Конспект урока
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Урок биологии 6 класс на тему:"Бесполое  размножение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_temu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

 «Размножение, его виды. Бесполое размножение».

 6 класс Н.И. Сонин.

Задачи урока:  

Образовательная: Познакомить учащихся с явлением размножения организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения, показать биологическое размножение растения.

Воспитательная: Сформировать научное мировоззрение у школьников на основе знаний бесполого размножения, используя уже известные детям, а также полученные на уроках сведения, предупредить неправильные, нежелательные толкования вопроса о размножении организмов в природе; прививать навыки работы, чувство коллективизма.

Развивающая: развивать умение работать с рисунками, таблицами, схемами, сравнивая, анализируя их и делая выводы, развивать память, интерес. 

Ведущий метод: объяснительно – иллюстративный

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебные таблицы: «Водоросли», «Простейшие животные», «Мхи», «Кукушкин лён», муляжи «Плодовые тела шляпочных грибов». Рисунки на стр. 122, 123 учебника. Учебник Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

ХОД УРОКА: 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (приветствие, проверка готовности к уроку, критерии оценивания работы на уроке).приём  ладошки

                                                                     Ход    урока:

Проверка    домашнего   задания.

1.Проверка знаний                    

2.Изучение нового материала.

Давайте   ребята мы  сейчас  вспомним  вместе ,на какие  царства  делится  вся наша  живая  природа?  (  Показать   иллюстрации : грибы, животные, бактерии, простейшие, растения

  1А теперь  немного поиграем  . « В живое и не живое»(хлопки  в  ладоши)

2.Вспомните основные свойства живого? ( на  доске написаны  признаки живого  организма :питание, сон ,отдых ,дыхание ,передвижение,Выделение)Какого  признака  живого  организма нехватает?

 Запись  темы на доске.

  Учитель: Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

РАЗМНОЖЕНИЕ – воспроизведение себе подобных.

Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ. У них есть существенные отличия. А вот какие, нам предстоит узнать .

Размножение

бесполое              половое

                                 1 организм

                       потомство идентично                                                   2 организма        

                                                                                                         потомство с новыми признаками

                                                                                                связано с образованием половых

                                                                                                      клеток

                   половые клетки не образуются

 В бесполом размножении принимает участие только одна особь, из которого образуется 2, 3 или более новых, идентичных, т.е. похожих друг на друга организма.

Бесполое размножение происходит без образования половых клеток и последующего их слияния. Таким путём размножаются  кто? (бактерии, одноклеточных организмов, грибы, гидры, некоторые виды червей, многие растения)

Но, большинство  живых организмов, обитающих на Земле, размножаются половым путём.

- Каково главное отличие ПР от БР?

(Главное его отличие от бесполого; в размножении учувствуют чаще всего две особи, при этом происходит слияние двух половых клеток – оплодотворение), но это мы будем изучать на последующих уроках.

- Сегодня  мы более подробно познакомимся с бесполым размножением и его формами.

Формы   бесполого   размножения:

  При  рассказе  заполняется   схема:

Размножение

бесполое              половое

  Наиболее простая форма бесполого размножения – деление)

- Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. См. на рис. уч. стр. 122 и таблицу.

 Угадайте о ком пойдёт речь?

Орган движения у меня.

Вращается как гибкий прутик,

А называют орган жгутик. Кто же я?(эвглена)

- И мы посмотрим на примере эвглены зелёной,  как же начинается процесс деления?

Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.

- Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму.

-Затем что происходит (появляется жгутик)

- Затем (разделяется пополам)

- В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены.

- Посмотрите они одинаковые?

 (Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга).

 Итак  первая форма БР …какая? Деление

- А теперь послушайте сказку – быль про гидру.

Жила – была в речке гидра. Была она стройная, гибкая с пучком щупальцев на голове. Всё было хорошо в её жизни, да вот беда – скучно ей стало в одиночестве. Думала она, думала, как самой себе помочь, и наконец, придумала. Стали на её гибком теле расти бугорки – почки. Постепенно они увеличивались в размерах, становились такими же стройными, потом у них появились щупальцы, а между ними – рот. Некоторые гидры – дочки быстро отделились от гидры – мамы и посилились с ней рядышком, а другие долго ещё жили на её теле. И было им весело проводить летние дни вместе.

Такой способ размножения называется  почкованием.

-У кого встречается такой способ размножения приведите примеры стр. 122 уч. и рисунки. (У одноклеточных и многоклеточных организмов, дрожжей).

-Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали активно питаться и размножаться.

5.Кто продолжает размножаться, даже находясь в этом ящике? (Дрожжи)

 

- Давайте продолжим таблицу

Размножение

бесполое              половое

                                         деление          почкование

- Достаточно широко распространена в природе и другая форма бесполого размножения -спорообразование.

- Вы часто летом ходите по грибы?

- А какие грибы вы знаете, перечислите?

- А какие грибы вы собираете?

- А кто собирает рыжики? Грузди? Беляки, волжанки?

- Какая закономерность есть?

Если найдёшь один гриб, то рядом обязательно будет расти ещё несколько.

- Чем размножаются? (спорой и грибницей)

Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.

Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи. Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи. Водоросли, папоротники.

У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.  Стр. 123 рис.

- Значит следующая форма БР … спорообразование

Размножение

бесполое              половое

                                         деление          почкование      спорообразование

А кто из вас видел  что тело плоских червей может распадаться  на несколько  частей, а затем каждая  из них   становится новым  животным. Такой способ  размножения  называется фрагментацией.(  дописать  в  схему)

У  растений  широко  распространенно  вегетативное размножение,  при котором  новые особи  образуются  из  частей материнского организма.( побега, корня) и наследуют при этом  все  его  признаки.

        ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

ПОДЗЕМНЫМИ ЧАСТЯМИ РАСТЕНИЯ                    

1.Корневыми черенками                                                                    

(малина, одуванчик)        (бегония, сансевьера)

2.Корневыми отпрысками        2.Стеблевыми черенками

(рябина, осина)        (смородина, ива)

3.Корневищами        3.Ползучими побегами

(ирис, ландыш)        (клюква, луговой чай)

4.Луковицами        4.Прививкой

(чеснок, тюльпан)        (яблоня, груша)

5.Клубнями        5.Отводками

(картофель, топинамбур)        (смородина, крыжовник)

НАДЗЕМНЫМИ ЧАСТЯМИ РАСТЕНИЯ

1.Листовыми черенками

(бегония, сансевьера)

2.Стеблевыми черенками

(смородина, ива)

3.Ползучими побегами

(клюква, луговой чай)

4.Прививкой

(яблоня, груша)

5.Отводками

(смородина, крыжовник)

ВЫВОД: Вегетативное размножение растений осуществляется подземными и надземными частями растений. Некоторые растения могут размножаться несколькими способами.

Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества?  (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории).

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

Биологическая роль  бесполого  размножения.

ЗАДАНИЕ 3. В рабочей тетради составьте схему способов вегетативного размножения, используя раздаточный материал.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами много узнали о формах бесполого размножения. Где вы сможете использовать полученные знания? (на даче, при выращивании комнатных растений).

Можно показать ролик о черенковании комнатных растений или показать на живых объектах.

ОБОБЩЕНИЕ:

Формы бесполого размножения разнообразны – это и деление клеток, как у амебы, эвглены, инфузории-туфельки. И почкование у гидры или дрожжевых грибов, и спорообразование у мхов, папоротников, шляпочных грибов, и различные способы вегетативного размножения у растений.

Преимущества бесполого размножения в его простоте и эффективности – не нужно находить партнера. Полезные для организма признаки передаются из поколения в поколение.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2.Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычки растет»

«Верба что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

мы ещё познакомимся со следующей формой БР и допишем схему.

Итак. Размножение – это свойство … . В природе существует два типа размножения бесполое и половое. В бесполом размножении участвует только один организм. Формы бесполого размножения разнообразны: это и деление клеток, как у амёбы, эвглены, инфузории туфельки и почкование у гидры или дрожжевых грибов. Спорообразование у мхов, папоротников, шляпочных грибов.

- В чём же заключается значение БР?

- Преимущество БР? (Преимущество БР в его простоте и эффективности: не нужно находить партнёра – потомство может оставить любая особь в любом месте).

1. Что называется размножением?

2. Каким способом размножения размножается гидра? (почкованием)

3. Какие организмы ещё размножаются почкованием?

4. Какие основные способы размножения вам известны? (БР и ПР.)

5. Что такое БР?

6. Какой процесс лежит в его основе?

7. У каких организмов встречается БР? Один из организмов здесь спрятался.

8.  Какие формы БР вы ещё знаете?

9. Спорообразование образуется с помощью особой клетки, как она называется?

10. Какие формы размножаются спорами?

11. Здесь гриб, название гриба который размножается спорами?

12. У мхов, водорослей, папоротников, и др. где образуются споры?    (в спорангиях)

13. С чем мы познакомились? (с БР)

- Какова биологическая роль размножения?

- В чём сущность БР?

стр. 122-123, 126-127, вопросы 1-9. Знать определение размножения, его виды, формы БР. Р.т. № 91,92,93.

Resource id #1906

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...

Конспектурока " Уравнения"

Конспект урока для 7 класса...