Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Фараонова Валентина Николаевна

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_biologiya_s_zapiskoy_i_tablitsey_15_list.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иозефовская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель РМО
учителей _________

______________/___________/

Протокол №____ от «__»_________2013 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Иозефовская ООШ»

_____________/Г.М. Петракова/

Приказ № _____
от «__»_________2013 г.

Рабочая программа

по биологии в 8 классе

Составил: Фараонова Валентина Николаевна,

Учитель 2 квалификационной категории

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

      Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать  единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

      - систематическое положение человека и его происхождение;

     - особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

     - о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии  на

       организм вредных привычек;

     - приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

     - правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.

 

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

     - распознавать органы и их топографию, системы органов;

     - объяснять связь между  строением и функциями органов;

     - объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

      - соблюдать правила личной и общественной  гигиены;

      - оказывать первую помощь при несчастных случаях;

      - пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.

 УМК.

      Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии

(авторы  Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ (2004г.) в соответствии с учебником   Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс»   / Под ред. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н./ 4-е изд. М.: Дрофа, 2004.

Д.В. Колесов «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Дрофа, 2003.

Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр», 2006.

ЦОР: мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

  • по программе – 68 часов
  • по КТП – 68 часов.

Характеристика ОУУН  класса по предмету: среди учащихся  класса есть группа детей  с высокими реальными учебными возможностями, поэтому необходимо развивать у них умения характеризовать, обосновывать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. У детей со средними и низкими учебными возможностями необходимо развивать умения называть, приводить примеры, наблюдать, применять знания на практике.

 

Используемая педагогическая технология: с целью реализации основных направлений модернизации образования применяю в практике учебного процесса элементы педагогических  технологий – разноуровневого обучения, модульного обучения, метод проектов, здоровьесберегающие технологии.   Это дает мне возможность организовать урок с максимальной результативностью.


Календарно-тематическое планирование

   №

у  урока

Дата

проведения

Коррекция

Тема урока

Результаты обучения

ИКТ, учебно-наглядные пособия

Лабораторные и практические работы

ТУЗ

Дом. задан.

Здоровье-

сберегающие

технологии

                                                                                                      Введение (2 часа)

1.

 1. Науки о человеке, их становление  и методы исследования.

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Сходства и различия человека и животных

Человек как биосоциальное существо.

Изучение человека  в различные эпохи.

Портреты ученых

– биологов,

 д/м коллекций палеонтологических ископаемых.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

Сообщения учащихся

§1

§2

Раздел 1. Происхождение человека. (3 часа)

2.

1.Систематическое положение человека

Место человека в системе живых существ. Таксоны, рудименты, атавизмы.

В/фр.

д/м коллекций палеонтологических ископаемых.

Беседа о правильной осанке.

§3

3.

2. Историческое прошлое людей.

Этапы эволюции человека и возникновение социальной среды.

Древнейший, древний и современный человек.

д/м коллекций палеонтологических ископаемых, черепа человека и его предков.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§4

4.

3. Расы человека.

Раса, как систематическое подразделение внутри вида. История формирования рас.

д/м наглядного пособия

 «Расы человека»

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима.

Тестирование по изученным темам.

§5

Раздел 2.Строение и функции организма (57 часов)

Общий обзор организма (1 час)

5.

1. Общий обзор организма человека.

Уровни организации организма человека, общий план строения. Топография органов.

Торс человека, в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§6

Клеточное строение организма. Ткани. (4 часа)

6.

1. Клеточное строение организма.

Внешняя и внутренняя среда организма. Клетка, ее строение и функции.

Модель клетки, таблицы.

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»

Беседа о правильной осанке.

§7

7.

2. Ткани.

Ткань. Основные типы тканей, их сходства и различия. Особенности строения нейрона, нейроглии, синапса.

Лабораторное оборудование, таблицы «Ткани»,

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» Инструктаж по технике безопасности. 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§8

8.

3. Рефлекторная регуляция.

Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга

«Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

§9

п. §6-8

9.

4. Обобщающее повторение по теме «Строение организма»

Основные понятия темы

Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Проверочная работа.

§6-9

Нервная система (9 часов)

10.

1. Значение нервной системы, строение. Спинной мозг.

Центральная и периферическая н.с. Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы. Эволюция н.с.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.Таблицы «Строение н.с.», «Строение мозга»

Беседа о правильной осанке.

§43

11.

2. Строение головного мозга. Функции переднего и среднего мозга.

Строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,

модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга»

Лабораторная работа №2 «Строение головного мозга» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§44

12.

3. Функции переднего мозга.

Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.

Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга»

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

Самостоятельная работа  с учебником.

§45

13.

4. Соматический и автономный отделы н.с. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Функции соматического и автономного отделов н.с. Рефлексы, рефлекторная дуга.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги»

Беседа о правильной осанке.

Тестовый контроль по теме.

§43-46

14.

5. Анализаторы.

Виды анализаторов, их строение и функции.

Таблицы различных органов чувств, «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Сообщения учащихся.

§48

15.

6. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Значение зрения, строение и функции зрительного анализатора. Профилактика глазных болезней.

Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, в/фр.

Тренажер для сохранения полноценного зрения.

§49,50

16.

7. Слуховой анализатор.

Значение слуха, строение и функции слухового анализатора.

Таблица «Слуховой  анализатор», модель уха, в/фр.

Беседа о гигиене слуха.

Сообщения учащихся.

§51

17.

8. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса.

Строение и механизм работы анализаторов.

Таблицы по данным анализаторам, в/фр.

Лаб. оборудование.

Лабораторная работа №3 «Кожное чувство» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§52

18.

9. Обобщающее повторение по теме «Нервная система»

Основные понятия темы

Таблицы, модели.

Тестовый контроль.

Опорно-двигательная система (8 часов)

19.

1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Строение и функции опорно-двигательной системы.

Строение  и рост костей.

Таблицы «Скелет человека», «Мышцы».

Беседа о правильной осанке.

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§10

20.

2. Скелет человека.

Строение и функции основных частей скелета.

Скелет человека, в/фр, дидактические карточки.

Лабораторная работа №4 «Строение скелета» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§11

21.

3. Типы соединения костей.

Типы соединения костей, строение и работа суставов.

Скелет человека, таблица «Типы соединения костей»

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§12

22.

4. Строение мышц.

Обзор мышц человека.

Особенности мышечной ткани. Морфология мышц, основные группы.

Таблицы «Мышцы человека, в/фр, дидактические карточки.

Лаб. оборудование:

Микроскопы, микропрепараты мышц.

Лабораторная работа №5 «Мышцы, их строение и функции» Инструктаж по технике безопасности. 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§13

23.

5. Работа скелетных мышц.

Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировках. Гиподинамия.

Таблица «Мышцы человека», в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Сообщения учащихся.

§14

24.

6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Методы самоконтроля и коррекции осанки. Причины и профилактика плоскостопия.

Таблицы «Мышцы человека», «Нарушения ОДС» в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§15

25.

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

Признаки и доврачебная помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

Бинты, шины,

в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Отработка навыков оказания I помощи при травмах.

§16,

п. всю тему

26.

8. Обобщающее повторение по теме.

Основные понятия темы

Таблицы, модели.

Разноуровневая контрольная работа.

Внутренняя среда организма. (3 часа)

27.

28.

1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

2. Борьба организма с инфекциями.   Иммунитет.

Внутренняя среда организма, ее компоненты. Строение и функции клеток крови. Гомеостаз.

Механизм барьеров, защищающих организм, на уровне кожи, внутренней среды, клетки. Значение иммунитета.

Лаб. оборудование:

микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.

Таблица «Клетки крови»

Мультимедийный

диск «Анатомия».

Лабораторная работа №6 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Инструктаж по технике безопасности. 

Беседа о необходимости профилактических прививок.

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

Сообщения учащихся.

§17

§18

29.

3. Иммунология на службе здоровья.

Иммунология, история открытия вакцинации.

Портреты

Л. Пастера,

И. Мечникова.

Мультимедийный

диск «Анатомия».

Беседа о необходимости профилактических прививок.

Сообщения учащихся.

§19

Кровеносная и лимфатическая системы организма  (6 часа)

30.

1. Транспортные системы организма.

Строение и функции

 кровеносной и лимфатической систем организма.  

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.

Таблица «Кровеносная система»

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима.

§20

31.

2. Круги кровообращения.

Циркуляция крови по большому и малому кругу кровообращения.

Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы»

Сообщения учащихся.

§21

32.

3. Строение и работа сердца.

Строение и особенности работы сердца. Сердечный цикл.

Схема «Круги кровообращения», таблица «Строение сердца», «Сердечный цикл»

Беседа о необходимости занятий спортом для укрепления сердечной мышцы.

Тестовый контроль.

§22

33.

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Причины и механизм движения крови по сосудам. Правила измерения А.Д.

Тонометр, часы

Лабораторная работа №7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»  

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§23

34.

5. Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Факторы, пагубно влияющие на ССС.

Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш.

Лабораторная работа №8 «Первая помощь при кровотечениях» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§24-25

35.

6. Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы»

Основные понятия тем.

Таблицы, модели.

Зачетная работа.

Дыхательная система  (4 часа)

36.

1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей.

Строение и функции органов дыхания. Болезни дыхательных путей.

Мультимедийный

диск «Анатомия», модель гортани, в/фр.

Таблица

«Органы дыхания»

Упражнения дыхательной гимнастики.

Сообщения учащихся.

§26

37.

2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Строение легких, легочное и тканевое дыхание.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.

Таблица

«Органы дыхания»

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа  с учебником.

§27

38.

3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды.

Физические причины вдоха и выдоха. Защитные рефлексы. Вред курения.

В/фр.

Беседа о вреде курения.

Сообщения учащихся.

§28

39.

4. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания.

Приемы самообследования дыхательной системы.

Приемы оказания первой помощи при травмах дыхательной системы.

Таблица

«Органы дыхания»

Лаб. оборудование:

воздушный шар, линейка.

Лабораторная работа №9 «Измерение жизненной емкости легких» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§29,

п. всю тему

 Пищеварение  (6 часов)

40.

1. Питание и пищеварение.

Органы пищеварительной системы, их функции.

Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о правильном питании.

§30

41.

2. Пищеварение в ротовой полости.

Строение ротовой полости, особенности пищеварения в ротовой полости.

Лаб. оборудование:

накрахмаленный бинт, раствор йода,

в/фр.

Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал» 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§31

42.

3. Пищеварение в желудке и

12-перстной кишке. Действие ферментов П.С.

Особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке.

Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о необходимости горячего питания школьников.

§32

43.

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Печень.

Строение и функции кишечника, кишечных ворсинок, печени.

Аппендицит.

Мультимедийный

диск «Анатомия», торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

§33

44.

5. Регуляция пищеварения.  Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Нервная и гуморальная регуляции пищеварения, их взаимосвязь. Правила потребления пищевых продуктов. Ж-к инфекции.

В\фрагмент.

Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения»

Тестовая проверочная работа.

§34-35

45.

6. Зачет по темам «Дыхание», «Пищеварение».

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.

Зачетная работа.

Обмен веществ и энергии  (3 часа)

46.

1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

Пластический и энергетический обмен.

В\фрагмент, таблица «Строение клетки животного»

Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

§36

47.

2. Витамины.

Значение витаминов. Авитаминоз и гипервитаминоз.

В\фрагмент, таблица «Витамины»

Беседа о пользе витаминов.

Самостоятельная работа  с учебником.

§37

48.

3. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Энергетическая емкость питательных веществ. Энерготраты человека.

Мультимедийный

диск «Анатомия»

Составление рационов питания.

§38

Покровные органы. Терморегуляция.   (3 часа)

49.

1. Кожа – наружный покровный орган.

Строение и функции кожи.

В\фрагмент, таблица «Строение кожи»

Беседа о правильном уходе за кожей.

Сообщения учащихся.

§39

50.

2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Правила ухода за кожей. Помощь при ожогах и обморожениях.

В\фрагмент, таблицы «Строение кожи», плакат «Степени термического поражения кожи»

Беседа о пользе и вреде загара.

Сообщения учащихся.

§40

51.

3. Терморегуляция организма. Закаливание.

Механизм терморегуляции. Правила закаливания.

В\фрагмент.

Беседа о пользе закаливания.

Тестовая работа.

§41

Выделение  (2 часа)

52.

1. Выделение.

Строение и функции органов выделения. Заболевания.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,  таблица «Органы выделения», в/фр.

Беседа о возможных последствиях переохлаждения.

Составление схемы «Образование первичной и вторичной мочи»

§42

53.

2. Контрольная работа по темам «Обмен веществ», «Покровы тела», «Выделение»

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.

Разноуровневая контрольная работа.

Эндокринная система (1 час)

54.

1. Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции.

Железы внутренней, внешней, смешанной секреции. Гормоны, их влияние на рост, развитие, обмен веществ.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,  таблица «Железы внутренней секреции», в/фр.

Модели почек с надпочечниками, гортани со щитовидной железой.

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа

§58-59

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.  (5 часов)

55.

1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

Роль ученых в развитии учения о ВНД.

И.М. Сеченов и

И.П. Павлов. Условные и безусловные рефлексы.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

§53

56.

2. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Врожденные: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Гимнастика для мозга.

Самостоятельная работа

§53

57.

3. Сон и сновидения.

Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда.

Сообщения учащихся.

§54

58.

4. Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы.

Особенности ВНД человека: речь, сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

§55

59.

5. Воля, эмоции, внимание.

Значение эмоций, свойства внимания. Внушаемость, негативизм.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Тест на проверку внимания.

Тестовая работа

§56

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма  (4 часа)

60.

1. Жизненные циклы. Размножение.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

Схемы «Циклы развития растений, животных»

Беседа о вреде ранних половых контактов.

Самостоятельная работа

§60

61.

2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Закон индивидуального развития Геккеля и Мюллера. Развитие плода, беременность, роды.

Таблица «Зародышевое сходство животных и человека»

Беседа о вреде ранних  абортов.

§61

62-63

3. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передаваемые половым путем. СПИД. Этапы развития человека. Темперамент, характер, личность.

В/фрагмент

Беседа о влиянии наркотиков, алкоголя, никотина на развитие и здоровье человека.

Сообщения учащихся

§62-63

64-65.

4. Интересы, склонности, способности.

Интерес, склонность, способности, их развитие.

В/фрагмент

Тестовая работа

§54

66

Обобщающее повторение.

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.

67.

Годовая контрольная работа

68.

Резерв

Resource id #266

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...