ботаника
консультация (биология, 10 класс) на тему

Логунова Наталья Владимировна

краткое содержание некоторых тем

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОТАНИКА

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ:

1. Автотрофное питание (в  процессе фотосинтеза используют энергию света и вырабатывают органические  вещества из неорганических).

2. Клетки имеют клеточную стенку из клетчатки ( поэтому могут питательные вещества получать только в растворенном виде и они поступают к растениям  путем осмоса т.е. из стороны большей концентрации  в сторону меньшей, т.е. из почвы к клеткам растения)

3.  Прикреплены к субстрату ( так как они неподвижны, « в поисках питания» идет постоянный рост корней и побегов, поэтому они растут непрерывно)

4.Развитие растений идет с чередованием   бесполого поколения (спорофита) и полового поколения (гаметофита)

5. Только  в растительной клетке есть пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты).

6. Новые места обитания осваивают в состоянии покоя (в виде семян и спор)

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ

ИМПЕРИЯ – Клеточные

НАДЦАРСТВО - Эукариоты

ЦАРСТВО – Растения

 ПОДЦАРСТВА – Низшие и Высшие  растения

ОТДЕЛЫ: Водоросли – зеленые, бурые и красные; Моховидные; Папоротниковидные; Голосеменные; Покрытосеменные (Цветковые)

КЛАССЫ – например, у Покрытосеменных: Однодольные и Двудольные

ПОРЯДКИ -  например,  в классе Двудольных, порядок Крапивные

СЕМЕЙСТВА –например, в порядке  Крапивных семейство Крапивные

РОДЫ – например, в семействе Крапивные, род Крапива

ВИДЫ -  Крапива двудомная, Крапива жгучая.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Названия тканей

Особенности клеток

Функции ткани

Расположение

1. Образовательная

(меристемная)

Клетки с тонкими стенками, постоянно делятся

Обеспечение роста растения в длину и толщину

В конусе нарастания верхушечной почки, в зоне деления корней, в слое камбия, у основания междоузлий стебля злаковых растений

2. Основная (паренхима):

---Фотосинтезирующая (ассимиляционная)

---Запасающая

Клетки имеют хлоропласты

Клетки имеют лейкопласты

Фотосинтез

Запасание питательных веществ

В зеленых частях растения

В семенах, плодах, корнях, корневищах, луковицах, корнеплодах, сердцевине стебля

3.Покровная:

-кожица(эпидермис)

-пробка

-корка

Клетки плотно прилегают друг к другу

Защитная,   газообмен и испарение (у эпидермиса )

На поверхности всех органов растения

4. Проводящая :

-сосуды (трахеи)

-ситовидные трубки

-трахеиды (в основном- у голосеменных и папоротникообразных)

Клетки в виде трубок (м ертвые - у сосудов, живые у  ситовидных трубок и  с отверстиями)

Сосудов-проведение воды и солей (восходящий ток); ситовидных трубок- органических веществ

(нисходящий ток)

Сосуды (ксилема) – в древесине;

Ситовидные трубки (флоэма) – в лубе коры, но элементы ксилемы и  флоэмы -по всему растению в составе сосудисто-волокнистых пучков

5. Механическая:

Лубяные и древесные волокна

Клетки с очень толстыми оболочками

Придают прочность органам, опорная функция

В составе луба и древесины, в составе сосудисто-волокнистых пучков по всему растению, в центре корня

6. Выделительная:

- железки

-нектарники

-смоляные ходы

-эфирномасличные ходы

-млечники

Клетки  способны вырабатывать и выделять вещества(кислоты, смолу, сахара, эфиры  масла, ароматы.

Привлечение опылителей, защита от поедания (крапива, цитрусовые, сосна)

В листьях, плодах, в древесине, в цветках или по всему растению

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ И ИХ ФУНКЦИИ

Вегетативные органы растения – органы, в которых идут основные процессы жизнедеятельности. Это - корни, стебли, листья, почки.

Генеративные органы – органы, обеспечивающие половое размножение: цветки, плоды, семена.

Видоизмененные органы – органы, имеющие необычные строение и    функции.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

ОРГАНЫ

СТРОЕНИЕ

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ

ФУНКЦИИ

1. Корень  

Корневой чехлик—зона деления—зона роста—зона всасывания (с корневыми волосками)—зона проведения

Все корни одного растения образуют корневую систему:

Мочковатая – без главного корня или он не заметен;

 Стержневая – с главным корнем

Корнеплоды (морковь, репа,  редис);

Корнеклубни (георгин)

Корневые клубеньки

 ( на корнях бобовых)

Корни-присоски (у паразитов)

Воздушные корни (дополнительное дыхание)

 

Обеспечение корневого питания растения,

закрепление растения в почве

2. Стебель

Травянистые- зеленые, не древеснеют, снаружи-кожица, внутри- паренхима (наиболее приспособленные к разным условиям обитания)

Древесные – из нескольких слоев:

кора (пробка + луб)---слой камбия—древесина---сердцевина

Стебель+листья+почки=побег

Видоизмененные побеги:

-клубни (картофель)

-луковица (лук, тюльпан, чеснок)

-корневища (хвощ, папоротник)

-утолщенный стебель (кактус)

-кочан (капуста)

-колючки (боярышник, груша)

-усики (виноград, земляника)

Функции видоизмененных-запасание веществ, вегетативное размножение

Транспорт веществ, связь органов, опора  для органов, запасание веществ (в сердцевине),

для вегетативного размножения

3. Листья

Простые (1 черешок+ 1 листовая пластинка), сложные

(1 черешок+несколько листовых пластинок)

Снаружи кожица с устьицами, внутри паренхима (столбчатая и губчатая), жилки листа для проведения веществ и опоры.

Газы и пары воды находятся в межклетниках, соединенных с устьицами

Толстые мясистые листья (алоэ, агава)

Листья-колючки (кактус, барбарис)

Усики (горох),

Ловчие листья у хищных растений (росянка, венерина мухоловка, непентес),

Чешуи  лука, листья капусты

 Функции: запасание воды, защита, опора, добывание пищи

Фотосинтез,  т.е. воздушное питание (в паренхиме),  транспирация (испарение) и

газообмен через устьица  эпидермиса

4. Почка

Почка – это укороченный зачаточный побег, т.е. имеет все части побега, но они в зачаточном состоянии: зачаточные  стебель, листья и почки (в вегетативных почках), в генеративных – есть еще зачаточные бутоны. Снаружи защищены почечными чешуйками. Есть почки: верхушечные (на кончике побега), придаточные (на стебле, листьях, на корнях), боковые (в пазухах листа).

                            ___

Рост побега в длину

(верхушечные),

Ветвление побега

 (боковые)

Для вегетативного размножения (придаточные)

Восстановление растения

 (за счет спящих почек, которые «просыпаются» после повреждения дерева ( из пней появляются побеги)

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

1. Цветок-это видоизмененный укороченный

побег с

ограниченным ростом: цветоложе и цветоножка –это видоизмененный стебель, все остальное- видоизменен-ные листья

Цветок = Околоцветник + пестик + тычинки

Околоцветник = венчик (лепестки) + чашечка (чашелистики)

Двойной околоцветник – имеет и венчик, и чашечку ( у большинства цетковых)

Простой околоцветник- имеет  только лепестки (тюльпан, ландыш)

Пестик = рыльце + столбик + завязь (женский орган, где развивается  яйцеклетка внутри семязачатка)

Тычинка = пыльник + тычиночная нить (мужской орган, где развиваются  2 спермии внутри пыльцы)

Женские цветки (пестичные) имеют только пестик, мужские (тычиночные) – только тычинки

Обоеполые цветки имеют и пестик и тычинки

Однодомные растения имеют  и женские,  и мужские цветки на одном растении (огурцы, кукуруза, береза, тыква)

Двудомные растения – на одном растении – только женские, на другом – только мужские (тополь, ива, осина, крапива двудомная, облепиха)

ОБОЗНАЧЕНИЯ В ФОРМУЛЕ ЦВЕТКА:

Л5 -5 лепестков

Ч4 -4 чашелистика

Т5 – 5 тычинок

П ~   пестиков много

Т2+4  -2 коротких 4 длинных тычинки

Т1+ ( 9) – 1 тычинка свободная, 9срослись

* цветок правильный

 -цветок неправильный

О – простой околоцветник (у лилий, тюльпанов и др.)

2. Соцветия –

это группы цветков, располо-женные в определенном порядке.

Функции соцветий – собираясь вместе, мелкие цветки становятся заметными для опылителей

Простые соцветия – цветки расположены на общей оси:

-кисть – цветки с цветоножками  друг за другом (ландыш, черемуха)

-колос – цветки « сидячие» друг за другом

-початок - цветки на толстой оси (подорожник)

-зонтик –цветоножки цветков отходят  с верхушки оси (лук, примула, вишня)

-головка –«сидячие» цветки вокруг округлой оси (клевер)

-щиток –похож на кисть, но ось укорочена

(яблоня, груша)

-корзина –«сидячие» цветки на широкой и плоской оси (ромашка, подсолнечник)

Сложные соцветия –на общей оси находятся простые соцветия:

- сложный колос- из простых колосков (пшеница, рожь)

-сложный зонтик  - из простых зонтиков (морковь, укроп)

-метелка- из кистей (сирень, овес, виноград)

3. ПЛОДЫ

ПЛОД= семя + околоплодник

Сочные плоды –имеют сочный околоплодник (ягода, костянка, яблоко, многокостянка, тыквина, гесперидий)

Сухие плоды – имеют сухой околоплодник в зрелых плодах (боб, стручок, коробочка, орех, желудь, семянка, зерновка, крылатка)

Односемянные плоды –имеют внутри одно семя (костянка, орех, желудь, семянка, зерновка, крылатка)

Многосемянные плоды – имеют много семян

(ягода, коробочка, яблоко, многокостянка, многоорешек, боб, стручок, гесперидий)

ПЛОДЫ У РАСТЕНИЙ:

Ягода-смородина, черника, клюква, крыжовник

Костянка – вишня, персик, черемуха, слива

Многокостянка – малина, морошка

Тыквина – тыква, дыня, арбуз, огурец

Гесперидий (померанец)-  лимон, апельсин, мандарин, т.е. у цитрусовых

Боб –горох, соя, клевер, вика, люцерна, фасоль

Стручок – капуста, редис, редька, горчица

Коробочка – мак, белена, дурман, хлопчатник

Орех – лещина, грецкий орех

Желудь– дуб

Многоорешек – шиповник, земляника!

Крылатка – клен

Семянка –  у всех сложноцветных (одуванчик, астра, ромашка, подсолнечник)

Зерновка – у всех злаковых (пшеница, рис, кукуруза, овес, просо, ячмень, рожь)

ОПЫЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Опыление – это попадание пыльцы на рыльце пестика

Виды опыления:

Перекрестное опыление (пыльца с одного растения попадает на другое):

  • С помощью насекомых (липа, яблоня, рябина, вишня, черемуха)
  • С помощью ветра (ива, тополь, осина, береза)
  • Искусственное (с помощью человека)

Самоопыление (  пыльца  попадает на рыльце цветка  этого же растения)

( огурцы, тыквы, пшеница, горох, овес, ячмень)                      

Особенности  насекомоопыляемых  и  ветроопыляемых  растений

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1.Яркий околоцветник делает цветки

хорошо заметными. Часто цветки

крупные, если мелкие, то собраны в собраны в соцветия,

2.Цветки, как правило, имеют запах.

3.Цветки имеют нектарники и выделяют нектар.

4.Пыльцевые зерна часто липкие, имеют выросты и шипики. 5.Рыльца пестиков часто головчатые.

6.Пыльники обычно расположены внутри цветка.

1.Околоцветник состоит из невзрачных

цветковых чешуй. Цветки мелкие собраны в соцветия, которые располагаются на концах ветвей и побегов.

2.Цветки без запаха.

3.Цветки не выделяют нектар.

4.Пыльцевые зерна сухие, с гладкой поверхностью.

5.Рыльца пестиков перистые.

6.Тычиночные нити длинные. Во время цветения пыльники высовываются из цветка.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАСТЕНИЙ

ФОТОСИНТЕЗ – идет во всех зеленых частях растения, но в основном, на листьях.

Листовая мозаика – это приспособление растений к фотосинтезу, когда листья  не затеняют друг друга. Органические вещества, образованные в ходе фотосинтеза, используются для процессов жизнедеятельности самого растения, а кислород – для дыхания.

ДЫХАНИЕ – идет круглосуточно, в отличие от фотосинтеза. Газообмен осуществляется через устьица, а когда они закрыты,  кислород поступает из межклетников. Дышат все органы растения: стебли (стволы) – через чечевички (отверстия в коре), другие органы – через всю поверхность. При дыхании органические вещества распадаются с выделением тепла. 

ИСПАРЕНИЕ (транспирация) – происходит через устьица (основная часть) и через покровы органов. Испарение зависит от  температуры  и влажности  воздуха и почвы,  количества  устьиц на листьях и др. Благодаря испарению по растению передвигаются вода и соли, растение защищается от перегрева в жаркую погоду. Испарение регулируется открыванием и закрыванием устьиц.

ПИТАНИЕ  у растений автотрофное. Различают корневое (минеральное) питание,  осуществляемое с помощью корневых волосков, и воздушное питание, т. е. фотосинтез. В минеральном питании важно наличие в почве основных трех элементов: азота (влияет на рост растения), фосфора ( влияет на созревание плодов), и калия (влияет на развитие корневой системы).

ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН происходит  у каждого вида растения при определенных условиях. Но для всех необходимы следующие условия:

- наличие влаги (зародыш семени может начать развиваться только при получении питательных веществ, которые могут поступать только в растворенном состоянии)

- наличие тепла (  деление клеток зародыша  т. е. скорость его роста  идет быстрее при наличии тепла)

- наличие воздуха (зародыш дышит, поэтому нужен постоянный приток воздуха)

- зародыш внутри семени должен быть неповрежденным.

На прорастание семян влияет  глубина заделки семян (чем крупнее семя, тем глубже надо сеять) и структура почвы (в песчаной почве надо сеять поглубже, а в глинистой – на поверхности).

РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ  Растения размножаются бесполым путем (делением клеток, спорами и вегетативно) и половым путем (путем слияния гамет)

Спорообразование характерно для водорослей моховидных и папоротниковидных. Спора – мелкая клетка, из которой в благоприятных условиях может развиться новое растение.

Вегетативное размножение – это размножение с помощью вегетативных органов или их частей: черенками, луковицами, усиками, клубнями, корневищами, корневыми отпрысками, листьями (водоросли – кусочками слоевища).

Вегетативное размножение позволяет человеку  быстро получить взрослое растение, а в природе –способствует быстрому  расселению на новые территории.

Делением клетки размножаются одноклеточные водоросли в теплое время года (хлорелла).

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

ВОДОРОСЛИ – это низшие растения, не имеющие тканей и органов. Тело водорослей  представляет собой или одну клетку, или слоевище (таллом). Почти все обитают в воде, некоторые в почве и на деревьях (например, плеврококк). Многоклеточные водоросли для прикрепления к субстрату имеют ризоиды  (нитевидные образования), хлоропласты у водорослей называются  хроматофор

Отдел Зеленые водоросли  Одноклеточные (хлорелла, хламидомонада), колониальные (вольвокс), многоклеточные (улотрикс, спирогира, ульва, нителла)

Отдел Бурые водоросли многоклеточные, морские, имеют желто-бурую окраску слоевища. Представители: ламинария (морская капуста), цистозейра.

Отдел Красные водоросли (Багрянки) – все морские, обитают на больших глубинах, в клетках имеют, кроме хлорофилла, красные и синие пигменты. Представители: порфира, агар-агар и др.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ:

1. Пища и кислород  для водных животных

2. Получение солей, йода, удобрений, лечебной грязи, лекарств, клея.

3. Использование в кондитерских изделиях, в лабораториях (агар-агар)

4. Для очистки сточных вод (хлорелла)

РАЗМНОЖЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ: Одноклеточные – путем деления клетки; колониальные – путем распада колонии; многоклеточные – частями таллома, зооспорами (споры, со жгутиками), половое – путем слияния гамет  (из спор развиваются мужские и женские гаметофиты, в которых созревают гаметы. Происходит оплодотворение, образуется зигота, из которой  развивается водоросль, в которой созревает  спорангий со спорами).

ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ

МХИ –  это низшие споровые листостебельные растения, не имеющие корней, но большинство имеет ризоиды.  Возникли от водорослей. У низших мхов тело представляет собой   слоевище. Обитают во влажных местах, так как  развитие спор и половое  размножение  возможно только при наличии  воды.) От остальных высших растений отличается тем, что в жизненном цикле преобладает гаметофит – это  само растение.

Бесполое поколение – спорофит (коробочка со спорами на ножке) –развито слабо, и не способно к самостоятельному существованию.

 Представители: кукушкин лен, сфагнум (белый или болотный мох)

 ЗНАЧЕНИЕ МХОВ: 1)  Пища для животных; 2) Приводят к заболачиванию местности. 3) Образуют торф. 4) Человек из торфа получает воск, парафин, фенол, аммиак, красители, использует как топливо, удобрение. Отложения торфяных болот используют  в грязелечении.

ОТДЕЛ   ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ

Папоротниковидные  возникли от риниофитов (псилофитов) – первых растений суши.  Относятся к высшим споровым растениям, имеют стебель, листья, корни и корневища. Почти все травянистые многолетние растения. Хорошо развиты проводящая, механическая и покровная ткани. Размножаются спорами, вегетативно и  гаметами.

Представители: плауны, хвощи и папоротники.

 Особенности развития: в цикле развития преобладает спорофит (само растение), а гаметофит представляет собой заросток, на котором развиваются мужские и женские гаметы. Заросток имеет вид небольшой зеленой пластинки, имеет ризоиды и способен самостоятельно питаться.

Плауны, и хвощи относятся к разноспоровым, т.е. из одних спор развивается женский, из других – мужской гаметофит (заросток), а  папоротники - равноспоровые из споры развивается заросток,  на котором развиваются и архегонии (женский гаметофит), и антеридии (мужской гаметофит)

ПЛАУНЫ: растут в хвойных и смешанных лесах, стебель стелющийся, на верхушке побега образуют спороносный колосок, листья мелкие темно-зеленые.

ХВОЩИ: обитают на кислой почве в лесу, на лугах, полях, болотах. Побег состоит из узлов и междоузлий, мутовчатое расположение листьев. Весенние побеги бурые со спороносными колосками, летние побеги – зеленые. Хвощи  способны накапливать  из почвы кремнезем.

ПАПОРОТНИКИ: большинство – травянистые, есть древовидные формы. Листья долго  растут верхушкой и на нижней стороне образуют спорангии. Корни отходят от корневища, где накапливаются питательные вещества. Заростки сердцевидные, развиваются из спор.  

ЗНАЧЕНИЕ ПАПОРОТНИКОВИДНЫХ: 1)  Из древних  древовидных форм образовались залежи каменного угля. 2) В природе – пища для животных, но плаунов и хвощей  животные практически не едят. 3) Плауны употребляются в медицине, их споры в металлургии. Хвощи – сорняки пастбищ и огородов.;4) Папоротники  есть  декоративные и лекарственные.

ОТДЕЛ    ГОЛОСЕМЕННЫЕ

Голосеменные появились от древних семенных папоротников. Имеются только в виде деревьев и кустарников. У большинства  листья вечнозеленые, в виде иголок или  чешуйчатые (кипарис), покрытые кутикулой. Некоторые  виды листопадные (лиственница). Такое строение листьев объясняется тем, что у голосеменных очень слабо развита проводящая ткань (трахеиды), вода очень медленно поднимается по стволу и поэтому  необходимо  уменьшить испарение. Корневая система у большинства стержневая, хорошо развиты боковые корни. Стебель (ствол) состоит из коры, древесины, слабо развита сердцевина, но хорошо видны годичные кольца.  Размножаются только семенами! Семена созревают  в шишках или шишкоягодах (можжевельник), лежат  открыто на чешуях шишек (поэтому назвали голосеменные).  Шишка – это  укороченный побег, где ось –  это стебель, а чешуи – это листья. Многие выделяют смолу,  фитонциды.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:  Сосна (обыкновенная, кедровая), ель, пихта, лиственница, кипарис,  можжевельник, тисс, туя и др.

 ЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ: 1) Определяют  ландшафт многих территорий, образуя лесные массивы, составляют основу  многих биоценозов.

2) Пища для животных (белки, бурундуки, сойки, клесты, глухари и т.д.)

3) Для человека: строительный материал, топливо,  сырье – смолы, эфирные масла, лекарства, косметические средства, бумага, музыкальные инструменты.

4) Фитонциды хвойных деревьев оздоравливают  леса, убивая болезнетворные бактерии.

ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ

Самый многочисленный отдел (около 250 тыс. видов), распространены везде, благодаря различным приспособлениям и преимуществам в строении и размножении:

1) Хорошо развиты проводящие ткани (сосуды и ситовидные трубки с клетками -спутниками), разнообразие жизненных форм (травы, деревья, кустарники, кустарнички и деревья), образующих многоярусные биоценозы.  Травы – наиболее приспособленная форма.

2) Наличие цветка, в котором семязачатки защищены внутри завязи.

3) Наличие плода, внутри которого находятся семена, а зародыш семени защищен и семенной кожурой, и околоплодником.

4) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм. (У голосеменных – эндосперм  гаплоидный)

5) Имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, испарению, питанию, получению света и т.д.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И АГРОТЕХНИКА ИХ ВЫРАЩИВАНИЯ

Культурные растения делятся на группы:

-зерновые (пшеница, рожь, овес, рис, кукуруза, просо, гречиха,  ячмень)

-кормовые (клевер, люцерна, вика, чечевица, кормовая свекла, кукуруза, подсолнечник, горох)

-овощные (огурцы, капуста, редис, томаты, перец, баклажаны, картофель, морковь, лук, кабачки)

-плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, клубника, персик, крыжовник, облепиха, малина)

-бахчевые (арбуз, дыня, тыква)

- цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон)

-технические (лен, картофель, сахарная свекла, тростник, хлопок)

-декоративные (розы, тюльпаны, хризантемы, астры и др.)

-масличные (подсолнечник, соя, рапс, маслины)

- пряные (укроп, петрушка, базилик, хрен, тмин и др.)

Агротехника выращивания культурных растений зависит от их отношения к свету (светолюбивые, теневыносливые, растения длинного дня и короткого дня), теплу, требованиям к почве (плодородию,  структуре), к влажности, от особенностей опыления  и т.д.

Агротехнические приемы и их значение:

1. Удобрение почвы (минеральными и органическими удобрениями) – для повышения плодородия.

2. Рыхление – для улучшения структуры почвы, ее водного и воздушного режима, для уничтожения сорняков, для улучшения роста корней.

3. Прополка ( ручная и междурядная культиваторами) - для уничтожения сорняков.

4. Прореживание сеянцев – для снижения конкуренции, для улучшения развития сеянцев.

5. Обработка семян и растений  гербицидами – для борьбы с паразитами,  вредителями и сорняками.

6. Окучивание – для усиления роста придаточных корней, на которых развиваются клубни, улучшения роста растений, повышения урожайности.

7. Прищипка кончика корней или побега – усиливает рост боковых корней или побегов.

8. Пасынкование (удаление лишних цветоносных  побегов, применяют к томатам) –  удаление лишних побегов способствует более быстрому созреванию  и  укрупнению плодов.

9. Побелка стволов плодовых деревьев – для защиты от солнечного ожога и для борьбы с вредителями, грызунами.

10. Подкормка (во время роста ) – для усиления роста корней, побегов  и ускорения созревания плодов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ботаника - наука о растениях

Данная презентация  предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы  наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...

Подготовка к ЕГЭ Тесты по курсу "Ботаника"

При подготовке к ЕГЭ по данному разделу тесты смогут смогут выявить пробелы и закрепить материал...

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Данная презентация подготовлена к уроку биологии 6 класса по теме "Голосеменные растения"...

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Презентация к уроку на тему "Мхи"...

Использование комнатных растений при изучении школьного курса ботаники и общей биологии

В данной методической разработке показан пример использования комнатных растений как средств наглядности на уроках биологии....

Тест по теме"Общие понятия по ботанике" 6 класс

Материал используется для проверки знаний учащихся....

Кроссворд "Ботаника в терминах" 6 класс

Материал можно использовать как на уроках для закрепления полученных знаний, так и для проведения викторин и конкурсов....