Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Голубенко Татьяна Александровна

Программа содержит пояснительну записку, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vvedenie_v_biologiyu_2.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

5 класс

(35 ч)

Пояснительная записка

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель образования заключается в повышении качества и эффективности практического использования знаний.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделён на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени отводится на контроль предметных результатов и увеличение в преподавании биологии доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей по биологии, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметными результатами освоения курса являются следующие умения:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.
  • проводить простейшую классификацию  живых организмов по отдельным царствам;
  • использовать дополнительные источники информации  для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3мин;
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать  их, ставить вопросы к тексту;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  •  узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

 Предметные результаты освоения программы по курсу «Введение в биологию»:

Учащиеся должны знать

  • Основных характеристик методов научного познания и их роль в изучении природы;
  • Современной классификации живой природы;
  • Основных характеристик царств живой природы;
  • Клеточное  строение живых организмов;
  • Основные свойства живых организмов;
  • Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
  • Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;
  • Правила поведения в природе;
  • Какое влияние оказывает человек на природу;
  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основные признаки представителей царств живой   природы
  • определять принадлежность биологических объектов  к одному из царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов  к среде обитания;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • Проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • Составлять план простейшего исследования;
  • Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
  • Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
  • Составлять цепи питания в природных сообществах;
  • Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги;
  • определять принадлежность биологических объектов  к одному из царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов  к среде обитания;

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Тема раздела

Основное содержание  

Формирование УУД

Междисциплинарные виды деятельности

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

ИКТ

Работа  с текстом

Проектно-исследовательская деятельность

1.

Введение

Естественные науки. Методы изучения природы

Биология — наука о живых организмах.

Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудо

вание для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

формирование личного, эмоционального, позитивного  отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире;

Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации

Заполнение таблиц, организация дискуссии, выделение главной и второстепенной информации из текста, написание конспекта

2.

Мир биологии

История развития биологии как науки.

История развития биологии как науки; методы биологической науки. Правила работы в кабинете биологии, правила работы  с биологическими приборами и инструментами

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, , соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем

поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания и строить высказывание , извлечение необходимой информации из различных источников

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, анализ объектов  с целью выделения признаков, умения сравнивать живые объекты и рисунки, умение составлять тексты научного стиля

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, использовать в работе   простейший биологический инструментарий

действие нравственно-этического оценивания( определение личной значимости событий )

Формирование познавательной мотивации

Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации, оформление информации в форме презентации

Ответы на поставленные вопросы, заполнение таблиц по образцу, организация дискуссии, составление плана, поиск связей между различными блоками системы, маркировка инструкции, написание творческих работ, составление логических цепочек

Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов

 Клеточное строение организмов;  методы изучения клетки;, строение  клетки, процессы жизнедеятельности клетки

Многообразие живых  организмов, их классификация

Классификация организмов; вид. Царства

живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Существенные признаки представителей основных царств,их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Значение биологических знаний для защиты природы

Глобальные экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи

3.

Организм и среда обитания

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде

обитания. Растения и животные разных материков.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Экологические факторы. Важнейшие экологические проблемы. Природные сообщества

соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью

анализ объектов  с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование;

формирование умения объяснять свой выбор, отвечать аргументированно  на поставленный вопрос, формирование вербальных способов коммуникации , формирование умения работать в парах и малых группах, формирование опосредованной коммуникации путем создания знаков, символов

формирования желания выполнять учебные действия, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации, оформление информации в форме презентации

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, организация дискуссий, заполнение таблиц, кластеров, схем, формулировка терминов


Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Дата

Тема урока

Базовые понятия

Характеристика видов деятельности учащихся

Контроль

Домашнее задание

Коррекция

План

Факт

Введение(2 часа)

1.

Естественные науки. Методы изучения природы

Науки о природе

Естественные науки, астрономия, физика, химия, география, биология

Объясняют роль знаний об окружающей действительности  в практической деятельности людей

Фронтальная беседа с использованием  основных понятий  о природе, полученными учащимися в начальной школе и практической деятельности

Р.1 изучить(с.4-6),

 значение выделенных слов выписать из словаря

2.

Методы изучения природы

Метод, прибор, наблюдение, эксперимент, измерение

Определяют основные методы биологических исследований, изучают и соблюдают  правила  работы с биологическими приборами и инструментами, правила поведения и работы в кабинете биологии

Обсуждение вопроса «Подумайте»с.6, фронтальная работа с терминами

Р.2 изучить(7-9), выполнить практическую работу с. 10 с заполнением таблицы

Мир биологии (20ч)

1(3).

История развития биологии как науки.

Что изучает биология

Ботаника, зоология, микология, микробиология, цитология, анатомия, физиология, генетика, экология

Выявляют основные направления биологической науки с выделением предмета изучения каждого, заполняют схему

Диагностическая разноуровневая  контрольная работа(тест, задания  со свободным  ответом, работа с текстом)

Р.3 изучить (12-14),  С.15 зад.2(заполнение таблицы по образцу)

2(4).

Из истории биологии

Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Грегор Мендель, Вернадский В.И.

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологической науки

Фронтальная работа с терминами

Р. 4 изучить(16-18), изучить достижения ученых(с.19 «Подумайте»), подготовить рассказ об одном из ученых биологов из прошлого

3(5).

Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов организмов.

Строение  клетки.

Организм, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, клетка, оболочка, цитоплазма, ядро

Выделяют отличительные признаки живых организмов, существенные  признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, различают на таблицах основные части клеток.

Устный рассказ  по плану(предварительная подготовка дома)

Р.5 изучить(20-22

4(6).

Экскурсия в мир клеток

Методы изучения клетки, увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, выявляют основные части клетки на биологических объектах и на таблицах, наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах по инструкции учителя. Выполняют лабораторную работу №1 «Строение клетки»

Фронтальная работа с терминами

Р.5 повторить(20-22), оформить лаб.  работу по образцу

5(7).

Многообразие живых  организмов, их классификация

Как классифицируются организмы

Классификация, единица классификации царства живых организмов, систематика

Определяют предмет изучения систематики, критерии распределения организмов по царствам

Проверочная работа(подпись рисунков-схем :строение микроскопа, строение клетки), отчет по лабораторной работе

Р.6 изучить(23-25),задания1-2 с. 26

6(8).

Живые царства. Бактерии

Бактерии

Выявляют существенные признаки  строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Объясняют  значение  представителей данного царства в природе и жизни человека

Индивидуальный  устный опрос по в. С. 26 «Проверь свои знания»

Р.7(26-28), составить схему классификации бактерий по их значению для организмов

7(9).

Живые царства. Грибы

Мицелий, гифы, плодовое тело.

Выявляют существенные признаки  строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, приводят представителей царства, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Наблюдают  и описывают внешний вид природных объектов, оценивают представителей с эстетической точки зрения. Объясняют  значение  представителей данного царства в природе и жизни человека, работают с учебником, дополнительной литературой

Работа по дидактическим карточка(термины, рисунки, схемы)

Р.8(29-32), из дополнительных источников подобрать информацию о  ядовитых и съедобных грибах Оренбургской области)

8(10).

Живые царства. Растения.

Хлорофилл. Водоросли, мхи, голосеменные, папортники,цветковые

Выявляют существенные признаки  строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, приводят представителей царства, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Наблюдают  и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, фиксируют результаты по установленным рекомендациям оценивают представителей с эстетической точки зрения. Объясняют  значение  представителей данного царства в природе и жизни человека

Устный индивидуальный опрос

Р.9 (33-35), задание «Подумайте»

9(11).

Живые царства. Животные.

Типы животных, простейшие

Выявляют существенные признаки  строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, приводят представителей царства, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Наблюдают  и описывают внешний вид природных объектов, оценивают представителей с эстетической точки зрения. Объясняют  значение  представителей данного царства в природе и жизни человека. Работают с интерактивными источниками информации

Устный индивидуальный опрос, контроль в рабочих тетрадях

Р. 10(36-38), задания «Подумайте»

10(12)

Жизнь начинается.

Размножение, яйцеклетка, спермии, сперматозоиды, оплодотворение, беременность.

Изучают особенности строения клеток, принимающих участие в размножении у представителей разных царств

Тестовые разноуровневые задания(«Многообразие живых организмов»)

Р. 11(39-42), сформулировать определение понятий(з. с.42)

11(13).

Жизнь продолжается

Деление, споры

Изучают способы размножения различных групп организмов

Дидактические карточки(схемы, термины)

Р.12(43-46),»Подумайте», дать обоснованный ответ, индивид. задания

12 (14).

Почему дети похожи на родителей.

Программа развития, ген

Объясняют причину преемственности признаков у организмов одного вида

Фронтальный опрос по основным понятиям предыдущего урока

Р.13(47-48), задания с. 49(зад 2-индивидуально, длительный проект)- биологическая родословная

13(15).

Нужны все на свете.

Производители, потребители, разрушители

Выявляют принципиальное значение различных групп организмов в природе на основе знания особенностей их строения и жизнедеятельности,  их взаимосвязь и влияние друг на друга, составляют схему, отражающую данное взаимодействие

Терминологический диктант

Р.14(49-53), «Подумайте»-2 зад., с. 53- зад 1,2

14(16).

Как животные общаются между собой

«Язык животных»

Подбирают с помощью учебника и других источников информации(справочники, энциклопедии, художественная литература) способы взаимодействия животных и классифицируют их по значимости

Индивидуальный рассказ

Р.15(54-57), Сделать фото домашних животных(или сделать подборку), отражающие общение животных друг с другом

15(17).

Значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья

Биология и практика.

Биологическая защита

Примерами из учебника и жизни доказывают  практическую значимость биологических знаний

План рассказа по учебнику

Р. 16(58-61), из доп. Источников собрать информацию и подготовить список лекарственных растении Оренбургской области, ядовитых растений и животных области- по группам

16(18).

Биологи защищают природу

Красная книга, заповедники, национальные парки

Формулируют  приемы действия современных биологов, направленных на сохранение разнообразия живых организмов н основе изучения фактов разрушительного влияния деятельности человека)

Пересказ по плану(не совпадающему с последовательностью событий в учебнике)

Р.17(65-65)Изобразить знаками правила поведения в природе, подготовить рассказ об одном из исчезающих животных с выделением  причин исчезновения

17(19).

Биология и здоровье.

Здоровый образ жизни

Изучают приемы первичной медицинской помощи в случае повреждения организма человека различными факторами, подтверждают и доказывают  рациональность  правил здорового образа жизни

Индивидуальное выступление с рассказом

Р 18(66-69), составить коллаж на тему «Здоровый образ жизни

18(20).

Живые организмы и наша безопасность

Безопасность, техника безопасности

Изучают правила безопасности и поведения в лесу, поле, горах , зоопарке, обосновывают их на основе знания различных групп организмов

Работа»Верно-неверно» по правилам здорового образа жизни

Р.19(71-74), составить список ядовитых растений регионов часто посещаемых туристами(с картинками)

19(21).

Мир биологии.

Формулируют выводы по основным понятиям темы

Обсуждение в группах(с.78)

Р.20(повтр.Р.3-20), подготовиться к к.р

20(22).

Обобщение знаний по теме «Мир живых организмов»

Систематизируют биологические знания

Разноуровневая К.Р.(тест, схема, текст)

Организм и среда обитания (11 ч)

1(23).

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Водные обитатели.

Среда обитания, компоненты природы, планктон

Характеризуют основные среды обитания, называют виды растений и животных населяющих их. Выявляют особенности строения морских обитателей и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания

Р.21(80-83),с.83 таблица

2(24).

Между небом и землей.

Теплокровность, холоднокровность

 Выявляют особенности строения обитателей наземно-воздушной среды в связи с приспособленностью  этих организмов к условиям обитания

Пересказ, логические цепочки

Р.21(84-86), продолжить заполнение таблицы

3(25).

Кто живет в почве.

Почва

Выявляют особенности строения обитателей почвенной среды в связи с приспособленностью  этих организмов к условиям обитания . Доказывают  принадлежность организмов к определенной среде по морфо-анатомическим признакам. Экскурсия

Р.22(88-90), таблицу продолжают заполнять. Создать модель идеальную, обитателя почвенной среды(рисунок, глина, пластилин)

4(26).

Кто живет в чужих телах.

Паразит, хозяин, гельминтоз, симбиоз, симбионт

Выявляют  черты приспособленности паразитов  к паразитическому, симбионтов к совместному образу жизни. Формулируют правила личной гигиены.

Дидактические карточки

Р24(91-93), таблица ,«Подумайте»

5(27).

Экологические факторы: абиотические.

Экологические факторы. Абиотические факторы

Классифицируют факторы среды в виде схемы. Классифицируют живые организмы в  соответствии приспособленности их к различным абиотическим факторам

Тест

Р.25(94-96), «Подумайте», с.97 таблица

6(28).

Экологические факторы: биотические,

Биотические факторы, конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз

Дополняют схему примерами из учебника и дополнительных источников(справочники, СМИ и тд)

Пересказ, дидактические карточки

Р.26(97-100), заполняют таблицу, подготовка(групповая) выступлений  о глобальных экологических проблемах и способах  их решений

7(29).

Экологические факторы: антропогенные.

Антропогенные факторы

Дополняют схему примерами из учебника и дополнительных источников(справочники, СМИ и тд)

Рассказ по схеме

Подготовка(групповая) выступлений  о глобальных экологических проблемах и способах  их решений

8(30).

Защита проектов «Сохраним планету для будущего»

Антропогенные факторы

Выступают с докладами, слушатели обобщают материал  в виде кластеров, участвуют в дискуссии

Представление сообщений

Подготовить перечень глобальных экологических проблем или составить список мировых экологических катастроф современности

9(31).

Природные сообщества.

Сообщества, экосистема, производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, цепь питания

Составляют цепи питания  различных экосистем на основе знания роли представителей различных царств  в природе, прогнозируют последствия развития экосистем в связи с исчезновением отдельных видов организмов

Терминологическая работа

Р.27(101-104), разработать принцип составления цепей питания

10(32)

Жизнь в Мировом океане.

Мировой океан, планктон

Распределяют обитателей Мирового океана на группы, выделяя характерные черты для каждой из них(работа с текстом      учебника и иллюстрациями)

Недостающее звено в цепи восстановить

Р.28(105-108), подготовить сообщения о живых организмах, обитающих в водах Мирового океана

11(33).

Путешествие по материкам.

Материки: Южная Америка, Африка, Евразия, Северная Америка Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков.

Устанавливают взаимосвязь между природными  условиями  материков и внешним видом обитателей, заполняют таблицу

Р.29(109-121), заполнить таблицу с.121(с использованием доп. Источников информации), повт р.21-30).повторить основные понятия, подготовить перечень проблем и вопросов для обсуждения.

12(34)

Организм и среда обитания. Обобщение знаний.

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество

Систематизируют  знания, обобщают понятия, работают с текстом

Беседа

13(35)

Урок-конференция

Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы; Современную классификацию живой природы;

Основные характеристики царств живой природы;Клеточное строение живых организмов;

Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;

 Правила поведения в природе;

Какое влияние оказывает человек на природу.

Защита исследовательских работ, проектов .Выходная диагностика.

Разноуровневая контр. работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...