Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Теплякова Юлия Сергеевна

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК  Н.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_po_biologii_7_kl.doc565.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии «Биология. Многообразие живых организмов»  В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова 7 класс.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011 - 138с.

Цель:   формирование у учащихся представлений о многообразии  живой природы, особенностях строения и значении живых организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

  Рабочая программа составлена на основе авторской программы, изменений в программе нет, резервное время использовано на уроки обобщения, повторения и контроля знаний по темам:  «Царство Прокариоты», «Царство Грибы», «Царство Растения», «Надкласс Рыбы. Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Рабочая программа ориентирована на использование:

 - учебника:В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011. - 255с;

- тетради на печатной основе:

В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа.

      Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часовв неделю: всего  70 часов, лабораторных работ –17.

       Рабочая программапредполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные авторской программой.

       Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Тестовые задания, позволяющие подготовить учащихся к ГИА и ЕГЭ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и  животных; популяций; экосистем, животныхсвоего региона;
  • сущность биологических процессовобмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы;ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать:на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
  • анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации:находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  • соблюдения  мер профилактики  заболеваний,  вызываемых  растениями,  животными,  бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часыучебноговремени

Плановыесрокипрохождения

Примечание

Введение (3ч)

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого.

1 ч.

2

Ч.Дарвин и происхождение видов.

1 ч.

3

Многообразие организмов и их классификация

1 ч.

ЦарствоПрокариоты (3 ч)

4

Общаяхарактеристикапрокариот.

1 ч.

5

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Их роль в природе и практическое значение.

1 ч.

6

Многообразие и значениебактерий.

1 ч.

ЦарствоГрибы (3 ч)

7

Общаяхарактеристикагрибов.

1 ч.

8

Плесневые грибы Л.Р.№1«Строение плесневого гриба мукора»

1 ч.

9

Шляпочные грибы Л.Р. №2«Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1 ч.

10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы»

1 ч.

Лишайники(1 ч)

11

ОтделЛишайники.

1 ч.

ЦарствоРастения(16 ч)

12

Общая характеристика царства Растения

1 ч.

Низшиерастения (2 ч)

13

Строение и жизнедеятельность водорослей. Л.Р.№3 «Изучение внешнего строения водорослей»

1 ч.

14

Значение и многообразие водорослей.

1 ч.

ПодцарствоВысшиерастения (4часа)

15

Отдел Моховидные.

Л.Р.  №4 «Изучение внешнего строения мхов»

1 ч.

16

ОтделПлауновидные.

1 ч.

17

ОтделХвощевидные.

1 ч.

18

Отдел Папоротниковидные.

 Л.Р.№5  «Изучение внешнего строения папоротника»

1 ч.

Голосеменные растения (2 ч)

19

Отдел Голосеменные растения

1 ч.

20

Многообразие  голосеменных.

Л.Р.№6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1 ч.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)  растения (6 часов)

21

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

Л.Р.№7  «Изучение строения покрытосеменных растений»

1 ч.

22

СистематикаотделаПокрытосеменные.

1 ч.

23

СемействаклассаДвудольныерастения.

1 ч.

24

СемействаклассаОднодольныерастения.

1 ч.

25

Многообразие, распространение покрытосеменных. Л.Р. №8 «Распознавание наиболее распространенных растений Белгородской области»

1 ч.

26

Урок контроля, оценки и коррекции знаний  по темам «Отдел Покрытосеменные растения»

1 ч.

ЦарствоЖивотные. (37 часов)

27

ОбщаяхарактеристикаЦарстваЖивотные

1 ч.

Подцарствоодноклеточные (2 часа)

28

Общаяхарактеристикапростейших.

1 ч.

29

Многообразие и значение простейших. Л.Р. №9 «Строение инфузории - туфельки»

1 ч.

ПодцарствоМногоклеточныеживотные (1 час)

30

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1 ч.

Двухслойные животные. Тип кишечнополостные (3 часа)

31

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

1 ч.

32

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

1 ч.

33

Контроль, оценка и коррекция знаний по темам «Признаки Царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип кишечнополостные»

1 ч.

Трехслойные животные. Тип плоские черви (2 часа)

34

Общая характеристика типа Плоские черви

1 ч.

35

Многообразие и значение плоских червей.

1 ч.

Первичнополостные. Тип круглые черви. (1 час)

36

Общая характеристика типа Круглые черви.

1 ч.

Кольчатыечерви. (3 часа)

37

Общая характеристика типа Кольчатые черви. Л.Р.  №10 «Внешнее строение дождевого червя»

1 ч.

38

Многообразие и значение кольчатых червей.

1 ч.

39

Контроль, оценка и коррекция знаний по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»

1 ч.

Тип моллюски (2 часа)

40

Происхождение и особенности организации моллюсков. Л.Р.№ 11 «Внешнее строение моллюсков»

1 ч.

41

Многообразие  изначениемоллюсков.

1 ч.

ТипЧленистоногие (7 часов)

42

Происхождение членистоногих и особенности организации. Л.Р. № 12 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

1 ч.

43

КлассРакообразные.

1 ч.

44

КлассПаукообразные.

1 ч.

45

Общаяхарактеристиканасекомых.

1 ч.

46

Размножение и развитиенасекомых.

1 ч.

47

Значение и многообразиенасекомых.

1 ч.

48

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые»

1 ч.

ТипИглокожие (1 ч.)

49

Общаяхарактеристикаиглокожих.

1 ч.

Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 час)

50

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1 ч.

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. (2 часа)

51

Происхождениерыб. Хрящевыерыбы.

1 ч.

52

Костные рыбы. Л.Р. № 13 «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

1 ч.

КлассЗемноводные (2 часа)

53

Общая характеристика земноводных.  Л.Р. № 14 «Особенности внешнего строения лягушки  в связи с образом жизни»

1 ч.

54

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

1 ч.

55

Контроль, оценка и коррекция знаний по темам «Надкласс Рыбы. Класс Земноводные»

1 ч.

КлассПресмыкающиеся (2 часа)

56

Общаяхарактеристикапресмыкающихся.

1 ч.

57

Многообразие и роль пресмыкающихся  в природе и жизни человека.

1 ч.

КлассПтицы (4 часа)

58

Общая характеристика  птиц. Л.Р. № 15 «Выявление особенностей внешнего строения птиц  в связи с образом жизни»

1 ч.

59

Экологическиегруппыптиц.

1 ч.

60

Роль птиц в природе и  жизни человека

1 ч.

61

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

1 ч.

КлассМлекопитающие (4часа)

63

Общаяхарактеристика класса Млекопитающие.

1 ч.

64

Внутреннее строение млекопитающих.

Л.Р. № 16  «Изучение строения млекопитающих»

1 ч.

65

Размножение и развитиемлекопитающих.

1 ч.

66

Многообразие млекопитающих.

 Л.Р.  № 17 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

1 ч.

67

Контроль, оценка и коррекция знаний по теме «Млекопитающие»

1 ч.

ЦарствоВирусы (2 часа)

68

Общаяхарактеристикавирусов.

1 ч.

69

Значениевирусов

1 ч.

70

Многообразиеживыхорганизмов.

1 ч.

Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации жизни.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Систематика — наука о разнообразии и классификации живых организмов.

I. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ч)

Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. ПодцарствоАрхебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. ПодцарствоОксифотобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.

II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч)

  Общая характеристика грибов (3 часа)        

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы).

Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.

Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе.

Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 ч)

1. Общая характеристика царства растений

Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.

2. Подцарство Низшие растения (4 ч)Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.

Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.

Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.

3. Подцарство Высшие растения (14 ч)

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение.

Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.

Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (40 ч)

Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

1. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.

2. Подцарство Многоклеточные (37 ч)

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные(3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучении симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль и природных оообшествах.

Тип Плоские черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы.  Многообразие видов, роль вприроде.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.

Многообразие червей паразитов, черты приспособленности к паразитизму.        

Тип Круглые черви (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Тип Кольчатые черви (3 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Тип Моллюски (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обирания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Членистоногие (7 ч)

Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие пилон. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс  Насекомые.  Общая характеристика  класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением,  особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Иглокожие(1ч).

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.  

Тип Хордовые (15 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности

строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Класс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Класс Земноводные (2 ч)

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Млекопитающие (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хтонобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности» — 1 ч.

V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (I ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

                                               Формы и средства контроля.

Формы и средства контроля включают в себяразличные виды тестовых работ, биологические диктанты, зачеты – игры.

Перечень учебно – методических средств обучения.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011, -  138с.

  1.  В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011. - 255с;

  1. В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа.

  1. Высоцкая М.В. «Биология 7 класс: поурочные планы по учебнику  В.Б. Захарова, Н.И. Сонина». – Волгоград: Учитель. 2006. – 447 с.

  1. Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет»,2003. – 224 с.

Необходимыйминимумоборудования.

классы

Темы лабораторных и

практических работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

7 класс

Строениеинфузориитуфельки

Микроскоп – 1

Готовыймикропрепарат - 1

Внешнеестроениедождевогочервя

ЧашкаПетри – 1

Пинцет - 1

Внешнеестроениемоллюсков

Набор раковин моллюсков - 1 (на класс)

Внешнее строение и многообразие насекомых

Коллекциянасекомых - 1 (накласс)

Особенности строения рыб в связи с образом жизни

Аквариум или набор изображений - 1 (на

класс)

Особенности строения лягушки в связи с образом жизни

Наборизображений - 1 (накласс)

Особенности строения птиц в связи с образом жизни

Чучело или набор изображений - 1 (на класс)

Внешнеестроениемлекопитающих

Набор изображений или чучело - 1 (на класс)

Тема:  «Водоросли»

Биологический диктант. Закончите предложения

  1. Тело растения нерасчлененное на ткани и органы называется...(таллом)
  2. Нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, водорослей и грибов, служащее для закрепления таллома на субстрате.(ризоид)
  3. Зеленыепигментырастений.(хлорофилл)
  4. Органоиды водорослей, которые содержат пигменты, обеспечивающие фотосинтез.(хроматофор)
  5. Половая репродуктивная клетка животных и растений.(гамета)
  6. В результате слияния половых клеток формируется...(зигота)
  7. Бесполое поколение растений. Продуцирует споры.(спорофит)
  8. Половое поколение в жизненном цикле растений. Образуется из споры и имеет гаплоидный набор хромосом. Продуцируетгаметы.(гаметофит)
  9. Совокупность микроскопических растений, обитающих в толще морских и пресных вод и пассивно передвигающихся под влиянием водных течений.(фитопланктон)
  10. Совокупность растений (водоросли и некоторые цветковые), обитающих на дне водоемов.(фитобентос)

Тест «Правда – Ложь»

  1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира.
  2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.
  3. В почве водоросли не встречаются.
  4. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.
  5. Большинствоводорослей — автотрофы.
  6. Водоросли размножаются только бесполым путем.
  7. Водоросли размножаются бесполым способом в благоприятных условия!
  8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30—50 м.
  9. Бурые водоросли обитают только в арктических морях.
  10. Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры

  Тест «Проверь себя»

1. Водоросли представляют собой:

а) класс растений;

б) отдел растений;  

в) несколько отделов;

 г) отдельное царство?

2. У водорослей не бывает:

   а) стебля;

   б) листьев;

   в) корней;    

   г) всех этих органов?

3.Хламидоманада имеет:

а) один жгутик на переднем конце;      

 б) один жгутик на заднем конце;      

 в) два жгутика на переднем конце;        

г) два жгутика на заднем конце?

4. Ризоиды водорослей служат для:    

а) дыхания;                                  

б) вегетативного размножения;                                                                              

в) прикрепления к субстрату;    

г) фотосинтеза

5. Размножаются водоросли:    

а) бесполым способом, спорами;      

б) вегетативно;                      

в) половым путем;                              

г) верны все ответы?

6.Водоросли – автотрофные организмы, потому что:          

а) питаются готовыми органическими веществами;  

б) сами вырабатывают органические вещества;            

в) двигаются;                              

 г) питаются, дышат, растут

7.Как называется тело водоросли:                      

а) стебель;              

б) таллом;        

 в) спорофит;          

г) гаметофит?

8.Какая водоросль относится к одноклеточным:                  

а) спирогира;                      

б) саргассум;        

 в) хлорелла;                        

г) ламинария

9.Растение, образующее споры, называется:                            

а) гаметофит;                  

б) зигота;                                  

в) спорофит;                    

г)  слоевище

10. Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится в:            

а) хроматофоре;            

б) цитоплазме;

в) лейкопластах;            

г) ядре

Тема: «Плауна. Хвощи. Папоротники»

I. Тест «Проверь себя»

1.Где происходит оплодотворение у споровых:              

а) в воздухе;                  

б) в воде;

в) в почве;                      

г) в клетке растений?  

2. Как называются первые наземные растения:                

а) Маршанция;              

б) Родобриум;            

в) Псилофиты;                

г) Сфагнум

3. Тело мхов подразделяется:                                                

а) Стебли и листья;          

б) Листья и корни;

в) Стебли и корни;          

г)  Стебли, листья, корни

4.  Плауны это    

а) Однолетние растения с ризоидами;                    

б) Многолетние растения с. крупными листьями;

 в) Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями;

 г) Многолетние растения с ризоидами

5. Хвощи имеют:

а) Ризоиды;        

б) Ползучий стебель;            

в) Корневище;        

г)  Луковицу

6. Заросток папоротника это:    

а)  Спорофит;                                            

б) Гаметофит;

в) Маленькое растение папоротника;      

г) Разворачивающиеся листья папоротника.

7.В жизненном цикле папоротников преобладает:  

а) Спорофит;  

б)  Гаметофит;        

в) Обе формы развиваются одновременно (параллельно);                    

г) Обе формы развиваются последовательно — то гаметофит, то спорофит

10.        Хвощ — показатель того, что почва:

а) Кислая;    

б)  Щелочная;    

в)  Нейтральная;        

г) Не является показателем

Тема: «Покрытосеменные растения.»

1.К вегетативным органам высших растений относятся:            

а) корень;                            

б) цветок;

в) спорангии;                      

 г) плоды

2. Опыление хвойных растений происходит при помощи:        

а) насекомых;                      

 б) ветра;

в) воды;                                

г) птиц

3. Для покрытосеменных растений характерно:    

а) двойное оплодотворение;              

б) простое оплодотворение;

в) наличие воды для оплодотворения;      

г) только половое размножение

4. Покрытосеменные получили такое название, так как:

а) образуют семена;

б) семяпочка защищена завязью;

 в) семя окружено плотной кожицей

5. Систематический признак двудольных растений:

а) наличие ярких цветов;                    

б) наличие в зародыше двух семядолей;

 в) мочковатая корневая система;    

г) обоеполость цветков

6. Семядоля у однодольных растений – это:

а) эндосперм;

б) соцветие;

в) развитые листья;  

г) первый лист растения

7. К однодольным относят:

а) лютики;

б) горох;

в) лилия;

г) роза

8. У двудольных имеется:          

а) параллельное жилкование;                      

б) мочковатая корневая система;

в) параллельное жилкование;                        

г) одна семядоля

«Выбери-ка!»

А. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства лилейных.

  1. Околоцветник простой, состоит из шести лепестков.
  2. В цветкемноготычинок.
  3. В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.
  4. Околоцветник состоит из пяти  чашелистиков и пяти лепестков.
  5. Плод – зерновка.
  6. В цветке один пестик и пять тычинок.
  7. Листья с параллельным или дуговым жилкованием.
  8. Плод –семянка.
  9. Плод – ягодаиликоробочка.
  10. Растение многолетнее, с луковицами или корневищами.

Б. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства злаков.

  1. Мелкие цветки собраны в соцветия корзинки.
  2. Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь
  3. соединяются в более сложные соцветия.
  4. Плод – семянка.
  5. Околоцветник  состоит из четырех  чашелистиков и четырех лепестков.
  6. Листья длинные, с параллельным или дуговым жилкованием и длинным влагалищем.
  7. Плод – ягода.
  8. Плод – зерновка.
  9. Цветок имеет две цветковые  чешуи,  три тычинки и один пестик с двумя
  10. мохнатымирыльцами.
  11. Стебельсоломина с узлами.
  12. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми или воронковидными.

В. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители  семейства крестоцветных.

  1. Плодягодаиликоробочка.
  2. Соцветиекисть.
  3. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.
  4. Плод – боб.
  5. Венчик цветка состоит из четырех свободных  лепестков.
  6. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.
  7. Соцветие – головка.
  8. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.
  9. Плодстручокилиструночек.
  10. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

Г. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства пасленовых.

  1. Плодягодаиликоробочка.
  2. Соцветиекисть.
  3. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.
  4. Плод – боб.
  5. Венчик цветка состоит из четырех свободных  лепестков.
  6. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.
  7. Соцветие – головка.
  8. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.
  9. Плодстручокилиструночек.
  10. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

Вставьте пропущенные слова

У растений класса однодольных зародыш семени имеет…………….семядолю, корневая система…………………, жилкование листьев…………..и………………..

У растений  класса двудольных зародыш семени имеет………..семядоли, корневая

 система………….., жилкование………….

Тема: «Простейшие»

Тестовые задания.

1. Простейшие могут обитать:

А. В воде        В. В живых организмах

Б. В почве        Г. Во всех перечисленных средах

2. Ложноножки представляют собой:

А. Скелетные образования        В. Многоклеточные отростки

Б. Выпячивания цитоплазмы        Г. Жгутики

3. В период неблагоприятных условий простейшие:

А. Усиленно питаются        В. Превращаются в цисту

Б.Интенсивно размножаются           Г. Ведут обычный образ жизни

4. Все виды жгутиконосцев перемещаются с помощью:

А.Одного подвижного жгутика        В. Разного количества жгутиков

Б. Двух подвижных жгутиков        Г. Множества ресничек

5.К кишечным паразитам животных и человека относятся:

A.Инфузория туфелька

Б. Трихомонада, лямблия и дезинтерийная амеба

B.Трипаносома, лейшмания и малярийный плазмодий      

Г. Все паразитические простейшие

6.Какие из простейших имеют непостоянную форму тела?

А. Амебы                 Б. Радиолярии        

В. ИнфузорииГ. Все простейшие

Тема: «Кишечнополостные. Черви»

  1. Выпишите номера характерных признаков типов червей.

Плоскиечерви

Круглыечерви

Кольчатыечерви

Признаки:

1 — многие развиваются с превращением; 2 — тело сегментировано; 3 — в основном паразиты; 4 — замкнутая кровеносная система; 5 — имеется пищеварительная система у всех представителей; 6 — гермафродиты; 7 — двусторонняя симметрия тела; 8— наличие полости тела; 9 — один слой мышц; 10 — два слоя мышц; 11 — тело покрыто мощной кутикулой.

2.  Рассмотрите и назовите изображенных на рисунке животных.

Укажите черты сходства и различия.

К каким систематическим группам они относятся.

Тема: «Моллюски»

Выберите  буквы правильных ответов
1. Тело большинства моллюсков покрыто:

а) Раковинами;                          

б) Ресничками;                  

в) Щетинками;            

 г) Хитином

2. Среди экологических групп моллюсков отсутствуют:

а)  Растительноядные формы;                           б) Паразитические формы;

в)  Хищники;                                                       г) Фильтраторы воды

3. У каких моллюсков самая совершенная нервная система:

а)  У всех двустворчатых;                      б) Брюхоногих ;

 в) У головоногих ;                                   г) У двустворчатых пластинчатожаберных

4. Замкнутую кровеносную систему имеют:

а) все моллюски;                б) двустворчатые;  

в)  Брюхоногие;                  г) Головоногие

5. Моллюски дышат:            

а) только жабрами;                                     б) только легкими;

в) только через поверхность мантии;       г) всеми перечисленными способами.

6.Среди моллюсков одну ногу имеют:    

а) Только брюхоногие;       б) Брюхоногие и двустворчатые;

в) Только двустворчатые;    г) Только головоногие

10. Среди моллюсков 8—10 ног имеют:    

а) Брюхоногие; б) Головоногие;

в) Двустворчатые;     г) Все виды

Вставьте пропущенные слова.

Большинство моллюсков защищает свое ... тело раковиной.

Брюхоногие моллюски имеют мускулистый язык с... … «зубами». Головоногие моллюски обладают уникальной в животном мире способностью к …………… движению.Самой высокоразвитой нервной системой среди беспозвоночных животных дают ............ моллюски, имеющие крупный головной мозг.Защищаясь от врагов, головоногие моллюски выбрасывают ... ……облако.

Ответ: 1 — мягкое; 2 — хитиновыми3 — реактивному; 4головоногие; 5 — чернильное.

Тема: Тип Членистоногие и Иглокожие»

Тестовые задания.

1. Взрослые иглокожие живут преимущественно:

А. В толще морской воды

Б. На морском дне        

В. В пресных водах

Г. Во всех перечисленных средах

2.Разные группы иглокожих питаются:

A.Только планктоном                              

Б. Только водорослями

B.Только малоподвижными донными животными              

Г. Всей перечисленной пищей

3.Членистоногие обитают:

А. В воде        

Б. На суше        

В. В земле

Г. Во всех жизненных средах Земли

4. Способы перемещения членистоногих:

A. .Бег и прыжки                  

B.Полет

Б. Плавание

Г. Все известные способы, кроме реактивного движения

5. Тело членистоногих защищено:
А. Хитиновым покровом        

Б. Стрекательными клетками            

В. Раковинами

Г. Слизью

6.Ракообразные не способны питаться:

А. Водорослями        

Б.  Кровью животных        

В. Живой добычей

Г. Мертвыми животными

7.По характеру питания паукообразные:

А. Растительноядные        

Б. Потребители бактерий

В. Хищники        

Г. Всеядные

8. Паукообразным не свойственно размножение путем:

A.Откладывания оплодотворенных яиц        

Б. Откладывания неоплодотворенных яиц (партеногенез)

B.Живорождения                                              

Г. Простого деления

9.Все паукообразные имеют ходильные ноги в количестве:

А. Одной пары        

Б. Двух пар        

В. Трех пар

Г. Четырех пар

10.Все насекомые имеют ходильные ноги в количестве:

А.Одной пары        

Б. Двух пар        

В. Трех пар

Г. Четырех пар

11.Тело насекомых подразделяется на:

А. Два отдела                     

Б. Три отдела        

В. Четыре отдела

Г. Большее число отделов

12.Среди прямокрылых есть виды, которые наносят серьезный урон сельскому  хозяйству; наиболее опасные из них:

А. Сверчки        

Б. Кобылки

В. Саранча

Г. Кузнечики

13.По характеру питания вши являются:

A.Наружными паразитами позвоночных животных
Б. Внутренними паразитами

B. Хищниками
Г. Потребителями мертвого органического вещества

14.Название отряда, к которому принадлежат бабочки, связано с тем, что:

A..Их крылья по форме напоминают чешуйки
Б. Их крылья покрыты крупной чешуей

B.Их прозрачные крылья покрыты мелкими разноцветными чешуйками
Г. Их окрашенные крылья покрыты мелкими бесцветными чешуйками

15.У бабочек из куколки появляется:

А. Взрослое насекомое        В. Гусеница второго поколения

Б. Гусеница первого поколения        Г. Новая кладка яиц

16.Полезны для сельского хозяйства истребители тли:

А. Божьи коровки        

Б. Скарабеи        

В. Майские жуки

Г. Долгоносики

Тема: «Систематика, особенности строения, образ жизни млекопитающих»

Тест «Проверь себя»

1.Дикие млекопитающие распространены:

а) На всех материках и островах Земли;

б) На всех островах и материках, кроме Антарктиды;    

 в) По всей поверхности Земли;

 г) По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

2.Млекопитающие передвигаются:

а) Только по земле;                                                                          

 б) Только по земле, под землей и по деревьям;

 в) Только по земле, под землей, по деревьям, по льду и в воде;

 г) По земле, под землей, по деревьям, в воде, по льду и в воздухе

3.Млекопитающие рождают детенышей:      

а) Только на земле;

б)  Только на земле, под землей и на деревьях

 в)   На  земле, под землей, на деревьях, на льду и в воде;

 г) На земле, под землей, на деревьях, на льду, в воде и воздухе

4.Покрытые иглами звери встречаются в отрядах:

а) Грызунов и хищных;                                              

б)  Грызунов и насекомоядных;

в)  Грызунов, насекомоядных и однопроходных;      

г)  Во всех названных выше отрядах

5.Чем млекопитающие отличаются от других позвоночных животных:              

а)  Наличием век, прикрывающих глаза;                    

б)  Наличием хвоста;

в)  Пятипалыми конечностями;                                    

 г)  Наличием шерстного покрова у большинства видов

6. Разные виды рукокрылых питаются:      

а)  Только насекомыми;                                                                          

б)  Только плодами растений;

в)  Только рыбой и кровью других млекопитающих;                        

г)  Всеми видами перечисленной выше пищи

7.Конечности в виде ласт имею  

а) Только ластоногие;                      

б)  Только китообразные;

в)  Ластоногие и китообразные;      

г)  Ластоногие, китообразные и водные грызуны

8.Быстрее всех бегает:          

а) Волк;                

б)  Гепард;                    

в)  Кулан;                

г)  Бегемот

9. Самые разнообразные по форме зубы имеют:    

а)  Хищные звери;                          

б)  Зубатые киты;

в)  Грызуны;                                    

г)  Жвачные парнокопытные

10. Представители приматов встречаются:  

а) Только в Африке;    

б)  Только в Африке и Южной Азии;

в)  Только в Африке, Южной Азии и Южной Америке;

 г)  По всему миру

Тестирование  « Класс Рыбы»

Задание: выбери правильные ответы.

1. Рыбы относятся к типу:

А) бесхордовых;        

Б) полухордовых;          

В) хордовых.

2. Хорда – это…

А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него спинных или хрящевых защитных образований;

Б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;

В) эластичная трубка, в канале которой находится спинной мозг.

3. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:    

А) хрящевых рыб (акулы, скаты);    

Б) костно-хрящевых рыб (осетры, белуги);

В) у всех рыб, за редким исключением.

4. Тело покрыто костной чешуёй:

А) только у хрящевых рыб;                              

Б) только у костных рыб;      

В) у всех рыб, за редким исключением.

5. Большинство рыб относится к классу:    

А) костных рыб;            

Б) хрящевых рыб;            

В) ланцетников.

6. К парным плавникам относятся:    

А) только грудные;                

Б) только брюшные;        

В) грудные и брюшные.

7. Плавательный пузырь имеется:

А) у всех видов рыб;                        

Б) у всех видов рыб, кроме хрящевых;

В) у всех видов рыб, кроме хрящевых и некоторых костных рыб.

8. Плавательный пузырь у рыб выполняет следующие функции:

 А) только гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела).

 Б) гидростатические, а у некоторых видов рыб и дыхательные;

 В) гидростатические, дыхательные (у некоторых видов рыб) и функции поддержания постоянного состава крови

9. Органы боковой линии имеются:

А) у всех видов рыб;                        

Б) у некоторых видов рыб.

10. Из икринок рыб выходят:

А) мальки;                

Б) личинки;                

В) сформировавшиеся маленькие рыбки.

11. Кровеносная система у рыб:                              

А) замкнутая;              

Б) незамкнутая;                                                                                    

В) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме:  «Строение грибов и лишайников»

Цель.Изучить особенности строения шляпочных грибов.

Оборудование. Муляжи шляпочных грибов, таблица «Шляпочные грибы»; таблица «Строение лишайников», живой экземпляр лишайника или гербарный материал

1. Рассмотрите муляжи и таблицы шляпочных грибов. Нарисуйте строение гриба и подпишите все его части.

Признакидлясравнения

Изучаемые объекты

Белый гриб

Рыжик

Плодовое тело

Место созревания спор

2. Заполните таблицу. Сравните шляпочные грибы.

Вывод. Человек употребляет в пищу …………… телошляпочных грибов. Грибы, у которых споры созревают на пластиках -………..в …………….  - трубчатые.

3. Рассмотрите лишайник, отметьте его внешнее и внутреннее строение. Зарисуйте  рисунок, сделайте необходимые надписи.  

Вывод. Лишайники – уникальная группа живых существ. Они представляют  собой………………………..организм, состоящий из………………и……………….

 Два ученика поспорили между собой. Один считает, что грибы относятся к царству растений, а другой с ним не согласен. Кто из них прав? Ответ обоснуйте.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме:  «Строение спирогиры»

Цель. Изучить строение нитчатой водоросли спирогиры; доказать, что она относится к низшим растениям — многоклеточным зеленым водорослям.

Оборудование. Микроскоп, микропрепараты спирогиры.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат спирогиры и изучите рисунок учебника на с. 38. Напишите, сколько клеток у спирогиры, как они расположены, какой имеют цвет.

2. Зарисуйте отдельную клетку спирогиры, укажите ее части — ядро, оболочку, цитоплазму, вакуоль, хроматофоры

3. Сравните талломы спирогиры и ламинарии. Укажите их сходство и различие.

Сходство:        

Различие:         

Вывод. Спирогира является представителем зеленых водорослей, фотосинтез в ее клетках происходит в        , содержащих пигмент        цвета  —        

Таллом спирогиры образован        клеток, расположенных в виде __________________.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме:  «Строение мхов»

Цель. Изучить особенности строения мхов.

Оборудование. Микроскоп, лупа, мхи кукушкин лен и сфагнум, микропрепараты мхов

Инструктивная  карточка

1. Рассмотрите растения кукушкина льна и сфагнума с помощью лупы. Найдите побеги, ризоиды, спорангии.

2. Рассмотрите микропрепараты листьев мхов под микроскопом. Найдите у сфагнума зеленые хлорофиллоносные клетки и бесцветные водоносные клетки.

3. Заполните таблицу. Сравните моховидные.

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Кукушкин лен

Сфагнум

Наличие побегов

Наличие корней

Ветвление побегов

Наличие ризоидов

Место образования спор

Особенности строения клеток листьев

Вывод. У всех мхов есть        , но отсутствуют

        Их споры созревают в        

Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что:

а)        ;

б)        ;

в)        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме:  «Строение хвоща»

Цель. Изучить особенности строения   хвощей.

Оборудование. Гербарии хвоща полевого, лупа.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии.

2. Заполните таблицу.

Признаки для описания

Отдел

Хвощ полевой

Наличие корней

Наличие побегов

Особенности строения листьев

Особенности строения стебля

Способ размножения

Место образования спор

Вывод. Хвощи   относят к высшим _.........................................................

растениям, так как у них есть        органы:

        и        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Строение папоротника»

Цель. Изучить особенности строения папоротников и хвощей. Выявить черты сходства споровых растений.

Оборудование. Гербарии   папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии.

2. Заполните таблицу.  

Признаки для описания

Отдел

Щитовник мужской

Наличие корней

Наличие побегов

Особенности строения листьев

Особенности строения

стебля

Способ размножения

Место образования спор

Вывод.   Папоротники  относят к высшим _...............................................

растениям, так как у них есть        органы:

        и        На основе  сходства папоротников и мхов мы

можем сделать вывод обих        

■   Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Строение пыльцы, шишки и семени сосны»

Цель. Изучить особенности строения голосеменных растений.

Оборудование. Побеги и шишки сосны (ели).

 Инструктивная карточка

1.        Рассмотрите листья сосны (ели) и их расположение на побеге. Опишите приспособления у листьев к уменьшению испарения воды.

Листья у большинства хвойных:

а)        ;

б)        снаружи покрыты        ;

в)        устьица        

2.        Рассмотрите строение мужских шишек. Найдите ось и чешуйки. Зарисуйте расположение семян на чешуйке. Какова
роль крылышка?

3. Рассмотрите строение женских шишек. Найдите ось и чешуйки. Какова роль семязачатка?

Вывод. Сосна (ель) не сбрасывает листья на зиму, так как
        Ее семена лежат на………… чешуйках        ,

поэтому она относится к……………………растениям

■   Объясните, почему голосеменные растения могут расти даже в сухих местах.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме:

«Строение шиповника», «Строение пшеницы»

Цель. Выявить характерные черты классов покрытосеменных

растений.

Оборудование. Гербарии пшеницы и шиповника, модели их

цветков.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите гербарии и модели цветков.

2. Заполните таблицу. Сравните представителей двух классов цветковых растений.

Признакидлясравнения

Класс

Класс

Шиповник

Пшеница

Тип корневой системы

Жилкование листьев

Число семядолей в зародыше

Число частей цветка

Кратно четырем или

Строение околоцветника

Простой

Вывод. Чтобы определить принадлежность цветковых растений к определенному классу, нужно изучить:

а)………………………………………………..систему

б) …………………………………………….. листьев

в)строение………………………………………...

г) число…………………………………………….

д)  число ……………………………………………..

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Строение инфузории туфельки»

Цель. Изучить строение инфузории туфельки и других одноклеточных животных; выявить признаки сходства представителей простейших.

Оборудование. Пластилин, проволока, ножницы.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите в учебнике рисунки строения амебы обыкновенной (с. 96), эвглены зеленой (с. 97), инфузории туфельки (с. 98, 99).
  2. Сделайте из пластилина или другого подручного материала модели амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки.
  3. Сравните одноклеточные организмы и дополните таблицу.

Признакидлясравнения

Организмы

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Ядро

+

Оболочка

+

Цитоплазма

+

Пищеварительная вакуоль

-

Сократительная вакуоль

+

Хлоропласты

-

Светочувствительныйглазок

-

Клеточный рот

-

Органоиды передвижения

Ложноножки

Вывод. У всех одноклеточных животных есть        ,

        и        Основная форма размножения         , но встречается и        

Среда обитания —        

■   Представьте себе, что амеба утратила способность к образованию ложноножек. Что с ней может произойти?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме:

«Внешнее строение пресноводной гидры.

Раздражимость, движение гидры»

Цель. Изучить строение, функции и место расположения клеток пресноводной гидры.

Оборудование. Цветная бумага, ножницы, клей, проволока.

Инструктивная карточка

Работа выполняется в группах. Каждая группа изучает описание одного из типов клеток гидры в учебнике, делает их модель, подписывает их на рисунке и заполняет строку в таблице. 1. Подпишитеназваниячастей, слоевтела, клетокгидрынарисунках.

1…………………………..

2………………………….

3…………………………

4………………………….

5…………………………

6…………………………

7…………………………

8………………………….

9………………………….


2. Сделайте из бумаги модель гидры. Сравните модель с эталоном в учебнике. Внесите необходимые коррективы.

3. Заполните свою часть таблицы, используя предложенные слова:

эктодерма, энтодерма, регенерация, защита и охота, полостное пищеварение, внутриклеточное пищеварение, передвижение и защита, рефлекс.

Типыклеток

Функции. Значение

Эпителиально-мускульные

Нервные

Промежуточные

Стрекательные

Железистые

  1. Подготовьте описание клеток (3—7 предложений); расскажите об особенностях клеток гидры всему классу.
  2. Во время рассказов других групп заполните всю таблицу и подпишите рисунки.

Вывод. Гидра — это        организм.

         каждой ее клетки приспособлено для

выполнения определенной        

■  Опишите, как размножаются гидроидные. Что такое гидромедузы?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме:

«Внешнее строение дождевого червя»

Цель. Изучить строение дождевого червя; доказать, что животное является представителем типа Кольчатые черви,

класса Малошетинковые.

Оборудование. Таблица «Дождевой червь».

Инструктивная карточка

1. Заполните таблицу, распределив указанных животных на две группы:

аскарида, дождевой червь, бычий цепень, пиявка, голый слизень, нереида.

ПредставителитипаКольчатыечерви

Представителидругихтипов

Вывод.Дождевой червь и другие животные, записанные в первый столбик таблицы, относятся к кольчатым червям, потомучто………………………………………………..        

2. Рассмотрите рисунки учебника на с. 128—131.

а)        Изучите строение дождевого червя.

б)        Найдите головную лопасть, сегменты тела, поясок.

в)        Сосчитайте  количество  пар щетинок, расположенных на
каждом сегменте тела дождевого червя.

г) Сравните количество щетинок на теле у дождевого червя и пескожила.

д) Какую функцию выполняют щетинки у этих животных?

Вывод.На каждом сегменте тела дождевого червя расположено

по        пар щетинок, а у пескожила во много

раз         , поэтому дождевой червь относится

к классу        , а пескожил — к классу        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

по теме: «Внешнее строение моллюсков»

Цель. Изучить строение беспозвоночных животных моллюсков. Научиться определять возраст моллюска и его систематическое положение по его раковине.

Оборудование. Схемы строения моллюсков. Раковины беззубок и прудовиков, лупа.

 Инструктивная карточка

1. Рассмотрите раковину беззубки. Сосчитайте количество слоев (годичных колец), расположенных около верхушки раковины двустворчатого моллюска.

Этих слоев        , значит, беззубке было…………...лет.

2. Сравните раковины беззубки и прудовика.

У беззубки раковина состоит из        створок, а упрудовика          и имеет форму

Вывод.  Возраст двустворчатого моллюска можно определить

по количеству        на его раковине.

Если раковина моллюска состоит из двух створок, то он относится к классу        , а если раковина цельная иимеет форму завитка, то к классу……………………………………

■ Представьте себе, что беззубка приобрела способность к быстрому передвижению. Какие изменения должны произойти с ней в связи с этим? Почему?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

по теме:

«Внешнее строение речного рака»

Цель. Изучить строение речного рака, доказать, что он является представителем типа Членистоногие, класса Ракообразные.

Оборудование. Коллекция «Внешнее строение речного рака», влажные препараты, лупа.

Инструктивнаякарточка

  1. Рассмотрите коллекцию, влажный препарат и рисунок учебника нас. 144, 146. Обратитевниманиенастроениеконечностейречногорака.
  2. Найдите все части тела и конечности речного рака. Сосчитайте и запишите количество органов:

а)        глаза —        ;

б)        усики —        ;

в)        конечности, расположенные на головной части головогруди, —………………        ;

г)        конечности, расположенные на грудной части головогруди, —………………..        

3.        Заполните таблицу. Распределите указанные ниже признаки, характерные для типа и класса

Признаки:

а)        отделы тела — головогрудь и брюшко;

б)        хитиновый покров;

в)        членистые конечности;

г)        2 пары усиков;

д)        1 пара глаз,

е)        5 пар ног, расположенных на грудной части головогруди.

Речнойрак

Признакитипа

Признакикласса

Вывод.Речной рак является представителем типа        

так как         

Речной рак является представителем класса
так   как           

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

по теме: «Внешнее строение насекомого»

Цель. Изучить строение колорадского жука и комнатной мухи,

выявить у этих животных признаки типа Членистоногие, класса

Насекомые.

Оборудование. Коллекции колорадских жуков и комнатных мух, лупа

 Инструктивная карточка

1.        Рассмотрите с помощью лупы конечности и покровы насекомых. Сосчитайте количество члеников на конечностях.
Колорадский жук и комнатная муха — это представители типа

Членистоногие, поэтому покров их тела        ,

т. е. состоит из множества        

2.        Определите отделы тела, количество усиков и конечностей,
найдите крылья.

Колорадский жук и комнатная муха относятся к классу Насекомые, их тело состоит из        отделов:        ,

        и        У них        пара

усиков и        пары ног. Есть        

Выводы

1.        Для того чтобы охарактеризовать жука как представителя

типа         , необходимо указать:

а)        тела;

б) особенности строения        

2.        Для того чтобы доказать принадлежность жука к классу

        , нужно назвать:

а)        отделы        ;

б)        число        ;

в)        количество        ;

г)        

■  Сравните речного рака и колорадского жука. Почему их называют «дальними родственниками»?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14

по теме:

«Внешнее строение лягушки»

Цель.Изучить   особенности внешнего строения и способы передвижения  лягушки.

Оборудование:влажный препарат лягушки, таблица «Внешнее строение земноводных», ручная лупа.

  1. Рассмотрите  лягушку на влажном препарате, определите форму ее тела. Объясните, какоезначениеонаимеет в жизнилягушки.
  2. Рассмотрите все отделы тела лягушки. Какие отделы тела лягушки появились у нее с  выходом на сушу?
  3. Рассмотрите окраску тела лягушки на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
  4. Каково значение в жизни лягушки  имеет влажная кожа?
  5. Подпишите на рисунке «Внешнее строение лягушки» все отделы  тела.

  1. Опишите скелет лягушки. Заполните таблицу.

Отделыскелета

Скелетлягушки

Скелетголовы

Скелеттуловища: позвоночник

ребра

Поясаконечностей: плечевой

тазовый

Скелет конечностей: верхних

нижних

Вывод.   В связи с приспособлением животных к жизни на……….         в скелете земноводных произошли следующие изменения:

а) некоторые кости………………... черепа между собой и их количество        

 б) в позвоночнике появились……………………. и………………………..отделы;
в)появился…………………..        пояс;

г) скелет верхних конечностей образован следующими отделами:……………………….. предплечье и……………………

д) в скелете нижних конечностей амфибий можно различить………………….,………………и стопу.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

по теме:

«Внутреннее строение лягушки»

Цель: изучить особенности внутреннего строения лягушки.

Оборудование: влажный препарат лягушки, таблица «Внутреннее строение земноводных»

Инструктивнаякарточка.

  1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле лягушки.
  2. Найдите и рассмотрите легкие. Определите место их расположения. Установите, к какой системе органов они относятся. Какдышатлягушка?
  3. Найдите желудок, кишечник, печень.
  4. Найдите на влажном препарате сердце. Установите его место расположения в полости тела. Какие органы относятся к кровеносной системе? Почему такая кровеносная система не  называется замкнутой?
  5. Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников (яичников) в полости тела.
  6. Определите расположение почек в полости тела. Укажите, к какой системе органов относятся рассмотренные вами органы. Как происходит удаление вредных продуктов обмена веществ из организма  лягушки?
  7. Составьте в тетради следующую таблицу:

Названияорганов

Названия систем органов, к которым принадлежат рассматриваемые органы

Вывод.

  1. Назовите основные части скелета  лягушки. Какуюфункциюонивыполняют?
  2. Из каких органов состоит опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, центральная нервная системы  лягушки?
  3. Перечислите характерные черты внутреннего строения  лягушки.

                                        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16

                                       по теме: «Внешнее строение птицы»

Цель:  выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом.

Оборудование: чучело птицы, набор перьев (контурные, пуховые, пух), пинцет, лупа.

Инструктивнаякарточка

  1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите основные отделы тела. Назовитеих.
  2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза и обратите внимание на их расположение. Найдитеслуховоеуглубление.
  3. Рассмотрите туловище птицы. Определите его форму. Определите местоположение крыльев и ног.
  4. Обратите внимание на внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомните, у какихживотныхтакойпокров.
  5. Рассмотрите хвост птицы. Запишите названия перьев, расположенных на крыле и хвосте, подсчитайте их число.
  6. Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение, назовите основные части. С помощью лупы рассмотрите опахало. Зарисуйте строение контурного пера и подпишите название его основных частей.
  7. Рассмотрите пуховое перо. Найдите очин и опахала. Зарисуйте это перо и подпишите названия его основных частей.
  8. На основании внешнего строения птицы отметьте приспособления птиц к полету.

Оформите результаты наблюдений в тетради

Вывод.

Птицы…………………………животные. Кожа у них почти лишена…………………….Тело покрыто………………Передние конечности…………………..Большинство представителей………………………..

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17

     по теме: «Внешнее строение млекопитающего»

Цель: изучить особенности внутреннего строения млекопитающего.

Оборудование:   таблица «Внутреннее строение млекопитающего »

Инструктивнаякарточка.

  1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле млекопитающего.
  2. Найдите и рассмотрите легкие. Определите место их расположения. Установите, к какой системе органов они относятся. Какдышатмлекопитающие?
  3. Найдите желудок, кишечник, печень.
  4. Найдите   сердце. Установите его место расположения в полости тела. Какие органы относятся к кровеносной системе? Почему такая кровеносная система называется замкнутой?
  5. Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников (яичников) в полости тела.
  6. Определите расположение почек в полости тела. Укажите, к какой системе органов относятся рассмотренные вами органы. Как происходит удаление вредных продуктов обмена веществ из организма  млекопитающего?
  7. Составьте в тетради следующую таблицу:

Названияорганов

Названия систем органов, к которым принадлежат рассматриваемые органы

Вывод.

  1. Назовите основные части скелета   млекопитающего. Какую функцию они выполняют?
  2. Из каких органов состоит опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, центральная нервная системы млекопитающего?

3. Перечислите характерные черты внутреннего строения   млекопитающего.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...