Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Аббазова Гулия Фергатовна

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biol.6_kl.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Пояснительная записка

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии повышенного уровня для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника.  (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».)

Основное содержание

1. Введение. Клеточное строение организмов (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царство бактерии (1 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

 Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро- и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (8 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия: зимние явления в жизни растений.

7. Классификация растений (4 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

8. Природные сообщества (2 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

9. Развитие растительного мира (1 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

            - способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Тематическое планирование курса «Биология» 6 класс (35 ч) (Базовый уровень)

Название раздела

и темы

К-во

часов

Тема урока

Тип

урока

Лабораторные работы

Основные понятия темы

Умения и навыки

Форма контроля

Задания на дом

    Дата проведения

Должна быть

фактическая  

Раздел 1.

Введение.

Клеточное строение растений.

2

1. Строение и жизнедеятельность растительной клетки.

Комбинированный урок

Микроскоп, клетка, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ткань.

Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь.

Тест, к/р

П.1-3 ответ. на вопр. 6 рис.

2. Ткани растений.

Л.р.№1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом».

П.4 запол. табл.

Раздел 2. Царство бактерии

1

1. Общая характеристика бактерий, их значение в природе и жизни человека.

Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека.

Узнавать бактерии на рисунках, таблицах.

тест

П.5-6 14.рис.

Раздел 3. Грибы

3

1. Общая характеристика грибов и их значение в природе. Грибы растущие  на территории РТ и нашего села.

Урок-практикум

Л.р.№2 «Изучение строения тел шляпочных грибов».

Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека.

Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках.

тест

П.7-8 ответ. на вопр.

2. Плесневые грибы. Грибы – паразиты.

Л.р.№3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

П.9-10 ответ.на вопр.

3. Лишайники, общая характеристика и значение в природе.Контрольная работа по 1-3 разд.

П.13 ответ. на вопр.

Раздел 4. Царство Растения

6

1. Водоросли. Общая характеристика.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;

Л.р.№4 «Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточ-ных водорослей».

Систематика растений, низшие растения (водоросли) – многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) – особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях, роль в природе и практическое значение.

Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой.

Тест, к/р

П.11-12 35 рис.,схема стр.66

2. Моховидные как представители высших растений.

Л.р.№5 «Изучение строения мха».

П.14 4-5 вопр.

3. Папоротниковидные как представители высших растений.

Л.р.№6«Изучение строения спороносящего папоротника».

П.15 ответ. на вопр.

4. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

Л.р.№7«Изучение строения хвои и шишек хвойных».

П.16 запол. таблицу

5. Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение в природе.

П.17 запол. табл.

6. Обобщающий урок по теме «Царство Растения»Тестирование по 4 разделу.

П.11-17 повтор.

Раздел 5. Строение покрыто-семенных растений.

8

1. Семя, его строение и значение для растения.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;

Л.р. №8 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».

Части семян двудольных и однодольных растений, зоны корня, видоизменения корней, побег и почки, лист, стебель, цветок, соцветия, плоды.

Находить в тексте учебника необходимую информацию; проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и назвать семена растений в коллекциях и на рисунках; объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни; различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования; определять возраст дерева по годичным кольцам; различать и называть соцветия, типы плодов.

Контр. раб., тест

П.18-19 58-59 рис.,запол. табл.

2. Корень, его внешнее и внутреннее строение.

Л.р.№9 «Типы корневых систем».

П.20-21 ответ. на вопр.

3. Побег и почки.

Л.р. №10 «Изучение строения почек».

П.22 1-2 задание

4.Лист – часть побега. Значение листа для растения.

Л.р. №11 «Изучение строения листа».

П.23-25 рассказать запол. табл. на стр.115

5. Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение.

Л.р. №12 «Изучение строения стебля».

П.26 90 рис.

6. Видоизменения побегов.

Л.р. №13 «Изучение видоизменения побегов».

П.27 ответ.на вопр. 96 рис.

7. Цветок. Соцветия. Знакомство с местными покрытосеменными растениями.

Л.р. №14 «Изучение строения цветка».

П.28-29 ответ.на вопр. 97 рис.

8. Плод, его значение и многообразие форм.

Контрольная работа по 5 разделу.

Л.р. №15 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

П.30-31 запол. табл.

Раздел 6. Жизнедея-тельность растений

8

1. Корневое и воздушное питание растений. Фотосинтез.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;

Химический состав растений; фотосинтез; дыхание, испарение воды; размножение; оплодотворение.

Пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать, делать выводы, используя результаты наблюдений,

полученных в ходе лабораторной работы.

Тест, к/р.

П.32-34схема на стр.156 рассказ. Содер.

2. Дыхание растений и обмен веществ.

П.35 запол. табл.

3. Значение воды в жизни растений.

Л.р. №16 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».

П.36-37 ответ. на вопр.

4. Способы размножения растений.

П.38-40 рассказ.,139 рис.

5. Размножение споровых растений.

П.41 ответ. на вопр.,141 рис.

6. Размножение голосеменных растений. Местные голосеменные растения.

П.42 рассказать

7. Размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение.

П.43-44 ответ. на вопр.,154 рис.

8. Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»

П.32-44 повтор.

Раздел 7. Классифи-кация растений.

4

1. Основы систематики растений. Семейство крестоцветные.

Урок изучения новой темы;

комбинированный урок;

урок практикум;

Л.р.№17 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Классы двудольные и однодольные; семейства растений.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

Тест

П.45-47 ответ на вопр.,168 рис.

2. Класс Двудольные. Семейства пасленовые и розоцветные.

П.48-51 рассказать

3. Класс Однодольные. Семейство Злаки.

П.52 4-5 вопр.,184 рис.

4. Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

П.53 ответ. на вопр.

Раздел 8. Природные сообщества

2

1. Основные экологические факторы и их влияние на растения.  

Экологические факторы; растительные сообщества.

Узнавать и различать растения различных экологических групп.

Сам.раб

П.54-57 ответ. на вопр.,схема на стр.271

2. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества. Итоговое контрольное тестирование.

Л.р. №18 «Изучение особенностей строения Растений различных экологических групп».

П.58-59 рассказ.

Раздел 9. развитие растительного мира

1

1. Основные этапы развития растительного мира.

Основные этапы развития растительного мира; охрана растений.

Работать с текстом учебника, делать сообщения.

Повторить

Итого

35

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...