Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу
статья по биологии по теме

Гринева Галина Борисовна

Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурсии. В данной работе приводится пример проведения таких мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №212 Фрунзенского района, Санкт- Петербурга

Развитие интереса учащихся к предмету

через внеклассную работу

Подготовила:

учитель биологии

Гринева Галина Борисовна

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ

ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ

Мир живых организмов нашей планеты удивителен и разнообразен, он удивляет богатством форм, видов, красок, поражает своей неповторимой  красотой, привлекает неразгаданными тайнами. Изучая биологию, мы открываем для себя много интересного в мире, который нас окружает, делаем первые шаги в раскрытии тайн живой природы. Обучение и воспитание учеников в школе не должно ограничиваться рамками урока. Проводимые учителем во внеурочное время мероприятия способствуют формированию у учащихся нравственности и духовности, развивают интерес  к изучаемым предметам, самостоятельность.  В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям.

Нелегкая это задача связана с тем, что внеклассная работа очень многогранна, требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, причем следует учитывать местные условия, запросы детского коллектива и индивидуальные возможности, и интересы учащихся.

Внеклассные мероприятия по биологии дают неограниченную возможность развития творческой и познавательной активности. При правильной организации внеклассной работы познавательный интерес учащихся к изучению биологических вопросов выступает движущей силой в поисках ответов на многие вопросы, главное такой поиск проводится осознанно.

Развитие познавательной активности сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные элементы, при этом нужно учитывать, что интересы учащихся очень разнообразны и зависят от влияния внешних факторов.

Формы внеклассной  работы

  1. Большое значение в развитии познавательной деятельности учащихся имеет такая форма как биологический кружок. На первом этапе организации приглашаются все желающие. (По опыту прошлых  лет организация кружка « Уход за комнатными растениями).

При планировании работы кружка были учтены такие формы работы, как:

- практические занятия по уходу  и выращиванию комнатных  растений;

- экспериментальные занятия: наблюдения и опыты;

- экскурсии в природу, Ботанический сад, Дом природы, Дом творчества юных, просто в цветочный магазин;

- чтение и обсуждение научно-популярных книг и журналов;

- просмотр видеофильмов;

- использование компьютерных технологий;

- индивидуальная работа с учащимися, когда они получали конкретные задания и отчитывались за их выполнение.

Занятия в кружке помогли учащимся лучше усвоить сущность изученных объектов и явлений, они испытывали радость открытия нового. Все это вселяет в детей веру в их возможности, развивает и укрепляет познавательную активность. ( Прилагается конспект практического занятия «Вегетативное размножение комнатных растений»).

Общешкольные мероприятия.  Полезно ежегодно проводить предметные декады, в том числе и по биологии.

Активность учащихся в проведении мероприятий предметных декад способствует активизации познавательной деятельности.

Как повысить интерес и активность:

- заинтересовать школьников, внести элементы игры, конкурса, соревнований;

- поставить (предложить) познавательные  и поисковые задачи;

- научить при подготовке к мероприятиям, найти нужную литературу и материал.

Мероприятия декады, которые проводились в школе:

1. Учащиеся всех класса средней школы получили задание подготовить газеты на    биологические и  медицинские темы.

2. Учащиеся 9-х классов готовили сообщения для начальной школы.

3. Для 5-х классов проходил конкурс « Войди в природу другом».

4. Для 6 классов проводилась биогеографическая викторина.

5. Для 7 классов зоологическая викторина. (Прилагаются вопросы для викторины

3.Экскурсии.

Увлекательная форма работы учителя с классом.

Задачи экскурсии:

  1. Образовательные.
  2. Воспитательные.
  3. Развитие познавательной активности.
  4. Активизация познавательной  активности.

Одна из заповедей экскурсовода гласит: « Не оставляй экскурсантов только зрителями». Этой заповеди должен следовать и учитель, который проводит экскурсию. При помощи вопросов нужно побуждать учащихся участвовать в наблюдении, в анализе объектов, это развивает наблюдательность и воображение.

Примерный план экскурсии « Осенние явления в жизни растений»

  1. Инструктаж по правилам поведения и безопасности во время экскурсии.
  2. Задачи экскурсии.
  3. Место проведения экскурсии
  4. Условия конкурса, проводимого на экскурсии «Красивое рядом».
  5. Выполнение заданий.
  6. План письменного отчета (из лучших работ оформляется временная выставка или стенд).

Экскурсия, проведенная по такому плану, позволит решить все поставленные задачи и в частности деятельности учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

" ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ "

Цель работы: практическая реализация учащимися полученных знаний по теме: " Способы размножения организмов"

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными способами вегетативного размножения комнатных растений
  2. Научить учащихся практическим навыкам по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений, приготовлению почвенных питательных смесей, уходу за молодыми растениями.

Оборудование:

Растительный материал для вегетативного размножения комнатных растений (листовые черенки, стеблевые черенки, корневища и.т.п.).

Почвенные смеси для посадки.

Справочная литература по многообразию и  уходу за комнатными растениями.

План занятия:

1. Сообщение учащихся о способах вегетативного размножения комнатных растении.

2. Выполнение заданий к практической работе

  1. Оформление практической работы.

Инструкция по выполнению Практической работы

Порядок выполнения  работы;

1.        Подобрать    материал  для  вегетативного размножения комнатных растений ( черенки, листовые черенки, корневища и т.п,)

2.        Записать видовое название растения (русское и латинское),
указать
 к какому семейству относится данное растение.

3.        Оформить   расширенный   паспорт   данного   растения  (морфологические особенности растения» родина, условия произрастания, особенности ухода и размножения).

  1. Приготовить необходимую почвенно-питательную смесь и
    емкость для посадки.
  2. Выполнить   манипуляции для выбранного способа вегетативного размножения комнатного растения.

6.        Приготовить этикетку с указание названия растения, даты выполнения работы и фамилии проводившего работу.

7.        Ответить на вопросы: какое значение имеет в природе и в жизни человека вегетативное размножение растений?


СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

Комнатные растения размножаются семенами и вегетативно-листовыми и стеблевыми черенками, делением корневища, клубня,  отводками.

Семенное размножение- дело чрезвычайно хлопотное, оно используется, в основном, в селекционной работе и требует большого опыта в разведении комнатных растений.

Вегетативные способы размножения более просты и надежны, они дают возможность полностью сохранить все признаки и свойства растения.

На черенки чаще всего берут молодые (зеленые) или вызревшие (полуодревесневшие и одревесневшие) верхушечные побеги длиной 6-8 см с двумя-тремя узлами. Для черенкования можно использовать также небольшие боковые побеги, их срезают с " пяткой"- с частью основного стебля.

Нижние листья обрезают, делая острым ножом косой срез под почкой и ставят черенок в банку с водой или сажают его в горшок с землей. Крупные листья обрезают наполовину, чтобы черенок испарял меньше воды, устойчивее держался и не занимал много места, Воду для укоренения черенков лучше брать мягкую - дождевую или снеговую. Хорошо бросить в нее кусочек угля для дезинфекции. В горшок укорененные черенки высаживают, когда их корни достигнут длины 2-4 сантиметра.

Черенки некоторых растений сразу же сажают в горшок. В качестве земли берут торфо-песчаную смесь (1:1) или чистый крупнозернистый песок, уложенный слоем 2-3 см на питательную смесь. Для лучшего укоренения черенки рекомендуют высаживать ближе к краю горшка. Быстро укореняются мелко посаженные черенки, благодаря лучшему доступу воздуха и умеренной влажности земли.

Укоренение должно проходить под стеклом - под стеклянной банкой или стаканом, где создается необходимый микроклимат - повышенные влажность и температура. Стекло можно заменить полиэтиленовым пакетом, которым закрываю горшок с черенком, предварительно заполнив его выдыхаемым воздухом. Черенки нужно регулярно опрыскивать, банку или стакан раза-два за день с тем, чтобы проветрить воздух и не допустить загнивания черенков.

Кроме верхушечных черенков некоторые растения размножают стеблевыми черенками - частями стебля с 1-2 узлами. Это, в первую очередь, ароидные (сцендапсус, филодендрон, монстера и т.д.), драцена, хойя, клеродендрон и т.д. Черенки с толстым стеблем укореняют в воде, толстые мясистые куски стебля укладывают на влажный песок, предварительно подвялив в течение 2-3 суток. Те черенки, которые выделяют на срезе млечный сок, промывают теплой водой до тех пор, пока не прекратиться его выделение, в противном случае застывший сок будет мешать укоренению.

Для улучшения укоренения черенков используют стимулятор роста - гетероауксин. одну таблетку которого разводят в литре воды. В этом растворе зеленые одревесневшие - 24 часа, причем, растворяют уже две таблетки.

черенки держат 6-8 часов, полуодревесневшие -12-16 часов, Многие цветоводы любители советуют в качестве стимулятора использовать мед: одну чайную ложку на стакан воды). В медовом растворе черенки держат сутки.

Некоторые растения с сочными мясистыми листьями размножают листовыми черенками - целыми листьями с черешком ( пеперомия, глок синия. сенполия, колерия и т.п.) или частями листа ( бегония, сансевиерия).

Лист бегонии разрезают таким образом, чтобы на каждом кусочке листа была жилка и "пяточка" от черешка листа. Посаженные в землю или в воду, они формируют на местах срезов корни,  а затем и почки, из которых развиваются новые маленькие растеньица.

Для укоренения берут здоровые крепкие листья с черешками 2-3 см. Черенок укореняемого листа не должен касаться дна сосуда. Для уменьшения испарения, крупные листья обрезают на треть. Многие цветоводы обрезают верхушку укореняемого листа, это стимулирует быстрое развитие почки.

Листовые и стеблевые черенки, укореняемые в воде, быстрее образуют корни в темноте, поэтому их нужно поместить в непрозрачный сосуд или обернуть банку с черенками черной бумагой.

Делением корневища размножают такие растения, как аспидистра, сансевиерия, аспарагус. Корневище- подземный стебель растения, имеющий корни и выступающие спящие почки. При пересадке корневище разрезают на части так, чтобы каждая часть имела почки, и корни. Места срезов при делении нужно посыпать толченым древесным углем, чтобы не допустить загнивания сочных корневищ. Почва, в которую сажают деленки - разделенные части, должна быть умеренно влажной, первое время растения не поливают . их лучше опрыскивать.

Клубень - утолщенный подземный побег, на котором расположены почки. Перед деление клубень необходимо прорастить, для чего его помещают во влажный песок. Делают это после окончания периода покоя. Как только спящие почки тронутся в рост, клубень острым ножом разрезают так, чтобы каждая часть имела 1-2 почки. Так размножают клубневую бегонию, глоксинию, оксалис и т.п.

Луковичные растения (кринум, панкрациум, зефирантес, эухарис, гиппеаструм и т.п.) размножают "'детками" - маленькими луковками, вырастающими из почек в пазухах чешуй материнской луковицы. Делают это во время пересадки.

Деление куста размножают те растения,  которые хорошо кустятся и образуют много стеблей с отдельными корнями – папоротники, аспарагус, циперус и т.п.        Их или разрывают руками, разобрав переплетенные корни, или разрезают ножом.

Очень легко размножаются растения, образующие надземные отпрыски, такие как камнеломка, хлорофитум, эписция.

Отпрыски – вполне сформировавшиеся молодые растения, развивающиеся на длинных тонких побегах- усах. Эти маленькие растения сажают в небольшие горшки. Первое время их не надо отделять от материнского растения, чтобы они набрались сил, хорошо укоренились и начали расти.

Разделенные растения сажают в умеренно влажную землю. Нельзя допускать излишней влажности, поэтому первое время их лучше опрыскивать, чем поливать.

'

Рис 1

ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ

Организация занимательных викторин дает простор фантазии и инициативе учителя. Педагог может сам выбрать темы и формы организации такого мероприятия. Викторины могут быть шуточными и включать различные веселые конкурсы, содержание которых не требует от участников глубоких знаний по зоологии. Викторины могут стать кульминационными событиями недели биологии, праздника «Весенний день птиц» или других общешкольных праздников. Состязания можно проводить в форме как индивидуального, так и командного первенства.

Приводу примеры веселых конкурсов и вопросов к викторинам, посвященным птицам. Они взяты из сборника методических разработок, составленного Лебедевой Е. А. и Мосаловым А. А. «Весенний день птиц. Выпуск 1».

1. Состязание «Закончи пословицы и поговорки».

Ведущий читает начало пословиц и поговорок, а школьникам надо правильно их закончить.

Всякая птица... (в своей стае хороша).

Всякая птица... (своим клювом сыта). ,, Цыплят... (по осени считают).

Грач на горе... (весна на дворе).

Сорока на хвосте... (весть принесла).

Человек без родины... (что соловей без песни).

Хвалилась синица... (что море зажжет).

Всяк кулик... (в своем болоте велик).

Любит кукушка... (чужие годы считать).

Сова не высиживает... (орла).

Сова спит, а... (кур видит).

2.        Состязание «Обыкновенные птицы».

Каждая команда по очереди называет имена птиц, в видовом названии которых есть слово «обыкновенный(ая)», например: обыкновенная гага, обыкновенная горлица, обыкновенная горихвостка, обыкновенный дубонос, обыкновенный поползень и т. д

3.        Состязание «Узнай голоса птиц».

На магнитофоне проигрывают записи пения птиц (зяблика, соловья, зарянки, жаворонка, кукушки и т. д.). Команда должна узнать птиц по голосам и рассказать о них.

4.        Состязание «Знаете ли вы птиц в литературе»

Многие писатели посвятили свои произведения птицам. Учащихся просят назвать эти произведения.

5 Конкурс «Почему мы их так называем».

Школьникам предлагается объяснить названия таких птиц , как трясогузка, козодой, глухарь, птица-секретарь, лысуха, кукушка, дятел, зяблик.

6. Конкурс «Что ни шаг, то птица».

Делая каждый шаг, участнику конкурса необходимо называть птиц , не повторяясь.

  1. Конкурс «Напоите птенца»

В центре зала на стол ставятся два стакана с водой, а около каждой команды по столу со стаканом, который сверху листом бумаги оформлен в виде клюва птенца. По команде ведущего члены команды носят ложками воду и поят птенца. Кто быстрее и больше принесет птенцу воды, тот и победитель.

8. Конкурс «Птичья эстафета».

Каждая команда по очереди называет птиц так, чтобы следующее название начиналось с буквы, на которую заканчивается предыдущее, например: сорока - аист - турухтан - неясыть - тетерев - вальдшнеп и т. д.

9        Конкурс «Знаток сказок о птицах»

Капитаны команд по очереди называют сказки, посвященные птицам.

10.       Конкурс «Знаток русского языка».

Участников просят объяснить, почему сложились такие поговорки о птицах.

Седой как лунь.

Как с гуся вода.

Вышел сухим из воды.

Глухая тетеря.

Заладил как дятел.

Забился как сыч.

11.        Конкурс «Что здесь зашифровано» - анаграммы.

Для разгадки предлагаются анаграммы, в которых зашифрованы названия птиц: ЛУТЬГЕСАП (пустельга), БЯКЗИЛ (зяблик), НОР-ВАО (ворона), ЩИПАХУ (пищуха), РОНДОК (кондор), ТАССУР (страус), СТОЛХИВОР (лирохвост), ЛИНМАФОГ (фламинго) и т. п.

12.        Викторина «Живые синонимы».

Участники должны отгадать название птицы в поговорках.

Могучий как (орел).

Мудрый как (сова, ворон)

Вороватый как (сорока).

Важный как (гусь, индюк)

Верность (лебединая).

Мокрый как (курица).

Желторотый как (цыпленок).

Шея (лебединая).

Трещать как (сорока).

Список литературы:

1.  А.Е.Богоявлинская «Активные формы и методы обучения биологии» Москва «Просвещение» АО «Учебная литература»,1996 г.

2.  И.Х.Шарова, А.А.Мосалов Биология «Внеклассная работа по зоологии» Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2004 г.

3. Н.Л.Галеева «Интегрированные биологические декады» Москва « 5 за знания» 2007г.

4.  Е.Лапшина «Как ухаживать за комнатными растениями»,Н.Новгород, 1992 г.

5. А.Ю.Лимаренко, Т.В.Пакеева «Атлас комнатных растений», издательство «Эксмо», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...

Факультативы. Развитие интереса учащихся к предмету математики

Чтобы заинтересовать учащихся 5 - 8 классов, привлечь их к дополнительным занятиям в кружках и факультативах по математике Григорьевой О.В. была разработана авторская программа факультативного курса м...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

Развитие интереса учащихся к предмету ИЗО

Статья на тему "Развитие учащихся к предмету ИЗО"...

Привитие интереса к математике у учащихся средней школы через внеклассную работу

Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. В настоящее время перед современной педагогической наукой остро стоит проблема повышения интереса школьников к математике. Решить эту пробле...

Игровые ситуации на уроках - одно из направлений развития интереса учащихся к предмету.

 Одним из действенных средств развития интереса учащихся к физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситу...

Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.

Министерство образования и науки РБМБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»        Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассну...