Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_kl.doc75.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Гимназия с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области»

 «Согласованно»                                                                                                                                                           «Утверждаю»

Зам. Директора по УВР                                                                                                                                Директор МОУ «Гимназия с.Ивантеевка    ___________ (Щербинина Е.А.)                                                                                                                   ________________(Джавадова Н.В.)

«28» августа2013г.                                                                                                                                       Приказ № 122 от «28» августа2013г.

Рабочая программа

по биологии  7 класса на 2013 -2014 учебный год, адаптированная на основе Примерной программы среднего ( основного) общего образования автора И.Н.Пономаревой.

  Корсакова Любовь Ивановна,

учитель  биологии и экологии,

II квалификационной категории

                       Рассмотрено:

на Методическом Совете

Протокол № 1 от «28» августа2013 года.

Руководитель МС: __________/Свечникова Е.Н./

2013 – 2014 учебный год

Библиографические источники:

Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по биологии и реализует новую концепцию содержания биологического образования. Одновременно в ней сохраняется целый ряд положений традиционной, хорошо освоенной в практике обучения программы биологии для средней школы

Рабочая программа курса «Биология. Животные»адресована обучающимся 7-го класса средней общеобразовательной школы.

Автор – составитель: Корсакова Любовь Ивановна

Аннотация:

Рабочая программа составлена по программе В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой «Животные»2006 года допущенной Министерством Образования РФ.  И стандартов  качества знаний Российского образования.

Данная программа знакомит учащихся с многообразием животного мира на планете, позволяет изучать животных по внешнему и внутреннему строению, образу  жизни представителей каждого типа. В течение, года получают практические навыки       изучения конкретных животных, проведения конкретных мероприятий по охране животного мира, как на планете, так и на территории своей местности.    Проводятся конкретные мероприятия по сохранению животного мира, знакомятся с представителями, занесенными в Красную книгу.В то же время, изучение внутреннего строения позвоночных поможет в изучении внутреннего строения человека в 8 классе.

В данной программе отражен материал по изучению животного мира на планете, не превышающие требования к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе нашли цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе пор биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся основных учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Изучение построено от простейшего к сложному, постепенно усложняя изучаемый материал. Строго учитывается классификация животного мира, идет постоянное повторение изученного материала.  Изучаются типы животных от простейших до млекопитающих. Заключением является тема «Развитие животного мира на земле», чтобы доказать эволюционное развитие животного мира. Обязательно использовать метод сравнения, что даст более осмысленному изучению и запоминанию.

     Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим при организации учебно-познавательной работы предлагается работа с тетрадью с печатной основой  В.М.Константинов. Биология .Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1.2 –М. Вентана-Графф,2006 год. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, схем, немых рисунков. Работы с немыми рисунками   позволит диагностировать умения узнавать биологические объекты, а так же их органы и структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи требуют от ученика       размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются как домашние задания.

В работе используется учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко      Биология.  7 класс. Издательство « Вентана–граф»,2005 г. -303 стр.

Концепция образовательного учреждения:

Концепция развития нашего общеобразовательного учреждения опирается на приоритет идеи о раскрытии и формировании индивидуальности растущего человека и сохранения его физического, психического и социального здоровья.

В ней заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

Ее сочетание с ведущей ролью аксиологического (ценностного) компонент: образования позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.

Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания образования вкультурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой детской личности, с опорой на ее способность: самоизменению и культурному саморазвитию.

Результат образования, с нашей точки зрения, может быть описан как модель  идеального выпускника.

Миссия образовательного учреждения состоит в воспитании и развитии активной, инновационно - мыслящей личности через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, в которых они раскрывают свои творческие возможности и максимально полно реализуют свои потребности и интересы.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ГИМНАЗИИ

Гражданская позиция:

-  самостоятельно прослеживать закономерности исторических и политических процессов, давать объективную оценку общественно-политическим событиям,определять свою жизненную позицию;

-  осознанно воспринимать и использовать в жизни духовно-нравственные ценности;

-  объективно оценивать и воспитывать в себе лучшие качества личности:

-  активно участвовать в общественной и государственной деятельности.
Интеллектуальный уровень развития:

-  умение сочетать глубокие знания по профильным предметам с достаточно богатой эрудицией по смежным областям знаний;

-  умение отбирать, синтезировать, применять в жизни информацию из области науки, техники, экономики, искусства;

-  умение получать необходимые знания путём обращения к учебной и другой литературе;

-  знание государственного языка и европейского языка межнационального общения;

-  умение применять алгоритмы, работать на компьютере.

Психологические качества:

-  уметь лояльно относиться к интересам и склонностям окружающих;
-  быть самокритичным;

-  мыслить и действовать последовательно, гибко, находя выход из тупиковых ситуаций:

-  определять самостоятельно поведенческий выбор;

-  уметь сопереживать, понимать ближнего, объективно оценивать себя. Этическая грамотность:

-  уважать человеческую личность, чужую собственность;

-  быть сострадательным;

- быть нетерпимым к нарушителям общественных интересов, к национальной
неприязни:

-владеть высоким сознанием общественного долга;

- уметь слушать и слышать других.

Эстетическая культура:

- определять самостоятельно уровень эстетических ценностей в общественной жизни, развитии науки, техники, искусстве;

- стремиться к постоянному духовному совершенствованию;

       -  использовать навыки культуры танца, драмы, вокального искусства.

Деловые качества:

-  работать инициативно, творчески;

-   адаптироваться и взаимодействовать в новых социально-экономических условиях и требованиях;

       -        развивать коммуникативные способности;

-    менять стиль поведения в зависимости от определённых условий.

Каждый учитель и гимназия в целом должны четко понимать результат своей деятельности. Выделение в качестве результата некоторой совокупности признаков обученности ребенка в современных условиях недостаточно, так как необходим широкий и разноплановый критерий, который мог бы отразить как содержание образовательного заказа родителей, общества, государства, так и цели, смыслы педагогической деятельности.

Мы считаем целесообразным использование в качестве основных принципов развития образовательного процесса:

Принцип субъектности- быть субъектом - значит быть инициатором собственной активности.

Принцип свободы выбора - признание права каждого ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому на жесткий прогноз в отношении жизнедеятельности ребенка.

Принцип неповторимости - готовность принять ребенка как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуальный потенциал развития.

Принцип продуктивности - признание критерием качества педагогической деятельности индивидуального образовательного приращения ученика, складывающихся    из    внутренних    и    внешних    образовательных    продуктов.

Пояснительная записка.

Основная идея программы «Биология. Животные» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между биологическими объектами и явлениями.

Обоснованность:

Основные направления обновления российского образования определены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», не могли не сказаться на структуре и, главное, содержании курса. Его содержание способствует в первую очередь решению поставленных перед школой широких социальных задач по воспитанию и обучению нравственных и предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В содержании курса нашло отражение важнейшее изменение в стандарте биологического образования — идея интеграции биологических знаний, изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе «человек – природа - общество».

Новизна:

Модернизация содержания учебника реализована в соответствии с нормативно-правовой базой, основу которой составляет Государственный стандарт основного и среднего полного общего образования. Широко применяются средства новых информационных и коммуникационных технологий на примерах использования космических снимков Земли, средства глобальной системы позиционирования (GРS-навигация) и интернет-ресурсыбиологической тематики.сведения о памятниках

Актуальность:

Биология. Животные – второй систематический курс биологии  в основной школе. В процессе изучения курса формируются представления об основных типах тканей, подробно рассматривается животная клетка, изучаются основные группы животных, их внутреннее и внешнее строение и значение в природе и жизни человека. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие биологических процессов. В результате изучения  курса у учащихся должна быть сформирована важная мировоззренческая идея о необходимости животных в природе и жизни человека.  Особое внимание уделяется месту и роли животных в жизни человека.

Программа «Биология. Животные» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».

Цель и задачи курса

         Основная цель «Биологии. Животные» — систематизация знаний о многообразии животных.

 Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

1. Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе изучения животного мира, его эволюционного развития на планете.

2. Самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникшими жизненными потребностями, применять их в повседневной жизни.

3. Сохранять видовой генофонд планеты, активно участвовать в акциях по защите животных.

4. Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение».

5. Включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала.

Сроки реализации программы:2013 – 2014 учебный год

Основные принципы отбора материала:рабочая программа составлена на основании Стандарта основного общего образования по биологии, соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ,  примерной программы основного общего образования по биологии, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

В целях решения задачи формирования биологически образованной личности в содержание курса и учебника интегрировано значительное число практических работ на уроках, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников и направлены на развитие познавательных интересов.

Курс «Биология. Животные» по своему содержанию отвечает решению триединой цели образовательного процесса: обучению, воспитанию и развитию биологически грамотной личности гражданина России.

Методы и формы обучения определяются некоторыми общими принципами:

-переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

-переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

- использоваться школьниками на практике, в их повседневной деятельности в условиях самообразования, при изучении других предметов.

Используются современные технологии обучения:здоровьесберегающие технологии,

педагогика сотрудничества, тестовые технологии, информационно-коммуникативное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, опережающего обучения, технология исследовательского обучения.

Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы.

Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, изучение учениками нового учебного материала с помощью интерактивных учебников, разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Виды уроков:

Уроки теоретического разбора темы по заданному  алгоритму.

Урок с элементами лекции.

Уроки-зачеты.

Уроки- практикумы.

Уроки изучения нового материала с мультимедийным  сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления изученного материала.

Уроки контроля знаний.

Урок применения знаний и умений

Комбинированный урок.

Количество часов, отведенное на  изучение учебного предмета:

Количество часов год – 70

Количество часов в неделю – 2 количество часов в:

- 1 четверти -16

- 2 четверти – 16

- 3 четверти – 20

- 4 четверти - 18

Курс биологии входит в образовательную область – естествознание.  

Изменений количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой: нет

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.

В рабочей программе прослеживаются логические связи предмета  биологии с курсами природоведения, истории, математики, краеведения, экологии, географии.

Предполагаемые результаты:

      Результаты обучения «Биология. Животные» полностью согласованы с современными «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.

         Соответствие программы курса биологии «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и «Требованиям к уровню подготовки выпускников» обеспечивается также согласованием содержания программ курсов природоведения (5 класс).

Система оценки достижений учащихся:знания учащихся оцениваются по  пятибалльной системе на каждом уроке. Для оценивания результатов обучения используются: фронтальный опрос, беседы, дискуссии, взаимоконтроль, оценка собственных достижений и умений, тестирование, практикумы, мониторинги контроля знаний и умений обучающихся, электронный контроль, зачеты, творческие работы, учебно-исследовательские проекты и др. Все пробелы в знаниях учащихся ликвидируются  на дополнительных занятиях.

Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся  положены объективность и единый подход.      В учебной деятельности обучающихся широко используются биологические практикумы,  нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, интерактивные карты, различные источники биологической информации.

      В систему оценки достижений обучающихся входят: пятибалльная система, зачет, портфолио.  

Инструментарии для оценивания результатов обученияследующие: индивидуальный и фронтальный опрос, эвристические беседы, практикумы, взаимоконтроль, тестирование, электронный контроль, творческие работы, исследовательские проекты, зачеты и т. д.

 При 5 - балльной оценке для всех установлены:

Общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3"

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100%      «4» - 61-86%      «3» - 35-60%         «2» - 0-34%

Инструментарий для оценивания результатов: практические работы,  тестовые задания, творческие работы, зачеты.

Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы

п/п

Тема уроков

Вид урока

Вид контроля

Количество

часов

Дата

Обязательный минимум содержания

Оборудование

Основные понятия и

термины

Самостоятельная

практическая

деятельность учащихся

план

факт

I. Общие сведения о мире животных – 5 часов

Зоология — наука о животных.

Вводный

Фронтальный опрос

1

4.09

Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных, вредителей с\х растений.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и жизни человека.

Учебник, рабочая тетрадь,

таблица, видеоматериал

Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, систематика, палеонтология, генетика.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах.

Комбинированный

Презентация

1

6.09

Давать определение понятию местообитания животного.

Называть основные среды жизни и называть животных, обитающих в них.

Приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

Учебник, рабочая тетрадь

Хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, растительноядные и плотоядные животные, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

Л\р №26»выявление приспособленности животных к среде обитания»

Задания №2, №3, №6. В рабочей тетради

Классификация животных. Основные систематические группы.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

11.09

Называть систематические категории.

Отличать классификацию растений от классификации животных

Объяснять значение  классификации животных.

Характеризовать этапы развития зоологии.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.

РефератыЗадания №1, №2, №3 в рабочей тетради

Влияние человека на животных.

Урок-практикум

Кроссворд

1

13.09

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Красная книга, заповедник, заказник, национальный парк.

Задание №5 в рабочей тетради

Краткая история развития зоологии. Вводный контроль знаний.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

18.09

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Аристотель,Паллас,Пржевальский.

Задания со свободным отчетом по выбору учителя

Клетка

Урок-практикум

Кроссворд

1

20.09

Перечислять основные органоиды клетки.

Называть роль в клетках основных органоидов.
Отличать клетки животных от клеток растений.

Дать определение термину ткани.

Называть основные виды тканей и характеризовать их.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Органоиды клетки, виды тканей.

Л\р «Рассмотрение животной клетки под микроскопом»

Задание №5 на стр 21

Ткани

Урок-практикум

Презентация

1

25.09

Дать определения терминам «орган» и «система органов»

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Доказывать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Орган, системы органов.

Задания №1, №2, №3 в рабочей тетради Задание №5 в рабочей тетради

Л\р «Рассмотрение  амебы под микроскопом»

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

27.09

Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образования цисты.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Одноклеточные и колониальные организмы, амеба.

Л\р «Рассмотрение зеленой эвглены» под микроскопом»

Класс Жгутиконосцы.

Комбинированный урок

Презентация

1

2.10

Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой

Называть условия обитания и способ передвижения.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Выделять условия усложнения у эвглены зеленой.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Эвглена зеленая, хламидомонада.

Домашний опыт «Выращивание простейших».

Тип Инфузории, или Ресничные.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

4.10

Называть функции органоидов инфузории туфельки.

Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки.

Доказывать, что инфузории более сложные организмы.

Выделять особенности размножения у инфузории.

Сравнивать различных представителей простейших.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Эктоплазма, эндоплазма, трихоцисты, конъюгация.

Л\р «Рассмотрение инфузории –туфельки под микроскопом»

Многообразие простейших

Комбинированный

Кроссворд

1

9.10

Перечислять меры, предупреждающие заболевание дизентерийной амебой и малярией

Характеризовать типы простейших,

высказывать предположение о том, что простейшие не вымирают.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Древние простейшие, жгутиконосцы, паразиты, циста, дизентерия, малярия, эритроциты.

12

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

1

11.10

Называть признаки кишечнополостных.

Объяснять значение термина «Кишечнополостные»

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела

Распознавать строение гидры.

Перечислять значение различных клеток.

Описывать особенности жизнедеятельности гидры

Объяснять по рисунку особенности регенерации и размножения гидры.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Симметрия тела

13

Пресноводная гидра.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

16.10

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Лучевая симметрия, безусловный рефлекс, раздражимость, регенерация, почкование.

14

Морские кишечнополостные.

Комбинированный

Презентация

1

18.10

Называть значение кишечнополостных,  в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать представителей типа кишечнополостных..

Характеризовать тип кишечнополостных.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Гидроидные, полип, медуза, коралловые полипы, сцифоидные медузы.

15

Зачет №1 по теме «Кишечнополостные»

23.10

Рабочая тетрадь

16

Тип Плоские черви. Класс ресничные черви..

Урок-практикум

Презентация

1

25.10

Называть функции систем внутренних органов и показывать по таблице эти системы.

Распознавать животных типа плоские черви.

Объяснять поведение белойпланарии.

Доказывать усложнение плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Двусторонняя симметрия, кожно-мускульный мешок, паренхима, мужская половая система, женская половая система.

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

30.10

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика.

Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека.

Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.

Характеризовать по плану  тип Плоские черви.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Сосальщики, цепни.

18

Тип Круглые черви.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

1.11

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к Круглым червям.

Объяснять меры профилактики заражения.

Характеризовать образ жизни Круглых червей.

Учебник, рабочая тетрадь

Гиподерма, кутикула, нервные стволы.

Л\р «Распознавание животных типа Круглых червей»

19

Тип Кольчатые черви.

Комбинированный

Кроссворд

1

13.11

Называть системы органов и распознавать их по рисункам.

Сравнивать строение Круглых и Кольчатых червей.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Сегменты, вторичная полость тела, гидроскелет, параподии, статоцисты.

Л\р «Распознавание животных типа Кольчатые черви»

20

Класс Малощетинковые черви

Индивидуальные задания

1

15.11

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Щетинки, железистые клетки, мускулатура.

Л\р « Определение принадлежность кольчатых червей к классам»

21

Обобщение знаний по теме «Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». Зачет №2

Урок - зачёт

Индивидуальные задания

1

20.11

Тестирование по темам Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

Рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Самостоятельная работа.

22

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок изучения нового материала

1

22.11

Распознавать и описывать животных типа Моллюсков.

Выделять особенности строения и функции моллюсков

*Объяснять малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Учебник, рабочая тетрадь

Двусторонне-симметричные, асимметричные, перламутр.

Л\р «Распознавание животных типа Моллюсок».

23

Класс Брюхоногие моллюски.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

27.11

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов моллюсков и знать функции, выполняемые ими

Определять приспособленность брюхоногих моллюсков к среде обитания.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Большой прудовик, голый слизень, мантийная полость.

Л\р «ОпЛ\Р «Выявление признаков определение моллюсков к классам»

24

Класс Двустворчатые моллюски

Комбинированный урок

Кроссворд

1

29.11

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Сравнивать по плану брюхоногих т двустворчатых моллюсков

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Биссус, сифоны, замок, личинка парусник.

Л\р «Определение принадлежности моллюсков к классам»

«Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания»

25

Класс Головоногие моллюски.

Комбинированный

Презентация

1

4.12

Называть функции головоногих моллюсков.

Выделять особенности строения головоногих моллюсков.

Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Замкнутая кровеносная система.

26

Класс Ракообразные. Общая характеристика членистоногих.

Урок-практикум

Индивидуальные задания

1

6.12

Распознавать животных типа Членистоногих.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

*Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Выделять отличие внутреннего строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Кутикула, панцирь, гемолимфа, головогрудь, брюшко.

Л\р « Распознавание животных типа Членистоногих»

«Изучение внешнего строения и многообразия  Членистоногих»

«Выявление приспособления у ракообразных к среде обитания»

27

Класс Паукообразные.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

11.12

Узнавать по рисунку системы внутренних органов паука.

Описывать внешнее строение паука и его жизнедеятельность.

Доказывать, что паукообразные – животные сложной организации.

Характеризовать практическое значение паукообразных.

Наблюдать за поведением пауков.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Простые и сложные глазки.

28

Класс Насекомые. Внешнее строение.

1

13.12

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выделять приспособления насекомых к среде обитания

Сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Характеризовать размножение насекомых.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Ротовой аппарат

29

Внутреннее строение насекомых

Комбинированный урок

Презентация

1

18.12

Учебник, рабочая тетрадь

Мальпигиевы сосуды.

Л\р «Выявление признаков у насекомых к среде обитания»

30

Типы развития насекомых.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

20.12

Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отрядов.

Выделять особенности развития насекомых

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Полное и неполное превращение.

31

Пчелы и муравьи — общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Комбинированный урок

Презентация

1

25.12

Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использование человеком.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.

Доказывать, что тутовый шелкопряд – домашнее животное.

Характеризовать меры по охране животных.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Рабочая пчела, матка, трутень.

Рефераты «Насекомые вокруг нас».

32

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

27.12

Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми..

Называть насекомых – переносчиков болезней человека и описывать их развитие.

Приводить примеры насекомых -  вредителей и описывать их развитие.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Тараканы, моль, вши, тля, слепни, оводы, энцефалит, сибирская язва.

33

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство Многоклеточные».

Урок-практикум

Индивидуальные задания

1

10.01

Учебник, рабочая тетрадь

34

Зачет №3

Урок-практикум

Индивидуальные задания

1

15.01

Тестирование по темам «Тип Моллюски,  Тип Членистоногие»

Учебник, рабочая тетрадь

Самостоятельная работа.

35

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

Урок изучения нового материала

Кроссворд

1

17.01

Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения ланцетника.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Хорда, скелет.

Л\р « Распознавание животных типа Хордовых»

36

Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

Урок изучения нового материала

Презентация

1

22.01

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Определять по рисунку места обитания рыб.

Характеризовать функции плавников рыбы.

Выделять особенности строения рыб.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Хрящевые и костные рыбы, внутренний скелет, боковая линия.

Р «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

37

Внутреннее строение костной рыбы.

Урок-практикум

Индивидуальные задания

1

24.01

Называть отделы и органы систем, их функции.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плавательного пузыря для косных рыб.

Выделять особенности строения рыб.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Позвоночник, ребра, скелет конечностей, плавательный пузырь.

38

Особенности размножения рыб.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

29.01

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проходных рыб.

Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Раздельнополые животные, яичники, икринки, молоки, семенники, сперматозоиды, живорождение, нерест.

39

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Комбинированный урок

1

31.01

Называть представителей хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водоемах Саратовской области.

Перечислять особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Доказывать, что хрящевые рыбы – древняя группа рыб.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

Учебник, рабочая тетрадь

, таблица, видеоматериал

Хрящевые рыбы (акулы, скаты), Осетровые, Лучеперые, Костистые, Лопастеперые, Двоякодышащие, Кистеперые.

40

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

5.02

Называть представителей промысловых рыб.

Называть рыб, разводимых в прудах и описывать их практическое значение.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Учебник, рабочая тетрадь

Рыболовство, акклиматизация, рыбоводство.

Рефераты «В мире безмолвия»

41

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Комбинированный

Кроссворд

1

7.02

Узнавать отряды скелета земноводных.

Описывать внешнее строение земноводных.

Выделять особенности строения земноводных.

Сравниватъ  скелет земноводных и костных рыб.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Легкие, круги кровообращения, холоднокровные животные.

Л\р «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

42

Строение и деятельность систем внутренних органов.

Комбинированный урок

Индивидуальные задания

1

12.02

Узнавать по  рисунку системы внутренних органов.

Описывать строение и функции систем внутренних органов..

Сравнивать строение систем внутренних органов.

Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

Учебник, рабочая тетрадь

Мозжечок,Мозг

43

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

14.02

Находить сходство в размножении           и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать по выделенным критериям головастика и взрослую особь.

Объяснять проявление метаморфоза у головастиков.

Сравнивать развитие рыбы и лягушки.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Развитие с превращением, головастик.

44

Многообразие земноводных

Урок-практикум

Презентация

1

19.02

Называть основные отряды земноводных и места обитания.

Объяснять приспособления различных земноводных к разным местам обитания.

Указывать причины сокращения данных животных и меры охраны.

Характеризовать роль амфибий в природе.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.

Л\р «Выявление приспособленности земноводных к среде обитания»

45

Урок обобщения

Зачет №4

1

21.02

Тестирование по темам Рыбы и Земноводные

Учебник, рабочая тетрадь

46

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы).

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

26.02

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

Сравнивать строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона.

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства

Характеризовать по плане земноводных и пресмыкающихся.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Роговая чешуя, линька, регенерация, мыщелок.

47

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

28.02

 Тот же критерий.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Желчный пузырь, печень, поджелудочная железа, ядовитый зуб, термолокатор, мочевая кислота.

48

Многообразие пресмыкающихся.

Комбинированный урок

Индивидуальные задания

1

5.03

Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Ящерицы, Змеи, Крокодилы, Черепахи.

49

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние пресмыкающиеся. Обобщающий урок

Комбинированный урок

Презентация

1

7.03

Приводить примеры ящеров и их среды жизни.

Называть причины вымирания ящеров..

Объяснять роль пресмыкающихся в жизни человека и необходимости их охраны.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Красная книга

Доклады «Роль ядовитых змей в жизни человека»

50

 Среда обитания. Внешнее строение птиц.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

12.03

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни человека.

Описывать приспособления внешнего строения для полета.

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять  причины расположения и строения мышц птиц.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Постоянная температура тела, миграция, клюв, перья.

Л\р «Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни»

51

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

Комбинированный урок

1

14.03

Выделять особенности строения скелета птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи  с полетом.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Пневматичность костей, цевка, пряжка, киль, грудина.

52

Внутреннее строение птиц.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

19.03

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность внутренних органов птиц к полету.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Объяснять, почему у птиц вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Зоб, железистый и мускульный желудки, трахея, бронхи, воздушные мешки, экстраполяция.

53

Размножение и развитие птиц.

Урок-практикум

Индивидуальные задания

1

21.03

Называть этапы развития яйца и зародыша.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Яйцо, выводковые и гнездовые птицы, гнездование, миграции, зимовка, токование, перелетные птицы.

Доклады «Перелетные птицы нашего края».

54

Годовой цикл.    Сезонные явления в жизни птиц.

Урок-практикум

Фронтальный опрос

1

2.04

Учебник, рабочая тетрадь

55

Многообразие птиц

Комбинированный урок

Презентация

1

4.04

Называть экологические группы птиц.

Определять особенности строения птиц различных экологических групп

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Птицы леса, открытых пространств, водоемов, побережий, болот.

Л\р «Выявление приспособленности птиц к среде обитания»

56

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

9.04

Перечислять роль птиц в природе и жизни человека

Приволить примеры хозяйственных шгрупп и пород кур.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Находить сходство в строении птиц и пресмыкающихся.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Растительноядные, насекомоядные, хищные, домашние птицы.

Л\р «распознавание домашних птиц»

57

Зачет №5  по теме «Птицы»

Индивидуальные задания

Тестирование

1

11.04

Рабочая тетрадь

58

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

Урок изучения нового материала

1

16.04

Называть общие признаки млекопитающих.

Называть функции желез млекопитающих.

Описывать строение кожи.

Выделять особенности внешнего строения.

Сравнивать внешнее строение млекопитающих и рептилий

Учебник, рабочая тетрадь

Лицевой и черепной отделы головы, шерсть, вибриссы, железы, парные конечности.

59

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

18.04

Узнавать по рисункам системы внутренних органов и перечислять их функции.

Пояснять различия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.

Выделять особенности внутреннего строения.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Полушария мозга, диафрагма, скелет, мышцы.

60

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Комбинированный урок

Презентация

1

23.04

Те же критерии

Учебник, рабочая тетрадь,

Четырехкамерное сердце, почки, мочеточники, мочевой пузырь.

Л\р «Изучение внутреннего строения млекопитающих»

61

Размножение и развитие млекопитающих.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

25.04

Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить сходство в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Плацента, парные семенники, яичники, линька, миграции, спячка.

62

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

30.04

Доказать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

Характеризовать размножение и развитие зародыша.

Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.

Называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие.

Перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.

Описывать строения и жизнедеятельность      первозверей.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Млекопитающие, сезонные изменения

Л\р « Распознавание домашних животных»

63

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Комбинированный урок

1

2.05

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Находить сходство между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Насекомоядные, Грызуны, Рукокрылые, Зайцеобразные.

Рефераты «Разнообразный животный мир суши».

64

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

7.05

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающих.

Сравнивать отряды млекопитающих.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица

Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, рога, копыта.

Рефераты «Среди дельфинов».

65

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

Комбинированный урок

Презентация

1

14.05

Называть общие черты строения приматов.

Доказывать, что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Учебник, рабочая тетрадь, таблица, видеоматериал

Человек разумный, ногти, мимика, жесты.

66

Экологические группы млекопитающих

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

1

16.05

Распознавать и описывать домашних зверей.

Называть промысловых животных.

Описывать меры по охране животных и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих.

Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека.

Учебник, рабочая тетрадь

Животноводство, КРС, породы, заповедники, зоопарки.

67

Значение млекопитающих.

Зачет №6

Комбинированный

Презентация

1

21.05

Перечислять основные экологические группы зверей.

Перечислять и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Рабочая тетрадь, видеоматериал

Среда обитания, экологическая группа

68

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

23.05

Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных организмов в отличии от одноклеточных

Учебник, рабочая тетрадь, видеоматериал

Эволюционная теория.

69.

Обобщающий урок

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

28.05

Учебник, рабочая тетрадь

70.

Обобщающий урок

Комбинированный

Фронтальный опрос

1

30.05

Учебник, рабочая тетрадь

Итого:

70

Из них:

 Лабораторных работ

13

 Экскурсий

1

 Зачетов

6

        Проектная деятельность.

№ п/п

Тема

Вид деятельности

Сроки, даты

1.

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана

Проект

Февраль

2.

Значение и охрана птиц.        

Проект

Апрель

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя

Учебно-методический комплект:

1.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , В.С. Кучменко. Биология: Животные: Учебник для 7 класса. М.: Вентана-Граф, 2009

2.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , В.С. Кучменко. Биология: Животные: Рабочая тетрадь  для 7 класса. М.: Вентана-Граф, 2009

3.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , В.С. Кучменко. Биология: Животные: Методическое пособие. М.: Вентана - Граф, 2008.

Электронные учебные пособия:

1.Интерактивное наглядное пособие: «Позвоночные животные»

2.Интерактивное наглядное пособие: «Беспозвоночные животные»

3.Мультимедийное учебное пособие «Живой организм»

4.Мультимедийное учебное пособие «Многообразие живых организмов»

5.Интерактивные карты.

6.Интернет-ресурсы:

 - http://allabiolog.ucoz/ru/index/0-27

 - http://college.ru/pedagogam/modeli-urokov/po-predmetam/566/3365/

- http://biolog188.narod.ru/botanika.htm

- http://biologymoskow.ucos.ru/

- http://modernbiology.ru/

- biol50.narod.ru

- http://biovaneeva.ucoz.org/

- http://svkusheva2010.ucoz.ru/

Учебно-методическая литература для учителя:

1.Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2000

2.Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие. – М.Дрофа, 2009

3.Кудинова Л.М.Олимпиадные задания по биологии 6-11 классы – Волгоград:Учитель,2007

4.Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников.  – Ярославль: «Академия развития»,2003

Дополнительные пособия:

1.Дидактические карточки для индивидуальной работы. Биология 7 класс.

2.Таблицы по зоологии.

3.Микропрепараты:

- Гидра.

- Инфузория туфелька.

-Простейшие.

-Эвглена.

- Конечность пчелы.

- Вольвокс.

-Циклоп.

-Ротовой аппарат комара.

-Животная клетка.

-Дробление яйцеклетки.

-Кровь лягушки

-Гладкие мышцы.

-Однослойный эпителий.

4.Муляжи

5.Модели

6.Микроскопы

Основные информационные источники для обучающихся:

Учебно-методический комплект:

1.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , В.С. Кучменко. Биология: Животные: Учебник для 7 класса. М.: Вентана-Граф, 2009.

2.Константинов В.М., Бабенко В.Г. , В.С. Кучменко. Биология: Животные: Рабочая тетрадь  для 7 класса. М.: Вентана-Граф, 2009

Электронные учебные пособия:

1.1С: Репетитор.Биология.

Интерактивные карты

Интернет-ресурсы:

- http://allabiolog.ucoz/ru/index/0-27

 - http://college.ru/pedagogam/modeli-urokov/po-predmetam/566/3365/

- http://biolog188.narod.ru/botanika.htm

- http://biologymoskow.ucos.ru/

- http://modernbiology.ru/

- biol50.narod.ru

- http://biovaneeva.ucoz.org/

- http://svkusheva2010.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...