Рабочая программа по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Иозефовская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель РМО ______________/___________/ Протокол №____ от «__»_________2013 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Иозефовская ООШ» _____________/Г.М. Петракова/ Приказ № _____ |
Рабочая программа
по биологии в 7 классе
Составил: Фараонова Валентина Николаевна,
Учитель 2 квалификационной категории
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели курса
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 68 часов (по 2 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
- сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В состав УМК входят:
Класс | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
7 «А» | Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6-9 классы. Биология 10 – 11 классы. / Сост.В,С.Кучменко. – М. Дрофа, 2002), Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской федерации. | Учебник: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений, - М.: Дрофа, 2007 – 2008 г.г.. В. Латюшин, Е. А. Ламехова. «Биология. Животные». 7 класс. Рабочая тетрадь, - М, «Дрофа» 2008 г. | В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, - М.: Дрофа, 2007. В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». 7 класс. Рабочая тетрадь для учителя, - М.: Дрофа, 2007. |
Дополнительная литература:
- Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.
- Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
- Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 19991
Мультимедийные издания:
- «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия», 2002.
- «Биоэнциклопедия», Руссобит.
- «Биология 6-11 кл.», Республиканский мультимедиа центр 2004 г., виртуальная лаборатория и справочные материалы.
- БНП «Биология 6-9 кл.».
- «Аквариум и его обитатели», Навигатор 2002.
- «Прогулки с чудовищами», ВВС 2001.
- «Биотопия» (игра с биоэнциклопедией), Медиахаус 2002.
- «Биология». Комплект из 3-х видеокасет. Видеостудия «Кварт».
Обязательный минимум содержания основного общего биологического образования
Животные
Методы изучения животных. Особенности строения и жизнедеятельности клетки, тканей, органов, систем органов животных; их взаимосвязь как основа целостности организма. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных животных. Регуляция жизнедеятельности животных, их поведение.
Многообразие животных: простейшие, кишечнополостные, черви (плоские, круглые, кольчатые), моллюски, членистоногие, хордовые.
Классификация животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных, основных типов животных. Важнейшие классы и отряды членистоногих и хордовых.
Разнообразие видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Породы животных, причины их многообразия. Селекция животных. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира.
- Содержание программы
7 класс «Животные»
(70 ч, 2 ч в неделю)
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
- Многообразие животных (43 ч)
Простейшие, Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепарате в простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. , Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ
жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
- Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
(6 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных. Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Индивидуальное развитие животных. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
- Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Закономерности размещения животных на Земле (3 ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
- Биоценозы (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
- Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Резервное время 2 часа.
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» в 7 классе.
№ п/п | Содержание тем и уроков | Основное содержание | ТСО | Домашнее задание | Дата проведения |
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч.) | |||||
История развития зоологии | История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. | Презентация | §1 | ||
Современная зоология. Классификация животных | Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. | презентация: «Систематика животных» | §2 | ||
Тема 1. Многообразие животных (43 ч.). | |||||
Простейшие. Л.р. «Знакомство с разнообразием простейших» | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. | презентация «Простейшие» | §3 | ||
Инфузории. | презентация «Простейшие» | §4 | |||
Многоклеточные животные. Тип Губки. | презентация: «Губки» | §5 | |||
Тип Кишечнополостные | презентация: «Кишечнополостные» | §6 | |||
Многообразие кишечнополостных | презентация: «Кишечнополостные» | ||||
Тип Плоские черви | презентация: «Плоские черви» | §7 | |||
Тип Круглые черви. | презентация: «Круглые черви» | §8 | |||
Тип Кольчатые черви Л. Р. «Изучение строения дождевого червя» | презентация: «Кольчатые черви» | §9 | |||
Классы кольчецов.
| детские презентации | §10 | |||
Общая характеристика типа Моллюски. | презентация: «Моллюски» | §11 | |||
Классы моллюсков Л. Р. «Изучение многообразия моллюсков» | детские презентации | §12 | |||
Тип Иглокожие | презентация: «Иглокожие» | §13 | |||
Тип Членистоногие. Ракообразные Л. Р. «Строение речного рака» | презентация: «Членистоногие. Ракообразные» | §14 | |||
Класс Паукообразные. | презентация: «Паукообразные» | §14 | |||
Класс Насекомые. Л. Р. «Строение насекомого», «Развитие насекомых» | презентация: «Насекомые» | §15 | |||
Отряды насекомых с неполным превращением | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. | детские презентации | §16 | ||
Отряды насекомых с полным превращением | детские презентации | §17-19 | |||
Повторение и обобщение знаний о членистоногих | презентация | ||||
Повторение и обобщение знаний по теме «Беспозвоночные» | Тематический тест | ||||
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. | презентация: «Хордовые» | §20 | |||
Классы рыб. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | презентация: «Классы рыб» | §21 | |||
Класс хрящевые рыбы | Презентация «Хрящевые рыбы» | §22 | |||
Костные рыбы. Общая характеристика. | Презентация «Костные рыбы» | §23 | |||
Многообразие костных рыб. | Детские презентации | §23 | |||
Значение рыб и их многообразие. | Детские презентации | §23 | |||
Общая характеристика земноводных. | Презентация «Земноводные» | §24 | |||
Многообразие земноводных | Презентация «Земноводные» | §24 | |||
Общая характеристика рептилий | презентация: «Пресмыкающиеся» | §25 | |||
Многообразие рептилий | детские презентации | §26 | |||
Повторение и обобщение знаний о холоднокровных хордовых. | Презентация к обобщающему уроку по теме. | ||||
Контрольная работа за 2 четверть | Контрольный тест | ||||
Класс птицы. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц» | презентация: «Общая характеристика птиц» | §27 | |||
Размножение и миграции птиц | презентация: «Общая характеристика птиц» | §28 | |||
Экологические группы птиц | презентация: «Многообразие птиц» | §29 | |||
Экологические группы птиц | презентация: «Многообразие птиц» | §30 | |||
Семинар по теме: «Многообразие птиц». | Детские презентации | ||||
Зачет по теме «Птицы» | Презентация к заключительному уроку по теме «Птицы» | ||||
Общая характеристика. Класс Млекопитающие. | презентация: «Млекопитающие» | §31 | |||
Отряды млекопитающих Насекомоядные и Рукокрылые | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. | презентация: «Многообразие Млекопитающих» | §32 | ||
Грызуны и Зайцеобразные | §33 | ||||
Хоботные и Хищные | §34 | ||||
Копытные и Приматы | §35 | ||||
Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» | Презентация к заключительному уроку по теме Тематический тест Детские презентации | ||||
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (6 ч.) | |||||
Эволюция строения и функций органов. Покровы тела и ОДС | Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. | презентация: «Эволюция систем органов животных» | §36, 37 | ||
Движение. Полости тела. Газообмен. | §38, 39 | ||||
Пищеварение, транспортные системы и выделение. | §40-42 | ||||
Нервная система и органы чувств | §43, 44 | ||||
Размножение и развитие | §45-48 | ||||
Обобщающий урок по теме «Эволюция систем органов» | тематический тест | ||||
Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 ч.). | |||||
Доказательства эволюции животных | Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. | презентация «Доказательства эволюции животных» | §49 | ||
Факторы эволюции по Ч. Дарвину. | презентация «Основные положения теории Дарвина» | §50 | |||
Результаты эволюции | презентация «Результаты эволюции» | §51 | |||
Ареалы обитания Миграции | Биогеографические карты | §52 | |||
Обобщение и повторение знаний об эволюции органического мира. | Тематический тест | ||||
Тема 4. Биоценозы (5 ч.). | |||||
Среда обитания и её факторы | Факторы среды и их влияние на биоценоз. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | презентация «Экологические факторы» | §53 | ||
Биоценозы | презентация «Экосистемы» | §54 | |||
Структура сообщества. Цепи питания. | таблица: «Биоценоз дубравы» | §55 | |||
Экологические пирамиды | презентация видеофильм «Пирамида жизни» | §56 | |||
Семинар по теме: «Биоценозы». | Тематический тест | ||||
Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.). | |||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. | презентация «Воздействие человека на животный мир» | §57 | ||
Домашние животные и человек | детские презентации | §58 | |||
Законы России об охране животного мира. | презентация «Система охраны животного мира» | §59 | |||
Охрана и рациональное использование животного мира. | видеофильм об охране окружающей среды | §60 | |||
Зачет по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека». | тематический тест | подготовка к контрольной работе | |||
| |||||
|
Resource id #128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...