разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Горбунова Татьяна Владимировна

методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка  составлена к уроку по программе Н.И.Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppy_krovi.rar449.3 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1  

УРОК БИОЛОГИИ

8 КЛАСС

ТЕМА:  «Группы крови.

Переливание крови»

 

Тема урока:  Группы крови. Переливание крови.

Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Задачи:

1.обучающие:

- сформировать у учащихся новые понятия;

- выявить проблему по теме урока, составить вопросы –суждения и сформулировать ответы на них;

- закрепить полученные знания.

2. развивающие:

-развитие познавательного интереса, самостоятельности учащихся;

3. воспитывающие:

-воспитание любви к ближним.

Метод обучения: проблемный.

Оборудование: ПК, экран, проектор, сборники понятий по теме «Кровь»,

                              таблица «Строение крови».

ХОД УРОКА:

1.Проверка знаний.

1.1. Вопрос о клетках крови (слайд №2)- 1 уч-ся у доски.

1.2. Вопрос о строении капилляров (слайд №3) – 1 уч-ся у доски.

1.3. Вопрос о фагоцитозе (слайд №4) – 1 уч-ся у доски.

1.4. Вопрос о свертывании крови (слайд №5) – 1 уч-ся у доски.

Оценки за ответы уч-ся.

2.Новый материал.

   - В случаях ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения. С давних времен люди пытались применять переливание крови. Кровь входила в состав некоторых лечебных напитков. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других храбрыми и великодушными. Папа Римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши, и Папа. Французская королева Мария Медичи отважилась пить человеческую кровь от недомоганий и старости. Однако исцеления королева-кровопийца не нашла.

СЛАЙД №6.( Переливание крови)

      -Итак, перед учеными встала проблема. Какая?

(Учащиеся сами формулируют проблему)

  -Проблема: выяснить, почему случаи переливания крови заканчивались неудачей и люди погибали.

  Задание:

-подумайте, какие вопросы возникали у ученых и медиков. Сформулируйте свои

вопросы, представив себя на их месте.

СЛАЙД № 7. (Проблема)

(Вопросы уч-ся записываются на доске).

СЛАЙД № 8. (Вопросы)

            - Сначала ученые заметили,  что сыворотка крови склеивает микробов. Затем заметили, что эритроциты склеиваются от чужеродной крови. Склеивание эритроцитов приводит к их разрушению. Однако дальнейшие исследования показали, что не всякая кровь вызывает склеивание эритроцитов. Замечательным успехом было открытие венского ученого Карла Ландштейнера явления  агглютинации  - склеивания эритроцитов при одних сочетаниях сыворотки и эритроцитов, а при других – нет. Выяснилось, что в эритроцитах присутствуют белки – агглютиногены, а в плазме – белки агглютинины. При дальнейшем изучении крови обнаружилось, что главными агглютиногенами эритроцитов оказались агглютиногены А и В, а в плазме крови – агглютинины а и в(альфа и бета). В зависимости от сочетания в крови тех и других различают четыре группы крови.

СЛАЙД № 9. (группы крови-определение)

Итак, тема урока «ГРУППЫ КРОВИ» ( на доске).

Группа крови- индивидуальная характеристика крови, различающаяся у особей одного вида наличием или отсутствием определенных антигенов в эритроцитах и антител в плазме крови. ( дети записывают в тетрадь)

СЛАЙД № 10. (Совместимость групп крови)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

На стр. 123 найдите описание открытия К.Ландштейнера , в котором говорится о наличии белков антигенов и антител в крови людей.

Учитель:

  - В процессе  исследований было установлено, что в крови I группы склеиваются эритроциты всех остальных групп, но ее эритроциты не склеиваются в крови других групп. Поэтому эта группа считается УНИВЕРСАЛЬНОЙ. Посмотрите на слайд :  КРОВЬ КАКИХ  ГРУПП  МОЖНО ПЕРЕЛИТЬ ЧЕЛОВЕКУ С III ГРУППОЙ КРОВИ?

   -Обратите внимание на распределение  групп крови  у населения России.

ВОПРОС:

1. Поднимите руку, кто знает свою группу крови?

2. Как вы считаете, людям каких профессий необходимо знать свою группу крови

(МЧС, военные, врачи,…). Почему?

ВОПРОС:

   - Ребята, вы очень часто слышали такое слово, как «донор». А что вы знаете об этом?

СЛАЙД № 11. (Определение «донор», «реципиент»)

           - В крови большинства людей имеется особый белок – РЕЗУС-ФАКТОР. Таких  Людей 85%, их называют резус-положительными (Rh +), а у 15% людей этого белка нет, их называют резус-отрицательными (Rh -).

СЛАЙД № 12.(Резус –фактор)

                Итак, сегодня мы с вами выдвинули проблему, ответили на вопросы, возникшие вместе с проблемой. Теперь давайте сформулируем ГИПОТЕЗУ.

СЛАЙД № 13.(Формулировка гипотезы»

3. Закрепление.

ВОПРОСЫ:

  1. Почему необходимо учитывать совместимость групп крови при переливании?
  2. Чем объяснить, что кровь людей всех народностей и рас имеет одинаковый состав и делится на четыре группы?
  3. Задание в печатной тетради.

4.Вывод урока.

5. Оценки за урок.

6. Д\З. стр.122-125, п\т.стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Кровь.Переливание крови."

Урок-презентация проводится в курсе биологии 8 класса....

Группы крови. Переливание крови.

В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...

Методический материал к уроку по теме "Тканевая совместимость и переливание крови"

Здесь подобран интересный дополнительный материал для уроков или групповых занятий по теме  "Тканевая совместимость и переливание крови"...

разработка урока по теме "Химический состав крови"

данную разработку можно использовать как полноценный урок после изучения темы белки в 10 классе, так и внеклассное мероприятие по предмету. данный урок расширяет рамки изучения предмета химия, связыва...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....