Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лес- наш друг" 1 класс
рабочая программа по биологии на тему

Беспалова Наталья Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лес- наш друг" 1 класс. Направление научно-познавательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_nash_drug.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа  №167 г.о. Самара

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Рогожкина О.М.

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________Прибыткина А.П

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Директор МОУ Школа 167

_____________Павлова Т.С

Приказ № ___ от «__»____2011 г.

Рабочая программа

Внеурочная деятельность 1 класс

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«Лес- наш друг»

Пояснительная записка

Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны  внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Модуль  «Лес- наш друг»» адресован учащимся начальной школы. Модуль построен на основе идеи «образовательного маршрута», на основе ведущего интереса школьников к тому или иному направлению деятельности.

Цель занятий с учащимися состоит в развитии познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно-практических отношений с окружающей природой. При этом предполагается решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;
  • развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения  особенностей местной природы (флора и фауна леса, поля, реки, озера, горной местности, равнины и т. п.);
  • воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

В основе программы лежит идея развивающего обучения В. В. Давыдова в процессе совместной деятельности детей и организатора детской оздоровительно-познавательной деятельности

Программа рассчитана на один год занятий с младшими школьниками, проявляющими интерес к естествознанию, оздоровительно-познавательному краеведению. Содержание программы предполагает проведение занятий на базе классной комнаты, спортивного зала, школьного двора и парка (лесопарка) или лесного массива.

Содержание программы построено как «маршрут путешествия» в окружающую природу с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей при соответствующей уровню их подготовленности педагогической поддержке.

Персонализированные «образовательные маршруты будут  проходить через образовательные области: словесность, естествознание, искусство, физическая культура, социальная практика, технология, психологическая культура и др., и должны способствовать освоению учащимися начальной школы азбуки природоохранительной деятельности и общему укреплению здоровья.

Основное содержание

Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных. Краски и запахи осеннего леса. Развитие восприятия и воображения. Этажи леса. Законы леса.  Лесные животные. Пищевые связи  в лесу. Санитары и врачеватели леса. Снежная книга леса. Зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных. Эстетика лесного наряда. Калейдоскоп красок в лесу по временам года. «Букеты» лесных цветов осенью, весной, летом. Лес в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Лес и человек. Сокровища лесов. Ягодознание. Грибознание. Лесные профессии. Лес и здоровье. Лесная аптека. Опасности в лесу. Меры предосторожности. В гостях у леса. Лесные ориентиры. Лесные барометры. Устройство бивака. Помощь лесу.

Изготовление поделок из природных материалов.

Прогулки в лес или городской лесопарк.

Поурочно –тематическое планирование

Тема

Уроки темы

Содержание темы:

1

Введение

 (8 часов)

  1. Что мы знаем о лесе
  2. Деревья школьного двора (ознакомительная экскурсия)
  3. Сбор листьев разной формы, ве-личины и окраски.
  4. Составление осеннего букета
  5. Изготовление декоративного панно.
  6. Оформление гербария из листьев различных деревьев и кустарни-ка.
  7. Дидактическая игра с загадками, рисунками, листьями деревьев и кустарника «С какого дерева лист?»
  8. игра «Один день из жизни юных путешественников».

Путешествие в удивительный мир леса. Слушаем голоса леса: шорохи листьев, пение птиц. Краски и запахи осеннего леса. Развитие восприятия и вооб-ражения.

2

Лес– многоэтажный дом для лесных птиц и животных

8 часов

  1. Кто живет в лесу
  2. Прогулка в парк
  3. Сбор лесных плодов и семян для подкормки зимующих птиц.
  4. Оформление альбома «Лесные мастера
  5. «Покормите птиц зимой» - все о кормушках
  6. 16- Дидактические игры «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «О чем поют птицы?», «Беречь мир природных звуков».

Этажи леса. Законы леса. Любимые деревья леса: береза, дуб, клен, липа, ель, сосна, осина. Плоды и семена деревьев и кустарника. Лесная подстилка. Царство корней. Жалобная книга леса.

Лесные животные – пленники леса. Этажи и квар-тиры лесных животных – норы, дупла, гнезда, до-мики -пирамидки, хатки, логовища, берлоги и т. п. «Бездомные» лесные звери – зайцы, лоси, кабаны и их образ жизни.

3

Снежная книга леса

4 часа

17- Экскурсия в парк, «Зимняя сказка в лесу».

18- Развешивание кормушек. Подкормка птиц

19-Рисуем зимний лес

20- Составление экологической сказки «Жила-была елочка»

Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры в лесу. Белая тропа следопыта. Зимние следы птиц и зверей

4

Эстетика лесного наряда

2 часа

21- Лес в произведениях русских поэтов и п исателей

 22-Создание художественной галереи «Лес в искусстве».

Мир лесной красоты. В мире лесных форм, красок, звуков, ароматов. Калейдоскоп красок в лесу по временам года.

5

Лес и человек

4 часа

23- Лес и наша жизнь.Значение леса в жизни людей

24- Сокровища лесов

25-Лесная скатерть –самобранка

26- Игры: «Грибное лукошко», «Кто питается грибами?», грибное лото, ягодное лото

Лес и наша жизнь. Изделия из древесины – в нашем доме. Сокровища лесов. Лес – зеленые легкие Зем-ли. Лесная скатерть–самобранка. Ягодознание. Ягодные адреса. Советы ягодникам. Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Порт-реты съедобных и несъедобных грибов.

6

Лес

и здоровье

2 часа

27- Лесная аптека. Лесные витамины

28- Опасности в лесу

Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины, дикий чеснок – черемша и др.). Правила сбора. Опасности в лесу

7

В гостях у леса

29- Заповеди  юных защитников лес».

30-31- Посадка саженцев и уход за ни-ми.

32- Составление памятки поведения в лесу.

33-Поход в лес

Заповеди  юных защитников лес». Лесные ориенти-ры. Лесные барометры. Цветочные часы леса. От-дых в лесу. У походного костра. Устройство бива-ка. Жалобная книга леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...