элективный курс
учебно-методический материал по биологии по теме

Твердова Вера Павловна

методические разработки к урокам биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_eletivnogo_kursa_tsitologiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Цитология»

10-11 класс

(34 часа, 1 час  в неделю)

Автор:  В.П. Твердова,

учитель биологии МБОУ СОШ №36

ст. Новодмитриевской

Северского района

Краснодарского края

Пояснительная записка

 Элективный курс «Цитология» предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, проявляющих интерес к цитологии, для поддержания и углубления базовых знаний по биологии и рассчитан на 34 часа.

 Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Основная цель курса: создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса:

- формирование общебиологических понятий о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умения работать с микроскопом, лабораторным оборудованием;

- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь;

- помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией.

Основная концепция курса:

 - комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;

-  сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

-  экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у учащихся, что неблагоприятные факторы, вредные привычки серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и порой невозможно.

Программой предусмотрен резерв свободного времени (2 часа), который может быть использован для проведения контрольно-обобщающих уроков.

Тематический план

Название темы

Количество часов

Тема 1. Понятие цитологии как науки.

1

Тема 2. Химическая организация клетки.

6

Тема 3. Структура и функции клетки.

7

Тема 4. Метаболизм – основа существования организмов.

7

Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

10

Тема 6.  Эволюция клетки.

1

Итого

32 + 2 резерв

Содержание курса

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Понятие цитологии как науки (1 час)

История изучения  клетки. Методы цитологии. Основные положения современной клеточной теории. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторная работа  №1. Устройство микроскопа. Приготовление микропрепарата.

Тема 2. Химическая организация клетки (6 часов)

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 3. Структура и функции клетки (7 часов)

 Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток. Клеточное ядро. Хромосомы. Неклеточные формы жизни.  Сходство и различия в  строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа  №2. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

Лабораторная работа №3. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Лабораторная работа №4. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов (7 часов)

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Автотрофное питание. Хемосинтез. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (10часов)

Жизненный цикл клетки. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Амитоз. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Клеточная инженерия. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека.

Тема 6. Эволюция клетки (1час)

 Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции прокариотических  и эукариотических  клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

Резервное время – 2 часа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения элективного курса по биологии ученик должен:

знать / понимать 

  • основные положения клеточной теории;
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
  • работать со световым микроскопом и препаратами, современной биологической и медицинской литературой;
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения
  • изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
  • определять тип ткани по фотографии;
  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять в собственных исследованиях.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. А.А.Каменский. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Н.Н.Воронцов. Эволюция органического мира. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2009.
  3. Б.М. Медников. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2004.
  4. А.Пуговкин. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение. 2004.
  5. К.В. Галактионов. Современное многообразие живого и пути его становления. –СПБ.: СПбГУПМ, 2002.
  6. Н.А. Введенский. Биология: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
  7. А.А. Маркосян. Физиология. – М.: Медицина, 2004.
  8. Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Мир, 2002.
  9. Н.А. Богданов. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. – М.: Издательство «Экзамен». 2012.
  10. А.А. Кириленко. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  11. Ю.А. Садовниченко. ЕГЭ. Биология. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...