подготовка к ГИА по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Краснощекова Елена Ивановна

календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Подготовка к ГИА в 9 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_biologii_9_klassa_podgotovka_k_gia.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

«Согласовано»

Директор школы

Зам.директора по УВР

_______________/А.С.Шатилова/

МП

_________________/А.Ю.Гида/

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол     №______

от «____» __________ 2011г.

от «____» __________ 2011г.

Календарно - тематическое планирование

элективного курса на 2011 – 2012  учебного года

ПРЕДМЕТ биология

УЧИТЕЛЬ   Краснощёкова Е.И.

КЛАСС        9

Количество часов в неделю:  1

Количество часов в I полугодии: __________

Количество часов в II полугодии:__________

Всего часов: 34

Программа элективного курса

«Подготовка к ГИА по биологии».

Пояснительная записка.

     В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» предназначен для учащихся  9 классов средней школы.  

      Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии, разработан на основе авторской программы учителя биологии Топорковой Натальи Александровны «Система, многообразие и эволюция живой природы».

      Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы:  животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

      Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ГИА,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

        Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Особенности строения бактериальной клетки;
  • Особенности строения тканей  растений и  животных;
  • Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

Введение    (1 ч )

Систематика живой природы. Положение о  прокариотических  и эукариотических  организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. ( 10 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные);  семейства  покрытосеменных растений.

Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;
  • строение органов высших растений;
  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
  • многообразие и особенности строения  представителей основных отделов растений;
  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
  • многообразие и особенности строения  лишайников.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение растительной клетки.
  2. Строение растительных тканей.
  3. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения   представителей различных групп грибов;
  • съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение шляпочного гриба
  2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

                                        Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

                                      Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

  1. Многообразие простейших.
  2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;
  • многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
  • многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение животной клетки и  тканей животного организма.
  2. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
  3.  Особенности строения рыб.
  4. Особенности строения птиц связанные с полётом.
  5. Особенности строения млекопитающих.
  6. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 6. Человек. (2ч.)

Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.

 Лабораторные и практические работы

  1. Строение животной клетки и  тканей животного организма.
  2. Внешнее строение человека
  3. Особенности строения пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной, половой, органов чувств
  4. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 7. Эволюционное  учение. (2ч.)

Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.

Лабораторные и практические работы

  1.  Развитие жизни на Земле.
  2.  Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 8. Заключение. (2ч.)

Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Лабораторные и практические работы

  1. Решение вариантов экзаменационных заданий

Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов;  успешно пройти государственную  итоговую аттестацию (ГИА).

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
  3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
  4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
  5. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
  6. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
  7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
  8. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.

Рекомендуемая литература для учителей:

     1. Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

   2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая              Российская энциклопедия,2001.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

  4.  Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.

  5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО,  2005. (В помощь школьному учителю).

6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.

  1. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
  2. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

 11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. :  Мир, 1992.

    12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001

Тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ГИА по биологии».

Тема

Дата

Демонстрации  

Фома  занятия

Форма контроля

Введение    (1 ч )

1

Введение. Государственный экзамен по биологии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.

лекция

Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.)

2

Особенности строения растительной клетки.

Строение  растительной клетки

Л.р. № 1   Строение растительной клетки

Отчет о лаб.раб.

3.

Ткани растений.

Растительные ткани

Л.р. №2 Строение растительных тканей.

Отчет о лаб.раб.

4

Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма.

Органы растений

Фотосинтез

Сообщения учащихся, лекция

5

Особенности строения и отличительные признаки водорослей.

Многообразие водорослей

Сообщения учащихся, лекция

6

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных.

Строение  мха кукушкина льна и сфагнума

Сообщения учащихся, лекция

7

Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных

Строение папоротникообразных

Сообщения учащихся, лекция

8

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.

Строение  и цикл развития голосеменных.

лекция

9

Особенности строения и отличительные признаки

покрытосеменных.

Многообразие и цикл развития покрытосеменных.

лекция

10

Семейства  покрытосеменных растений

Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые.

Пр.р. № 1 Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

11

Лишайники – симбиотический организм.

Многообразие и особенности строения

лекция

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

12

Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов.

Шляпочные грибы

Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба

лекция

Отчет о лаб.раб.

13

Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами .

Грибы-паразиты

Лекция      

Пр.р. № 2 Тренинги.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)

14

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний

Бактерии

Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

15

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.

Многообразие простейших

Л.р. №4

Многообразие простейших.

П.р. №3

Тренинги.

Отчет о лаб.раб.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 5. Царство Животные.( 13 ч.)

16

Особенности строения животной клетки и тканей

Строение  животной клетки, ткани.

Л.р. № 5 Строение животной клетки и  тканей животного организма..

Отчет о лаб.раб.

17

Особенности строения  и жизнедеятельности кишечнополостных

Многообразие кишечнополостных

лекция

18

Особенности строения  и жизнедеятельности плоских червей.

Многообразие плоских червей

лекция

19

Особенности строения  и жизнедеятельности, круглых червей

Многообразие круглых червей

лекция

20

Особенности строения  и жизнедеятельности кольчатых  червей.

Многообразие кольчатых червей

лекция

21

Особенности строения  и жизнедеятельности моллюсков.

Многообразие моллюсков

Сообщения учащихся, лекция

22

Особенности строения  и жизнедеятельности членистоногих.

Многообразие членистоногих.

Л.р. №6  Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Отчет о лаб.раб.

23

Общая характеристика и классификация хордовых.

Многообразие хордовых.

лекция

24

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей классов рыб.

Многообразие рыб.

Л.р. №7 Особенности строения рыб.

Отчет о лаб.раб.

25

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса земноводные

Многообразие и развитие земноводных.

Сообщения учащихся, лекция

26

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся.

Многообразие пресмыкающихся.

Сообщения учащихся, лекция

27

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса птицы.

Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц.

Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом.

Отчет о лаб.раб.

28

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие.

Многообразие млекопитающих.

Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих.

Пр. №4

Тренинги.

Отчет  о лаб.раб.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА.

Раздел 6. Человек. (2ч.)

29-30

Обзор строения человека. Органы и системы органов.

Особенности строения

Раздел 7. Эволюционное  учение. (2ч.)

31-32

Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.

лекция

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ГИА

Раздел 8. Заключение. (2ч.)

33

 Порядок заполнения бланков №1,№2,№3

Тренинги.

Решение вариантов экзаменационных заданий

34

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

Решение вариантов экзаменационных заданий

Итого :             34 часа;        Л.р. – 9,  Тренинги – 4.

 Используемая литература:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2012– ФИПИ.

3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

Resource id #998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".

Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...