Конспект интегрированного урока (биология-география)
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Хрущева Инна Ивановна

Тема: «Генномодифицированные организмы в условиях  развития современного мирового сельского хозяйства».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gotovogo_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22

с углубленным изучением отдельных предметов»

Управления образования Администрации    г.о. Электросталь

 Московской области.

Интегрированный урок - конференция

География – биология

Тема: «Генномодифицированные организмы в условиях

             развития современного мирового сельского хозяйства».

 

2010г.

Электросталь

Урок-Конференция.

      Обоснование.

  Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической или практической проблемы.
Творческое обсуждение и развязка выбранной проблемы детерминируют содержание конференции, характерным признаком которой является дискуссия, а ее результатом — осмысление этой проблемы.
Ученическая конференция — это важная форма обучения, которая оказывает содействие формированию знаний, умений и привычек учеников, их закреплению и усовершенствованию, углублению и систематизации; это комплексная форма обобщения результатов самостоятельной познавательной деятельности учеников под руководством учителя, который осуществляется благодаря общим усилиям учителя и учеников. Целью конференции являются углубления, укрепление и расширение диапазона знаний учеников; формирование положительного отношения к самостоятельному обретению ими знаний; развитие и саморазвитие творческих способностей учеников, их активности; создание предпосылок самовоспитания, самосовершенствование, самоопределение учеников.
    Школьные конференции (проблемные, тематические, обзорные и т.п.) являются учебными.  

     Наша конференция является тематической.  

Тема: «Генномодифицированные организмы в условиях развития современного мирового сельского хозяйства»

     Тематическая конференция проводится по отдельной актуальной теме науки, практики. Она стыкуется с учебной программой предметов география и биология. Предопределяться политическими, социально-экономическими событиями, условиями развития общества в условиях распространения генно- модифицированных организмов.
     Подготовку конференции, условно поделили на два этапа. На первом этапе определили тему конференции, поставили цели и задачи; разработали перечень вопросов, которые раскрывают тему; объявили конкурс на лучший эпиграф конференции; распределили обязанности между учениками; готовили выставочные материалы, литературу, наглядность.

      Второй этап подготовки к конференции характеризуется более интенсивной деятельностью учителя и учеников; уточняется план конференции, определяются ее участники (ученики

10 «Б» класса), составляется список рекомендованной литературы, объявляются докладчики и выступающие, готовится информационный стенд. На втором этапе центральным звеном в подготовке конференции есть ее содержательная сторона. В этом плане первым помощником является учитель, который предоставляет помощь ученикам, другим участникам конференции; просматривает содержание докладов, анализирует их; сравнивает, сопоставляет, прогнозирует возможные столкновения  разных точек зрения, взглядов, убеждений. При этом преследуется цель выявления наличия новой информации, интересных статистических данных, фактов, примеров из литературы и практической деятельности, которые имеют обобщающий характер и оказывают содействие повышению интереса учеников к определенному курсу учебного предмета, в т.ч. темы конференции.

      Технология проведения урока-конференции такая: объявление темы, докладов, выступлений; утверждение регламента работы; поддержка рабочей атмосферы; концентрация внимания учеников на теме конференции, активизация учебно-познавательной деятельности участников конференции; соблюдение четкой процедуры ее проведения; обеспечение положительной установки на восприятие содержания сообщений, соответствующего морального и психологического микроклимата, атмосферы уважения и доверия.
      Итоги конференции целесообразно подбивать коллективно, привлекая участников к оценке ее результативности, используя мысли и идеи оппонентов. Для оценки эффективности конференции было создано жюри.

          В процессе посещения и анализа урока-конференции целесообразно учитывать такие параметры:
• рациональность выбора темы конференции, постановки учебно-воспитательных целей и задач;
• подготовка конференции (содержание докладов, содокладов, выступлений, рекомендаций, внесенных докладчиками как результат самостоятельной творческой работы; ознакомление учеников с предложенной литературой, подготовка наглядности и других иллюстративно-демонстрационных материалов);
• соблюдение процедуры проведения урока-конференции (сообщение темы, регламента работы; психологическое расположение духа на восприятие и обсуждение информации участниками конференции);
• порядок и дисциплина учеников во время проведения конференции, заинтересованность в содержании докладов и сообщений;

• содержание конференции (глубина, полнота раскрытия темы; содержание отдельных докладов, чтение наизусть отрывков, цитат из литературных источников; использование наглядности; ораторские способности докладчиков, литературный стиль, грамотность и чистота языка);
• эффективность конференции (формирование мировоззрения учеников; углубление и расширение диапазона знаний в данной области науки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой и ее анализа; умений писать доклады, публично выступать перед своими ровесниками и старшими; воспитание чувства ответственности; удовлетворение учеников от проведенной конференции)

           Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Наш урок – Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, разнообразные источники знаний, интернет-технологии, другие технические средства обучения.

Используются: групповая, парная, индивидуальная формы работы.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Предварительно была проведена тщательная работа:

  • формирование экспертных групп;
  • Следующим шагом в подготовительном этапе была работа с различными источниками информации;
  • И наконец - обучающиеся подготовили проекты, которые защищали на уроке - конференции.

Проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы учащихся. Поэтому, при достижении различных дидактических целей, школьники усваивают обсуждаемый материал с разных точек зрения. Учителя - предметники контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности учащихся, как по географии, так и по биологии, а также знаний в области экологии. Проведённая совместными усилиями конференция позволила не только приобрести знания по заданной теме, но и составить

  • Информационный стенд : графики, карты, рисунки, таблицы нормативные документы собранные выступающими;
  • Информационный листок «страны и фирмы производители ГМО» на школьный стенд;
  • Работы и анализ проведенных анкет были представлены на сайте  школы.

Мини анкета в конце урока:

  1. Понравилась ли вам форма проведения урока
  2. Насколько интересна тема
  3. Насколько полно была раскрыта поставленная задача
  4. Какую проблему вам хотелось бы рассмотреть на уроках географии или биологии

Интегрированный урок

География – биология

Тема урока: «  Генномодифицированные организмы в условиях развития современного мирового сельского хозяйства».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: учебная конференция.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний,

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

  • Формирование представлений о глобальных проблемах развития сельского хозяйства в условиях интенсивного использования ГМО в мировых масштабах, гипотезах, прогнозах и проектах их разрешения;
  • Углубление, укрепление и расширение диапазона знаний учеников в области мирового сельского хозяйства и распространения ГМО;
  •  Формирование умения обсуждать, делать выводы,
  •  Экологическое воспитание учащихся; развитие экологической культуры школьников, которая подразумевает: формирование у ребят представлений о единой, реальной картине мира; понимание актуальности практического применения полученных знаний в повседневной жизни;
  • Осознание необходимости привлечения внимания общественности к вопросам распространения ГМО в сельском хозяйстве и губительного значения его для здоровья человека

Задачи способствовать получению, развитию и закреплению следующих практических навыков и умений:

  • Совершенствование умений самоорганизации и коммуникативных умений при участии в диалоге.
  • Закрепление  навыка работы с дополнительным материалом, умение выбрать необходимый материал;  навыка работы со статистическим материалом
  • Формирование положительного отношения к самостоятельному обретению учащимися знаний; развитие и саморазвитие творческих способностей учеников, их активности;

Создание предпосылок самовоспитания, самосовершенствование, самоопределение учеников.

Оформление доски: тема урока-конференции, дата, цитата.

Оборудование:  проектор,  заготовка для информационного  стенда

Ход урока.

  1. Организационный момент                                                         2-3 мин
  2.  Вступительное слово учителя                                                  2 мин
  • цель нашего урока  и задачи, для чего мы собрались, почему проводится интегрированный(совместный география-биология) урок.
  1. Выступления учащихся и обсуждение их докладов.

География:

  1. Мировое сельское хозяйство, виды сельского хозяйства
  2. ( концентрируем внимание на растениеводстве),    страны специализирующиеся на нем, посевные площади (уменьшение площадей, т.к. уменьшается плодородие опустынивание, заболачивание)
  3. А РОСТ  населения увеличивается, голодают значительная часть населения планеты. (численность, воспроизводство, прогнозы,  умирающие от голода)                                                                       5 мин

Биология:

Каким образом накормить всех?   ……… Этому  способствует  селекция

1.  Выступающие презентация по селекции и полиплоидия               5 мин

Биология:   

Селекция процесс долгий, трудоемкий, дорогостоящий. Население планеты растет намного быстрее. Как успеть за этим процессом? Здесь выступает на передовые позиции генная инженерия.

1. Выступающие презентация    « Генная инженерия»  

2  Выступающие презентация     «ГМО»                                             10 мин  

Биология:

  1.  Презентация  «Значение ГМО для здоровья человека»    5мин

География:

1. Презентации  « Регионы  мира, занимающиеся  выращиванием  ГМО. Таблицы графики»

2. Презентации    «Проблемы развития сельского хозяйства в условиях распространения ГМО»                                                                          5 мин

География:

 1. Презентация  «Нормативные документы по посевам ГМО»         3 мин                                  

IV. Мини анкета в конце урока:                                                             5 мин 

  1. Насколько интересна затронутая  тема
  2. Насколько полно была раскрыта поставленная задача
  3. Какую проблему вам хотелось бы еще рассмотреть на уроках географии или биологии
  4. Понравилась ли вам форма проведения урока. Чем
  5. Ваши предложения по проведению подобных уроков

V. Оценка  комиссии                                                                               3 мин 

VI.  Итог: 

 Информационный стенд : графики, карты, рисунки, таблицы нормативные документы

Информационный листок «страны и фирмы производители ГМО» на стенд

Работы и анализ проведенных анкет  на сайте школы.

Анализ анкеты, проведенной в конце урока

Мини анкета в конце урока:

  1. Понравилась ли вам форма проведения урока
  2. Насколько интересна тема
  3. Насколько полно была раскрыта поставленная задача
  4. Какую проблему вам хотелось бы рассмотреть на уроках географии или биологии

 

На уроке присутствовало 24 человека. На вопросы анкеты ответили все участники конференции. Мы проанализировали ответы учащихся. И решили показать некоторые выдержки из ответов учащихся.

  1. Понравилась ли вам форма проведения урока

Все учащиеся однозначно ответили   «Понравилось»

  • «Урок заинтересовал своей необычной формой, было интересно…»
  • «При подготовке к конференции пришлось много потрудиться. Сначала было непонятно – как совершенно разные темы могут перекликаться и объединиться в одном уроке. Потом «затянуло». Очень понравилось».
  • «Думал будет ерунда, а получилось неплохо. Можно еще что-нибудь придумать такого же. Поучаствую с удовольствием».
  1. Насколько интересна тема
  • «Генномодифицированные организмы малоизученная тема. Тем она и интересна…»
  • «Понравилось все….».
  • « Узнала очень много нового, теперь буду обращать внимание  на фирмы-производители продуктов……».
  • «Я и не догадывалась, что так много производится в мире генномодифицированных организмов…..».
  1. Насколько полно была раскрыта поставленная задача.
  • «Это первый наш опыт в таком проекте. Мы старались, комиссия оценила наши выступления на «хорошо», по-моему,  раскрыли тему достаточно полно….»
  • «Много сказали интересного и важного. Поставленные задачи достигли….»
  • «Урок маловат, очень жесткие временные рамки выступлений. Но рассказали о самом важном. Цель достигнута».
  1.  Какую проблему вам хотелось бы рассмотреть на уроках географии или биологии .
  • « Что-нибудь связанное с  экологией…..».
  • «О редких животных мира…..».
  • «Что-нибудь…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детей на тему : "Экологические проблемы Дагестана"

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детейна тему :...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

интегрированный урок( биология - география) Природные зоны Северной Америки

В игровой форме обучающиеся 7 класса знакомятся с особенностями природы материка....

Презентация к открытому интегрированному уроку биологии, географии, технологии "Роль комнатных растений в жизни человека"

Какую роль играют комнатные растения в нашей жизни? Для чего мы их выращиваем? Как правильно за ними ухаживать?...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК биология – география «ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ»

     Интегрированный урок (биология – география) «Человек на планете» разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе общеобразовательных уч...