Конспект урока" Открытие Австралии и островов Океании"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Конспект урока" Открытие Австралии и островов Океании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Открытие Австралии и островов Океании. 

Класс:5 

Цель: Познакомить учащихся с открытиями Австралии и островов Океании.

Задачи:


  • образовательная - организовать деятельность учащихся для получения знаний об открытии Австралии и островов Тихого океана.

  • развивающая – способствовать развитию внимания, памяти, умению выделять главное.

  • воспитательная – способствовать развитию познавательного интереса к предмету, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


Технология: проблемно-диалоговая.

Тип урока: «открытие » детьми нового знания.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, карточки с заданиями, мультимедиа, презентация.

Ход урока 


Этапы урока

(продолжит.)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1.Самоопределение

к деятельности.


(2 мин.) 


Обращаю учащимся доброе пожелание.

Проецирую на экран страницу презентации с изображением ярких особенностей природы Австралии и островов Океании.

Обращаюсь к учащимся с вопросом: 

- Как вы думаете, что это за загадочные материки или острова, почему там все наоборот, не так как у нас.

- Выслушиваю ответы,

_Приходит сообщение от ребят из Австралии, читаем.

- Ну, как ребята совершим это путешествие?!  Покажите на карте материк Австралия, А что -же такое Океания.

-сообщаю учащимся, что часть Тихого океана, в которой сосредоточено более10 тыс. островов носит название Океания.


Приветствуют учителя.

Смотрят на экран, слушают, узнают материк, находят на карте атласа.


Находят острова на карте, читают названия, высказывают предположения о названии центральной части Тихого океана.


2Актуализация

знаний.


(3 мин.)


Организую фронтальную работу. На магнитной доске - карточки с именами путешественников: Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Джеймс Кук, Янцзон,  Абель Тасман, Васко да Гама, Торрес.

Задаю вопросы:

1.Выберите из имеющегося списка тех мореплавателей, с открытиями которых вы знакомились на уроках, и разместите их на стенной карте. 


2. Какие страны снаряжали в путешествия их?

3.Какие части света были открыты и нанесены на карту каждым из них? 


4. Какие части света к концу 17 века были ещё не открыты?

5.Как вы думаете, почему Австралия и Антарктида оставались так долго неизвестными?

6. Какой, по-вашему, материк было открыть легче? Почему?

Сформулируйте тему урока:

Проецирую тему урока на экран. 

Открытие Австралии и островов Тихого океана.

Читают имена путешественников, вспоминают ранее изученный материал об известных путешествиях

Х.Колумба, Ф. Магеллана,  Васко да Гама, прикрепляют карточки к стенной карте, согласно совершённым открытиям.

Испания, Португалия.


Африка, Америка, Азия, кругосветное плавание.

Австралия, Антарктида.

Удалённость, особенности положения, климат

Австралии.


Открытие Австралии.

Записывают тему урока в тетрадь.


3.Постановка учебной задачи.

(2мин.)


Проецирую на экран и сообщаю 2 факта, которые в истории Австралии занимают особое место.

1факт. В 1778году на берегу красивого морского залива высадилось 1030 английских солдат, матросов, и каторжников. Они обосновали 1-й на 5-м континенте посёлок и назвали его в честь английского министра Сидней.

2факт. В 18 веке Австралию называли «Новая Голландия» 

Обращаюсь к учащимся:

Какой встаёт вопрос?

Проецирую вопрос на экран.

Какой стране принадлежит открытие Австралии Англии или Голландии?


Смотрят на экран, читают и слушают факты, думают. 

Формулируют вопрос:

Какой стране принадлежит открытие Австралии Англии или Голландии?

Записывают вопрос в тетрадь и на доске. 


4.Построение

проекта выхода из затруднений.

(3 мин)


Обращаюсь к учащимся с вопросом:

1.Есть предположения по поводу того, какой страной была открыт материк?

2. Можете ли вы аргументировать свои предположения?

3.Чего не хватает?

4. Как найти ответ на этот вопрос?


5. Читая текст учебника, на какие вопросы нам надо обратить внимание?


6. Каким образом будем представлять результат деятельности?

7. По какому принципу строим таблицу?


Слушают вопрос, думают. Могут предположить, но не могут аргументировать, не хватает знаний.

Прочитать текст учебника, найти сведения в энциклопедии, Интернете…


Учащиеся формулируют вопросы:

1.Кто открыл?

2. Когда открыл?

3. Какой стране принадлежит открытие?

4.Что открыл?


Заполнение таблицы.


По количеству вопросов. 


Вычерчивают таблицу и подписывают графы.


5.Самостоятельная учебная деятельность.


(10 мин.)


Организую самостоятельную работу с текстом учебника с целью нахождения необходимых сведений; Учащихся разбиваю на 4 группы;

1,3 группы предлагаю прочитать текст учебника на стр. 185-186 «Открытия голландцев и испанцев», найти ответы.

2,4 группы предлагаю прочитать текст учебника на стр.186-188 «Плавания и открытия капитана Кука», выделить в тексте карандашом ответы.

После работы с текстом учебника, организую работу в группах по заполнению таблицы, в случае необходимости оказываю помощь, контролирую точность заполнения.


Читают текст, выделяют карандашом главное 


Заполняют маркерами таблицу на листе ватмана.


6.Включение в систему знаний. 


(7 мин.)


После того, как учащиеся, заполнили таблицу, прошу сравнить результат 2-х групп, выполняющих одинаковое задание. 

. Затем предлагаю учащихся предъявить собранный материал классу.

1,3 группы «Открытия голландцев и испанцев».


2, 4 группы «Плавания и открытия капитана Кука».



Сравнивают содержание 2-х таблиц, корректируют неточности. 

Опираясь на данные своей таблицы, рассказывают об открытиях, Размещают на физической карте имена путешественников согласно совершённым открытиям, отвечают на появившиеся у учащихся вопросы. По ходу заполняется таблица в тетради.


7. Рефлексия.

(3мин.)


Вернёмся к 2-м фактам и вопросу, который прозвучал вначале урока: «Кому принадлежит открытие Австралии Голландии или Англии?»

Подвожу итог сказанному. Голландцы открыли Австралию географически, а Джеймс Кук открыл эту землю для европейской колонизации.

Посмотрите на физическую карту, какой материк остаётся ещё не открытым?


Думают, отвечают на вопрос, аргументируют данными таблицы:

Открытие континента начинали голландцы, а завершали англичане, которые превратили материк в колонию.


Антарктида.


8. Контроль и самооценка.

(5мин.)


Организую индивидуальную работу по карточкам: «Узнай мореплавателя»:

1.Этот испанский мореплаватель открыл пролив между островом Новая Гвинея и материком Австралия. Долгое время от моряков других стран это открытие было засекречено.

2. Этот английский мореплаватель впервые нанёс на карту восточное побережье Австралии, открыл Большой Барьерный риф, дважды совершил кругосветные плавания и погиб во время третьего в 1779 году.

3. Этот голландский мореплаватель открыл северное побережье Австралии, но, ничего не зная, о Торресовом проливе полагал, что это часть острова Новая Гвинея.

4. Этот голландский мореплаватель открыл большой остров, лежащий к югу от Австралии, который позже был назван его именем.

После того, как учащиеся выполнили задания, даю образец правильных ответов, проецируя их на экран:


  1. Торрес.

  2. Джеймс Кук.

  3. Янцзон.

  4. Абель Тасман. 


Каждый правильный ответ – 1 балл;


Читают, думают, письменно дают ответы.


Смотрят на экран, проверяют свою работу, оценивают, выставляют балл.


9. Домашнее задание.

(2мин.)


Проговариваю и записываю на доске: Прочитать 16 параграф, устно ответить на вопросы,  остальные – по желанию.


Смотрят на доску, записывают домашнее задание, уточняют.


10. Итог урока.

(3 мин.)


Прошу продолжить фразу: Сегодня на уроке

Я узнал… Я понял…Я хотел бы найти сведения…

Оцениваю работу на уроке с учётом самооценки, работы в группе, предъявлении результата. Выставляю отметки.


Продолжают фразу.


Оценивают свою работу на уроке, выставляют отметки в дневник.

Приложение 1. 

Компьютерная презентация;


Приложение 2. 

Карточки с именами путешественников:

Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Джеймс Кук, Янцзон, Бартоломеу Диаш, Абель Тасман, Васко да Гама, Торрес.


Приложение 3.

Индивидуальные карточки «Узнай мореплавателя»

1.Этот испанский мореплаватель открыл пролив между островом Новая Гвинея и материком Австралия. Долгое время от моряков других стран это открытие было засекречено.

2. Этот английский мореплаватель впервые нанёс на карту восточное побережье Австралии, открыл Большой Барьерный риф, дважды совершил кругосветные плавания и погиб во время третьего в 1779 году.

3. Этот голландский мореплаватель открыл северное побережье Австралии, но, ничего не зная, о Торресовом проливе полагал, что это часть острова Новая Гвинея.

4. Этот голландский мореплаватель открыл большой остров, лежащий к югу от Австралии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Открытие Австралии и островов Тихого океана 5 класс

Презентация к уроку " Открытие Австралии и островов Тихого океана"5 класс природоведение.“Дорогие ребята из далёкой Сибири! Мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии и островах ...

Открытие Австралии островов Океании ( конспект урока)

Открытие Австралии островов Океании ( конспект урока)....

Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.

Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....

Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв»( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»).

Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв». ( Звуки    к  и    к’  ; буквы « К,к»)....

Конспект НОД «Стрелка Васильевского острова»

Знакомство детей с достопримечательностью Санкт-Петербурга – Стрелкой Васильевского острова, историей её появления....