Внеклассное мероприятие по биологии «Обратная сторона любви»
план-конспект занятия по биологии по теме

Сафонова Ольга Викторовна

Цель:  сформировать представление о любви, как прекрасном чувстве, присущего всем людям и объяснить те сложные биохимические процессы, которые происходят в нашем организме в периоды влюбленности и любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка занятия56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии «Обратная сторона любви»

Цель:  сформировать представление о любви, как прекрасном чувстве, присущего всем людям и объяснить те сложные биохимические процессы, которые происходят в нашем организме в периоды влюбленности и любви.

Задачи: 

обучающие: дать представление о сложных биохимических реакциях, происходящих в организме человека, научить контролировать свои эмоции.

развивающие:  сформировать у подростков чувство прекрасного.

воспитывающие:  продолжать воспитание бережного отношения друг к другу, взаимного уважения и желания понимать другого человека.

Оборудование:  оформление доски: эпиграф, репродукции картин, иллюстрирующих чувства любви, схемы основных  гормонов и их влияние на организм, музыкальное сопровождение «Вальс» (муз. Е Доги).

Ход мероприятия:

Попробуй химию любви понять –

Влюбленность, страсть и умиротворенность.

На чем основана сердечная сплоченность?

И как своей любовью управлять?

Учитель: Любовь – это чувство, о котором, наверное, мечтает каждый человек.

Ученик1:  В раннюю пору жизни в душе человека возникает любовь, первая, боящаяся разочарований, обнадеживающая….

Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить, - писал Л.Н, Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо».

Для любящего самое главное – счастье любимого существа.

Ученик2:     Я  не могу без тебя жить!

         Мне и дожди без тебя – сушь,

         мне и в жару без тебя – стыть.

         Мне без тебя и Москва – глушь.

         Мне без тебя каждый час – с год:

         если бы время мельчить, дробя!

         Мне даже синий небесный свод

         кажется каменным без тебя.

         Я ничего не хочу знать –

         бедность друзей, верность врагов.

         Я ничего не хочу ждать,

         Кроме твоих драгоценных шагов.

                                                «Любовь и химия»

    Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь – неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность - это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения».  Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой «акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость  личностного роста».

    Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем. Прилив сил. Способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А. Гухман пишет: «Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути  перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».

    Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. В результате экспериментов ученые пришли к выводу о том, что предельные концентрации его достигаются в период от 2 до 4 лет. Кроме того, в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения, способствующие выработке эндорфинов -  веществ, успокаивающе действующих на нервную систему, чем обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

    В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцин – вещество, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

    Г.А.Гухман  считает, что любовь всегда останется чем – то большим, чем простая сумма химических веществ: «Это связь души и тела, действительности и воображения, поэзии мечты!» - и в этом она права.

   

    Учитель выписывает на доску названия этих веществ с соответствующими комментариями:

    Амфетамины – выделяются в период, соответствующий первой стадии любви (влюбленность);

   Эндорфины – выделяются в период, соответствующий второй стадии любви (благоденствие);

   Окситоцин – катализатор и закрепитель (на физиологическом уровне) – выделяется на обеих стадиях.

    Далее учитель отмечает, что наряду с целым рядом внешних (притягательная внешность, повышенное внимание, стечение обстоятельств) и внутренних (подсознательное стремление  найти в представителе противоположного пола сходство с матерью/отцом) предпосылок возникновение чувства обеспечивается особыми веществами, вырабатываемыми организме объекта любви. Это – феромоны – вещества, обладающие характерным тонким специфическим (привлекательным для конкретного человека) запахом.

                               1) Биохимия первой стадии любви

Волненье сердца, замиранье, трепет

И речь, похожая на детский лепет, -

И кажется, в крови адреналин,

Но уверяю, то фенилэтиламин! –

Его влюбленность щедро поставляет,

И он волненье сердца вызывает!

   Амфетамины – вещества, относящиеся к катехоламинам – классу органических веществ, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Катехоламины в одних тканях служат нейромедиаторами, а в других – гормонами.

   2- фенилэтиламин вызывает ощущения сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса.

«Симптомы любви и стресса подозрительно похож друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях они и те же» - Г.А.Гухман.

           

             2) Биохимия второй стадии любви и действия окситоцина.

       Эндорфин (endorphin) – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состоянии эйфории, его иногда называют «природным наркотиком» или «гормоном радости». Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.

        Биологические функции - эндорфина: обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция сокращений мышц полового тракта. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.

         Окситоцин – гормон задней доли гипофиза. Образуется в гипоталамусе.

Биологические функции окситоцина состоят в усилении сокращения гладких мышц матки и связанном с этим ускорением родов, в стимуляции выброса молока из молочной железы.

                        3) Гармония любви. Воспитание чувств.

        

2-фенилэтиламин (а вместе с ним и адреналин) оказывает на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эндорфин – успокаивающее. Эти вещества обладают наркотическими свойствами, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесенных извне.

Если концентрация 2-фенилэтиламина в организме не может повышаться постоянно, это не означает, что любовь угасла, потому что в отсутствие стрессов мозг поставляет достаточное количество эндорфина, который обеспечивает ощущения душевного комфорта, радости, счастья от близости любимого человека.

Гарантом сохранения любви американский психолог – практик Гэри Чепмен считает выбор в пользу воспитания своих чувств, желание и умение выражать их на языке любви своего возлюбленного. Им выявлены пять языков любви: слова поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения.

Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию  совместным радостям – вот далеко не полный перечень того что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной.

Ученик 3:   Не будем пить из одного стакана

                    Ни воду мы, ни сладкое вино,

                    Не поцелуемся мы утром рано,

                    А ввечеру не поглядим в окно.

                    Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

                    Но живы мы любовию одною.

                    Со мной всегда мой верный, нежный друг.

                    С тобой твоя веселая подруга.

                    Но мне понятен серых глаз испуг,

                    И ты виновник моего недуга.

                    Коротких мы не учащаем встреч.

                    Так наш покой нам суждено беречь.

                    Лишь голос твой поет в моих стихах,

                    В твоих стихах мое дыханье веет.

                    О, есть костер, которого не смеет

                    Коснуться ни забвенье, ни страх.

                    И если б знал ты, как сейчас мне любы

                    Твои сухие, розовые губы!

А теперь проведем тест, чтобы узнать понимаете ли вы своего любимого человека.

                                         Тест.

         1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?

а) Да – 1 очко; б) такой необходимости нет – 0 очков; в) такое выяснение отношений бесполезно – 2 очка.

         2. Если вы хотите задать какой-то вопрос, можете ли это сделать прямо без обиняков?

а) Да – 0 очков; б) да, но для этого потребуется благоприятная обстановка – 1 очко; в) об этом не может быть речи – 2 очка.

         3. Считаете ли вы, что ваш партнер умалчивает о многом, что его тяготит?

а) Да – 1 очко; б) не имею представления – 2 очка; в) я в курсе всех его (её) проблем – 0 очков.

         4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?

а) Да – 0 очков; б) не всегда, нужно выбрать подходящий момент – 1 очко; в) в большинстве случаев нет, потому что он (она) не имеет времени – 2 очка.

         5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите ли вы за тем, чтобы ваши формулировки были корректными?

а) Да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1 очко; б) мы говорим прямо то, что думаем, - 2 очка; в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь к чужому – 0 очков.

         6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?

а) Да, так часто бывает – 2 очка, б) он (она) просто не вникает в мои проблемы – 1 очко; в) он (она) всегда проявляет участие – 0 очков.

          7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

а) Случается и так – 2 очка; б) мы вместе обсуждаем решение, но последнее слово каждый оставляет за собой – 2 очка; в) мы все обдумываем и решаем вместе – 0 очков.

          8. Не предпочитаете ли вы чаще делиться своими мыслями, проблемами с друзьями (подругами), чем с вашим любимым (любимой)?

а) Иногда это случается – 1 очко; б) нет, все проблемы я обсуждаю со своим

 любимым (любимой) – 0 очков; в)  я и друзья лучше понимаем друг друга – 2 очка.

          9. Не бывает ли так, что, когда ваш партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?

а) Бывает и так – 2 очка; б) нет, я слушаю внимательно – 0 очков; в) если я чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание – 1 очко.

         10. Не пытаетесь ли вы в разговоре прежде всего высказываться сами?

а) Непременно – 2 очка; б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует, - 2 очка; в) считаю, сто мы оба должны делиться своими проблемами – 1 очко.

                А теперь сложите и подсчитайте очки, которые вы набрали….

От 0 до 10 очков. В вашей паре принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его (её) внимательно слушает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.

От 11 до 29 очков. Нельзя сказать. Что в вашей паре совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд проблем, о которых вам можно и нужно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите и не решаетесь обсуждать и решать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищет.

   

 Заключение: Обсуждение учащихся новых сведений, обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Каждому мила родная сторона"

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению, посвященного юбилею Елецкого района Липецкой области...

Внеклассное мероприятие по биологии "Знатоки биологии"

Игра-викторина по биологии проводится  в 5-7 классах, с целью получения дополнительных знаний по биологии ,а так же для того, чтобы лучше узнать природу, которая нас окружает....

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Поговорим о любви»

Это литературно-музыкальная композиция для обучающихся старших классов....

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"

Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «В любви и слове — правда мой закон» для учащихся 9-11 классов.

Всемирный год Шекспира- 2016.23 апреля 2016 г. весь мир отметил 400-ю годовщину памяти великого британского драматурга Уильяма Шекспира. Многочисленные мемориальные мероприятия прошли по всему свету, ...

Внеклассное мероприятие - музыкально-поэтический вечер "Философия любви"

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню всех влюбленных....