Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Программа содержит пояснительну записку, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vvedenie_v_biologiyu_2.docx | 47.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ
5 класс
(35 ч)
Пояснительная записка
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Выполняя мировоззренческую функцию, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель образования заключается в повышении качества и эффективности практического использования знаний.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделён на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Резерв учебного времени отводится на контроль предметных результатов и увеличение в преподавании биологии доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей по биологии, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения курса являются следующие умения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3мин;
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные результаты освоения программы по курсу «Введение в биологию»:
Учащиеся должны знать
- Основных характеристик методов научного познания и их роль в изучении природы;
- Современной классификации живой природы;
- Основных характеристик царств живой природы;
- Клеточное строение живых организмов;
- Основные свойства живых организмов;
- Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;
- Правила поведения в природе;
- Какое влияние оказывает человек на природу;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
- Проводить наблюдения и описания природных объектов;
- Составлять план простейшего исследования;
- Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
- Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
- Составлять цепи питания в природных сообществах;
- Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги;
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема раздела | Основное содержание | Формирование УУД | Междисциплинарные виды деятельности | |||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные | ИКТ | Работа с текстом | Проектно-исследовательская деятельность | ||||
1. | Введение | Естественные науки. Методы изучения природы | Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудо вание для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, | умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания | умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; | Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации | Заполнение таблиц, организация дискуссии, выделение главной и второстепенной информации из текста, написание конспекта | |
2. | Мир биологии | История развития биологии как науки. | История развития биологии как науки; методы биологической науки. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, , соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем | поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания и строить высказывание , извлечение необходимой информации из различных источников умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, анализ объектов с целью выделения признаков, умения сравнивать живые объекты и рисунки, умение составлять тексты научного стиля | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, использовать в работе простейший биологический инструментарий | действие нравственно-этического оценивания( определение личной значимости событий ) Формирование познавательной мотивации | Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации, оформление информации в форме презентации | Ответы на поставленные вопросы, заполнение таблиц по образцу, организация дискуссии, составление плана, поиск связей между различными блоками системы, маркировка инструкции, написание творческих работ, составление логических цепочек | |
Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов | Клеточное строение организмов; методы изучения клетки;, строение клетки, процессы жизнедеятельности клетки | |||||||||
Многообразие живых организмов, их классификация | Классификация организмов; вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств,их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | |||||||||
Значение биологических знаний для защиты природы | Глобальные экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи | |||||||||
3. | Организм и среда обитания | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Экологические факторы. Важнейшие экологические проблемы. Природные сообщества | соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью | анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; | формирование умения объяснять свой выбор, отвечать аргументированно на поставленный вопрос, формирование вербальных способов коммуникации , формирование умения работать в парах и малых группах, формирование опосредованной коммуникации путем создания знаков, символов | формирования желания выполнять учебные действия, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | Работа с интерактивными источниками информации в поиске необходимой информации, оформление информации в форме презентации | поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, организация дискуссий, заполнение таблиц, кластеров, схем, формулировка терминов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Дата | Тема урока | Базовые понятия | Характеристика видов деятельности учащихся | Контроль | Домашнее задание | Коррекция | ||
План | Факт | |||||||||
Введение(2 часа) | ||||||||||
1. | Естественные науки. Методы изучения природы | Науки о природе | Естественные науки, астрономия, физика, химия, география, биология | Объясняют роль знаний об окружающей действительности в практической деятельности людей | Фронтальная беседа с использованием основных понятий о природе, полученными учащимися в начальной школе и практической деятельности | Р.1 изучить(с.4-6), значение выделенных слов выписать из словаря | ||||
2. | Методы изучения природы | Метод, прибор, наблюдение, эксперимент, измерение | Определяют основные методы биологических исследований, изучают и соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила поведения и работы в кабинете биологии | Обсуждение вопроса «Подумайте»с.6, фронтальная работа с терминами | Р.2 изучить(7-9), выполнить практическую работу с. 10 с заполнением таблицы | |||||
Мир биологии (20ч) | ||||||||||
1(3). | История развития биологии как науки. | Что изучает биология | Ботаника, зоология, микология, микробиология, цитология, анатомия, физиология, генетика, экология | Выявляют основные направления биологической науки с выделением предмета изучения каждого, заполняют схему | Диагностическая разноуровневая контрольная работа(тест, задания со свободным ответом, работа с текстом) | Р.3 изучить (12-14), С.15 зад.2(заполнение таблицы по образцу) | ||||
2(4). | Из истории биологии | Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Грегор Мендель, Вернадский В.И. | Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологической науки | Фронтальная работа с терминами | Р. 4 изучить(16-18), изучить достижения ученых(с.19 «Подумайте»), подготовить рассказ об одном из ученых биологов из прошлого | |||||
3(5). | Клетка- основа строения и жизнедеятельности организмов организмов. | Строение клетки. | Организм, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, клетка, оболочка, цитоплазма, ядро | Выделяют отличительные признаки живых организмов, существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, различают на таблицах основные части клеток. | Устный рассказ по плану(предварительная подготовка дома) | Р.5 изучить(20-22 | ||||
4(6). | Экскурсия в мир клеток | Методы изучения клетки, увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, выявляют основные части клетки на биологических объектах и на таблицах, наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах по инструкции учителя. Выполняют лабораторную работу №1 «Строение клетки» | Фронтальная работа с терминами | Р.5 повторить(20-22), оформить лаб. работу по образцу | |||||
5(7). | Многообразие живых организмов, их классификация | Как классифицируются организмы | Классификация, единица классификации царства живых организмов, систематика | Определяют предмет изучения систематики, критерии распределения организмов по царствам | Проверочная работа(подпись рисунков-схем :строение микроскопа, строение клетки), отчет по лабораторной работе | Р.6 изучить(23-25),задания1-2 с. 26 | ||||
6(8). | Живые царства. Бактерии | Бактерии | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Объясняют значение представителей данного царства в природе и жизни человека | Индивидуальный устный опрос по в. С. 26 «Проверь свои знания» | Р.7(26-28), составить схему классификации бактерий по их значению для организмов | |||||
7(9). | Живые царства. Грибы | Мицелий, гифы, плодовое тело. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, приводят представителей царства, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, оценивают представителей с эстетической точки зрения. Объясняют значение представителей данного царства в природе и жизни человека, работают с учебником, дополнительной литературой | Работа по дидактическим карточка(термины, рисунки, схемы) | Р.8(29-32), из дополнительных источников подобрать информацию о ядовитых и съедобных грибах Оренбургской области) | |||||
8(10). | Живые царства. Растения. | Хлорофилл. Водоросли, мхи, голосеменные, папортники,цветковые | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, приводят представителей царства, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, фиксируют результаты по установленным рекомендациям оценивают представителей с эстетической точки зрения. Объясняют значение представителей данного царства в природе и жизни человека | Устный индивидуальный опрос | Р.9 (33-35), задание «Подумайте» | |||||
9(11). | Живые царства. Животные. | Типы животных, простейшие | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, приводят представителей царства, различают изученные объекты в учебной литературе, на таблицах, в природе. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, оценивают представителей с эстетической точки зрения. Объясняют значение представителей данного царства в природе и жизни человека. Работают с интерактивными источниками информации | Устный индивидуальный опрос, контроль в рабочих тетрадях | Р. 10(36-38), задания «Подумайте» | |||||
10(12) | Жизнь начинается. | Размножение, яйцеклетка, спермии, сперматозоиды, оплодотворение, беременность. | Изучают особенности строения клеток, принимающих участие в размножении у представителей разных царств | Тестовые разноуровневые задания(«Многообразие живых организмов») | Р. 11(39-42), сформулировать определение понятий(з. с.42) | |||||
11(13). | Жизнь продолжается | Деление, споры | Изучают способы размножения различных групп организмов | Дидактические карточки(схемы, термины) | Р.12(43-46),»Подумайте», дать обоснованный ответ, индивид. задания | |||||
12 (14). | Почему дети похожи на родителей. | Программа развития, ген | Объясняют причину преемственности признаков у организмов одного вида | Фронтальный опрос по основным понятиям предыдущего урока | Р.13(47-48), задания с. 49(зад 2-индивидуально, длительный проект)- биологическая родословная | |||||
13(15). | Нужны все на свете. | Производители, потребители, разрушители | Выявляют принципиальное значение различных групп организмов в природе на основе знания особенностей их строения и жизнедеятельности, их взаимосвязь и влияние друг на друга, составляют схему, отражающую данное взаимодействие | Терминологический диктант | Р.14(49-53), «Подумайте»-2 зад., с. 53- зад 1,2 | |||||
14(16). | Как животные общаются между собой | «Язык животных» | Подбирают с помощью учебника и других источников информации(справочники, энциклопедии, художественная литература) способы взаимодействия животных и классифицируют их по значимости | Индивидуальный рассказ | Р.15(54-57), Сделать фото домашних животных(или сделать подборку), отражающие общение животных друг с другом | |||||
15(17). | Значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья | Биология и практика. | Биологическая защита | Примерами из учебника и жизни доказывают практическую значимость биологических знаний | План рассказа по учебнику | Р. 16(58-61), из доп. Источников собрать информацию и подготовить список лекарственных растении Оренбургской области, ядовитых растений и животных области- по группам | ||||
16(18). | Биологи защищают природу | Красная книга, заповедники, национальные парки | Формулируют приемы действия современных биологов, направленных на сохранение разнообразия живых организмов н основе изучения фактов разрушительного влияния деятельности человека) | Пересказ по плану(не совпадающему с последовательностью событий в учебнике) | Р.17(65-65)Изобразить знаками правила поведения в природе, подготовить рассказ об одном из исчезающих животных с выделением причин исчезновения | |||||
17(19). | Биология и здоровье. | Здоровый образ жизни | Изучают приемы первичной медицинской помощи в случае повреждения организма человека различными факторами, подтверждают и доказывают рациональность правил здорового образа жизни | Индивидуальное выступление с рассказом | Р 18(66-69), составить коллаж на тему «Здоровый образ жизни | |||||
18(20). | Живые организмы и наша безопасность | Безопасность, техника безопасности | Изучают правила безопасности и поведения в лесу, поле, горах , зоопарке, обосновывают их на основе знания различных групп организмов | Работа»Верно-неверно» по правилам здорового образа жизни | Р.19(71-74), составить список ядовитых растений регионов часто посещаемых туристами(с картинками) | |||||
19(21). | Мир биологии. | Формулируют выводы по основным понятиям темы | Обсуждение в группах(с.78) | Р.20(повтр.Р.3-20), подготовиться к к.р | ||||||
20(22). | Обобщение знаний по теме «Мир живых организмов» | Систематизируют биологические знания | Разноуровневая К.Р.(тест, схема, текст) | |||||||
Организм и среда обитания (11 ч) | ||||||||||
1(23). | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Водные обитатели. | Среда обитания, компоненты природы, планктон | Характеризуют основные среды обитания, называют виды растений и животных населяющих их. Выявляют особенности строения морских обитателей и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания | Р.21(80-83),с.83 таблица | |||||
2(24). | Между небом и землей. | Теплокровность, холоднокровность | Выявляют особенности строения обитателей наземно-воздушной среды в связи с приспособленностью этих организмов к условиям обитания | Пересказ, логические цепочки | Р.21(84-86), продолжить заполнение таблицы | |||||
3(25). | Кто живет в почве. | Почва | Выявляют особенности строения обитателей почвенной среды в связи с приспособленностью этих организмов к условиям обитания . Доказывают принадлежность организмов к определенной среде по морфо-анатомическим признакам. Экскурсия | Р.22(88-90), таблицу продолжают заполнять. Создать модель идеальную, обитателя почвенной среды(рисунок, глина, пластилин) | ||||||
4(26). | Кто живет в чужих телах. | Паразит, хозяин, гельминтоз, симбиоз, симбионт | Выявляют черты приспособленности паразитов к паразитическому, симбионтов к совместному образу жизни. Формулируют правила личной гигиены. | Дидактические карточки | Р24(91-93), таблица ,«Подумайте» | |||||
5(27). | Экологические факторы: абиотические. | Экологические факторы. Абиотические факторы | Классифицируют факторы среды в виде схемы. Классифицируют живые организмы в соответствии приспособленности их к различным абиотическим факторам | Тест | Р.25(94-96), «Подумайте», с.97 таблица | |||||
6(28). | Экологические факторы: биотические, | Биотические факторы, конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз | Дополняют схему примерами из учебника и дополнительных источников(справочники, СМИ и тд) | Пересказ, дидактические карточки | Р.26(97-100), заполняют таблицу, подготовка(групповая) выступлений о глобальных экологических проблемах и способах их решений | |||||
7(29). | Экологические факторы: антропогенные. | Антропогенные факторы | Дополняют схему примерами из учебника и дополнительных источников(справочники, СМИ и тд) | Рассказ по схеме | Подготовка(групповая) выступлений о глобальных экологических проблемах и способах их решений | |||||
8(30). | Защита проектов «Сохраним планету для будущего» | Антропогенные факторы | Выступают с докладами, слушатели обобщают материал в виде кластеров, участвуют в дискуссии | Представление сообщений | Подготовить перечень глобальных экологических проблем или составить список мировых экологических катастроф современности | |||||
9(31). | Природные сообщества. | Сообщества, экосистема, производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, цепь питания | Составляют цепи питания различных экосистем на основе знания роли представителей различных царств в природе, прогнозируют последствия развития экосистем в связи с исчезновением отдельных видов организмов | Терминологическая работа | Р.27(101-104), разработать принцип составления цепей питания | |||||
10(32) | Жизнь в Мировом океане. | Мировой океан, планктон | Распределяют обитателей Мирового океана на группы, выделяя характерные черты для каждой из них(работа с текстом учебника и иллюстрациями) | Недостающее звено в цепи восстановить | Р.28(105-108), подготовить сообщения о живых организмах, обитающих в водах Мирового океана | |||||
11(33). | Путешествие по материкам. | Материки: Южная Америка, Африка, Евразия, Северная Америка Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков. | Устанавливают взаимосвязь между природными условиями материков и внешним видом обитателей, заполняют таблицу | Р.29(109-121), заполнить таблицу с.121(с использованием доп. Источников информации), повт р.21-30).повторить основные понятия, подготовить перечень проблем и вопросов для обсуждения. | ||||||
12(34) | Организм и среда обитания. Обобщение знаний. | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество | Систематизируют знания, обобщают понятия, работают с текстом | Беседа | ||||||
13(35) | Урок-конференция | Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы; Современную классификацию живой природы; Основные характеристики царств живой природы;Клеточное строение живых организмов; Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно; Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов; Правила поведения в природе; Какое влияние оказывает человек на природу. | Защита исследовательских работ, проектов .Выходная диагностика. | Разноуровневая контр. работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...