УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
план-конспект урока по биологии (8 класс)

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Учитель: Юганова Татьяна Борисовна,

 МБОУ Чулковская ООШ

Пояснительная записка к уроку

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Школа формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Главная  задача учителя – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Это невозможно без развития мышления, умения планировать  собственную деятельность при решении поставленных учебных задач.

При планировании  данного урока использованы такие  методы обучения, как частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, самостоятельная работа в парах и группах с использованием интерактивного метода. Ожидаемые результаты: качественное усвоение материала по данной теме, уровень сформированности компетенций соответственно требованиям образовательного стандарта. Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx52.88 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Учитель: Юганова Татьяна Борисовна,

 МБОУ Чулковская ООШ

Пояснительная записка к уроку 

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Школа формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Главная  задача учителя – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом. Это невозможно без развития мышления, умения планировать  собственную деятельность при решении поставленных учебных задач.

При планировании  данного урока использованы такие  методы обучения, как частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, самостоятельная работа в парах и группах с использованием интерактивного метода. Ожидаемые результаты: качественное усвоение материала по данной теме, уровень сформированности компетенций соответственно требованиям образовательного стандарта. Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы. Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.

Цель урока:  Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Планируемые результаты обучения:

1.ПознавательныеУУДформирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию.

2.Личностные УУД: овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

3.Метапредметные:

Познавательные УУД  –  умение находить необходимую информацию из учебника, справочников, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, умение составлять схемы и работать с таблицей.

Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание    последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

УМК: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2018, по программе     В.В. Пасечник

Формируемые методологические умения:  взаимодействие в группах, применение знаний в новой ситуации, решение нестандартных задач, установление причинно-следственных связей, развитие способностей к самоанализу.

Оборудование урока: Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный текст,опорные листы. ЭОР – InternetUrok.ru (видеоурок), mushared.ru/slide/581831 (презентация). Технические средства обучения:  ПК, интерактивная доска, проектор.

Технологическая карта урока  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые  умения

1

Организационный

момент.

1 мин.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: волевая саморегуляция

Л.: смыслообразование

2

Актуализация знаний.

4 мин.

Создание мотивационной установки и определение темы урока.

2 мин.

Формулирование задач урока

3 мин.

1.Готовит обучающихся к восприятию нового материала.

- Составьте  кластер «Ткани».

2.Постановка  проблемной задачи:

Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь  «зеркалом организма»

- Действительно ли это так?

3.На какие вопросы нам предстоит ответить? (на слайде  опорные слова) 

 1.Вспоминают пройденный материал. Работают над составлением кластера (индивидуальная работа).

Обосновывают свой выбор.

2.Высказывают предположения.

Определяют тему урока.

3.Учащиеся высказывают свои предположения. Формулируют задачи  урока (фронтальная работа).

Познавательные:

формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

К.: умение слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л.: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

3

Усвоение первичных знаний и первичное закрепление

21 мин.

1.Предлагает заполнить таблицу  «Внутренняя среда организма» на  опорных листах.

Организует работу в парах.

2.Предлагает составить схему «Движение лимфы» посмотрев фрагмент видеоурока.

3.Работа с понятийным аппаратом. Работа с дополнительным текстом.


4.Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

Предлагает заполнить таблицу «Состав крови» используя текст учебника (смысловое чтение)

5.Организует презентацию  работ.

6.Организует дискуссию по поставленному ранее  вопросу: « Можно ли назвать кровь «зеркалом организма»?  

1.Заполняют таблицу, используя  текст учебника

(работают в парах). Самопроверка, сравнение своего ответа с предложенным вариантом в эталоне  (ключ  на слайде).

2.Смотрят фрагмент видеоурока, составляют схему. Взаимопроверка, сравнение  ответа с предложенным вариантом в эталоне  (ключ  на слайде), самооценка работы.

3.Дают определение  понятию «гомеостаз» используя доп. текст (на раздаточных листах).

4. Объединяются в группы,  заполняют таблицу (каждая группа свою часть)

1 группа – Эритроциты

2 группа - Лейкоцыты 

3 группа – Тромбоциты

5.Презентация выполненных  работ по группам.  Отвечают  на вопросы оппонентов, обосновывают. Заполняют итоговую таблицу.

6.Высказывают мнение, доказывают свою точку зрения. Приходят к выводу, что кровь является показателем состояния здоровья организма человека.

Р.: самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

проговаривание последовательности действий на уроке; работать по плану, инструкции.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации; проведение синтеза (восстановление целого из частей);

анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей.

Л.: учебно-познавательный интерес; самоопределение, самосознание.

Предметные:

знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства,  важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни;

развитие речевой культуры;

формирование ЗОЖ.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4

Физкультминутка 2 мин.

Демонстрация слайда

с упражнениями для глаз

Выполняют упражнения

5

 Закрепление изученного материала

8 мин.

1.Предлагает выполнить тестовую работу (использует Тренажер ЭОР).

2.Организация фиксации неразрешенных затруднений,  как направлений будущей учебной деятельности.

3.Оценивает работу обучающихся.

4.Предлагает  вопрос:

-Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

1.Выполняют тест по закреплению изученного  материала.

2.Самопроверка, сравнение своего ответа с предложенным вариантом в эталоне  (ключ  на слайде).

 

3.Самооценка учебной деятельности.

4.Высказывают свое мнение, обосновывают его.

Р.: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:  оценка процессов и результатов деятельности.

К.: умение выражать свои мысли                                                               оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

 Л.: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные: умения и знания по теме; объяснение значения основных понятий.

6

Рефлексия деятельности

3 мин.        

Организует рефлексию.

 

Оценивают свою работу на уроке.  Ответы                               строят на  основе слов:  

« Мне  понравилось….                        Я  научился…….                           Мне  запомнилось…..                     Мне   пригодится……»

К. : высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Р.: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Л.: оценивание усваиваемого содержания; умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция.

7

Домашнее задание (2 мин.)

П. 17, составить кроссворд по теме урока (10 – 15 сл.)

Формулирует задание, комментируя его.

 

Прослушивают инструктаж по выполнению д/з, записывают в дневники.

Приложение 1

Опорный  лист

Ученика (цы) __________________________________________________________8 класса

                        Тема урока: «_________________________________________________________________»

  1. Составьте кластер  «Ткани»

  1. Таблица  «Внутренняя среда организма»

Состав внутренней среды организма

Кровь

Тканевая жидкость

лимфа

Состоит из…

Место нахождения

функции

  1. Схема «Движение лимфы»:

  1. Гомеостаз –это____________________

 

  1. Таблица:  «Состав крови»

Название клетки

Количество  1 мм3

Особенности строения

Выполняемая функция

Продолжительность жизни

Место образования

Место разрушения

Тромбоциты

Лейкоциты

.

Эритроциты

.

6.    Тест

  1. Внутреннюю среду организма образуют:

А – кровь, лимфа, тканевая жидкость  Б – полость тела  В – внутренние органы  Г – ткани, образующие внутренние органы

2. Жидкую часть крови называют:

А – тканевой жидкостью  Б – плазмой  В – лимфой  Г – физиологическим раствором

3. Все клетки тела окружает:

А – лимфа  Б - раствор поваренной соли   В – тканевая жидкость  Г – кровь

4. Из тканевой жидкости образуется:

А – лимфа  Б – кровь  В – плазма крови  Г – слюна

5. Строение эритроцитов связано  с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови Б – обезвреживанием бактерий В – переносом кислорода и углекислого газа Г – выработкой антител

6. Строение эритроцитов связано  с выполняемой ими функцией:

А – участием в свертывании крови  Б – обезвреживанием бактерий  В – переносом кислорода  Г – выработкой антител

7. При малокровии в крови уменьшается содержание:  

А – кровяной плазмы  Б – тромбоцитов  В – лейкоцитов Г – эритроцитов

8. Фагоцитоз – это процесс:

А – поглощения и переваривания микробов  и чужеродных частиц лейкоцитами;  Б – свертывания крови

В – размножения лейкоцитов  Г – перемещения фагоцитов в тканя

9. Антигенами называют:

А – белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ    В – форменные элементы крови

Б – чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию                 Г – особый белок, называемый резус-фактором

10. Антитела образуются:

А – всеми лимфоцитами  Б – Т-лимфоцитами  В – фагоцитами  Г – В-лимфоцитами 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...

Разработка урока по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

В данной разработке представлен урок-путешествие, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием внутренней среды организма и изучают ее основной компонент кровь....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...

Урок по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "

Урок по Биологии в 5 классе по теме: "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "...

Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....