Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Клячева Ирина Валерьевна

Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_i_ostalnye_komponenty_vnutrenney_sredy_organizma.docx184.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.»

Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Данный урок является первым по теме " Внутренняя среда организма" в цикле уроков по УМК по биологии  для 8 класса " Человек", авторов Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению внутренней среды организма и крови как компонента внутренней среды.

Задачи:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма.
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: таблицы: «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, презентация.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Актуализация темы занятия.

Учитель:

1. Что является структурным элементом организма?

2. В какой среде могут функционировать клетки?

3. Что необходимо клеткам для нормальной жизнедеятельности?

4. Почему большинство клеток функционирует только в жидкой среде?

III. Изучение нового материала.

План.

1. Состав внутренней среды организма. Гомеостаз.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной ее части крови.

Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), которые находится внутри организма, принимающие непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержании гомеостаза.

Термин «Внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878г.) 

Внутренняя среда организма:

  1. Кровь. Функция
  2. Тканевая жидкость
  3. Лимфа

В состав КРОВИ входят:

  1. Плазма
  2. Форм.эл: эритроциты

                 Лейкоциты

                  Тромбоциты( рис.43)

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:

  • Межклеточная (тканевая) жидкость.
  • Лимфа.
  • Кровь.

Запишем схему состава внутренней среды организма.

Учащиеся: составляют схему в тетради.

hello_html_74e1a.jpg

Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, удаление продуктов распада.

Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды организма.

hello_html_621f54f5.jpg

Так как содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от - до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы, находящимися в стенках кровеносных сосудов.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство (подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.

Гомеостаз (греч. "гомо"-одинаковый, "статис"-состояние) -поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.

Физкультминутка

2. Кровь, ее состав и значение.

Учитель: (Слайд ) Что такое кровь? Это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она обеспечивает возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека (около 5 л у взрослого человека). Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.

(Слайд ) В организме кровь выполняет различные функции:

  • Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
  • Питательную – доставляет питательные вещества к клеткам;
  • Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
  • Терморегуляторную – регулирует температуру тела;
  • Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
  • Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы с помощью химических веществ (например, гормонов).

Состав крови.

Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из воды (90%) и сухого остатка (10%) - минеральные соли и органические вещества. К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, липиды, гормоны и продукты распада белков.

(Слайд ) Используя материал учебника, составьте схему "Состав крови"

Кровь

плазма (55%) форменные элементы (45%)

вода (90%) сухой остаток (10%) эритроциты лейкоциты тромбоциты

мин. соли белки липиды глюкоза

(0,9%) (7-8%) (~1%) (~0,1%)

3. Форменные элементы крови.

Учитель: (Слайд) Подробнее изучим форменные элементы крови и запишем информацию о них в таблицу «Клетки крови и их функции».

Эритроциты (красные кровяные тельца) являются основным типом клеток крови, так как их в 500-1000 раз больше, чем лейкоцитов. В 1 мм³ крови около 5 млн. эритроцитов.

Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.  Зрелые эритроциты, циркулирующие в крови, не содержат ядра и органелл, и не могут синтезировать гемоглобин и нуклеиновые кислоты. Для эритроцитов характерен низкий уровень обмена веществ, что обуславливает длительную продолжительность их жизни, в среднем 120 дней. В течение 120 дней с момента выхода эритроцитов из красного костного мозга в кровоток они постепенно изнашиваются. В конце этого срока «старые» эритроциты осаждаются и разрушаются в селезенке и печени. Процесс образования новых эритроцитов в красном костном мозге идет постоянно, поэтому, несмотря на разрушение старых эритроцитов, общее количество эритроцитов в крови остается постоянным.

Эритроциты состоят главным образом (на 2/3) из гемоглобина – особого белка содержащего железо, основной функцией которого является перенос кислорода и углекислого газа. Гемоглобин имеет красный цвет, что определяет характерную окраску эритроцитов и крови. 

Форма

Эритроцит человека имеет форму двояковогнутого диска. У других биологических видов эритроциты бывают иной формы. Такое строение эритроцита помогает ему максимально насыщаться кислородом и углекислым газом при прохождении через кровеносное русло человека. 

Лейкоциты– это основа иммунитета, наши защитники от внешних воздействий: болезнетворных бактерий, вирусов, грибков и чужеродных тел, попадающих в кровь. Способность определенных клеток лейкоцитов захватывать микробы и уничтожать их была открыта И.И. Мечниковым-великим русским ученым, лауреатом Нобелевской премии. Клетки лейкоцитов этого типа И.И. Мечников назвал фагоцитами (пожирателями), а сам процесс уничтожения микробов фагоцитами - фагоцитозом. Некоторые виды лейкоцитов также препятствуют размножению незрелых опухолевых клеток. Как увеличение, так и уменьшение числа лейкоцитов является признаком заболевания.

Белые клетки крови их строение и виды

Белые клетки крови или лейкоциты – это клетки, выполняющие защитную функцию. Количество лейкоцитов в крови зависит как от скорости их образования, так и от мобилизации их из костного мозга, а также от их утилизации (распада и выведения из организма) и миграции в ткани в очаги воспаления.  В норме их количество равно 4 – 9 тысяч в 1 мл крови.

Лейкоциты делятся на зернистые или гранулоциты (их ядро имеет зернистую структуру) и незернистые (агранулоциты), ядро которых имеет незернистую структуру, эти виды лейкоцитов выполняют разные задачи.

Кровяные пластинки или тромбоциты представляют собой циркулирующие в крови безъядерные фрагменты цитоплазмы гигантских клеток красного костного мозга.

Тромбоциты имеют округлую или овальную формы, размеры тромбоцитов 2-5 мкм. Продолжительность жизни тромбоцита – 8 дней. Старые и дефектные тромбоциты разрушаются в селезёнке (где депонируется одна треть всех тромбоцитов), печени и костном мозге. Тромбоцитопения – снижение числа тромбоцитов, наблюдается при нарушениях деятельности красного костного мозга, при СПИДе. Тромбоцитоз – увеличение числа тромбоцитов в крови, наблюдается при усиленной выработке в костном мозге, при удалении селезенки, при болевом стрессе, в условиях высокогорья.

Функции тромбоцитов:

остановка кровотечения при повреждении стенки сосудов.

• обеспечение свертывания крови;

• участие в реакциях заживления ран;

• обеспечение нормальной функции сосудов.

Свертывание крови имеет большое биологическое значение, предохраняя организм от значительной потери крови. При ранениях кровь свертывается в течение 3-4 минут. 

Свертывание обусловлено превращением находящегося в плазме растворимого белка фибриногена в нерастворимый фибрин и образованием сгустка, закупоривающего поврежденный сосуд. 

Наследственное заболевание, характеризующееся нарушением механизма свертывания крови-гемофилия. При этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства.

4.Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки".

Учитель: Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое

строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.

Учащиеся: выполняют работу по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения форменных элементов крови человека и лягушки.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты. Зарисуйте их.
  4. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
  6. Ответьте на вопрос: чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
  7. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Учащиеся: оформляют лабораторную работу в тетради.

5. Анализ крови.

Учитель: какие анализы крови бывают, и что они могут рассказать врачу о здоровье человека.

При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  • На группу крови – у человека их 4 (агглютинины и агглютиногены).
  • На билирубин – пигмент, определяющий цвет кожи и работу печени.
  • На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см2 крови).
  • На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
  • На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
  • На белокровие (лейкоз) и серповидно - клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

IV. Закрепление знаний:

Учитель: Прокомментируйте рисунки

  • 43 – изображающий состав крови,
  • 44 – изображающий созревание эритроцита,
  • 45 – изображающий процесс фагоцитоза,
  • 46– изображающий свертывание крови.

Работа по вопросам (обязательный уровень):

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
  2. Откуда клетки организма получают кислород и питательные вещества?
  3. Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
  4. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  5. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
  6. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?

Работа по вопросам (повышенный уровень):

  1. Почему тканевая жидкость служит для клеток жизненно важной средой?
  2. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
  3. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
  4. Как внутренняя среда организма связана с внешней?
  5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма.

Учащиеся: обсуждают и высказывают свое мнение на предложенные вопросы.

V. Домашнее задание:

Учитель: дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.  

П.17, доделать л.р, стр.88-89 в.1-6 устно

VI. Рефлексия.

Учащиеся на доске оценивают процесс и результат деятельности.

Литература.

Биология : Человек. 8 кл. : учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 10-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Тема урока    «Кровь и остальные компоненты внутренней среды»

ОПОРНЫЙ  ЛИСТ

       Ученика __________________________________________________________класс 8 _____

Тема урока: «_______________________________________________________________________»

Задачи урока: _______________________________________________________________________

                          ________________________________________________________________________

                          ________________________________________________________________________

Составьте схему №1  «Компоненты внутренней среды»

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

   

Кровь – это   ____________________________________________________________

Составьте схему №2  «Состав крови»

КРОВЬ

       

                                         

                                                           

Заполните таблицу:

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

Показатели

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Рисунок

Строение клетки

Количество в 1 мм3 крови

Местообразование

Продолжительность жизни

Функции

Тест-закрепление материала.

1.Участвуют в свертывании крови

2. Переносят кислород от легких к тканям

3. Распознают и уничтожают чужеродные вещества

4.Участвуют в формировании иммунитета

5.Переносят углекислый газ от тканей к легким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...

Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...

Урок по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "

Урок по Биологии в 5 классе по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "...

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организмаУчитель: Юганова Татьяна Борисовна, МБОУ Чулковская ООШПояснительная записка к урокуВажнейшая цель образов...