разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по программе Н.И.Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 449.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
УРОК БИОЛОГИИ
8 КЛАСС
ТЕМА: «Группы крови.
Переливание крови»
Тема урока: Группы крови. Переливание крови.
Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Задачи:
1.обучающие:
- сформировать у учащихся новые понятия;
- выявить проблему по теме урока, составить вопросы –суждения и сформулировать ответы на них;
- закрепить полученные знания.
2. развивающие:
-развитие познавательного интереса, самостоятельности учащихся;
3. воспитывающие:
-воспитание любви к ближним.
Метод обучения: проблемный.
Оборудование: ПК, экран, проектор, сборники понятий по теме «Кровь»,
таблица «Строение крови».
ХОД УРОКА:
1.Проверка знаний.
1.1. Вопрос о клетках крови (слайд №2)- 1 уч-ся у доски.
1.2. Вопрос о строении капилляров (слайд №3) – 1 уч-ся у доски.
1.3. Вопрос о фагоцитозе (слайд №4) – 1 уч-ся у доски.
1.4. Вопрос о свертывании крови (слайд №5) – 1 уч-ся у доски.
Оценки за ответы уч-ся.
2.Новый материал.
- В случаях ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения. С давних времен люди пытались применять переливание крови. Кровь входила в состав некоторых лечебных напитков. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других храбрыми и великодушными. Папа Римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши, и Папа. Французская королева Мария Медичи отважилась пить человеческую кровь от недомоганий и старости. Однако исцеления королева-кровопийца не нашла.
СЛАЙД №6.( Переливание крови)
-Итак, перед учеными встала проблема. Какая?
(Учащиеся сами формулируют проблему)
-Проблема: выяснить, почему случаи переливания крови заканчивались неудачей и люди погибали.
Задание:
-подумайте, какие вопросы возникали у ученых и медиков. Сформулируйте свои
вопросы, представив себя на их месте.
СЛАЙД № 7. (Проблема)
(Вопросы уч-ся записываются на доске).
СЛАЙД № 8. (Вопросы)
- Сначала ученые заметили, что сыворотка крови склеивает микробов. Затем заметили, что эритроциты склеиваются от чужеродной крови. Склеивание эритроцитов приводит к их разрушению. Однако дальнейшие исследования показали, что не всякая кровь вызывает склеивание эритроцитов. Замечательным успехом было открытие венского ученого Карла Ландштейнера явления агглютинации - склеивания эритроцитов при одних сочетаниях сыворотки и эритроцитов, а при других – нет. Выяснилось, что в эритроцитах присутствуют белки – агглютиногены, а в плазме – белки агглютинины. При дальнейшем изучении крови обнаружилось, что главными агглютиногенами эритроцитов оказались агглютиногены А и В, а в плазме крови – агглютинины а и в(альфа и бета). В зависимости от сочетания в крови тех и других различают четыре группы крови.
СЛАЙД № 9. (группы крови-определение)
Итак, тема урока «ГРУППЫ КРОВИ» ( на доске).
Группа крови- индивидуальная характеристика крови, различающаяся у особей одного вида наличием или отсутствием определенных антигенов в эритроцитах и антител в плазме крови. ( дети записывают в тетрадь)
СЛАЙД № 10. (Совместимость групп крови)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
На стр. 123 найдите описание открытия К.Ландштейнера , в котором говорится о наличии белков антигенов и антител в крови людей.
Учитель:
- В процессе исследований было установлено, что в крови I группы склеиваются эритроциты всех остальных групп, но ее эритроциты не склеиваются в крови других групп. Поэтому эта группа считается УНИВЕРСАЛЬНОЙ. Посмотрите на слайд : КРОВЬ КАКИХ ГРУПП МОЖНО ПЕРЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКУ С III ГРУППОЙ КРОВИ?
-Обратите внимание на распределение групп крови у населения России.
ВОПРОС:
1. Поднимите руку, кто знает свою группу крови?
2. Как вы считаете, людям каких профессий необходимо знать свою группу крови
(МЧС, военные, врачи,…). Почему?
ВОПРОС:
- Ребята, вы очень часто слышали такое слово, как «донор». А что вы знаете об этом?
СЛАЙД № 11. (Определение «донор», «реципиент»)
- В крови большинства людей имеется особый белок – РЕЗУС-ФАКТОР. Таких Людей 85%, их называют резус-положительными (Rh +), а у 15% людей этого белка нет, их называют резус-отрицательными (Rh -).
СЛАЙД № 12.(Резус –фактор)
Итак, сегодня мы с вами выдвинули проблему, ответили на вопросы, возникшие вместе с проблемой. Теперь давайте сформулируем ГИПОТЕЗУ.
СЛАЙД № 13.(Формулировка гипотезы»
3. Закрепление.
ВОПРОСЫ:
- Почему необходимо учитывать совместимость групп крови при переливании?
- Чем объяснить, что кровь людей всех народностей и рас имеет одинаковый состав и делится на четыре группы?
- Задание в печатной тетради.
4.Вывод урока.
5. Оценки за урок.
6. Д\З. стр.122-125, п\т.стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-217826-1365402034.jpg)
Группы крови. Переливание крови.
В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-548890-1426166055.jpg)
Методический материал к уроку по теме "Тканевая совместимость и переливание крови"
Здесь подобран интересный дополнительный материал для уроков или групповых занятий по теме "Тканевая совместимость и переливание крови"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590465-1423546652.jpg)
разработка урока по теме "Химический состав крови"
данную разработку можно использовать как полноценный урок после изучения темы белки в 10 классе, так и внеклассное мероприятие по предмету. данный урок расширяет рамки изучения предмета химия, связыва...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-528092-1416808960.jpg)
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/30/picture-709201-1625082294.jpg)
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....