Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Шеина Надежда Николаевна

В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  биологии в 8 классе по теме: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»

Учитель биологии химии

 МБОУ  ОСОШ №6  им. В.А. Сулева

Шеина Н.Н.

Тема урока: « Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: УРОК – Путешествие

Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.

Задачи:

Обучающие: продолжать формировать у обучающихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, фагоцитозе; общеобразовательные понятия о взаимосвязи строения и функций кровяных клеток, формировать умение работать с учебником, микроскопом;

Развивающие: продолжить формирование умений обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; продолжать развивать логическое мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблицы: «Состав крови», дидактический материал, микроскопы, микропрепараты, пластилин, картон для уроков труда, рабочие листы для обучающихся, тесты.

Планируемые результаты: обучающиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.

Обучающиеся должны:

знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.

Методы обучения :

Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.

Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии.

Ход урока

Организационный момент.  

Доброе утро дорогие ребята и уважаемые гости.  Все мы сегодня собрались на уроке биологии  в 8 классе.  Я надеюсь, что  у  всех  хорошее настроение? Улыбнитесь друг - другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг - другу.

  1.  

Вступление учителя: Наш урок, ребята, я хотела бы начать словами итальянского кинорежиссера и сценариста Федерико Феллини: «Из всех приключений уготованных нам жизнью. Самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого». Сегодня мы продолжим путешествие по своему организму. И прежде чем  приступить к изучению нового материала давайте с вами побеседуем, и вспомним вопросы, которые изучали ранее и которые нам пригодятся на уроке:

1. Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?

2. Что образуют клетки в многоклеточных организмах?

3. Что такое ткань?

4. Какие группы тканей вы знаете?

5. Из чего состоит любая ткань человеческого организма?

6. какие виды регуляции функций организма вы знаете?

7. При помощи чего осуществляется каждый вид регуляции?

      Раздел, который мы начинаем с вами изучать - «Внутренняя среда организма». Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока,  прослушайте стихотворение – загадку:

 Сегодня все узнаете о ней,

Той, что для всех живых всего важней.

Она бежит по замкнутой системе,

Имеет плазму, клетки и пластинки,

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,

Мелькают в ней как яркие картинки.

Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,

О чем веду я речь?

Кто даст мне правильный ответ?  Слайд №1( ответы обучающихся).

Учитель:

-Итак, тема нашего урока: « Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма». (слайд №2)

 Начнём наше путешествие.

1.Первая наша остановка называется «Внутренняя среда организма». Так как мы отправляемся с вами в путешествие мы будем работать с маршрутными листами. Они есть у вас на столах. Возьмите их и положите перед собой.

 Создание проблемной ситуации.

Я хотела бы у вас узнать, а чем внутренняя среда организма отличается от внешней среды? (ответы обучающихся)

Стадия осмысления

Учитель:

-Большинство клеток тела не связаны с внешней средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой – средой,  расположенной внутри организма. Что же это такое?

 Определение среды Внутренняя среда организма   единая система жидкостей – является естественным продолжением водной основы клеток.

 (слайд №3). Записали определение среды в маршрутных листах.

 А из чего же состоит внутренняя среда организма?  (Работа с учебником § 17 стр.106 найдите компоненты внутренней среды. Заполняем схему внутренняя среда организма в маршрутных листах (слайд №4)

                                                          Внутренняя среда организма

 Итак, мы узнали, что внутренняя среда организма состоит из крови, лимфы и тканевой жидкости. Эти три составляющие тесно связаны между собой. Так, подходя к капиллярам, жидкая часть крови частично покидает кровеносные сосуды и переходит в промежутки между клетками, превращаясь в тканевую жидкость. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и в неё выделяют углекислый газ и продукты распада. Эти составляющие с маленькой скоростью впитываются в кровеносные сосуды и, попадая в кровь, уносятся ею. С другой стороны тканевая жидкость поглощается лимфатическими капиллярами, которые переправляют её в лимфатические сосуды, и там она приобретает другое название – лимфа. На пути лимфы находятся лимфатические узлы, которые фильтруют её. Лимфатические сосуды объединяются в грудной проток, впадающий в одну из крупных вен, т.е мы можем сказать о том, что все три жидкости взаимосвязаны между собой. (слайд №5, схема).

                                                      Тканевая жидкость

                                                             

                           Кровь                                                     Лимфа

                                                                                                                           

 Внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии, поскольку одни вещества расходуются, а этот расход восполняется. Если концентрация каких-либо веществ приближается к верхней границе нормы, действуют рефлексы, снижающие их концентрацию, если опускается ниже нормы, возбуждаются рецепторы, которые повышают концентрацию данных веществ.

Однако общий состав и свойства внутренней среды остаются постоянными, что необходимо для нормальной жизнедеятельности клеток в организме в целом. Т.е. главная функция внутренней среды организма – поддержание относительного постоянства ее состава– гомеостаз. Давайте запишем определение понятия гомеостаз в маршрутных листах (слайд №5). (Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется гомеостазом).

2. вторая станция нашего путешествия- «Историческая»

Первым и наиболее важным веществом в составе внутренней среды организма является кровь. Немного истории  Кровь как компонент организма человека всегда интересовала людей своей загадочностью.

В произведении  Гете «Фауст» Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с «нечистой силой», говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь как в нечто таинственное. Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу:

  • кровью скрепляли священные клятвы;
  • жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью»;
  • древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здорового человека, считая, что в крови здоровых людей — здоровая душа.

Действительно, кровь — самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови — важнейшее условие жизни организма.

2. Продолжим наше путешествие. Следующая остановка называется «КРОВЬ – что это?».

Учитель: На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос. Кровь является главной составляющей внутренней среды. Что мы о ней уже знаем?  

(Ответы учеников: жидкость, красного цвета, солоноватого вкуса)

     Кровь – самая удивительная ткань организма человека.  Давайте дадим ей определение:

 Кровь – Это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных. Слайд №7 (Записываем определение в маршрутные листы.

 Она выполняет множество  разных функций: (слайд 8)

1. Кровь выполняет транспортную функцию. Она доставляет во все клетки, ткани и органы кислород и питательные вещества. Удаляет углекислый газ и продукты обмена веществ.

2. Регуляторная функция: участвует в нейрогуморальной регуляции функций организма.

3.Защитная функция: обезвреживает различные ядовитые для организма вещества бактерии и микробы.

4. Физико-химическая: способствует сохранению постоянной температуры тела, поддерживает осмотическое давление, кислотно-щелочное равновесия, химический состав организма.

А знаете ли вы, что кровь не всегда красная. Есть животные с жёлтой и даже бесцветной кровью. А у некоторых крабов, осьминогов, улиток, пауков она и вовсе… голубая. Зато уж у всех без исключения позвоночных  животных и человека кровь красная.

 А почему кровь красная? Что обеспечивает крови красный цвет? (разрезать яблоко). Позже мы вернёмся к яблоку и попробуем выяснить есть ли связь между фруктом и кровью человека.  

А теперь мы познакомимся с вами с составом крови. Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то постепенно кровь расслоится: сверху будет бесцветная жидкость, а внизу более темная густая часть- что же это? (слайды №9).

Кровь состоит из жидкой части – плазмы и форменных элементов – клеток. Т.к. кровь – это жидкая ткань, то плазма является межклеточным веществом, в котором распределены клетки.    Плазма – это вода с растворенными в ней органическими и минеральными веществами. (слайд №11).

 Заполнение схемы состав крови в маршрутном листе.(слайд №9)

Кровь

Плазма                Форменные элементы

        Эритроциты        Лейкоциты

        Тромбоциты

Нашему организму для осуществлении процессов жизнедеятельности нужно очень много кислорода и сделав остановку на станции «практическая» мы познакомимся с вами с клетками- переносчиками кислорода.

Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим рис. 52 на стр.110, здесь представлены эритроциты. На столах в чашках у вас лежат кусочки пластилина.

Работа с пластилином

 Вылепите из красного   пластилина  диск, затем двумя пальцами руки слегка вдавите пластилин вовнутрь. Вот такой объем имеет эритроцит. Почему? (двояковогнутая форма  увеличивает объем эритроцита, что позволяет ему переносить больше кислорода). 

 В ваших маршрутных листах есть раздел лабораторная работа, найдите его.Безимени-1.gif

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»0_6db21_540cbb67_XL1.gif

314.gif0016-016-Sravnenie-krovi-cheloveka-s-krovju-ljagushki.png

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ                       / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ   ЯДРА

человека

Мелкие

Двояковогнутый диск

 

Нет

лягушки

Крупные, овальной формы

 

есть

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером.   Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки .

Учитель: Вернёмся к нашему яблоку. Произошли изменения? (беседа с учащимися)

 Яблоко приобрело коричневый оттенок, это потому, что яблоки богаты содержанием железа,  красный цвет крови обеспечивает гемоглобин — белок, в составе эритроцитов.

Гемо — железосодержащая часть.
Глобин — белковый компонент.
Придаёт крови красный цвет.
У человека в 100 мл.крови содержится примерно 12–15 гр. Гемоглобина.

Каждый грамм гемоглобина может присоединить 1,34 см кислорода. Соединение гемоглобина с кислородом называется оксигемоглобином. Насыщенная оксигемоглобином артериальная кровь алого цвета. Ненасыщенная оксигемоглобином венозная кровь — тёмно-красного цвета.

Следующая станция у нас  называется «Отдых» и мы проведем с вами физкультминутку.

Физминутка: А как вы думаете, от чего зависит скорость движения крови по сосудам?

От сокращения сердца.

А еще она зависит от сокращения мышц.

Сейчас не вставая, а сидя на стуле

Если совсем вы еще не уснули,

Вместо зарядки и для настроения

И чтобы улучшить кровообращение,

Руки на пояс поставьте сначала

Влево и вправо качайте плечами

Вверх –потянитесь,

Вниз наклонитесь

Вы дотянитесь мизинцем до пятки

Если сумели – все в полном порядке

 

Вы почувствовали, как вам сразу стало теплее, у вас поднялось настроение. Это потому что к каждой клеточке вашего организма поступили питательные вещества и кислород.

 Чем больше вы двигаетесь, занимаетесь спортом, тем больше клетки получают кислорода и полезных веществ, тем лучше развивается организм.

  Лейкоциты. -Следующая группа элементов крови- лейкоциты.(работа с пластилином "лейкоциты"  - вылепить из пластилина  клетку лейкоцит).

Вопросы классу:

  • форма;
  • цвет;

И нам с вами осталось определить роль лейкоцитов.

Учитель: Лейкоциты или белые кровяные клетки «Лейкоз» - белый. Являются ядерными клетками, непостоянной формы, способны к активному передвижению (слайд №17)

-Большой вклад в изучение лейкоцитов внес русский ученый И.И.Мечников

(Слайд №18)Портрет Мечникова И.И. Он открыл процесс фагоцитоза, при котором лейкоциты являются клетками – пожирателями. Они распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, захватывая их ложноножками.

Слайд №19Фагоцитоз.

Были ли у Вас такие случаи, когда Вы что-нибудь резали и вдруг поранили себе палец? Почему вы не истекли кровью?

Предполагаемый ответ:  кровь становится густой и перестает вытекать из ранки.

  правильно,  постепенно образуется тромб, который закупоривает ранку.

Учитель: А как  же он образуется?

Оказывается, за это отвечают тромбоциты – красные кровяные пластинки, представляющие собой фрагменты клеток неправильной  формы, окружённых мембраной и обычно лишённые ядра. Продолжительность жизни тромбоцитов 5 - 7 дней. Количество в 1 мм³ крови – 300 тысяч (слайд 20-21).

        При ранении тромбоциты разрушаются, выделяя в кровь фермент тромбопластин, который вызывает целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.  (слайд 13).

Вот мы с вами и познакомились с замечательным веществом- кровью.

5.Наш экспресс двигается дальше и мы прибываем к станции «Медицинская»

  Кровь может очень много рассказать о человеке. Наверняка каждому из вас хотя бы раз в жизни приходилось сдавать кровь на анализ. А что же показывает анализ крови?.

  Одним из показателей здоровья является анализ крови. При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов

(СОЭ). При наличии какого-нибудь воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин 2- 10 мм/ч, для женщин 2-15 мм/ч.

 При нарушении функций органов кроветворения, недостатке железа, при потере крови возникает малокровие (анемия).

При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина.

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: В каждую секунду в «Красном» море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание».

Вопрос к классу: О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.) О каких кораблях идет речь? Это клетки крови. К ним мы относим: Эритроциты – красные клетки, лейкоциты – белые клетки и тромбоциты – кровяные пластинки. Жизнь клеток крови очень не долговечна

Учитель: Как вы думаете, ребята, где образуются клетки крови?

( красный костный мозг).

Правильно, а называется процесс формирования клеток крови   кроветворение и он необходим для того, чтобы кровь могла выполнять все присущие ей функции.

Теперь мы остановимся на станции «Аналитической» и подведем итоги о том, что же узнали на уроке.

 (учащиеся вспоминают о чем говорилось на уроке?)

Задача «Экспертиза»

В известном опыте итальянского учёного Моссо, человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. Почему?

Рефлексия: Оценка своей деятельности на уроке по картинкам слайда

 И в заключении нашего урока – Волшебная шкатулка

-В ней    находится то, в чем содержится химический элемент, необходимый для поддержания гемоглобина  крови.  (Учащиеся отгадывают)

-Я предлагаю вам  повысить гемоглобин прямо сейчас (угощаю ребят яблоками)

Яблоко не просто фрукт,

С кровью дружит сей продукт,

В кровь дает оно железо

Значит очень всем полезно.

 Урок окончен.  Всем спасибо за работу!

Маршрутный лист  учащегося 8   класса

Фамилия__________________________ Имя _________________________

Тема урока: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»

1. Внутренняя среда организма

Заполните схему:                                                              

                                                    Внутренняя среда организма

Впишите названия компонентов внутренней среды организма и стрелками укажите их взаимосвязь

                                    Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма

Продолжите предложение:

Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма - это ______________

2. Кровь – самая удивительная ткань организма человека

Дайте определение понятию «Кровь»

Перечислите функции крови:

1) _______________________________________________________

2) _______________________________________________________

3) _______________________________________________________

4) _______________________________________________________

 Заполните схему:                                                                              

                                                                Состав крови

 

 

                

Лабораторная работа

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Изучите строение эритроцитов крови человека и лягушки, сравните их и подпишите части рисунка:Безимени-1.gif0_6db21_540cbb67_XL1.gif

314.gif0016-016-Sravnenie-krovi-cheloveka-s-krovju-ljagushki.png

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ                       / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ   ЯДРА

человека

  

 

лягушки

  

 

Сделайте вывод: каково значение выявленных различий в строении эритроцитов лягушки и человека?

4. Свёртывание крови

Выберите ответы на следующий вопрос: Что участвует в свёртывании крови?

А) Фибрин                              Г) Антитела

Б) Гемоглобин                        Д) Соли кальция

В) Фибриноген                       Е) Лейкоциты                                      

   Ответ: _____________________

5. Кроветворение- это

  _________________________________________________

Д/З §17, таблица 6 в маршрутном листе.

 6. Заполните таблицу:  Клетки крови

Наименование клеток крови

Строение

Количество

в 1 мм³

Функция

Место образования

Продолжительность жизни

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку на тему: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» составилаа учитель биологии и химии 1 квалификационной категории МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева Шеина Н.Н .

Слайд 2

Сегодня все узнаете о ней, Той, что для всех живых всего важней. Она бежит по замкнутой системе, Имеет плазму, клетки и пластинки, Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, Мелькают в ней как яркие картинки. Гемоглобин ее окрасил в красный цвет, О чем веду я речь? Кто даст мне правильный ответ?

Слайд 3

Тема урока: «КРОВЬ И ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА»

Слайд 4

Внутренняя среда – единая система жидкостей – является естественным продолжением водной основы клеток.

Слайд 5

Внутренняя среда Тканевая жидкость Лимфа Кровь

Слайд 6

Взаимосвязь компонентов внутренней среды ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ КРОВЬ ЛИМФА

Слайд 7

Гомеостаз – поддержание относительного постоянства внутренней среды организма. Ввёл это понятие американский физиолог Уолтер Кеннон в 1929 году.

Слайд 8

Кровь – жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных.

Слайд 9

Функции крови Транспортная: доставляет во все клетки, ткани и органы кислород и питательные вещества, удаляет углекислый газ и продукты обмена веществ. Регуляторная: участвует в нейрогуморальной регуляции организма. Защитная: обезвреживает различные ядовитые вещества, бактерии и микробы. Физико-химическая: Способствует сохранению постоянной температуры тела, поддерживает осмотическое давление, кисло-щелочное равновесие, химический состав организма.

Слайд 10

Состав крови А. Отстой крови в пробирке: 1 – плазма в крови; 2 – лейкоциты; эритроциты Б. Клетки крови: 1 – эритроциты; 2 – тромбоциты; 3 – лейкоциты

Слайд 11

Кровь Плазма 60% Эритроциты (красные) лейкоциты (белые) тромбоциты(пластинки) Форменные элементы (клетки)

Слайд 12

Неорганические вещества Органические вещества Вода Минеральные соли 0,9% Белки Глюкоза Витамины Гормоны Продукты распада Жировые вещества Плазма крови

Слайд 13

СТРОЕНИЕ эритроцитов Форма: двояковогнутая Размеры: мелкие, диаметр 7-8мк, толщина 2 мк . Нет ядра Гемоглобин – 90 % В 1 куб. мм. – 4 – 5 млн., всего в крови – 25 триллионов. В 1 песчинке – могут вместиться 1000000 эритроцитов.

Слайд 14

Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» Изучите строение эритроцитов крови человека и лягушки, сравните их : Кровь человека кровь лягушки

Слайд 15

Сравнение эритроцитов человека и лягушки ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА, РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА человека лягушки

Слайд 16

Сравнение эритроцитов человека и лягушки ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА, РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА человека Мелкие Двояковогнутый диск Нет лягушки Крупные, овальной формы есть

Слайд 17

ГЕМОГЛОБИН О₂ ЭРИТРОЦИТ 4 – 5 МЛН ЯДРО БЕЛОК ЖЕЛЕЗО БОГАТАЯ БЕДНАЯ АРТЕРИАЛЬНАЯ ВЕНОЗНАЯ

Слайд 18

ЛЕЙКОЦИТЫ Форма: непостоянная амебоподобная , бесцветные Размеры: крупные, 8 – 20 мк . Имеют ядро Самостоятельно передвигаются В 1 куб. мм. 4,5 – 10 тыс.

Слайд 19

И.И.Мечников

Слайд 20

Фагоцитоз – это процесс поглощения и переваривания чужеродных веществ клеткой

Слайд 21

Тромбоциты представляют собой фрагменты клеток , имеющих неправильную форму, окружённые мембраной и обычно лишённые ядра. Продолжительность жизни 5 - 7 дней. Количество в 1 мм³ крови – 300 тысяч. Основная функция – участие в свёртывании крови, препятствующее кровопотерям организма. ТРОМБОЦИТЫ (кровяные пластинки)

Слайд 22

Свёртывание крови Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин Эритроцит Фибриновая нить

Слайд 23

Виды клеток Эритроциты Красные кровяные клетки. Лишены ядра. Содержат гемоглобин и участвуют в переносе кислорода и углекислого газа. Лейкоциты Белые клетки крови. Имеют ядро. Выполняют защитные функции. Тромбоциты Бесцветные форменные клеточные элементы крови. Лишены ядра. Выполняют разные функции: - защитная - регуляторная; - свертывание крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Презентация к уроку анатомии Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Данная презентация может быть использована при проведении урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма". Она содержит иллюстративный материал по теме. В целях сохранения здоровья уча...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...

Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....