачу, успех, а чтобы всего этого добиться он должен оставаться здоровым. Желаю вам всегда оставаться здоровыми и жизнерадостными. Помните все то, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и берегите свое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заболевания органов дыхания. Доврачебная помощь при нарушениях дыхания

С помощью данной презентации можно познакомить учащихся с наиболее распространёнными заболеваниями системы органов дыхания, профилактикой этих заболеваний. В презентации показаны приёмы проведения иск...

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

Дыхание. Заболевания органов дыханияֽих предупреждения

Дыхание.  Заболевания органов дыханияֽих предупреждения...

Урок " Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация."

Открытый урок в рамках Дня открытых дверей....

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС...