Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме:
    подготовка к ГИА по биологии

    Краснощекова Елена Ивановна

    календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Подготовка к ГИА в 9 классе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektivnyy_kurs_po_biologii_9_klassa_podgotovka_k_gia.docx35.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Утверждаю»

    «Согласовано»

    Директор школы

    Зам.директора по УВР

    _______________/А.С.Шатилова/

    МП

    _________________/А.Ю.Гида/

    Рассмотрено на педагогическом совете

    Протокол     №______

    от «____» __________ 2011г.

    от «____» __________ 2011г.

    Календарно - тематическое планирование

    элективного курса на 2011 – 2012  учебного года

    ПРЕДМЕТ биология

    УЧИТЕЛЬ   Краснощёкова Е.И.

    КЛАСС        9

    Количество часов в неделю:  1

    Количество часов в I полугодии: __________

    Количество часов в II полугодии:__________

    Всего часов: 34

    Программа элективного курса

    «Подготовка к ГИА по биологии».

    Пояснительная записка.

         В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» предназначен для учащихся  9 классов средней школы.  

          Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии, разработан на основе авторской программы учителя биологии Топорковой Натальи Александровны «Система, многообразие и эволюция живой природы».

          Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы:  животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

          Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

          Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

         Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ГИА,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

          Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

    Цель курса:

         Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

            Задачи курса:

       1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

       2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

       3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

       4. Развить коммуникативные способности учащихся.

    Основные требования к знаниям и умениям

    Учащиеся должны знать:

    • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
    • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
    • Особенности строения бактериальной клетки;
    • Особенности строения тканей  растений и  животных;
    • Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
    • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
    • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
    • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

    Учащиеся должны уметь:

    • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
    • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
    • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
    • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
    • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
    • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
    • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
    • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

    Содержание курса

    Общее количество часов – 34ч.

    Введение    (1 ч )

    Систематика живой природы. Положение о  прокариотических  и эукариотических  организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

    Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

    Раздел 1.Царство Растения. ( 10 ч.)

    Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные);  семейства  покрытосеменных растений.

    Лишайники – симбиотический организм.

    Демонстрация схем и таблиц отражающих:

    • строение клетки и тканей высших растений;
    • строение органов высших растений;
    • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
    • многообразие и особенности строения  представителей основных отделов растений;
    • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
    • многообразие и особенности строения  лишайников.

    Лабораторные и практические работы

    1. Строение растительной клетки.
    2. Строение растительных тканей.
    3. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

    Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

    • многообразие и особенности строения   представителей различных групп грибов;
    • съедобные и несъедобные грибы.

    Лабораторные и практические работы

    1. Строение шляпочного гриба
    2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

                                            Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

    Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

                                          Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

    Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

    Лабораторные и практические работы

    1. Многообразие простейших.
    2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)

    Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

    • особенности строения клетки и тканей животного организма;
    • многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
    • многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

    Лабораторные и практические работы

    1. Строение животной клетки и  тканей животного организма.
    2. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
    3.  Особенности строения рыб.
    4. Особенности строения птиц связанные с полётом.
    5. Особенности строения млекопитающих.
    6. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 6. Человек. (2ч.)

    Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.

     Лабораторные и практические работы

    1. Строение животной клетки и  тканей животного организма.
    2. Внешнее строение человека
    3. Особенности строения пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной, половой, органов чувств
    4. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 7. Эволюционное  учение. (2ч.)

    Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.

    Лабораторные и практические работы

    1.  Развитие жизни на Земле.
    2.  Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 8. Заключение. (2ч.)

    Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

    Лабораторные и практические работы

    1. Решение вариантов экзаменационных заданий

    Методические рекомендации по проведению занятий

    Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

    Ожидаемые результаты

    Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов;  успешно пройти государственную  итоговую аттестацию (ГИА).

    Рекомендуемая литература для учащихся:

    1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
    2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
    3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
    4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
    5. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
    6. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
    7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
    8. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.

    Рекомендуемая литература для учителей:

         1. Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

       2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая              Российская энциклопедия,2001.

      3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

      4.  Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.

      5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО,  2005. (В помощь школьному учителю).

    6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.

    1. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
    2. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
    3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

    10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

     11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. :  Мир, 1992.

        12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001

    Тематическое планирование элективного курса

    «Подготовка к ГИА по биологии».

    Тема

    Дата

    Демонстрации  

    Фома  занятия

    Форма контроля

    Введение    (1 ч )

    1

    Введение. Государственный экзамен по биологии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.

    лекция

    Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.)

    2

    Особенности строения растительной клетки.

    Строение  растительной клетки

    Л.р. № 1   Строение растительной клетки

    Отчет о лаб.раб.

    3.

    Ткани растений.

    Растительные ткани

    Л.р. №2 Строение растительных тканей.

    Отчет о лаб.раб.

    4

    Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма.

    Органы растений

    Фотосинтез

    Сообщения учащихся, лекция

    5

    Особенности строения и отличительные признаки водорослей.

    Многообразие водорослей

    Сообщения учащихся, лекция

    6

    Особенности строения и отличительные признаки мохообразных.

    Строение  мха кукушкина льна и сфагнума

    Сообщения учащихся, лекция

    7

    Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных

    Строение папоротникообразных

    Сообщения учащихся, лекция

    8

    Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.

    Строение  и цикл развития голосеменных.

    лекция

    9

    Особенности строения и отличительные признаки

    покрытосеменных.

    Многообразие и цикл развития покрытосеменных.

    лекция

    10

    Семейства  покрытосеменных растений

    Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые.

    Пр.р. № 1 Тренинги.

    Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    11

    Лишайники – симбиотический организм.

    Многообразие и особенности строения

    лекция

    Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

    12

    Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов.

    Шляпочные грибы

    Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба

    лекция

    Отчет о лаб.раб.

    13

    Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами .

    Грибы-паразиты

    Лекция      

    Пр.р. № 2 Тренинги.

    Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)

    14

    Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний

    Бактерии

    Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

    15

    Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.

    Многообразие простейших

    Л.р. №4

    Многообразие простейших.

    П.р. №3

    Тренинги.

    Отчет о лаб.раб.

    Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 5. Царство Животные.( 13 ч.)

    16

    Особенности строения животной клетки и тканей

    Строение  животной клетки, ткани.

    Л.р. № 5 Строение животной клетки и  тканей животного организма..

    Отчет о лаб.раб.

    17

    Особенности строения  и жизнедеятельности кишечнополостных

    Многообразие кишечнополостных

    лекция

    18

    Особенности строения  и жизнедеятельности плоских червей.

    Многообразие плоских червей

    лекция

    19

    Особенности строения  и жизнедеятельности, круглых червей

    Многообразие круглых червей

    лекция

    20

    Особенности строения  и жизнедеятельности кольчатых  червей.

    Многообразие кольчатых червей

    лекция

    21

    Особенности строения  и жизнедеятельности моллюсков.

    Многообразие моллюсков

    Сообщения учащихся, лекция

    22

    Особенности строения  и жизнедеятельности членистоногих.

    Многообразие членистоногих.

    Л.р. №6  Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

    Отчет о лаб.раб.

    23

    Общая характеристика и классификация хордовых.

    Многообразие хордовых.

    лекция

    24

    Особенности строения  и жизнедеятельности представителей классов рыб.

    Многообразие рыб.

    Л.р. №7 Особенности строения рыб.

    Отчет о лаб.раб.

    25

    Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса земноводные

    Многообразие и развитие земноводных.

    Сообщения учащихся, лекция

    26

    Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся.

    Многообразие пресмыкающихся.

    Сообщения учащихся, лекция

    27

    Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса птицы.

    Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц.

    Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом.

    Отчет о лаб.раб.

    28

    Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие.

    Многообразие млекопитающих.

    Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих.

    Пр. №4

    Тренинги.

    Отчет  о лаб.раб.

    Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

    Раздел 6. Человек. (2ч.)

    29-30

    Обзор строения человека. Органы и системы органов.

    Особенности строения

    Раздел 7. Эволюционное  учение. (2ч.)

    31-32

    Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.

    лекция

    Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА

    Раздел 8. Заключение. (2ч.)

    33

     Порядок заполнения бланков №1,№2,№3

    Тренинги.

    Решение вариантов экзаменационных заданий

    34

    ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

    Решение вариантов экзаменационных заданий

    Итого :             34 часа;        Л.р. – 9,  Тренинги – 4.

     Используемая литература:

    1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

    2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2012– ФИПИ.

    3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

    Resource id #998

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Для подготовки к ГИА по биологии

    Данный материал разработан автором и является тренировочным заданием при подготовке к ГИА по биологии....

    Примерные вопросы для подготовки к ГИА по биологии

    Используется для подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА...

    Диагностическая карта учащегося по подготовке к ГиА по биологии

    Ведение диагностической карты ученика помогает отследить динамику и качество подготвоки учащегося к государтсвенной (итоговой) аттестации...

    Тест по теме "Общий обзор организма. ОПС" для подготовки к ГИА по биологии

    Материал теста составлен с учетом структуры ГИА и включает в себя вопоросы чати А, части В и части С. Тест расчитан на урок и может  использоваться для подготовки к ГИА....

    методические рекомендации по подготовке к ГИА по биологии

    Методические рекомендации позволят подготовить обучающихся к ГИА в новой форме по теме "Хордовые" и ЕГЭ по теме "Метаболизм"....

    Система работы по повышению качества подготовки к ГИА по биологии и географии

    На сегодняшний день перед учителем стоит задача не только научить своему предмету, но и адаптировать его к данной среде обучения, тем более в нашей школе.   В первую очередь следует по...

    Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

    Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...