Урок по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "
методическая разработка по биологии (8 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 5 классе по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_i_ostalnye_komponenty_vnutrenney_sredy_organizma.docx66.3 КБ

Предварительный просмотр:

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма (8 класс).

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению внутренней среды организма и крови как компонента внутренней среды.

Задачи:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма.
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, презентация.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Актуализация темы занятия.

Учитель:

1. Что является структурным элементом организма?

2. В какой среде могут функционировать клетки?

3. Что необходимо клеткам для нормальной жизнедеятельности?

4. Почему большинство клеток функционирует только в жидкой среде?

III. Изучение нового материала.

План.

1. Состав внутренней среды организма. Гомеостаз.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательной системы человека. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной ее части крови.

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:

  • Межклеточная (тканевая) жидкость.
  • Лимфа.
  • Кровь.

Запишем схему состава  внутренней среды организма.

Учащиеся: составляют схему в тетради.

http://festival.1september.ru/articles/549367/1.jpg

Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, удаление  продуктов распада.

 Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды организма.

http://festival.1september.ru/articles/549367/2.jpg

Так как содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от - до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы, находящимися в стенках кровеносных сосудов.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство (подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.

Гомеостаз (греч. "гомо"-одинаковый, "статис"-состояние) -поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.

2. Кровь, ее состав и значение.

Учитель: (Слайд ) Что такое кровь? Это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она обеспечивает возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека (около 5 л у взрослого человека). Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.

(Слайд ) В организме кровь выполняет различные функции:

  • Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
  • Питательную – доставляет питательные вещества к клеткам;
  • Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
  • Терморегуляторную – регулирует температуру тела;
  • Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
  • Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы с помощью химических  веществ (например, гормонов).

Состав крови.

Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из воды (90%) и сухого остатка  (10%) - минеральные соли и органические вещества. К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, липиды, гормоны и продукты распада белков.

(Слайд ) Используя материал учебника, составьте схему "Состав крови"

                                               

                                                       Кровь

       плазма (55%)                                 форменные элементы (45%)

вода (90%)      сухой остаток (10%)                 эритроциты лейкоциты тромбоциты

мин. соли          белки       липиды         глюкоза

      (0,9%)                     (7-8%)                (1%)                     (0,1%)

3. Форменные элементы крови.

 Учитель: (Слайд) Подробнее изучим форменные элементы крови и запишем информацию о них в таблицу «Клетки крови и их функции».

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

Эритроциты

У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн.

Красный костный мозг

От 30 до 120 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода и углекислого газа

Лейкоциты

От 6 до 8 тыс.

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

От 2-3 часов до 4 дней, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)

Тромбоциты

300 тыс.

Красный костный мозг.

4 дня

Места ранений, селезенка

Свертывание крови при ранении.

4. Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки".

Учитель: Выполним с вами лабораторную работу «Микроскопическое

строение крови человека и лягушки». Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения.

Учащиеся: выполняют работу по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения форменных элементов крови человека и лягушки.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты сначала под малым увеличением, потом под большим. Зарисуйте их.
  4. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
  6. Ответьте на вопрос: чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
  7. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Учащиеся: оформляют лабораторную работу в тетради.

5. Анализ крови.

Учитель: Предоставим слово медицинскому работнику школы. Она нам расскажет, какие анализы крови бывают, и что они могут рассказать врачу о здоровье  человека.

Медицинский работник: При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  • На группу крови – у человека их 4  (агглютинины и агглютиногены).
  • На билирубин – пигмент, определяющий цвет кожи и работу печени.
  • На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см2 крови).
  • На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
  • На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
  • На белокровие (лейкоз) и серповидно - клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

IV. Закрепление знаний:

Учитель: Прокомментируйте рисунки

  • 51 – изображающий состав крови,
  • 52 – изображающий созревание эритроцита,
  • 54 – изображающий процесс фагоцитоза,
  • 55, 56 – изображающий свертывание крови.

Работа по вопросам (обязательный уровень):

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
  2. Откуда клетки организма получают кислород и питательные вещества?
  3. Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
  4. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  5. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
  6. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?

Работа по вопросам (повышенный уровень):

  1. Почему тканевая жидкость служит для клеток жизненно важной средой?
  2. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
  3. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
  4. Как внутренняя среда организма связана с внешней?
  5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма.

Учащиеся: обсуждают и высказывают свое мнение на предложенные вопросы.

V. Домашнее задание:

Учитель: дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. VI. Рефлексия.

Учащиеся на доске оценивают процесс и результат деятельности.

Литература.

Биология : Человек. 8 кл. : учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...

Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организмаУчитель: Юганова Татьяна Борисовна, МБОУ Чулковская ООШПояснительная записка к урокуВажнейшая цель образов...

Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....